Научная статья на тему 'Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы'

Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРИНЦИПЫ И ЛОГИКА УПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INVESTMENT AND CONSTRUCTION SECTOR / ECO-NOMIC INTERESTS / MANAGEMENT PRINCIPLES AND LOGIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков Виталий Владимирович

Рассмотрены вопросы приведения в соответствие нового содержания инвестиционно-строительной деятельно-сти современной России с организационными формами управления ее развитием, консолидации экономических интересов участников инвестиционно-строительной сферы. Разработаны принципы и логика проектирования организационной структуры управления совместной деятельностью ее участников. Принципы проектирования организационных структур дополнены следующими принципами: открытость, структурное резервирование, само-достаточность, перспективное преимущество, измеримость и подконтрольность результатов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF THE INNOVATIVE DEVEL-OPMENT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION SPHERE

The article deals with the problems of bringing to conformity the new content of the investment and construction activity of modern Russia with the organizational forms of control of its development, and the consolidation of the economic in-terests of the participants of the investment and construction sector. The author works out the designing principles and logic of the organizational structure to manage the synergy of its participants. The designing principles of organizational structures are supplemented with the following ones: openness, structural redundancy, self-sufficiency, prospective ad-vantage, measurability and accountability of results.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы»

предполагает управление всеми процессами, прежде всего образовательной средой, инфраструктурой, улучшением процессов, а также проведением корректирующих и предупреждающих действий, мониторингом, измерением и анализом процессов. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.8 заложено требование рассмотрения как самостоятельных процессов мониторинга, измерений, анализа и улучшений, но, на наш взгляд, это части любого процесса. Если их выделить в отдельный процесс, то может произойти дублирование функций в каждом процессе и организации в целом, на этой почве могут возникнуть лишние затраты и противоречия, поскольку цикл управления будет разорван. Обособление этих процессов в стандарте, как нам представляется, подчеркивает необходимость их систематического осуществления, чем определяется их важность в рамках системы. Очевидно, что деятельность образовательного учреждения по измерению, анализу и улучшению является неотъемлемой составной частью основных и вспомогательных процессов.

Если принято решение о внедрении процессного подхода, то в вузе следует выявить все функции, в противном случае могут выпасть те или иные функции. Если они являются лишними для образовательного учреждения, то это можно рассматривать только как положительный фактор. Если же выпадают нужные функции, то это ведет к нарушению процесса

управления и, как следствие, к недоработкам. Наименее значимые процессы могут не приниматься во внимание.

Насколько бы ни была типичной система управления организацией, но разработка процессного подхода является сугубо индивидуальной, уникальной. Поскольку в каждой организации существует своя специфика менеджмента, то эта специфика будет зафиксирована в процессном подходе, поэтому применить его в другой организации невозможно, он останется нефункционирующим. Таким образом, разработка процессного подхода в каждой организации - это ее ноу-хау, которым не смогут воспользоваться другие организации. Скопировать или ввести чужие процессы невозможно, да и не нужно, поскольку они будут несовместимы с данной организацией. Едиными могут быть только подходы к системе управления. Тиражирование процессного подхода, разработанного в одном образовательном учреждении, приемлемо, когда создается сеть однотипных организаций, построенных на общих принципах управления. Реализация однотипных процессов возможна в филиалах, институтах, созданных при академии или университете. Вся деятельность учебного заведения, как и любой другой организации, может быть разбита на процессы. Процессный подход служит важнейшим действенным инструментом повышения качества высшего профессионального образования.

Библиографический список

1.ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008. 65 с.

2.Джорж С., Ваймерских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) СПб., Виктория плюс, 2002.

256 с.

З.Куликов Ю.А., Хачатуров А.Е. Экономические аспекты качества // Методы менеджмента качества. 2001. №5. С.15-20.

УДК 332.62(47)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

В.В.Пешков1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы приведения в соответствие нового содержания инвестиционно-строительной деятельности современной России с организационными формами управления ее развитием, консолидации экономических интересов участников инвестиционно-строительной сферы. Разработаны принципы и логика проектирования организационной структуры управления совместной деятельностью ее участников. Принципы проектирования организационных структур дополнены следующими принципами: открытость, структурное резервирование, самодостаточность, перспективное преимущество, измеримость и подконтрольность результатов деятельности. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм; инновационное развитие; инвестиционно-строительная сфера; экономические интересы; принципы и логика управления.

1 Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, проректор по научной работе, тел.: 89025163672.

Peshkov Vitaly, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Real Estate Expertise and Management, Pro-Rector for Research, tel.: 89025163672.

FORMATION FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION SPHERE V.V. Peshkov

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the problems of bringing to conformity the new content of the investment and construction activity of modern Russia with the organizational forms of control of its development, and the consolidation of the economic interests of the participants of the investment and construction sector. The author works out the designing principles and logic of the organizational structure to manage the synergy of its participants. The designing principles of organizational structures are supplemented with the following ones: openness, structural redundancy, self-sufficiency, prospective advantage, measurability and accountability of results. 3 figures. 1 table. 5 sources.

Key words: organizational and economic mechanism; innovative development; investment and construction sector; economic interests; management principles and logic.

Основной методологической посылкой формирования организационно-экономического механизма инновационного развития инвестиционно-строительной сферы является соблюдение следующих базовых философских принципов: взаимного соответствия формы и содержания и единства и борьбы противоположностей. Первый из названных постулатов призван привести в соответствие новое содержание инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) современной России, а также региональные особенности, прямо и косвенно влияющие на состояние инвестиционно-строительной сферы, с организационными формами управления ее развитием. Второй - касается, главным образом, разработки управленческого инструментария, призванного осуществлять режим балансировки экономических интересов участников инвестиционно-строительной сферы. Экономические интересы представляют собой динамичную категорию, подверженную влиянию внешних и внутренних факторов [1]. Консолидация экономических интересов участников инвестиционно-строительной сферы принципиально возможна лишь в случае принятия ими основных стратегических установок развития, отвечающих объективно имеющемуся потенциалу развития, содержанию и структуре общественных потребностей в результатах ИСД.

Рассмотрим совокупность работ и услуг инвестиционно-строительной сферы, требующих координации на региональном уровне. При этом заметим, что в отношении нового строительства и управления недвижимостью организационные формы и модели уровня основных хозяйствующих субъектов детально рассмотрены в ряде трудов Московского государственного строительного университета, Государственного университета управления, Академии народного хозяйства, Международного института строительства [2, 3, 4]. Что же касается координации и в целом управления взаимодействием участников инвестиционно-строительной сферы, то этот вопрос пока остается за рамками детальных исследований.

В целях разработки методологических требований к процессу формирования организационно-экономических механизмов управления инвестиционно-строительной сферой представим в формализованном виде способ управления (координации) взаимодействием участников ИСД.

Способ управления инвестиционно-строительной сферой (Б^ на практике определяется в зависимости от видов инвестиционно-строительных проектов (РД их стоимости (С]), качества (К]), месторасположения (МД позиционирования на рынке типа пользователей (Ц), организационно-правовых форм контрагентов (Ок). То есть

= Р(Р], С К, М], Ц, Ок).

Если абстрагироваться от фактора «типа пользователя», то остальные факторы можно свести к понятию класса объекта недвижимости 0 - индекс объектов). При этом понятие класса объекта мыслится как преобразование отдельных полезных признаков в некоторый устойчивый количественный показатель, характеризующий качество объектов.

Под признаками объектов, реализуемых в рамках инвестиционно-строительных программ территориального развития, понимается совокупность их количественных и качественных характеристик, их функциональные особенности, обуславливающие месторасположение, объемно-пространственную структуру, размеры и эксплуатационные особенности.

Общий принцип определения класса, который является качественной характеристикой сооружения по отдельным архитектурно-строительным и эксплуатационным признакам, может быть выражен в виде системы полезных признаков. В качестве неизменного (инвариантного) признака принимается основное функциональное значение сооружения (например, многоквартирный дом с множеством собственников, индивидуальный коттедж или дача для летнего проживания), определяющее его структуру в целом независимо от классификационного подразделения.

Количество признаков и их характеристика неразрывно связаны с назначением здания и сложностью его архитектурно-строительной и функциональной структуры. Однако почти для всех видов архитектурных сооружений может быть предложена общая укрупненная группировка полезных признаков с последующим их подразделением на отдельные элементы.

Как указывалось выше, способ управления инвестиционно-строительной сферой, являясь по существу основой организационно-экономических механизмов, помимо зависимости от класса объекта определяется типом пользователей и организационно-правовыми

формами основных участников инвестиционно-строительной сферы. Проведенный анализ ИСД в Иркутской области позволил выявить новые тенденции, носящие устойчивый характер. Так, в практике управления все шире используется метод делегирования полномочий; стремление все учесть и запланировать уступает место допущению возможности изменений, а главным становится готовность извлечь пользу из непредвиденных обстоятельств; иерархические отношения, в особенности с органами власти, замещаются партнерскими; частные интересы преобразуются в консолидированные. Эти тенденции, разумеется, изменяют и систему отчетности: происходит переакцентировка с технических и дробных показателей на обобщенные результирующие [5]. Также иначе выглядят принципы оценки принятых управленческих решений: оценка «снизу - вверх» как суммирование наиболее полного множества деталей преобразуется в принцип «сверху - вниз», акцентирующий внимание на оценке качества результата. Обобщим основы традиционной и новой логики в таблице.

гические альянсы, заключение обычных контрактов и т.д., нацелена на длительные связи. Связи, устанавливаемые на основе совместной инвестиционно-строительной программы территориального развития, являются важным элементом формирования организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы. В то же время следует уточнить, что совместное долговременное развитие хозяйствующих субъектов, объединенных целями развития, по-видимому, является одним из ответов на вопрос, как справиться с всеобщей конкуренцией и объективно присущими ей потерями. Оно повышает гибкость в отношениях «продукт - рынок», уменьшает затраты на разработку и имеет большие возможности для выполнения работ или оказания услуг лучшего качества.

Когда формируются долгосрочные партнерские связи (ДПС), участники имеют возможность инвестировать работы друг друга, совместно использовать материально-технические, трудовые и информационные ресурсы, развивать сотрудничество в области

Сравнение традиционной и новой логики управления инвестиционно-строительной сферой

Таблица 1

Сфера Традиционная логика Новая логика

Неопределенность Должна быть предупреждена или скрыта. Рассматривается как неизбежное зло. Выделяется в отдельную дисциплину типа «управление риском» Открыто признается как часть реального мира. Рассматривается как наиболее увлекательная и важная часть управления и планирования. Детально анализируется (т.е. в соответствии с известными законами природы) и интегрируется в процесс планирования

Количественные расчеты Все, что может быть подсчитано, должно быть подсчитано в деталях. Неизмеримые показатели ограничиваются при помощи соответствующих предварительных условий Все показатели в основном оцениваются в статистической форме. Существенные факторы делятся на измеримые и неизмеримые. Незначительные факторы без необходимости не рассматриваются

Внешние и внутренние предпосылки Предпосылки обычно трансформируются в твердые предварительные условия (чтобы обеспечить возможность расчета параметров), при отсутствии гарантии реальности этих условий Предпосылки с большой детальностью. Постоянно оценивается их неопределенность и требуемые для них условия

Оценивание Интуитивные оценки используются в случае крайней необходимости, отсутствуют формальные требования к таким оценкам Оценивание, включая интуитивное, производится с использованием методов, предотвращающих необъективность

Кооперация Контрактные формы отношений, следование корпоративным интересам, конкуренция Создание стратегических альянсов, следование интересам территориального развития, транспорентность отношений, сотрудничество

Совместное развитие в рамках партнерского способа организации быстро становится новым видом кооперации участников инвестиционно-строительной сферы и доминантным признаком, определяющим тип организационно-экономического механизма управления.

Эта форма в отличие от других, таких как присоединение, слияние, совместные предприятия, страте-

инноваций, синхронизировать производственные программы, календарные планы и др. В этой связи возрастает взаимозависимость партнеров, их транспо-рентность, доверие и солидарность. Если обратиться к основам теории устойчивого развития, то можно рассчитывать на создание условий реализации универсального принципа существования систем реального мира - принципа резонансной синхронизации.

Учет целевой составляющей ДПС как требуемого качества управления инвестиционно-строительной сферой в современных условиях, позволяющего развивать ее функциональные возможности, повлечет необходимость соответствующих организационных изменений (рис. 1).

Оценка потенциала развития ДПС

Участие в прибылях и убытках

Закрепление договорных обязательств сторон

Информацион-

ный мониторинг

4. Организация на постоянной основе взаимодействия контролирующих подразделений ДПС.

5. Частичное объединение финансовых потоков, их взаимозамещение, своп.

6. Создание фондов и резервов ДПС и др. Заметим, что резервирование позволяет повысить

Трансфера-бельность

Симметрия рисков

Участие в наблюда-

тельных и эксперт-

ных советах, коор-

динационных

группах и др.

Информированность

Оптимизация партнерских связей

Повышение

технологичес-

кого уровня

Взаимный контроль технологических процессов

Создание специа-

лизированных

совместных

предприятий

Совместные инновационные программы

Рис.1. Причинно-следственный анализ основных тенденций изменения организационного механизма управления инвестиционно-строительной сферой

Следствием их систематизации является разработка требований к организационно-экономическому механизму управления инновационным развитием инвестиционно-строительной сферы:

1. Делегирование в координационные службы квалифицированных представителей ДПС.

2. Создание совместных координационных органов, специализированных предприятий (к примеру, транспортных и др.), интегрированных бизнес-групп, девелоперских компаний, коллективных фондов и пр.

3. Формирование временных творческих коллективов, представляющих интересы участников инвестиционно-строительной сферы, в целях разработки и реализации инвестиционно-строительных программ территориального развития.

надежность хозяйственной системы по сравнению с надежностью составляющих ее элементов. Необходимость резервов в виде запаса прочности очевидна в технических системах, их наличие в производстве, экономике и финансах также неоспоримо. Гораздо менее очевидна необходимость резервирования в практической организационной деятельности. В этой области акценты расставлены на решении проблемы улучшения производственно-экономической деятельности (использования имеющихся запасов и ускорения оборачиваемости оборотных средств и др.). В то же время среди многих видов резервирования основными являются: структурное резервирование, при котором повышение надежности объекта достигается использованием избыточных структурных элементов;

функциональное резервирование, при котором используется способность элементов выполнять дополнительные функции. Например, совмещение профессий в Координационном Центре (сметной - договорной - контрольной функций) или в ДПС, имея в виду переключение на выполнение тех или иных работ. Это особенно актуально в сфере управления жилой недвижимостью, ибо она является одной из составных частей системы жизнеобеспечения страны, ее устойчивого и безопасного развития.

Выявленные требования к организационно-экономическому механизму управления инвестиционно-строительной сферой, отражающие сформулированные в результате проведенного анализа основные тенденции, позволяют разработать принципы и логику проектирования организационной структуры управления совместной деятельностью ее участников.

Традиционные представления принципов проектирования организационных структур [2] охватывают:

1. Определение основы проектирования - координационных функций, как отражения целей и задач развития инвестиционно-строительной сферы.

Анализ общепринятых подходов и их использования в сложившейся практике хозяйствования позволяет сделать вывод о необходимости дополнения их такими принципами, как открытость, структурное резервирование, самодостаточность, перспективное преимущество, измеримость и подконтрольность результатов деятельности. Последний из названных принципов обязателен, ибо невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Еще более немыслимо корректировать управленческое воздействие без оценки его результатов. Что касается принципа самодостаточности, он отражает не только функциональную, финансовую, кадровую, материально-техническую укомплектованность ИСД, но и свойство взаимодополняемости участников ДПС. Учет названных принципов тем актуальнее, чем шире проникает идеология устойчивого развития во все сферы хозяйствования. Речь идет о реализации глобального закона устойчивого развития - резонансной синхронизации системы природа - общество - человек. Схематично принципы проектирования организационных структур координирующего типа представлены на рис. 2.

2. Характеристику основных свойств проектируемой организационной структуры, имея в виду необходимую адаптивность, гибкость, эластичность.

3. Требования к построению: иерархичность, кооперацию, нормы управляемости, вариантность.

На основе проведенного анализа, а также с учетом принципов организационного проектирования сформируем логику организационного проектирования. Она состоит в:

- разработке функциональной модели как механизма реализации поставленных целей и задач;

- проектировании организационных структур, позволяющих полно и взаимосогласованно реализовы-вать функции управления;

- моделировании деятельности по всему спектру функциональных и ситуационных технологий;

- проектировании коммуникационных сетей (связей), включая ДПС.

Схематично логика организационного проектирования представлена на рис.3.

Основным методом организации работ Координационного Центра является метод проектного управления, так как логика реализации научных основ управления инвестиционно-строительной сферой, рассмотренных автором, характеризуется неповторимостью инвестиционно-строительных проектов, включаемых в

программу развития, их разнокачественностью, а следовательно, и специфичностью состава и структуры работ по их координации. Это значит, что технология и организация работ должны строиться исходя из состава и последовательности выполнения работ по подготовке и совместной реализации проектов расширенного воспроизводства инвестиционно-строительной сферы.

Предлагаемый метод проектного управления в сочетании с классическим матрично-целевым построением рабочих структур управления проектами определяет структуру планирования, финансовую, коммерческую, информационную, и иные виды деятельности, делая их однородными, удобными для управления и ориентированными на конечный результат.

Библиографический список

1. Пешков В.В.Экономические интересы в инвестиционно-строительной сфере // Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53). С. 74-77.

2. Каманкин В.П. Экономические интересы развитого социалистического общества. М.: Мысль, 1978. 119с.

3. Лоренс Дж. Гитман, Майкл Д.Джонк. Основы инвестирования. М.: 1997. 990 с.

4. Марголин А.М. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Мелиорация и водное хозяйство, 1997. 97 с.

5. Пешкова М.В. Инновации и инвестиционная привлекательность жилищного строительства // Вестник ИрГТУ. 2011. №1. С.190-195.

УДК 330.332

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЫНКА

л о

М.В.Пешкова1, О.А.Комарова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследованы вопросы управления как системы целенаправленных мер воздействия на экономическую систему на всех ее иерархических уровнях. Выделены факторы государственного управления, снижающие эффективность инвестирования в России. Обобщены направления дальнейшего развития инвестиционной политики. Ил. 4. Табл. 3. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная сфера; экономическая система; факторы государственного управления; инновационное развитие.

GOVERNMENT CONTROL FEATURES OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION SECTOR UNDER CONDITIONS OF THE DEVELOPING MARKET M.V. Peshkova, O.A. Komarova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article studies the problems of management as a system of task-oriented measures to effect the economic system at all its hierarchical levels. The factors of government control that reduce the investment efficiency in Russia are identified. The courses of further development of investment policy are summarized. 4 figures. 3 tables. 9 sources.

Key words: investment and construction sector; economic system; factors of government control; innovative development.

Развитие экономических систем требует систематической стратегической ориентации, координации, стимулирования и контроля. Раскрытие потенциала развития всех сфер общественного производства, их взаимоувязка, обеспечение баланса интересов и гармонизация отношений составляют в теоретическом плане суть отношений государственного управления. В практической плоскости государственное управление выступает как система целенаправленных мер воздействия на экономическую систему на всех ее иерархических уровнях. Системность выражается в охвате всех регионов, сфер и отраслей национальной экономики, использовании всего арсенала кредитно-финансовых, денежных, инвестиционных, налоговых, правовых, информационных рычагов воздействия в диапазоне от административных (прямого действия) до экономических (всеобщих) форматов применения. Их сочетание зависит от конкретных условий, целей и приоритетов развития. Рассмотрим, как реализуется

государственная функция управления в инвестиционно-строительной сфере.

Современный формат строительства в России не имеет юридического оформления, то есть не существует де-юро, а существует де-факто. Конечной продукцией строительства являются построенные и готовые к эксплуатации основные производственные и непроизводственные фонды, в создании которых принимают участие резиденты и нерезиденты, различные юридические и физические лица. Рядом проведенных исследований установлено [6, 7,8], что потенциал строительства, трактуемый в расширительном смысле как инвестиционно-строительная сфера экономики, в значительной степени не исчерпан. Строительство по-прежнему существенно запаздывает в развитии, как в технологической и организационной, так и в административной проекциях деятельности.

Поскольку Россия реализует принципы рыночной экономики, то о прямом управлении ее инвестицион-

1Пешкова Мария Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: eunexpert@istu.edu

Peshkova Maria, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: eunexpert@istu.edu

2Комарова Ольга Андреевна, аспирант, e-mail: expertiza@istu.edu Komarova Olga, Postgraduate, e-mail: expertiza@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.