Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВНЕУРОЧНЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасичниченко Венера Замильевна, Маланов Иноккентий Александрович, Шибанова Юлия Валентиновна

Стремительно развивающийся процесс цифровизации экономики обусловил динамические изменения в среднем профессиональном образовании. Цифровая экономика выступает одним из основных источников образовательного целеполагания. Социальный заказ к результатам среднего профессионального образования (СПО) сформулирован в перечне формируемых профессиональных и общих компетенций, содержание которых существенно меняется под влиянием цифровизации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед профессиональными образовательными организациями задачу по выполнению их требований. Актуальной становится проблема выбора методов, технологий обучения, направленных на формирование у студентов общих компетенций и принципов, способов, методов их оценки. Вопрос формирования общих компетенций студентов на всех этапах обучения и воспитания является одним из актуальных в практике среднего профессионального образования России. Анализ нормативно-правовых документов, теоретических подходов, условий и результатов практической учебно-воспитательной деятельности позволил выявить актуальность и специфику процесса формирования у студентов СПО общих компетенций в условиях цифровых возможностей. Рассмотрены определяющие факторы, возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий. Определена структура и разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков. В представленной педагогической модели отражены необходимые элементы, образующие педагогический процесс. Включенные в модель составные части взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и обусловливают друг друга. Особенностью педагогической модели является целенаправленное применение специальных механизмов формирования общих компетенций студентов, используемых в дистанционных образовательных технологиях для организации внеучебной состязательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования общих компетенций студентов и использовании разработанной модели в образовательном процессе СПО в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасичниченко Венера Замильевна, Маланов Иноккентий Александрович, Шибанова Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR DISTANCE COMPETITIVE TECHNOLOGIES

The rapidly developing process of digitalization of the economy has led to dynamic changes in secondary vocational education. The digital economy is one of the main sources of educational goal-setting. The social order for the results of secondary vocational education is formulated in the list of formed professional and general competencies, the content of which changes significantly under the influence of digitalization. The introduction of Federal State Educational Standards sets professional educational organizations the task of meeting their requirements. The problem of choosing methods and technologies of teaching aimed at forming student’s general competencies and principles, ways and methods of their assessment becomes urgent. The issue of the formation of general competencies of students at all stages of training and education is one of the most relevant in the practice of secondary vocational education in Russia. The analysis of normative legal documents, theoretical approaches, conditions and results of practical educational activities allowed us to identify the relevance and specifics of the process of forming general competencies among students of secondary vocational education in the context of digital opportunities. The article considers the determining factors, the possibilities of extracurricular distance competitive technologies. The structure is defined and the structural and functional model of formation of general competences of students of the system of secondary vocational education in the process of extracurricular distance competitive educational events is developed, which represents an integral didactic system and consists of structural components: target, environmental, content, procedural and evaluation blocks. The presented pedagogical model reflects the necessary elements that form the pedagogical process. The components included in the model are interrelated, carry a certain semantic load and determine each other. A special feature of the pedagogical model is the purposeful application of the conditions and opportunities used in distance educational technologies to the extracurricular competitive activities of students in order to form common competencies. The practical significance of the study is to determine the organizational and pedagogical conditions for the formation of general competencies of students and the use of the developed model in the educational process of secondary vocational education in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37. 091. 33

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-150-159

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В. З. Пасичниченко1, И. А. Маланов2, Ю. В. Шибанова2

1 Иркутский технологический колледж, Иркутск

2 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ

Стремительно развивающийся процесс цифровизации экономики обусловил динамические изменения в среднем профессиональном образовании. Цифровая экономика выступает одним из основных источников образовательного целеполагания. Социальный заказ к результатам среднего профессионального образования (СПО) сформулирован в перечне формируемых профессиональных и общих компетенций, содержание которых существенно меняется под влиянием цифровизации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед профессиональными образовательными организациями задачу по выполнению их требований. Актуальной становится проблема выбора методов, технологий обучения, направленных на формирование у студентов общих компетенций и принципов, способов, методов их оценки. Вопрос формирования общих компетенций студентов на всех этапах обучения и воспитания является одним из актуальных в практике среднего профессионального образования России. Анализ нормативно-правовых документов, теоретических подходов, условий и результатов практической учебно-воспитательной деятельности позволил выявить актуальность и специфику процесса формирования у студентов СПО общих компетенций в условиях цифровых возможностей. Рассмотрены определяющие факторы, возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий. Определена структура и разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков. В представленной педагогической модели отражены необходимые элементы, образующие педагогический процесс. Включенные в модель составные части взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и обусловливают друг друга. Особенностью педагогической модели является целенаправленное применение специальных механизмов формирования общих компетенций студентов, используемых в дистанционных образовательных технологиях для организации внеучебной состязательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования общих компетенций студентов и использовании разработанной модели в образовательном процессе СПО в условиях цифровизации.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, общие компетенции, национальная рамка квалификаций, цифровизация, внеурочные дистанционные состязательные технологии.

В современных условиях динамичных преобразований в экономике производства, информационных технологиях, управлении ощущается дефицит профессиональных знаний специалистов. Происходит устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний. С течением времени теряется их актуальность. Появляются новые компетенции, которыми должен обладать современный профессионал для достижения производственных результатов. Мобильность, готовность к изменениям, способность к нестандартным трудовым решениям и действиям, самостоятельность в принятии решений, ответственность - это характеристики деятельности успешного специалиста. Для отечественных предприятий проблема недостатка квалифицированных, конкурентоспособных работников является наиболее значимой. Повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов в настоящее время является сложной задачей, состоящей из многих компонентов. Для ее решения необходимо комплексное взаимодействие государства, рынка труда, системы образования. Эффективным механизмом, обеспечивающим качество профессионального образования, является вовлечение работодателей в образовательный процесс. По мнению Е. Ю. Есениной, среди приоритетов развития системы профессионального образования необходимо особо отметить обновление, развитие механизмов участия работодателей в образовательном процессе и усовершенствование оценки результатов социального взаимодействия [1]. Требования современного рынка труда обусловили необходимость сотрудничества, направленного на развитие самостоятельности, творческой активности обучающихся, их способности организовывать собственную деятельность в рамках образовательных мероприятий.

В педагогической практике работодатели на протяжении более десяти лет активно участвуют в разработке образовательных стандартов, формировании перечня актуальных, перспективных профессий и специальностей, профессионально-общественной аккредитации образовательных организаций, итоговой аттестации обучающихся. Конструктивное взаимодействие социальных институтов в настоящий момент перешло на качественно новый уровень, представляющий совокупность механизмов регулирования со стороны рынка труда квалификаций работников и предложений квалификаций со стороны системы образования, - Национальную систему квалификаций. Современная система квалификаций позволяет эффективно преодолеть дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.

В настоящее время работодатели концентрируют свое внимание на профессиональные знания и умения специалиста, перечень общих компетенций, необходимых для достижения профессионального успеха, эффективного моделирования и построения карьеры, развития человеческого капитала. В связи с этим актуальными становятся компетенции, представляющие собой сплав знаний, умений, отношений, опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования включает в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ: формирование профессиональных и общих компетенций [2]. Д. Ю. Бот-таева подчеркивает, что общие компетенции представляют собой социально-личностные качества будущего специалиста, которые обеспечивают профессиональную деятельность на определенном квалификационном уровне [3]. Освоение общих компетенций определяет более успешные трудоустройство и социализацию выпускников.

В 2020 г. Базовым центром Национального агентства развития квалификаций РФ был проведен мониторинг востребованности общих компетенций у работодателей. Также был проведен анализ корпоративных моделей общих компетенций, практик их оценки, изучен отечественный и зарубежный опыт. Это позволило сформировать проект рамки общих компетенций, соотнесенных с девятью уровнями квалификации, зафиксированными в Национальной системе квалификаций Российской Федерации согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ № 148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [4]. Проект Базового центра Национального агентства развития квалификаций РФ «Компетенции XXI века» направлен на построение системы общих компетенций (soft skills), востребованных на рынке труда в условиях интенсивного перехода к новым экономическим реалиям, методики их развития и оценки [5]. Анализ полученных данных показал, что, несмотря на разнообразие, требования работодателей к квалификациям работников идентичны и целесообразно их объединение в четыре группы компетенций: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Работа в команде и управление людьми», «Самоменеджмент (self-менед-жмент)». На основе предложенной национальной рамки квалификаций возможна дальнейшая разработка отраслевых и корпоративных требований к общим компетенциям, необходимых для той или иной профессии и квалификации.

Особое место в перечне общих компетенций принадлежит цифровым компетенциям, которые являются актуальными для всех сфер деятельности [6]. Например, среди общенациональных универсальных компетенций можно выделить компетенцию «Работа с информацией», которая невозможна без цифровых ресурсов, поисковых систем, навигаторов. Особое значение цифровые возможности приобрели в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности» предусмотрена возможность использования образовательными организациями различных образовательных технологий, обеспечивающих взаимодействие обучающихся и педагогов опосредованно с применением дистанционных технологий и электронного обучения [7].

В то же время в условиях реализации образовательного процесса, ориентированного на формирование общих компетенций у студентов, отмечается недостаточность или отсутствие конкретных методических рекомендаций, учебных пособий, позволяющих решить поставленную задачу в новой цифровой среде. Для оценки уровня сформированности общих компетенций также необходимы контрольно-оценочные средства. В педагогической практике для этой цели имеющиеся возможности, в том числе с применением цифровых технологий, недостаточны. Обозначенные противоречия позволили сформулировать актуальный вопрос: как организовать образовательный процесс, направленный на формирование общих компетенций студентов системы СПО в цифровых условиях?

Система цифрового образования, по мнению Т. В. Никулиной, Е. Б. Стариченко, включает в себя информационные ресурсы, телекоммуникации, систему управления. Информационные ресурсы представляют собой общность медиа, видео, аудио, библио, фото, графики, информационных массивов данных, интернет-сайтов. Телекоммуникации - это СМИ, телевидение, мобильные среды, хостинги, почтовые сервисы. Система управления включает авторизацию пользователей, тестирование, контент, рейтинги, информационное пространство: сайт, блог, чат, форум, почта [8].

В рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской

Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24 декабря 2018 г.), предусмотрено внедрение целевой модели цифровой образовательной среды. Основными задачами данной модели являются: создание профилей «цифровых компетенций» для участников образовательного процесса, реализация индивидуальных учебных планов и программ, проведение процедуры оценки качества образования [9]. Задачи проекта и педагогическая практика последних лет показали значимость информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения. Е. Полат приводит фактор, определяющий дистанционную форму обучения, - разделение учителя и учащихся расстоянием [10]. Рассматривая технологии дистанционного обучения, А. Соловов отмечает использование аудио, видео учебного назначения, учебного телевидения, CD-офлайновое использование интерактивных материалов, электронной почты, ресурсов сети Интернет, применение онлайновых систем управления обучением [11]. Современный комплекс цифровых баз данных, интернет-сайтов, сетевых и мобильных сфер, хо-стингов действительно позволяет эффективно организовать образовательную среду. В то же время, по мнению А. Сайедамин, применение дистанционных образовательных технологий как средства саморазвития студентов положительно влияет на их образовательные результаты [12].

В практике традиционного и дистанционного обучения отмечается большая ориентация на формирование профессиональных компетенций обучающихся. Формированию и развитию общих компетенций студентов СПО с применением дистанционных, цифровых возможностей уделяется недостаточно внимания. Необходимо отметить, что формирование общих компетенций возможно в процессе учебной и во внеурочной деятельности. Анализ научных источников также показал, что дистанционные образовательные технологии обладают высоким потенциалом, однако в педагогической практике отсутствует доказанное обоснование использования динамически развивающихся технологий в процессе целенаправленного формирования общих компетенций студентов в процессе внеурочных образовательных мероприятий. Вышеобозначенное позволяет выявить противоречие в несоответствии между сформированным в обществе социальным заказом на специалистов, обладающих должным уровнем развития общих, в том числе «цифровых», компетенций и недостаточной реализацией этого заказа средствами дистанционных образовательных технологий.

Одной из технологий, способствующих решению поставленной задачи, по нашему мнению, являются внеурочные дистанционные состязательные технологии. Они направлены на формирование и развитие личностных, деловых качеств будущих специалистов, развитие не только профессиональных, но и общих компетенций, обеспечивают достижение запланированного образовательного результата. В. З. Пасичниченко, И. А. Маланов рассматривают внеурочные дистанционные состязательные технологии как совокупность форм, методов, приемов обучения и воспитания, которые системно используются в интерактивном образовательном процессе на основе специальных технических, прикладных программных и информационных средств для достижения прогнозируемого состязательного образовательного результата [13]. В педагогической практике активно используются внеурочные дистанционные состязательные формы деятельности: олимпиады по учебным дисциплинам, конкурсы, марафоны, турниры, веб-квесты, чемпионаты и другие. В ходе мероприятий участники выполняют интеллектуальные, творческие, профессиональные задания повышенной сложности. По результатам состязаний выявляются победители, набравшие максимальное количество баллов. Взаимодействие участников осуществляется независимо от расстояния и местонахождения посредством информационно-коммуникационной сети Интернет. Отдельные мероприятия обеспечены современными цифровыми дидак-

тическими ресурсами. Использование дистанционных и цифровых возможностей позволяет большему количеству студентов, включая лиц с ограниченными возможностями, участвовать в мероприятиях в сравнении с очными. Состязательный характер событий позволяет обучающимся определить собственный уровень знаний, умений, индивидуально-психологических особенностей и в дальнейшем наметить корректирующие образовательные действия.

Анализ положений о внеурочных состязательных дистанционных мероприятиях для обучающихся СПО в период 2015-2020 гг. позволил выделить их основные задачи, такие как: проверка способности студентов к самостоятельной деятельности; совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления; развитие способности к проектированию деятельности и конструктивному анализу ошибок; стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию [14, 15]. Поставленные задачи соответствуют образовательным целям, направленным на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций студентов.

Системно связанные компоненты процесса формирования общих компетенций студентов СПО средствами внеурочных дистанционных состязательных технологий позволяют создать структуру педагогической модели, отражающую особый подход к образованию. Модель формирования общих компетенций в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий - это взаимосвязанный комплекс методологических, организационных условий, объединяющий цели и содержание, методы контроля и способы оценки результатов состязательного процесса. Предлагаемая модель направлена на управление деятельностью студентов, при которой общие компетенции формируются в ходе выполнения творческих, интеллектуальных, профессиональных заданий повышенной сложности, выполняемых с применением средств дистанционного обучения, цифровых ресурсов. Структурно-функциональная модель состоит из взаимосвязанных компонентов: целевого, организационно-деятельностного, контрольно-оценочного (рисунок).

В целевой компонент модели входят: цель, задачи, требования к содержанию состава и уровням сформированности общих компетенций. Структурно-функциональная модель ориентирована на формирование общих компетенций студентов системы СПО. Данный компонент также включает педагогические принципы, определяющие основные требования к процессу формирования компетенций. Принцип сотрудничества и взаимодействия (интерактивности) предполагает построение состязательного образовательного процесса на основе активной многосторонней коммуникации, осуществляемой в реальной, виртуальной формах между участниками мероприятий. Реализация принципа включает конкуренцию, взаимооценивание. Принцип персонализации предусматривает свободу выбора обучающегося в определении собственных целей, проектировании индивидуального образовательного маршрута, предпочитаемых форм состязательного процесса с учетом персональных потребностей, индивидуальных медицинских, психологических особенностей. Персонализация позволяет создать активную образовательную среду для самостоятельной работы обучающихся. Принцип гибкости и адаптивности обеспечивает организацию цифрового образовательного процесса, ориентированного на каждого конкретного студента. Принцип успешности направлен на освоение заданных результатов профессионального образования за счет доминирующего этапа закрепления и творческого применения знаний, умений, навыков, компетенций.

Деятельностный компонент структурной модели включает в себя формы, методы, средства, нормативное обеспечение внеурочной дистанционной состязательной деятельности.

Структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов СПО

Формами состязательной деятельности, которые способствуют формированию общих компетенций, являются олимпиады по профилю учебных дисциплин, модулей, интеллектуально-творческие конкурсы, марафоны, игры и другие. Представленная модель процесса формирования общих компетенций предполагает использование определенных средств: учебников и учебно-методической, нормативной, научной и справочной литературы, учебно-

методических комплексов, технических и информационных средств, прикладных компьютерных программ, систем электронного обучения, виртуальной обучающей среды: тренажеров, симуляторов и других. Оценочный компонент модели представляет собой процесс диагностики уровня сформированности ОК, включает процедуры определения критериев и выбора оценочно-диагностического инструментария. Педагогическая модель содержит также элементы коррекции, которые соответствующим образом изменяют методы, формы и средства дальнейшей образовательной деятельности.

Научная новизна исследовательской работы заключается в следующем:

- выявлены факторы, влияющие на процесс формирования общих компетенций студентов СПО в условиях внеучебного дистанционного образовательного процесса;

- впервые определена структура и разработана педагогическая модель формирования общих компетенций в процессе внеурочных дистанционных состязательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков.

Принимая участие в дистанционных внеурочных состязательных мероприятиях, студенты приобретают опыт использования изученной теории в практической деятельности, опыт работы с информационными и цифровыми базами данных, цифровыми образовательными ресурсами, опыт аргументированного доказательства, решения профессиональных задач и проблем, представления собственных разработанных интеллектуально-творческих, профессиональных продуктов. Использование дистанционных внеурочных состязательных технологий способствует повышению интереса обучающихся к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, формированию общих компетенций.

Особенности и возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий направлены на создание эффективных педагогических условий: расширение возможностей для использования различных форм организации учебной, воспитательной деятельности, обеспечение освоения профессиональных и общих компетенций в соответствии с национальной рамкой квалификаций и наряду с традиционными педагогическими технологиями решают задачи повышения качества подготовки будущих специалистов в условиях цифро-визации образовательного процесса.

Список литературы

1. Есенина Е. Ю. Управление профессиональной образовательной организацией с участием работодателей: подходы к решению проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 4.

2. ФГОС специальности среднего профессионального образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.03.2021).

3. Боттаева Д. Ю. Сформированность профессиональных компетенций обучающихся как основа качества подготовки выпускников вузов // Вестник ун-та. 2016. № 6. С. 243-248.

4. Приказ Минтруда России № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения: 17.03.2021).

5. Лейбович А. Н. Совершенствование инструментов управления квалификациями и качеством подготовки кадров требует системной работы. URL: https://bc-nark.ru/news/57343// (дата обращения: 25.03.2021).

6. НСК - конструктор карьеры. URL: https://bc-nark.ru/projects/education/constructor (дата обращения: 12.04.2021).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 104 от 17.03.2020 «Об организации образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73679183// (дата обращения: 15.02.2021).

8. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

9. Паспорт Национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол 16 от 24.12.2018). URL: https://base.garant. ru/72192486/ (дата обращения: 20.03.2021).

10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. и др. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.

11. Соловов А. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 104-112.

12. Сайедамин А. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов. URL: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiya-studentov (дата обращения: 11.04.2021).

13. Маланов И. А., Пасичниченко В. З. Роль внеурочных дистанционных состязательных технологий в подготовке студентов среднего профессионального образования в условиях цифровизации образовательного процесса // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). C. 87-91.

14. Положение о Х Межрегиональной дистанционной олимпиаде по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». URL: http://иртк.рф/news_page/h_mezhregional_naya_distancionnaya_ olimpiada_po_special_nosti_ekonomika_i_buhgalterskij_uchyot/ (дата обращения: 11.04.2021).

15. Положение о проведении VIII открытого межрегионального конкурса профессионального мастерства «Паруса мечты - 2021» с международным участием. URL: https^/www^^^ (дата обращения: 11.04.2021).

Пасичниченко Венера Замильевна, заведующая отделением дополнительного образования, Иркутский технологический колледж (ул. Фурье, 16, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: venpas@yandex.ru

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (ул. Смолина, 24, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000). E-mail: pedagogika@bsu.ru

Шибанова Юлия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (ул. Смолина, 24, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000). E-mail: shibanova1001@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.04.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-150-159

FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR DISTANCE COMPETITIVE TECHNOLOGIES

V Z. Pasichnichenko1, I. A. Malanov2, Yu. V Shibanova2

1 Irkutsk Technological College, Irkutsk, Russian Federation

2 Dorji Banzarov Buryat state University, Ulan-Ude, Russian Federation

The rapidly developing process of digitalization of the economy has led to dynamic changes in secondary vocational education. The digital economy is one of the main sources of educational goal-setting. The social order for the results of secondary vocational education is formulated in the list of formed professional and general competencies, the content of which changes significantly under the influence of digitalization. The introduction of Federal State Educational Standards sets professional educational organizations the task of meeting their requirements. The problem of choosing methods and technologies of teaching aimed at forming student's general competencies and principles, ways and methods of their assessment becomes urgent.

The issue of the formation of general competencies of students at all stages of training and education is one of the most relevant in the practice of secondary vocational education in Russia. The analysis of normative legal documents, theoretical approaches, conditions and results of practical educational activities allowed us to identify the relevance and specifics of the process of forming general competencies among students of secondary vocational education in the context of digital opportunities. The article considers the determining factors, the possibilities of extracurricular distance competitive technologies. The structure is defined and the structural and functional model of formation of general competences of students of the system of secondary vocational education in the process of extracurricular distance competitive educational events is developed, which represents an integral didactic system and consists of structural components: target, environmental, content, procedural and evaluation blocks. The presented pedagogical model reflects the necessary elements that form the pedagogical process. The components included in the model are interrelated, carry a certain semantic load and determine each other.

A special feature of the pedagogical model is the purposeful application of the conditions and opportunities used in distance educational technologies to the extracurricular competitive activities of students in order to form common competencies.

The practical significance of the study is to determine the organizational and pedagogical conditions for the formation of general competencies of students and the use of the developed model in the educational process of secondary vocational education in the context of digitalization.

Keywords: federal state educational standards, general competencies, national qualifications framework, digitalization, extracurricular distance competitive technologies.

References

1. Esenina E. Yu. Upravleniye professional'noy obrazovatel'noy organizatsiyey s uchastiyem rabotodateley: podk-hody k resheniyu problemy [Management of a professional educational organization with the participation of employers: approaches to solving the problem]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda, 2017, no.4, pp. 4 (in Russian).

2. FGOS spetsial'nosti srednego professional'nogo obrazovaniya [FSES specialty of secondary vocational education] (in Russian). URL: https://fgos.ru (accessed 5 March 2021).

3. Bottayeva D. Yu. Sformirovannost' professional'nykh kompetentsiy obuchayushchikhsya kak osnova kachestva podgotovki vypusknikov vuzov [Formation of professional competencies of pupils as a basis for quality training university graduates]. Vestnik universiteta, 2016, no. 6, pp. 243-248 (in Russian).

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 № 148n «Ob utverzhdenii urovney kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proek-tov professional'nykh standartov» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.05.2013 № 28534) [Prikaz Mintruda Rossii of April 12, 2013 No 148n "On approval of qualification levels for the development of drafts of professional standards" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on May 27, 2013 No. 28534)] (in Russian). URL: https:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (accessed 17 March 2021).

5. Leybovich A. N. Sovershenstvovaniye instrumentov upravleniya kvalifikatsiyami i kachestvom podgotovki kadrov trebuyet sistemnoy raboty [Improving the tools for managing qualifications and the quality of training requires systematic work] (in Russian). URL: https://bc-nark.ru/news/57343 (accessed 25 March 2021).

6. NSK - konstruktor kar'ery [NSC career Designer] (in Russian) URL: https://bc-nark.ru/projects/education/con-structor (accessed 12 April 2021).

7. PrikazMinisterstvaprosveshcheniyaRossiyskoyFederatsii№ 104 ot 17.03.2020 «Ob organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 104 of 17.03.2020 "On the organization of educational activities»]. (in Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73679183// (accessed 15 February 2021).

8. Nikulina T. V., Starichenko E. B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravleniye [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2018, no. 8, pp. 107-113 (in Russian).

9. Pasport Natsional'nogo proekta «Obrazovaniye» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategiches-komu razvitiyu i natsional'nymproektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) [Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 of 24.12.2018)] (in Russian). URL: https://base.garant.ru/72192486/ (accessed 20 March 2021).

10. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseyeva M. V et al. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya. Pod red. E. S. Polat [Theory and practice of distance learning. Ed. E. S. Polat]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 416 p. (in Russian).

11. Solovov A. Elektronnoye obucheniye - novaya tekhnologiya ili novaya paradigma? [Is e-learning a new technology or a new paradigm?]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2006, no. 11, pp. 104-112 (in Russian).

12. Sayedamin A. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo samorazvitiya studentov [Distance educational technologies as a means of self-development of students] (in Russian). URL: https://www.dissercat.com/ content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiya-studentov (accessed 11 April 2021).

13. Malanov I. A., Pasichnichenko V. Z. Rol' vneurochnykh distantsionnykh sostyazatel'nykh tekhnologiy v podgoto-vke studentov srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel'nogo protsessa [The role of extracurricular distance competitive technologies in the preparation of students of secondary vocational education in the conditions of digitalization of the educational process]. Nauchno-pedagogicheskoye oboz-reniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 5 (33), pp. 87-91 (in Russian).

14. Polozheniye o XMezhregional'noy distantsionnoy olimpiadepo spetsial'nosti 38.02.01 «Ekonomika i bukhgalter-skiy uchyot (po otraslyam)» [Regulations on the X Interregional Distance Olympiad in the specialty 38.02.01 "Economics and accounting (by industry)"] (in Russian). URL: http://nprK.p$/news_page/h_mezhregional_naya_ distancionnaya_olimpiada_po_special_nosti_ekonomika_i_buhgalterskij_uchyot (accessed 11 April 2021).

15. Polozheniye o provedenii VIII otkrytogo mezhregional'nogo konkursa professional'nogo masterstva «Parusa mechty - 2021» s mezhdunarodnym uchastiyem [Regulations on the VIII open interregional competition of professional skills "Dream Sails - 2021" with international participation] (in Russian). URL: https://www.HnK2.p$ (accessed 11 April 2021).

Pasichnichenko V. Z., Head of the Department of Additional Education, Irkutsk Technological College (ul. Fur'ye, 16, Irkutsk, Russian Federation, 664003). E-mail: venpas@yandex.ru

Malanov I. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of General Pedagogy, Dorji Banzarov Buryat State University (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation, 670000). E-mail: pedagogika@bsu.ru

Shibanova Yu. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Pedagogy, Dorji Banzarov Buryat state University (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation, 670000). E-mail: shibanova1001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.