Научная статья на тему 'Формирование оптимизационной модели выбора направлений развития ИКТ в регионе на основе трансформации показателей инфокоммуникационной отрасли'

Формирование оптимизационной модели выбора направлений развития ИКТ в регионе на основе трансформации показателей инфокоммуникационной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / OPTIMIZATION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львович Я. Е., Недосекин Д. А.

В статье рассматриваются вопросы построения оптимизационной модели выбора направлений развития информационно-коммуникационных технологий в целях социально-экономического роста региона, учитывающей факторы развития информационного общества и следующие показатели: социальные, экономические, использования интернета, компьютерной техники, локальных вычислительных сетей, телефонии и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Львович Я. Е., Недосекин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF OPTIMIZATION MODEL OF SELECTION OF AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF ICT IN THE REGION ON THE BASIS OF NEURAL NETWORK TRANSFORMATION INDICATORS OF INFOCOMM INDUSTRY

The article discusses the problems of optimization model of choice of directions of development of informationcommunication technologies for socio-economic growth of the region, taking account of: factors of development of information society indicators: social, economic, use Internet, computers, local computer networks, telephony, etc.

Текст научной работы на тему «Формирование оптимизационной модели выбора направлений развития ИКТ в регионе на основе трансформации показателей инфокоммуникационной отрасли»

УДК 519.816

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ИКТ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Я.Е. Львович, Д.А. Недосекин

В статье рассматриваются вопросы построения оптимизационной модели выбора направлений развития информационно-коммуникационных технологий в целях социально-экономического роста региона, учитывающей факторы развития информационного общества и следующие показатели: социальные, экономические, использования интернета, компьютерной техники, локальных вычислительных сетей, телефонии и т. п.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, оптимизационная модель

dl М —

Развитие инфокоммуникаций в регионе определяется использованием перспективных 1Т технологий в различных социально-

экономических сферах. Перечень возможных перспективных 1Т технологий и подходы к оценке влияния их использования на улучшение основных социально-экономических показателей региона и обеспечение высокой степени готовности региона к информационному обществу рассмотрены в [1].

Данное содержательное описание позволяет перейти к формализации задачи оптимального принятия решений по выбору перспективных направлений развития инфокоммуникационной составляющей. Под оптимальным принятием решений будем понимать трехэтапную процедуру, включающую анализ исходной информации, подготовку к принятию решений, выбор оптимального решения. Анализ исходной информации осуществляется путем

трансформации параметров, связанных с использованием ИКТ в социально -экономических сферах для вычисления индекса готовности региона к информационному обществу в соответствии с трехэтапной схемой, приведенной в [2].

Проведем формализацию этого процесса в следующей последовательности: подындексы, индексы, компоненты, индекс готовности.

На первом этапе определяются подындексы ^1, 11 - 1 ^ , ^2, 12= 1 ¿2 , которые вычисляются на основе количественных параметров, характеризующих использование Интернета, компьютерной техники, локальных

вычислительных сетей, телефонии

di= Wi(Un), 11= 1, Li, d 1 = ЧЛип) , 12= 1, L2 ,

(1)

(2)

Львович Яков Евсеевич - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, e-mail: [email protected]

Недосекин Дмитрий Александрович - ДИТС ВО, начальник отдела, e-mail: [email protected]

подындексы, связанные с развития информационного

связанные с для социально-

где факторами общества,

d^2 - подындексы,

использованием ИКТ экономического развития,

и„, п- 1N - количественные параметры используемых ИКТ,

^1,0, ^0 - функции, описывающие

связи значений подындексов со значениями параметров.

На следующем индексы-компоненты

d 1 ф1 (d і ) d 2= ф 2 (di2),

где

d 1

этапе определяются

(3)

индекс, характеризующий

развитие информационного общества,

d 1 - индекс,

использование ИКТ экономических сферах,

характеризующий в социально-

ф,(), Ф2 () - функции, описывающие

связи значений индексов-компонент со

значениями подындексов.

Окончательно определяется индекс готовности региона к информационному обществу

d = ф (d 1 , d 2 ),

(4)

где Ф() - функция, описывающая связь значений индекса со значением индексов-компонент.

В [1] показано, что параметры ИКТ оказывают прямое влияние на изменение в сторону улучшения целого ряда

Un, п= 1,N

показателей социально-экономического развития региона

Р— /, (ип) , р 1= ГГ

где " 5 - показатели социально-

экономического развития,

/А), 1 — 1,1 - функции, описывающие связи значений показателей со значениями параметров ИКТ.

Зависимости ^ (), ^(), ф1 (), ф2(), ф (), () предлагается восстанавливать на основе регрессивной статистической информации с использованием нейросетевого моделирования

[3] и называть нейросетевой трансформацией.

Следующий этап принятия решений — формирование множества критериев и ограничений для задачи оптимизации. В качестве критерия предлагается максимизация коэффициента готовности региона к информационному обществу (а?). Основным ограничением выступают допустимые затраты на государственную корректировку инвестиций в инфокоммуникационную составляющую в регионе.

т= 1 7= 1

^ = 11 ^тт (ип] )□ 7*

(5)

где Ъ - суммарные затраты, 7 17 -

нумерационные индексы перспективных ИКТ,

2т() - функции, описывающие связи

значений затрат на реализацию 7-й ИКТ в т-й социально-экономической сфере ( т= 1,м ) со значениями параметров ИКТ, определяющих 7-ю

технологию (Рп), 7 - допустимые затраты.

Другая группа ограничений связана с влиянием использования ИКТ на динамику показателей социально-экономического развития и достижением ими заданных программами /Пр, і = И

значений

/== р / п

(6)

где

р, ()

- функция, описывающая связь

значений показателей со значениями параметров ИКТ.

Множество альтернатив, на котором

осуществляется выбор оптимального решения включает в себя набор перспективных ИКТ. В этом случае выбор формализуется введением альтернативных переменных:

если ]- я ИКТ используется для развития инфокоммуникаций (7) в противномслучае , ]— 1, J

Окончательная задача выбора направлений развития

инфокоммуникационной составляющей, при учете ограничений (5) - (7), сводится к многоальтернативной оптимизационной

модели:

Ф(Ф1 (%. Рп (Хт )>Ф2 (%; Рп (х))-

(8)

формирования приведена на

Структурная схема оптимизационной модели рисунке.

Для решения указанной задачи предполагается использовать

интегрированную процедуру

рандомизированного поиска седловой точки эквивалентной этой задаче функции Лагранжа

[4] и коллективного экспертного оценивания по множеству доминирующих параметров.

Формирование множества направлений развития 11КТ / =177 и соответствующих им количественных параметров ип п =Т777

НеГфосетевая трансформация значений параметров £/„ в значения подындексов

и=ттгх, <і,=ч>.(ип). /2= гг:

Нейросетевая трансформация значений ^¡ . сі,: в знамения индексов-ко\июненгов

Нейросетевая трансформ алия индексов-компонентов в индекс готовности региона к информационному обществу сі = ц с/г, с/21

Нейросетевая трансформация значений параметров ип в значения показателей социально-экономического развития региона

г,=Г,(ип\. і — ТТ

тг

Введение альтернативных переменных выбора направлений развития ИКТ */= | 1’ и

1Р» *—

группирование значений ищ г п = 1.Лг при *, = 1

ТГ

Формирование кріггерия оптимизации

сі = ф( .X , і —тах

ж:

Оценка для каждогоу-го направления в зависимости от значений затрат на внедрение IIКТ в /и-й

отрасли *Jn и допу стимого суммарного объема инвестиций ZЬon

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

Формирование ограничении задачи оптимизации как функции переменной х) У=Т77 с учетом Z п м

ГУ. ¿=Г7

Структурная схема формирования оптимизационной модели выбора направлений развития ИКТ в регионе

Литература

1. Недосекин Д. А. Оптимизация влияния инфокоммуникационной составляющей на эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти [Текст] : Информационно-телекоммуникационные системы и управление: материалы Всероссийской научной школы. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011

2. Львович Я.Е., Львович И.Я. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде : монография/ Я.Е.

Львович, И.Я. Львович. - Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2010 — 140 с.

3. Рутковская Д. Нейронные сети,

генетические алгоритмы и нечеткие системы / Д.Рутковская, М. Пилинський, Л. Рутковский. - М.: Горячая линия-Телеком, 2006

4. Львович Я.Е. Многоальтернативная оптимизация: теория приложения. - Воронеж : Кварта, 200

Воронежский государственный технический университет Департамент информационных технологий и связи Воронежской области

THE FORMATION OF OPTIMIZATION MODEL OF SELECTION OF AREAS FOR THE DEVELOPMENT OF ICT IN THE REGION ON THE BASIS OF NEURAL NETWORK TRANSFORMATION INDICATORS OF INFOCOMM INDUSTRY

Ja. E. Lvovich, D. A. Nedosekin

The article discusses the problems of optimization model of choice of directions of development of information-communication technologies for socio-economic growth of the region, taking account of: factors of development of information society indicators: social, economic, use Internet, computers, local computer networks, telephony, etc.

Key words: information and communication technologies, optimization model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.