Научная статья на тему 'Формирование опыта познавательной деятельности студентов в обучении математике'

Формирование опыта познавательной деятельности студентов в обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛА / ЕГО КОМПОНЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ / WORLD OUTLOOK POTENTIAL OF MATHEMATICAL CULTURE OF THE PROFESSIONAL / ITS COMPONENTS AND CHARACTERISTICS / FORMATION OF EXPERIENCE OF THE INDEPENDENT INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS-MATHEMATICIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирносова Ольга Александровна, Жохов Аркадий Львович

Основной целью профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом вузе на современном этапе является воспитание у него математической культуры, ядро которой составляет мировоззренческий потенциал математики. Базой его формирования у студента служит опыт самостоятельной познавательной деятельности. В статье намечено содержание такого опыта студентов-математиков педагогического вуза и предварительная программа исследования по проблеме его формирования как важного элемента их профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирносова Ольга Александровна, Жохов Аркадий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Experience of Students’ Informative Activity in Training Mathematics

The main objective of vocational training of the Mathematics teacher in a pedagogical higher school at the present stage is to upbring him in the mathematical culture which kernel is a world outlook potential of Mathematics. The basis of its formation of a student is experience of the independent informative activity. In the article is planned the maintenance of such experience of students-mathematicians of a pedagogical higher school and the preliminary programme of the research on the problem of its formation as an important element of their professional culture.

Текст научной работы на тему «Формирование опыта познавательной деятельности студентов в обучении математике»

УДК 37.091.3

О. А. Кирносова, А. Л. Жохов

Формирование опыта познавательной деятельности студентов в обучении математике

Основной целью профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом вузе на современном этапе является воспитание у него математической культуры, ядро которой составляет мировоззренческий потенциал математики. Базой его формирования у студента служит опыт самостоятельной познавательной деятельности. В статье намечено содержание такого опыта студентов-математиков педагогического вуза и предварительная программа исследования по проблеме его формирования как важного элемента их профессиональной культуры.

Ключевые слова: потенциал математической культуры профессионала, его компоненты и характеристики, формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности студентов-математиков педагогического вуза.

О. А. Kirnosova, А. L. Zhokhov

Formation of Experience of Students' Informative Activity in Training Mathematics

The main objective of vocational training of the Mathematics teacher in a pedagogical higher school at the present stage is to up-bring him in the mathematical culture which kernel is a world outlook potential of Mathematics. The basis of its formation of a student is experience of the independent informative activity. In the article is planned the maintenance of such experience of students-mathematicians of a pedagogical higher school and the preliminary programme of the research on the problem of its formation as an important element of their professional culture.

Key words: world outlook potential of mathematical culture of the professional, its components and characteristics; formation of experience of the independent informative activity of students-mathematicians of a pedagogical higher school.

Сегодня каждому студенту необходимо осознавать личную ответственность не только в приобретении профессиональных качеств, но и в постоянном развитии их уровня. Осознанность необходимости получения дополнительных знаний как средств самообеспечения возможности трудоустройства - требование времени. Развитие у студентов потребности беспрерывного совершенствования имеющегося багажа знаний, потребности овладения умениями самостоятельной познавательной деятельности, формирование и развитие сознательных мотивов учения обучающихся, в том числе потребности в математическом познании - одна из актуальных задач, стоящих перед вузом. В более широком масштабе эта задача озвучена на государственном уровне Президентом РФ Д. А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию: «...обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.».

Основной целью профессиональной подготовки учителя математики в вузе на современном этапе является не только приобретение студентом базовых знаний и умений специалиста, но и

© Кирносова О. А., Жохов А. Л., 2011

воспитание личности каждого студента средствами математики, воспитание его культуры и мировоззрения, развитие творческой инициативы. Обучение математике при соответствующих условиях может способствовать формированию у студента-математика педагогического вуза основ его математической культуры, ядро которой составляет так называемый мировоззренческий потенциал математики (МПМ) как своеобразной грани культуры [4, 5].

МПМ характеризуется следующими основными компонентами:

- своеобразным, целостно структурированным (образно-символическим, абстрактно-теоретическим) видением мира; способами и стилем познания и идеального преобразования мира (создание идеальных образов, математическое моделирование, опора на определение понятий, формулировки и доказательства теорем, построение теорий; алгоритмизация деятельности и др.);

- свойственными математике способами фиксирования и обоснования результатов видения и познания мира человеком, свойствами его мышления (математический язык, разумное и взаимосвязанное сочетание различных кодов за-

писи информации, переходы между ними, стремление к красоте и др.);

- специфической для математики эстетической и этической оценками мира, человека и результатов его труда (соразмерность, гармония, аналогия и правдоподобие; интуиция, конструктивность, доказательность и др.);

- различного рода математическими моделями как средствами познания, оправдавшими себя в рамках других дисциплин (геометрические фигуры, построения и закономерности; мера и измерение, величины и числа, хаос и порядок; множество, отношения и функции; алгебраические и топологические структуры, их взаимосвязи и свойства; преобразования, гомоморфизмы; вероятность и статистические закономерности; правила и законы логики и др.).

Эти компоненты-характеристики МПМ как грани культуры можно детализировать, выделив их отдельные элементы-свойства, что и предпринято в ряде работ [4, 5 и др.]. Важно отметить, что они зародились и сформировались не только (и не столько) благодаря усилиям математиков-профессионалов (ученых) внутри науки-математики, но и в других областях человеческой практики и людьми изначально других профессий - в деятельности философов, языковедов, художников, учителей, строителей и т. п. Подобные свойства можно обнаружить при рассмотрении любых математических конструкций и, в конечном итоге, они зафиксированы как в оригинальных историко-математических, так и в прикладных и учебных математических текстах, рассматриваемых как произведения культуры. Следовательно, правомерно считать, что все эти компоненты МПМ и их отдельные элементы сформировались в процессе исторического развития математической культуры, в целом, включая и позитивный опыт математического образования. Если учесть ту огромную роль, которую играет математика в современном мире, то, естественно, сделать и еще один вывод, особенно важный в рамках этой статьи. Формирование у студентов физико-математических факультетов педагогических вузов определенной системы элементов МПМ следует, видимо, считать одной из существенных задач подготовки будущих специалистов с высшим образованием. Этот вывод согласуется с теми требованиями, которые задаются ФГОС ВПО по направлению Математика и его различным уровням подготовки вузами, имеющими государственную аккредитацию

или претендующими на ее получение [10]. В варианте ФГОС ВПО записано:

«Название дисциплины «математика» происходит от древнегреческого «матема». Греки утверждали, что доминирующим, лежащим в основе всякого без исключения знания, является высший тип знания - «матема». «Матема» - это знание, которое получается в процессе мыслительного идеального моделирования. Именно этот тип знания является инструментом познания мира идей - в силу изначального идеального характера самого мира идей. Отсюда проистекает термин «точное знание» как знание, в рамках которого можно выделить мысленную идеальную модель, лежащую в его основе. С помощью такого знания только и можно сделать выбор, «матема» дает возможность поставить вопрос об истинности. Абстракции математики имеют своей основой феномены реального мира и проистекают из него. Всякому действию человека предшествует (или, по крайней мере, должна предшествовать) мысль. Современные успехи физико-математических, и, вообще, точных наук ярко иллюстрируют это положение. Сложным техническим реализациям должен предшествовать точный анализ и расчет».

Ясно, что такие знания будущий специалист может приобрести только на основе собственной познавательной деятельности, чему и необходимо обучать в первую очередь и принять это как важнейшую установку процесса обучения. Применительно к обучению математике в педагогическом вузе эту новую установку можно содержательно раскрыть следующим образом. Обучать математике современных студентов это значит: 1) «делать невозможным пассивное обучение» [11, с. 54], для чего требуется принять личность студента как самоценную и создать условия для реализации ее потенций; 2) признать, что главенствующей функцией современного учителя является не передача научной информации, но управление коллективно-индивидуальным процессом движения к ней в поле математической культуры; 3) согласиться, что основное назначение математического образования в современной массовой школе должно определяться двумя ведущими компонентами: (а) специфическими для математической культуры способами познания и приемами ориентировки в окружающем мире; (б) стилем математического подхода к освоению действительности и характерным для математики образно-символическим и структурным восприятием мира (под-

робнее о ведущих компонентах учебного предмета «математика» в [4]).

Подобные умения и поддерживающие их личностные качества важны именно для будущего профессионала как механизмы саморазвития, освоения им основ общеобразовательной культуры, своей профессии и дальнейшего продвижения в ней до уровня мастерства или продолжения обучения в других учебных заведениях. Поэтому они должны быть включены в содержание профессионального образования и, соответственно, в содержание процесса обучения различным дисциплинам как необходимые элементы:

«Если сделать решительный шаг и считать освоение механизма самоизменения, саморазвития содержанием образования, то тогда все остальные содержания (включая предметные знания и умения - авторы) становятся лишь звеньями или условиями освоения этого механизма» [1, с. 17].

Сознательное и активное учение возможно только в том случае, когда обучаемый осознает цели и значение своей учебной деятельности, владеет умениями и навыками, необходимыми для достижения этих целей, умеет управлять своей учебной деятельностью. Поэтому особое значение имеет формирование у студентов навыков и умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитию интеллектуальных возможностей с тем, чтобы они осознанно подходили к усвоению знаний.

Развивать познавательную активность и самостоятельность студентов возможно только путем применения творческих методов обучения, создания органического единства учебного, учебно-и научно-исследовательского процессов в институте. Опытные педагоги и психологи [2, 7, 9, 12] отмечают, что у студентов младших курсов отсутствуют либо слабо развиты такие умения и навыки учебного и учебно-исследовательского характера:

- осознавать свои побуждения и отдавать предпочтение позитивным;

- ставить цель и планировать продвижение к ней в форме серии задач, побуждать себя достигать цели, преодолевая препятствия;

- работать с научной, учебной и научно-популярной литературой, умение обобщить определенный материал, выделить главное, сделать выводы;

- отбирать из известных или даже создавать новые средства и способы деятельности, соот-

ветствующие выбранной цели;

- отслеживать как бы со стороны (рефлектировать) свои действия, в том числе и умственные, корректировать их в соответствии с целью как планируемым результатом - «моделью потребного будущего» и др.

Не секрет, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Поступив в институт, первокурсники сталкиваются со многими трудностями. Эти трудности связаны с большой плотностью информации, которую студенты получают с первых дней обучения в вузах, с высокой требовательностью, которая к ним предъявляется, с необходимостью уметь правильно распределять свое время, с неумением напряженно работать, вовремя и правильно отдыхать, усваивать материал на нужном уровне и т. п.

Математика отличается высокой абстрактностью понятий, строгостью рассуждений (доказательств), полнотой аргументации рассуждений и преобразований, что делает необходимым предъявление учебного материала со значительным акцентом на его синтаксический состав и логику, то есть является средством формирования рационального познания. Это обстоятельство во многих случаях подвигает студентов к механическому запоминанию формулировок, терминов и символов. Особенно это свойственно студентам, испытывающим трудности и в абстрагировании, и в обобщении, и в свернутом оперировании знаниями. Полноценное усвоение математического материала возможно лишь при активном участии в выполнении учебно-познавательной деятельности на математическом материале.

Формирование познавательной самостоятельности студента целесообразно рассматривать как процесс целенаправленного и организованного развития качеств личности, основу которого составляют его готовность и умение самостоятельно, без помощи преподавателя, но под его руководством, организовывать свою познавательную деятельность и решать учебные и профессиональные задачи с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования окружающей действительности. При этом в структуре такой деятельности можно выделить следующие компоненты: 1) мотивационный, обусловливающий целенаправленную деятельность студента на основе противоречия между познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения собственными силами; 2) содержательно-операционный, обеспечивающий сформированное устойчивое стремление к пополнению знаний и

овладению новыми способами деятельности; 3) деятельностный, характеризующий степень самостоятельности студента в выборе методов и способов решения учебно-профессиональных задач; 4) регулятивно-волевой, осуществляющий целенаправленный характер протекания деятельности.

Познавательная направленность проявляется в готовности и умении по собственной инициативе ставить перед собой определенные познавательно-поисковые задачи, в умении находить способы решения поставленных задач, применять приобретенные знания в новых ситуациях, в практической деятельности. Никакой вуз не в состоянии научить своего выпускника всему, дать рецепты на все случаи жизни. Но он может и обязан вооружить студента опытом и методологией научного познания с тем, чтобы специалист на протяжении всей жизни был способен усваивать новую информацию, пополнять знания и расширять умственный кругозор. Познание -творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Интерпретация познания как творческой деятельности отличает современную мысль. Рациональное познание (его формы: понятие, системы понятий, суждения-рассуждения и умозаключения) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.

Фактически нами намечена предварительная программа исследования по проблеме формирования у студентов-математиков педагогического вуза опыта познавательной деятельности как важного элемента его профессиональной культуры. Уточнение и дальнейшая разработка пунктов этой программы и является целью дальнейшего исследования.

Библиографический список:

1. Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст] / О. С. Анисимов. - М. : Экономика, 1991.

2. Афанасьев, В. В. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе [Текст] : монография / В. В. Афанасьев, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - 389 с.

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М., 1991.

4. Жохов, А. Л. Мировоззрение: становление, развитие, воспитание через образование и культуру [Текст] : монография. - Архангельск : ННОУ ; Институт управления : Ярославль : Ярославский филиал ИУ, 2007. - 348 с.

5. Жохов, А. Л. Познание математики и основы научного мировоззрения: мировоззренчески направленное обучение математике [Текст] : учеб. пособ. / А. Л. Жохов. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 183 с.

6. Краевский, В. В. Общие вопросы педагогики [Текст] : учеб. пособ. для студ. и асп. педвузов.

- Москва ; Волгоград : Перемена, 2002. - 163 с.

7. Монахов, В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технол. - № 5. -2002.

8. Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А. М. Новиков. - М. : «Эгвес», 2002. -320 с.

9. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 272 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (компьютерный вариант) - М., 2007.

- 27 с.

11. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача [Текст] : пособ. для учителей Ч. 1. / Г. Фройденталь ; под ред. Н. Я. Виленкина ; сокр. пер. с нем. А. Я. Халамайзера. - М. : Просвещение, 1982. - 208 с.

12. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика [Текст] / А. В. Хуторской. - М., 1998. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.