Научная статья на тему 'Формирование опыта собственной деятельности будущего учителя'

Формирование опыта собственной деятельности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование опыта собственной деятельности будущего учителя»

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Э.Ф. Матвеева,

кандидат педагогических наук

доцент кафедры неорганической и органической химии Астраханского государственного университета

Основными умениями студентов являются умения приобретать и применять знания. Именно на четвертом курсе у студентов появляется возможность осуществить перенос знаний и умений из других предметов в область методики. Например, перенос знаний психологических особенностей школьников, индивидуальных качеств учителя, знаний дидактики учебно-воспитательного процесса. На это неоднократно обращали внимание ведущие педагоги [1, 3, 4].

Одной из важнейших задач методической дисциплины является знакомство студентов с поиском и использованием на уроках эффективных методов и методических приемов, применением разнообразных форм обучения, направленных на формирование у учащихся активной позиции в учебной деятельности. В процессе обучения важная роль принадлежит формам и методам, в основе которых разумное сочетание эвристического и алгоритмического, воспроизведения и творчества. Для активизации познавательной деятельности учащихся большое значение имеют поисковые методы и проблемное обучение, самостоятельные работы и развитие воспроизводящей и творческой деятельности. В связи с этим на первом занятии по методике мы разъясняем студентам целесообразность и эффективность систематической, самостоятельной работы.

В течение всех лет обучения студент «погружается» в изучение множества дисциплин. Насколько эффективно проходит обучение? Имеется ли взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами? Использует ли студент ранее приобретенные знания и умения? Или ему «удобно» отсиживаться на занятии? Как преломляются приобретаемые знания в его собственном опыте? Как влияет этот «собственный опыт» на самоутверждении в выборе профессиональной деятельности? Много вопросов, и не меньше противоречивых мнений по поводу места или методики изучения той или иной дисциплины.

В предлагаемой статье речь пойдет об учебной деятельности, в ходе которой происходит не только осознание сущности изучаемого материала, но и реконструирование и интегрирование приобретаемых знаний и умений. Таким образом формируется опыт собственной деятельности, направленной на освоение профессии педагога.

Концепция самореализации личности рассмотрена Б.С. Гершунским в контексте ценностно-целевой парадигмы. «Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что, в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому се-

бе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации в целом» [2, с. 5].

Рассмотрим взаимосвязь основных видов учебной деятельности с конкретными профессиональными функциями.

1. Информационная функция - работа с научной, психолого-педагогической литературой. Выступление перед группой. Ознакомление с различными видами и формами обучения.

2. Проектировочная функция - разработка творческих проектов (конкретной образовательной технологии обучения, отдельного приема обучения, дидактических средств обучения и т.д.).

3. Ориентационная функция - самостоятельные работы студентов (с использованием ориентиров: алгоритмов действий, правил-инструкций, литературного поиска и т. д.).

4. Конструктивно-интегративная функция -составление аннотаций педагогических технологий обучения. Разработка технологических карт тем и отдельного урока, логико-структурного анализа химического эксперимента, планирования и алгоритмизации решения химических задач. Создание учебно-методического комплекса к теме.

5. Организаторская функция - моделирование фрагментов уроков с активным участием студентов. Проведение уроков в спецклассах базовых школ.

6. Коммуникативная функция - участие в интерактивных занятиях, в моделировании элементов учебно-воспитательного процесса.

7. Развивающая функция - разработка проблемных заданий. Участие в проблемных дискуссиях в ходе занятий, выполнение учебно-исследовательских заданий.

8. Гностическая функция - изучение содержания межпредметного материала, специфики форм и методов обучения предметов естественнонаучного цикла.

9. Исследовательская функция - разработка, защита, апробация (по мере возможности) дидактических средств обучения с целью дальнейшего мониторингового исследования (в ходе лабораторных занятий, проведения уроков, факультативов, кружков в школе).

10. Результативно-оценочная функция - участие в обсуждениях, анкетировании, анализе (литературных источников, учебных заданий, результатов обучения), тренинге, аутомониторинге.

Основными формами обучения являются учебные дискуссии, защита проектов, тренинги, моделирование, индивидуальные и групповые формы и работа в парах сменного состава.

Календарно-тематическое планирование по курсу методики обучения химии рассчитано примерно на 38 учебных лабораторных занятий (по 2-3 часа, в зависимости от учебного плана) в ходе трех семестров (4 ч., 4 ч., 3 ч.). По назначению первые занятия должны быть мотивационными, так как происходит ознакомление с целями, задачами, структурой курса методики, с основными требованиями к занятиям и отчетности. Весь процесс обучения должен базироваться на принципе активного участия студентов в освоении профессиональных знаний и умений и на принципе обратной связи в системе сотрудничества обучаемых и обучающего.

Реализация принципа активного участия в процессе обучения акцентирована на ознакомление с функцией учителя по управлению и руководству активной деятельностью учащихся, изучение и апробацию новых педагогических технологий.

Учитывая недостаточный уровень подготовки студентов к восприятию методических знаний, с целью их дальнейшей профессиональной ориентации мы на первом занятии знакомим их с понятием «коэффициент участия в освоении методического курса». Выполнению различных видов деятельности способствует комплексное (дидактическое) обеспечение курса «Теории и методики обучения химии»: программа курса (цели, содержание, блок самообразовательной подготовки и блок контроля знаний); планирование форм и методов обучения; планы семинаров; рекламные проспекты отдельных педагогических технологий; темы для творческих заданий; темы курсовых и дипломных работ; список основной и дополнительной литературы; аннотированный указатель «Из опыта работы» и т.д.

Обязательным элементом каждой дисциплины является контроль знаний. Хорошо, если студент будет заранее знаком с предполагаемыми методами контроля, например, анкетирования (анкета-разведка, анкета-поиск суждений, анкета-прогноз и т.д.), программированного контроля знаний; выполнения заданий «Проверь свою эрудицию», рубежного контроля, сочетания индивидуальной и коллективной форм работы.

В ходе такой системы обучения происходит постоянная ориентация обучаемых на оценивание собственного процесса обучения - анализ приобретаемых знаний с точки зрения практической направленности, освоение системных знаний школьного курса химии и методики обучения, использование знаний дисциплин психолого-педагогического цикла. Большое внимание уделяется совершенствованию культуры речи, грамотному оперированию химическими терминами, проведению и структурно-логическому анализу химического эксперимента.

Занятие может состоять из 4 этапов: вводный, обучающий, результативно-рефлексивный и самоподготовительный (самоподготовка к следующему занятию).

Вводный этап занятия является допуском к изучению нового материала. Здесь возможны методы

актуализации знаний и умений, методы контроля знаний, методы, стимулирующие мотивацию. Сценарий обучающего этапа зависит от системы целей, методов и содержания занятия. Результативно-рефлексивный этап позволяет подвести итоги, сориентированные на успех. В конце занятия обязательно отводится время на получение домашнего задания, осознание его специфики и самоподготовку, в основе которой лежит система ориентировочных действий. Для успешности организации и проведения самоподготовки имеется система ориентиров в виде разработанных модулей (о них будет сказано несколько ниже, модули позволят соединить первый и четвертый этап занятия или помочь студенту подготовиться к занятию).

Обычно первое занятие по курсу методики с позиции студента проходит пассивно. Студент слушает преподавателя, делает записи, в лучшем случае два-три студента могут включиться в дискуссию о школе. Такова действительность. Первое занятие -это первое погружение в дисциплину. Насколько осознанно и насколько эффективно оно пройдет, зависит прежде всего от преподавателя (его стратегии), затем от подбора группы студентов, их сформировавшейся активности к моменту обучения курсу методики обучения химии. Для того чтобы научиться профессионально мыслить и действовать, необходимо владеть терминологическим аппаратом, культурой речи. Курс методики позволяет перевести ранее приобретенные знания и умения на более высокий уровень - оперирование ими. Так «оживают» психолого-педагогические и специальные знания и умения. В связи с этим, сценарий первого занятия «Погружение» начинается с мотивации и знакомства с методической дисциплиной. При этом подчеркивается преемственность психолого-педагогических и методических знаний и умений, раскрывается интегративность курса методики. Далее можно провести анкетирование студентов по вопросам:

1. Вспомните психолого-педагогические дисциплины.

2. Перечислите основные термины и понятия данных дисциплин.

3. Укажите основные функции и виды деятельности учителя.

Обсуждение результатов анкетирования позволяет привести в систему ранее приобретенные знания, тем самым готовится базис для дальнейшего обучения. Студенты называют понятия: урок, цели, технология обучения, эксперимент, методы, моделирование, обучение, воспитание, развитие, знание, объяснение, лекция, семинар, сознание, мышление, восприятие, память, обучаемость и т.д. К основным функциям учителя они относят: обучающую, воспитывающую, контролирующую. Рассматривают учителя как источник знаний. Затрудняются конкретизировать виды деятельности, ограничивая свой ответ «объяснением», «проверкой домашнего задания» и т. д.

В результате обсуждения удается подобрать ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, преподавание, учение, учебная деятельность, цели, формы и методы обучения, содержание учебного материала, средства обучения, средства развития, сотрудничество, личность, научная организация педагогического труда. Далее из ключевых слов выбираем обобщения в виде систем понятий: учебно-воспитательный процесс, сотрудничество, научная организация педагогического труда. Так подводим студентов к домашнему заданию.

Второе занятие - тренинг - «Система содержания и построения школьного курса химии». Цель: изучение важнейших блоков содержания школьного курса химии. Слово «тренинг» происходит от английского «to train» - обучать, тренировать. Тренинг - это эффективная форма работы для усвоения знаний, формирования умений и навыков. В настоящее время в процесс обучения входят интерактивные формы и методы. Этому требованию отвечает тренинг: студент не только имеет возможность получить новую информацию, но и обсудить ее, уточнить неясные моменты. В обстановке малой группы (отдельная подгруппа) студенты учатся культуре общения и речи. Этому способствуют некоторые рекомендации преподавателя, например, в начале выступления ставится проблема или формулируется вопрос для обсуждения, его актуальность для выступающего; далее излагается суть вопроса, предлагается собственное видение проблемы. В конце сообщения выступающий обращается к слушателям с предложением обсудить рассмотренную информацию, оценить ее («Какие ко мне вопросы?»). Очень важно обращать внимание на завершающую часть выступления, должны звучать слова: «Спасибо за внимание», «Спасибо за вопросы» и т.д.. Тренинг имеет целью отработку у студентов конкретных навыков в ходе разнообразных приемов работы. Ознакомление с содержанием курса химии и отбор содержания для конкретного урока - это кропотливый труд, требующий всестороннего изучения, продолжения в индивидуальных условиях.

В ходе освоения курса методики химии происходит переход от проектирования и моделирования методических систем обучения к готовности выполнения студентами профессиональных функций. Но узкие временные рамки обучения отдельной дисциплины не позволяют всесторонне способствовать формированию у студентов профессионально-педагогических умений.

Остаются без внимания регуляторные факторы учебной деятельности студентов:

- потребности в самоорганизации учебного труда;

- особенности самооценки;

- особенности самоконтроля и самокоррекции.

Полученные результаты показали, что к четвертому курсу студенты несколько абстрактно относят-

ся к некоторым понятиям психолого-педагогической направленности: учебная деятельность, целеполага-ние, выбор метода обучения и др., затрудняются приводить примеры химического материала, осуществлять интеграцию знаний и умений. Условием успешного обучения является создание области образовательного пространства - непрерывного самообразования. В этом большую помощь оказывает методическая дисциплина.

Основные компоненты непрерывного самообразования студентов: самостоятельность мышления, критичность отношения к получаемой информации, самооценка уровня собственных знаний и умений и владение способами умственной деятельности, проявление творческой активности в процессе обучения, самовоспитание стремления к повышению уровня самообразования.

Таким образом, самообразование - это вид деятельности, опирающийся на внутренние потребности, сформировавшиеся мотивы, интересы, ориентация на позитивные результаты на основе выше отмеченных компонентов: самостоятельность, критичность, самооценка, владение способами умственной деятельности, творческая активность и самовоспитание.

Обобщая сказанное, можно отметить, что интегрирующая роль методики обучения химии способствует повышению инициативности мышления студентов в освоении знаний, закреплению профессионального интереса, выработке устойчивой мотивации на самообразование, созданию опыта собственной деятельности.

В статье показана взаимосвязь интегрирующей роли методики обучения и самообразования студентов. Необходимо обратить внимание на обучение студентов умению учиться и работать с учебным материалом (работа с литературой, конспектами), логически мыслить, развивать свои речевые способности, анализировать факты (учебные и педагогические ситуации), сопоставлять и обобщать их, делать выводы, приобретать умения и навыки в постановке эксперимента.

Литература

1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования //Педагогика. - №10. - 2003.

3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

4. Чернобельская Г.М. Система методической подготовки учителя химии в доуниверситетский и университетский периоды обучения //Наука и школа. - 1997. -№1..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.