кешанапистика
Ж
DOI: 10.14530/reg.2017.6
2017 Том 4 № 6
ВОРОНИНА Елена Петровна
Кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт системного анализа ФИЦ ИУ РАН, ул. Вавилова, 44, Москва, Россия, 119333
© Воронина Е.П., 2017
^Мг^Штт
mm
Ш
т.
■
ШШШт
УДК 332.1 + 338.2
ФОРМИРОВАНИЕ ОПОРНЫХ ЗОН РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ GAP-АНАЛИЗА
В статье рассматриваются тенденции к формированию новых территориальных образований - опорных зон, выступающих в качестве функциональных «ядер» будущего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Представлены результаты Оар-анализа мер по формированию опорных зон развития в российской Арктике. При всей актуальности создания таких опорных зон до настоящего времени недостаточно проработаны некоторые положения государственной политики.
Арктика, опорные зоны, региональная экономика, территориально-кластерный подход, государственная программа, национальная безопасность, Gap-анализ
VORONINA Elena Petrovna
Ph.D. in economics, associated professor, senior researcher
Institute of System Analysis of Federal Research Center «Computer Science and Control» of Russian Academy of Sciences, 44, Vavilova Street, Moscow, Russia, 119333
vep73@rambler.ru
FORMATION OF SUPPORT ZONES FOR THE DEVELOPMENT OF ARCTIC ZONE OF RUSSIAN FEDERATION AND ENSURING THEIR FUNCTIONING: GAP-ANALYSIS
The article examines the trends towards the formation of new territorial entities - support zones which act as the functional «nuclei» of the future social and economic development of the Arctic zone of Russian Federation. The results of Gap-analysis of activities to form the support zones for the development of Russian Arctic is presented. Up to the present time, some provisions of state policy have not been sufficiently elaborated, given the urgency of creating of such support zones.
Arctic, support zones, regional economy, territorial cluster approach, state program, national security, Gap-analysis
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-02-00683 «Условия использования и развития ресурсного потенциала Арктической зоны РФ».
regionalistica.org
60
чшсд мгп ж —
..... :: у-УЖдмц.^
ь 001: 10.14530/гед.2017.6 2017 Том 4 № 6
В современной геополитической обстановке и нестабильной макроэкономической ситуации важнейшим фактором, определяющим экономическое развитие России, является возрастающее значение Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).
Арктика занимает одно из приоритетных мест в российской повестке дня, что обусловлено следующими причинами:
- основой политики Российской Федерации в Арктике являются широкое и многоцелевое присутствие, рост комплексного и сбалансированного социально-экономического развития в интересах национальной безопасности, устойчивого природопользования, сбережения уникальных экологических систем АЗРФ, научно-инновационная деятельность;
- необходимость защиты государственных интересов России в Арктике для обеспечения национальной безопасности, обусловленная современной геополитической обстановкой и значительным вниманием приарктических и ряда не имеющих арктических владений государств к освоению углеводородных ресурсов арктического шельфа России;
- переплетение социальных, экономических, научно-технических и экологических факторов развития, действие которых нередко проявляется в виде противоречивых тенденций, что предполагает корректировку государственной политики, базирующуюся на анализе возможностей территории, воспроизводстве социального, хозяйственного и ресурсного потенциалов на базе принципов устойчивого развития;
- значение транспортного потенциала АЗРФ, ориентированного на формирование устойчивых транспортных связей в интересах интеграции экономики арктических регионов в общероссийское пространство, повышение национальной безопасности и укрепление геополитического положения России;
- высокий уровень ресурсного потенциала АЗРФ, имеющий важное стратегическое значение для России1;
- уникальность экосистемы АЗРФ: природные комплексы Арктики характеризуются экстремальными климатическими и геофизическими условиями, являются особо уязвимыми, неустойчивыми к внешним воздействиям, обладают пониженной способностью к восстановлению и самоочищению.
АЗРФ представляет собой уникальный географический и экологический объект, формируемый благодаря пространственной интеграции территории и акватории и отличающийся особенными свойствами и качествами:
1. Незначительная плотность и неравномерность заселения: большую часть территории составляют районы с плотностью населения 1-2 человека на 1 км , в то же время для этой зоны характерна самая высокая урбанизированность - более 80% населения проживает здесь в городах и посёлках.
2. Социально-экономическое развитие арктических регионов России обусловлено историческим уровнем освоенности. Запад арктической зоны относительно развит и обеспечен основными факторами производства, восточная часть Арктики развита моноструктурно, отличается неразвитой инфраструктурой, отмечается нехватка материальных и трудовых ресурсов.
3. Сложившиеся отраслевая структура экономики слабо диверсифицирована, отмечаются высокий удельный вес добывающих отраслей промышленности и природоэксплуати-
¡ш
1 По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в макрорегионе открыто 594 месторождения нефти, 159 - природного газа, 2 - никеля, более 350 - золота. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы данного макрорегиона в целом оценены в 258 млрд т условного топлива [5].
¡Г
й^.^ирйиетзл^в Л» ■ Ж/., V Лг-
¡. ЗГМОНаПРВГЧНа 001: 10.14530/гед.2017.6 2017 Том 4 № 6
рующая направленность экономики, промышленные объекты, транспортно-портовая инфраструктура и трудовые ресурсы размещены чрезвычайно неравномерно, наблюдается очаговое развитие с опорой на крупные промышленные центры.
4. Объекты транспортного комплекса ориентированы преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз грузов и потребительских товаров, а также обслуживание промышленных и военных объектов. Основное преимущество арктических территорий России -выход к Северному Ледовитому океану, с возможностью использования уникального трансконтинентального маршрута - Северного морского пути. В то же время неравномерность развития пространственной структуры транспортной системы регионов АЗРФ приводит к существенному снижению указанного преимущества. Обладая огромным территориальным и транзитным потенциалом, большая часть этой зоны в транспортном отношении практически не обустроена и не имеет полноценных связей не только с основными транспортными магистралями, но и налаженных внутрирайонных коммуникаций [8].
Исходя из анализа особенностей развития арктических регионов, можно предположить, что роль российской Арктики двойственна и противоречива. С одной стороны, её мощный природно-ресурсный, территориальный и геополитический потенциал является резервом устойчивого развития, с другой - экстремальные условия жизни и производственной деятельности осложняют социальные и экономические процессы.
Данное обстоятельство обусловливает необходимость формирования новой современной аутентичной российской модели развития АЗРФ, адекватной глобальным и российским вызовам. По мнению А.Н. Пилясова, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагает, что новая модель пространственного развития России строится на принципах многополярности территориальных центров роста, уменьшения масштабов регионального неравенства, формирования новых региональных и межрегиональных зон развития, создания территориально-производственных кластеров -конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных высокотехнологичных производств на определённой территории, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии, обеспечивающих освоение ранее необжитых районов [6]. Такое положение прослеживается на современном этапе в пространственном развитии АЗРФ, возникают новые зоны развития, которые должны привести к рациональному размещению производительных сил.
Арктическая зона признаётся особым объектом государственной политики, о чём свидетельствует принятие целого ряда основополагающих документов1. В качестве ключевого механизма реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» было предложено создание опорных зон на основе кластерного подхода, адаптированных к особенностям АЗРФ, с учётом сложившейся системы расселения, очагового характера промышленно-хозяйственного освоения и существующей транспортной системы. Кроме того, создание опорных зон продекларировано в новом законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».
Формирование опорных зон предусматривает развитие территории по принципу обеспечения взаимоувязки всех «отраслевых» мероприятий путём модернизации прошлых инду-
1 «Основы государственной политики в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г.), «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена Президентом Российской Федерации 20 февраля 2013 г.), государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г.)
I егианалистика 001: 10.14530/гед.2017.6 2017 Том 4 № 6
'к.....■ А4,___
"У:
//г
стриальных модулей на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что, как обозначается в законопроекте, позволит сократить все виды издержек.
В предстоящие годы в АЗРФ предлагается создание 8 опорных зон исходя из существующих промышленных центров, функционирования транспортных узлов и ресурсной базы, а также территориального развития и взаимоувязанного кооперирования и комбинирования различных участников хозяйственного освоения макрорегиона.
1. Формирование Кольской опорной зоны будет базироваться на транспортно-логистическом, горно-химическом, рыбопромышленном кластерах [10], благодаря выгодному географическому положению и наличию значительных запасов полезных ископаемых. Мурманская область располагает портовыми мощностями (действующими и проектируемыми), судами разного профиля и ледокольным флотом, имеется ремонтная база. Область находится на стыке транснациональных маршрутов, свыше 14% общероссийских перевозок грузов морским транспортом приходится на Мурманскую область, где расположено 3 морских порта. Основой развития рыбной отрасли Мурманской области является наличие более 200 морских промысловых судов и береговой комплекс, включающий портовые сооружения и береговые рыбоперерабатывающие предприятия.
Регион является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, а также электролитного кобальта высших марок. Область обеспечивает более половины общероссийского производства никеля, 10% - железорудного концентрата, 7% - рафинированной меди.
2. Архангельская опорная зона основывается на уже существующих инновационных территориальных лесопромышленном и судостроительном кластерах и социальном кластере Архангельской области1 (в стадии создания - биотехнологический и рыбопромышленный кластеры) [2]. В настоящие время на региональном уровне уже сложились процессы кластеризации и ясное понимание необходимости кооперации и взаимодействия для достижения конкурентоспособности региональной экономики.
Вследствие выгодного географического положения и развитой транспортной инфраструктуры области, включающей железнодорожное, авиационное, морское и речное сообщение, большое значение имеет развитие транспортного комплекса области в целях эффективного обеспечения и функционирования транспортно-логистической системы АЗРФ.
Развитие Архангельской опорной зоны обусловлено как уже сложившимся исторически производством, так и вновь формируемым. В последние годы многие предприятия Архангельской области стали поставщиками продукции, предназначенной для реализации нефтегазовых проектов. Так, восемь лет назад была создана ассоциация «Созвездие», в которую вошли такие крупные предприятия, как Севмаш и «Звёздочка» и сотни средних и малых предприятий - поставщиков и подрядчиков нефтегазовой промышленности, привлекаются высокотехнологичные инжиниринговые компании и устанавливаются связи с региональными и зарубежными операторами нефтегазовой промышленности. Проект «Ямал-СП! » стал «драйвером» для привлечения 70 региональных компаний. Всё это указывает на предпосылки образования инновационных территориальных кластеров на основе интегрированных региональных производственных систем и сетей.
3. Предпосылкой для принятия решения об образовании Ненецкой опорной зоны является значительный углеводородный потенциал. Перспективные направления развития зоны определяются наличием инфраструктурных проектов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов в целях создания одной из мощных нефтегазовых провинций России.
1 http://map.cluster.hse.ru/cluster/217
^ ШШ'Ш^УШШЭ 00!: 10.14530/гед.2017.6 2017 Том 4 № 6
ИЫИПО "V1- 1и. I / .и
шш
л*'*'-
\ .....: --ли/ .и4. - /пни' : • ни, ^ га-н
4. Главным условием создания Воркутинской опорной зоны является наличие месторождений Печорского угольного бассейна с большими запасами высококачественного сырья для металлургической, энергетической и коксохимической промышленности. Предполагается, что муниципальное образование городского округа «Воркута» станет промышленным и транспортным узлом с целью развития транспортно-логистической инфраструктуры для освоения и транспортировки воркутинской угольной продукции, доставки промышленных грузов и других полезных ископаемых.
5. Образование Ямало-Ненецкой опорной зоны основывается на уникальных углеводородных месторождениях Ямало-Ненецкого автономного округа, которые являются крупнейшими поставщиками углеводородного сырья. Ежегодно на территории указанного округа добывается более 80% российского газа (1/5 часть от мирового производства), что обусловило идею формирования нефтегазохимического кластера на базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан, Обской и Тазовской губ и шельфа Карского моря [10]. Планируемый кластер будет способствовать расширению воспроизводства минерально-сырьевой базы добычи нефти, газа и газового конденсата; развитию транспортной инфраструктуры, диверсификации поставок природного газа и организации поставок СПГ, созданию научной и инновационной инфраструктуры. Базой для формирования и развития опорной зоны будет являться реализация крупных проектов: «Ямал», «Урал Промышленный - Урал Полярный», «Уренгойская добывающая зона», «Салехардский транспортно-логистический узел», «Ямал СПГ» и др.
6. Предпосылкой формирования Таймыро-Туруханской опорной зоны является значительный природно-ресурсный потенциал (медно-никелевая руда, углеводородное сырьё, каменный и бурый угли, золото и платиноиды, редкие металлы и редкоземельные элементы, а также технические алмазы). Перспективными являются и такие виды полезных ископаемых, как титан, свинец, цинк, серебро, молибден и камнесамоцветное сырьё.
Предполагается, что ведущими кластерами, практически уже определившими свою специализацию и занимающими одно из ведущих мест в Восточной Арктике, могут стать горно-металлургический кластер (на базе горно-химического Норильского комплекса) и нефтегазовый кластер (на базе месторождений Ванкорской группы, расположенных в Таймырском и Туруханском районах) [2].
Наряду с уже эксплуатируемыми месторождениями углеводородов планируется создание четырёх новых добывающих центров (на начальном этапе - Диксонского центра угледобычи и Усть-Енисейского центра нефтегазодобычи, а в перспективе - Хатангского и Авам-ского центров нефтегазодобычи) и металлургического центра Норильского промышленного района. Проекты по освоению полезных ископаемых могут стать приоритетными и оказать существенное влияние на увеличение грузопотока по трассам Северного морского пути.
7. Северо-Якутская опорная зона представляет собой пилотный проект, нацеленный на развитие добывающей промышленности: добыча углеводородного сырья на территории Анабарского района, добыча олова в Усть-Янском районе, разработка золоторудных месторождений на северо-востоке Республики Саха (Якутия), где со временем может сформироваться несколько территориальных кластеров (горнохимических и энергетических) [10].
Недостаточное развитие транспортной системы является основной проблемой, которая замедляет формирование и развитие Северо-Якутской опорной зоны. Для устранения недостатков необходимо совершенствование транспортно-коммуникационных ресурсов с высокими логистическими функциями на базе взаимодействия морского, речного и железнодорожного транспорта: проведение реконструкции портовой инфраструктуры морского порта Тик-си, создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи, строительство речных судов раз-
I егианалистика 001: 10.14530/гед.2017.6 2017 Том 4 № 6
^ .XI _У
ш
личных типов и назначений и строительство судов класса «река - море». Кроме того, в целях развития опорной зоны предусмотрено расширение традиционных отраслей Севера, сельского хозяйства, туризма, энергетики, транспорта и создание аэропортовых комплексов.
8. Чукотская опорная зона является самой отдалённой северной российской территорией с экстремальными природно-климатическими условиями и предельно низкой доступностью, обусловленной отсутствием круглогодичной связи по наземным транспортным коммуникациям как между населёнными пунктами округа, так и с другими регионами России.
Открытие месторождений драгоценных (прежде всего золота (до 10% разведанных запасов России), а также серебра) и цветных металлов (на территории округа разрабатывается 83 олово-вольфрамовых месторождения) [2], значительные перспективы добычи углеводородных ресурсов (в пределах шельфа Берингова моря выделяют три нефтегазоносных бассейна: Анадырский, Хатырский и Наваринский), наличие на территории Чукотского автономного округа развитой горно-добывающей промышленности способствуют образованию Чукотской опорной зоны. В качестве системообразующего фактора формирования Чукотской опорной зоны следует выделить развитие транспортной инфраструктуры в восточном секторе Северного морского пути и АЗРФ.
В реализации подпрограммы «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено выделение двух этапов.
На первом этапе планируется разработать концепцию опорных зон в Арктике, нормативно-правовые и организационно-технических условия для формирования опорных зон развития и обеспечения их функционирования. На втором этапе планируется утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих формирование и функционирование опорных зон развития, запуск пилотных проектов опорных зон для апробации данного подхода. Планируется, что в целом объём федеральных бюджетных ассигнований для реализации подпрограммы опорных зон составит более 131 млрд рублей1.
Применительно к вышеизложенному возникает целый ряд вопросов. Сможет ли государство в нынешней финансовой ситуации воплотить в жизнь амбициозные и дорогостоящие планы по развития Арктической зоны, стоимость которых оценивается во многие миллиарды рублей? Будет ли эффективно применение новых механизмов промышленной и инновационной политики с учётом оптимизации взаимосвязи между человеком, хозяйством и природой средой, в соответствии с принципами комплексности и рациональности социально-экономического развития арктических регионов?
В российском научном сообществе приходят к выводу, что сама сырьевая ориентация экономики может стать мощным стимулом формирования не только промышленных, но и высокотехнологичных инновационных кластеров. Это потребует новых форм организации промышленного производства на основе локально-интегрированных региональных производственных систем и сетей [4; 10].
По мнению автора, преимущества кластерной политики заключаются в мультипликационном эффекте, представляющем взаимодействие и кооперирование топливно-сырьевого и инновационного секторов национальной экономики, при которых добывающая промышленность мобилизует финансовые ресурсы для обеспечения технологических инноваций, а
1 Постановление Правительства РФ № 1064 от 31 августа 2017 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366».
i> Щт Ef- ;
Í-; ШШ-Ш^УШШ DOI: 10.14530/reg.2017.6 2017 Том 4 № 6
наукоёмкие отрасли способствуют формированию высокопроизводительной материально-технической базы добывающих отраслей и транспортного комплекса. Указанный эффект содействует экономическому развитию и приводит к диверсификации монопрофильной экономики.
В связи с этим целесообразно продиагностировать настоящие и будущие состояния, связать ресурсы и результаты, проанализировать проблемные места для достижения поставленных целей и успешности реализации определённых задач. В настоящее время экономика арктических регионов отличается крайне неравномерным развитием и не вполне отвечает стратегическим задачам, наблюдаются достаточно существенные разрывы и узкие места, оказывающие негативное воздействие и препятствующие социально-экономическому развитию макрорегиона.
Для этих целей автором был проведён Gap-анализ [1; 3; 7]. Gap-анализ (рис. 1) выявляет расхождения (разрывы) между тем, «что есть» (ASIS), и тем, что «должно быть» (TOBE), которые необходимо устранить. Главным преимуществом метода является то, что он обращает внимание на расхождения, идентифицирует существующие несоответствия и обозначает то, чего не хватает в настоящее время.
'¡Щ
Рис. 1. Gap-анализ
Выявление и обозначение проблемных зон (разрывов) предполагает осуществление структуризации, анализ динамики реализации текущих и долгосрочных задач развития и эффективности мер, предпринимаемых органами управления арктических регионов по реализации социально-экономической политики. Эта информация необходима, чтобы ответить на ряд вопросов: Правильно ли поставлены и структурированы стратегические ориентиры? Насколько рационально и полно используются для их достижения ресурсы? Насколько обоснована логическая последовательность предполагаемых мероприятий? Что надлежит сделать, чтобы устранить разрывы, и какие потребуются усилия и ресурсы?
Рассмотрение перспектив формирования новых территориальных образований - опорных зон, представленных в законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и Государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», позволило выявить следующие виды разрывов и узких мест:
1). Сохраняется индустриальная схема освоения Арктики на базе ресурсоэксплуати-рующих отраслей. Не прослеживается тенденция перехода на производственно-
11
¡Г
й^.^ирйиетзл^в Л» ■ Ж/., Жо^ V Лг-
¡: ЗГМОНаПРВГЧНа 001: 10.14530/гед.2017.6 2017 Том 4 № 6
технологические цепочки глубокой переработки сырья, что должно воздействовать на структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и служить средством для достижения целей промышленно-инновационной политики России;
2). Наблюдается рамочный характер в части режима функционирования опорных зон, определяющего условия реализации и участия в них. Без указания данных положений невозможны эффективное управление, использование возможностей, которые способствуют диверсификации и совершенствованию структуры экономики, обеспечивающих конкурентные преимущества макрорегиона;
3). Не в полной мере представлен кластерный подход территориального развития, который должен выполнять роль регулятора взаимоувязанного кооперирования и комбинирования промышленного освоения, способствовать промышленно-инновационной ориентации и достижению качественно нового уровня организации и управления экономикой макрорегиона во всех сферах хозяйственной деятельности. Важнейшим элементом кластерного подхода являются совместные усилия бизнеса и органов власти арктических регионов. Роли, которые должны выполнять администрации и бизнес при развитии кластеров, разные, но взаимодополняющие [9]. В этом случае необходима консолидация усилий промышленных предприятий, соответствующих властных структур, финансовых организаций, сервисных и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений для установления постоянного диалога между всеми участниками процесса кластеризации;
4). Слабо отражены специфические условия Арктики и особенности регулирования хозяйственной деятельности, связанные с воздействием на производственные процессы экстремальных природно-климатических условий, что приводит к удорожанию хозяйственной деятельности и вносит существенные коррективы в финансовые показатели реализации арктических проектов, что должно учитываться и отражаться в специальных мерах государственной поддержки для стимулирования экономической активности, способных заинтересовать потенциальных участников комплексного проекта освоения АЗРФ на принципиально новых организационных и финансовых основаниях, например, установлении льготных условий кредитования, особых налоговых условий, компенсации для населения АЗРФ в связи с северным удорожанием;
5). Недостаточно проработаны положения государственной политики в контексте бюджетного процесса по обеспечению формирования и функционирования опорных зон развития, организуемых и реализуемых федеральными ведомствами на основе преимущественно бюджетного финансирования, контролируемого Правительством Российской Федерации. Складывается двоякая ситуация: с одной стороны, существенное присутствие государства в экономике АЗРФ является благоприятным фактором (можно даже сказать - весомым конкурентным преимуществом), с другой стороны, государство берёт на себя несколько функций -регулятора, инвестора и контролёра, последовательно выполняя массу ролей, некоторые из которых абсолютно несовместимы. В государственной арктической политике должна быть разумная доля протекционизма с применением механизмов государственно-частного партнёрства, государство не должно подавлять интересы бизнеса и лишать его инициативы, оно должно выступать организующей и поддерживающей силой, создавая институциональные условия и чёткое распределение ответственности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что Арктика всё больше становится областью реализации крупномасштабных проектов по внедрению инновационных методов освоения, новейших эко-сбалансированных технологий производства, информационных технологий. В современных условиях это возможно только на основе системности, синектики и
—г"—.
Kßj
^ур^Щ!; ЛмХ
кегианапыстика
_
DOI: 10.14530/reg.2017.6 2017 Том 4 № 6
^ юн i
ш
_
синергии при подготовке принимаемых решений, выборе последовательности мероприятий: определение технической возможности, экономической жизнеспособности проектов и условий обеспечения безопасности. Для достижения поставленных целей требуется междисциплинарный синтез знаний - экономического, экологического и социального, с учётом анализа рисковых ситуаций, позволяющие оптимизировать различные региональные задачи и гармонизировать взаимосвязь между человеком, хозяйством и природной средой в соответствии с принципами устойчивости и пространственно-экономического развития. Всё это отвечает долговременным стратегическим интересам России.
Я
ШМ
Список литературы
1. Абдулаева З.И. Стратегический анализ инновационных рисков. СПб.: Изд-во Политехн. университета, 2013. 150 с.
2. Андреева Е.Н. Опорные зоны в Арктике: новые веяния в решении старых проблем // ЭКО. 2017. № 9. C. 26-41.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
4. Вызовы и угрозы национальной безопасности в Российской Арктике. Научно-аналитический доклад / под ред. В.С. Селина, Т.П. Скуфьиной, Е.П. Башмаковой. Апатиты: КНЦ РАН, 2017. 53 с.
5. Научно-технические проблемы освоения Арктики. Доклад Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донского. М.: Наука, 2015. 490 с.
6. Пилясов А.Н. Прогнозное развитие регионов российской Арктики: трансформация пространства, внешние связи и уроки зарубежных стратегий // Арктика: экология и экономика. 2011. № 2. С. 10-17.
7. Хорин А.Н. Стратегический анализ. М.: ЭКСМО, 2006. 286 с.
8. Шпак А.В., Биев А.А., Серова В.А. Транспортная обеспеченность АЗРФ как фактор экономической безопасности страны // Современные организационно-экономические тенденции и проблемы развития Европейского Севера: материалы междунар. науч.-практ. конф., Мурманск, 23-24 апр. 2015 г. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. А.И. Кибиткина. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2015. С. 139-143.
9. Швецов А.Н. Пространственная кластеризация инновационной деятельности: смысл, эффекты, государственная поддержка // Регион: экономика и социология. 2015. № 4. С. 142-161.
10. Экономическая безопасность и снижение неравномерности пространственного развития российского Севера и Арктики / под ред. В.С. Селина, Е.П. Башмаковой. Апатиты: КНЦ РАН, 2012. 232 с.
References
1. Abdulaeva Z.I. Strategic Analysis of Innovative Risks. S.-Petersburg, 2013. 150 p. (In Russian)
2. Andreeva E.N. The Supporting Zones in the Arctic: New Orders of the Day in Decision of Old Problems. EKO [ECO]. 2017. No. 9. Pp. 26-41. (In Russian)
3. Ansoff H.I. Implanting Strategic Management. Moscow, 1989. 519 p. (In Russian)
4. Challenges and Threats to the National Security in the Russian Arctic. Scientific Analytical Report. Ed. by V.S. Selin, T.P. Skufina, E.P. Bashmakova. Apatity, 2017. 53 p. (In Russian)
5. Scientific and Technical Problems of Development of the Arctic. Report of S.E. Donskoy, the Minister of Natural Resources and Ecology of Russian Federation. Moscow, 2015. 490 p. (In Russian)
6. Pilyasov A.N. Expected Development of the Russian Arctic Regions: Space Transformation, External Relations and Lessons of Foreign Strategy. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: Ecology and Economy]. 2011. No. 2. Pp. 10-17. (In Russian)
7. Khorin A.N. Strategic Analysis. Moscow, 2006. 286 p. (In Russian)
I erMDHanUCTUKa DOI: 10.14530/reg.2017.6 2017 Tom 4 № 6
8. Shpak A.V., Biev A.A., Serova V.A. Transport Security of the Russian Arctic as a Factor of the Country's Economic Security. In: Modern Organizational and Economic Trends and Problems of the Development of European North: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Murmansk, April 23-24, 2015. In 2 vols. Vol. 2. Ed. by A.I. Kibitkin. Murmansk, 2015. Pp. 139-143 (In Russian)
9. Shvetsov A.N. Spatial Clustering of Innovative Activities: Meaning, Effects, State Support. Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology]. 2015. No. 4. Pp. 142-161. (In Russian)
10. Economic Security and Reducing the Uneven Spatial Development of the Russian North and Arctic. Ed. by V.S. Selin, E.P. Bashmakova. Apatity, 2012. 232 p. (In Russian)
Для цитирования:
Воронина Е.П. Формирование опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение их функционирования: применение Gap-анализа // Регионалистика. 2017. Т. 4. № 6. С. 60-69. DOI: 10.14530/reg.2017.6
For citing:
Voronina E.P. Formation of Support Zones for the Development of Arctic Zone of Russian Federation and Ensuring Their Functioning: Gap-Analysis. Regionalistica [Regionalistics]. 2017. Vol. 4. No. 6. Pp. 60-69. (In Russian) DOI: 10.14530/reg.2017.6