Научная статья на тему 'Формирование общего подхода к управлению научно-инновационной деятельностью в системе менеджмента качества вуза'

Формирование общего подхода к управлению научно-инновационной деятельностью в системе менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НИД) / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА / КАЧЕСТВО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НИД / SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE ACTIVITY (SIA) / INNOVATIONS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF HIGH SCHOOL / QUALITY OF SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE ACTIVITY / QUALITY MANAGEMENT SIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаффорова Елена Борисовна, Елисеева Татьяна Ивановна, Синдеева Татьяна Валерьевна

Научно-инновационная сфера жизненно необходимая часть деятельности вуза, без развития которой невозможно повысить его конкурентоспособность на настоящем этапе развития системы высшего образования. Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность осуществлялась последовательно и на постоянной основе, которая обеспечивается за счет создания действенной системы управления. В данной работе предложен общий подход к управлению научно-инновационной деятельностью в СМК вуза, которую было предложено рассматривать с двух позиций: как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза, и как самостоятельный вид деятельности, связанный с выполнением инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаффорова Елена Борисовна, Елисеева Татьяна Ивановна, Синдеева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GENERAL APPROACH TO MANAGEMENT OF SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE ACTIVITY IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF HIGH SCHOOL

Scientifically-innovative sphere a vital part of activity of high school without which development it is impossible to raise its competitiveness at the present stage of development of system of higher education. For its maintenance it is necessary, that scientifically-innovative activity (SIA) was carried out consistently and on a constant basis which is provided at the expense of creation of an effective control system. In the given work the general approach to management of scientifically-innovative activity in QMS high school which was offered for considering from two positions has been offered: as a component of the processes characterizing basic kind of activity of high school, and as the independent kind of activity connected with performance of innovative projects.

Текст научной работы на тему «Формирование общего подхода к управлению научно-инновационной деятельностью в системе менеджмента качества вуза»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Е. Б. Гаффорова, Т. И. Елисеева, Т. В. Синдеева

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА

Научно-инновационная сфера — жизненно необходимая часть деятельности вуза, без развития которой невозможно повысить его конкурентоспособность на настоящем этапе развития системы высшего образования. Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность осуществлялась последовательно и на постоянной основе, которая обеспечивается за счет создания действенной системы управления. В данной работе предложен общий подход к управлению научно-инновационной деятельностью в СМК вуза, которую было предложено рассматривать с двух позиций: как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза, и как самостоятельный вид деятельности, связанный с выполнением инновационных проектов.

Ключевые слова: инновации, научно-инновационная деятельность (НИД), система менеджмента качества вуза, качество научно-инновационной деятельности, управление качеством НИД.

E. B. Gafforova, T. I. Eliseeva, T. V. Sindeeva

Formation of the general approach to management of scientifically-innovative activity in

quality management system of high school

Scientifically-innovative sphere — a vital part of activity of high school without which development it is impossible to raise its competitiveness at the present stage of development of system of higher education. For its maintenance it is necessary, that scientifically-innovative activity (SIA) was carried out consistently and on a constant basis which is provided at the expense of creation of an effective control system. In the given work the general approach to management of scientifically-innovative activity in QMS high school which was offered for considering from two positions has been offered: as a component of the processes characterizing basic kind of activity of high school, and as the independent kind of activity connected with performance of innovative projects.

Keywords: innovations, scientifically-innovative activity (SIA), quality management system of high school, quality of scientifically-innovative activity, quality management SIA.

Наблюдаемые в настоящее время кризисные тиворечивой среде рынка образовательных ус-

тенденции в системе высшего образования, луг и жесткого государственного регулирования.

как отмечено в [5], во многом связаны с отсут- Это противоречие может быть разрешено на ос-

ствием у вузов адаптационных механизмов, по- нове использования инновационного подхода

зволяющих адекватно реагировать на изменения к деятельности [Там же].

социально-политической и экономической конъ- Научно-инновационная сфера — жизненно

юнктуры, и необходимостью выживания в про- необходимая часть деятельности вуза, без раз© Гаффорова Е. Б., Елисеева Т. И., Синдеева Т. В., 2010

тэ

вития которой невозможно повысить его конкурентоспособность на настоящем этапе развития системы высшего образования. Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность (НИД) осуществлялась последовательно и на постоянной основе, которая обеспечивается за счет создания действенной системы управления. Несмотря на очевидные приоритеты в области развития научно-инновационной деятельности, создание системы менеджмента НИД не должно противоречить общим принципам и традиционной практике управления вузом и предусматривать взаимодействие с другими его подсистемами. Особое внимание при этом обращается на определение роли НИД в системе менеджмента качества (СМК) вуза, являющейся в последнее время обязательным атрибутом развития вузовского управления.

Создание основ функционирования и оценивания системы управления качеством НИД заключается в основном в закреплении и распределении между субъектами управления вуза (ректоратом, институтами, кафедрами) в рамках созданной организационной структуры функций планирования и контроля, предопределяющих реализацию остальных управленческих функций — организацию и мотивацию, а также систему коммуникаций. Разработка сквозного механизма реализации процессов управления НИД связывается с использованием в системе менеджмента выделенных показателей, результирующих проведение мероприятий и управленческих действий в рамках основных функций менеджмента. Для введения в действие созданного механизма требуется оптимальная регламентация всех управленческих функций посредством разработки внутренней документации в любом приемлемом и удобном для вуза виде.

Очевидно, что создание различных видов инновационных продуктов (принципиально новых УМК и образовательных технологий, продуктов и технологий для внедрения в производство, бизнес-инкубаторов и др.) в вузах в большинстве случаев является результатом образовательной, научно-исследовательской, научно-методической и производственно-коммерческой деятельности, а не какого-то отдельно взятого (обособленного) инновационного процесса. Исходя из этого, инновационную деятельность как объект управления, в том числе в системе менеджмента качества, следует рассматривать как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза.

В целом, уточнив данное нами ранее определение [1, 3, 6], научно-инновационную деятельность мы предлагаем рассматривать как подсистему, интегрированную в совокупность процессов деятельности вуза, использующих его потенциал с целью создания новых знаний и нововведений в виде практических результатов (продуктов, услуг, информации, объектов инфраструктуры и т. п.), соответствующих требованиям заинтересованных сторон, и их реализации в реальном секторе экономики, сфере науки и образования для получения эффекта (экономического, социального и др.).

В свою очередь, НИД как подсистему вуза можно представить в виде совокупности процессов, ресурсов и механизмов управления, конкретизировав ее основные элементы (рис. 1). Данная схема соответствует классическому пониманию деятельности как процесса по преобразованию входа(ов) в выход(ы) при помощи управляющего воздействия и использования необходимых ресурсов. В случае с НИД вуза входом является научно-инновационный (а именно интеллектуальный) потенциал сотрудников вуза, выходом — в зависимости от того, был ли задействован подпроцесс «трансфер НИП», — новации и инновации (внедренные в реальном секторе экономики).

Организационно-управленческое воздействие осуществляется на основе данных о требованиях заинтересованных сторон и их удовлетворенности научно-инновационной деятельностью и продуктами с помощью распорядительных и регламентирующих документов. К распорядительным документам в данном случае можно отнести, например, приказ об установке целей НИД на определенный период, к регламентирующим — положения о деятельности инновационных структур и стандарты в области управления НИД.

Ключевым моментом в управлении качеством НИД, а также реализации научно-инновационного подхода к управлению вузом в целом, является установление ценности результатов НИД для определенных групп заинтересованных сторон, обеспечивающих коммерциализацию получаемых продуктов. Ценность научно-инновационных продуктов (НИП) определяет их качество и неразрывно связана с удовлетворением требований заинтересованных сторон.

Сущность НИД, как составляющей всех процессов деятельности вуза, предопределяет необходимость совершенствования управления всей совокупностью процессов в системе менеджмента качества вуза на основе научно-инновацион-

I

о а о н

0 X .0

1 I

го ш о

0 а) а а) н

1 ^

го со

п; ^

I

го ш о ю а) а

Организационно-управленческое воздействие

Научно-инновационный (интеллектуальный) Е потенциал

Процессы НИД

Создание НИП Трансфер НИП

Продукты НИД (новации и инновации)

Материально-технические, информационно-нормативные, финансовые и другие ресурсы

н

о р

о т с х ы н н а в о с

е р

е т н и а

с о н н

е р

о в т е л в

о £

Рис. 1. Элементы НИД вуза

ного подхода. Его применение требует получения таких результатов процессов (образовательного, научного, методического, материально-технического обеспечения и др.), которые бы позволили увеличивать потенциал (финансовый, технологический, коммерческий) вуза при их использовании (внутри организации и во внешней среде).

Особое место в системе менеджмента качества должно быть определено целенаправленной проектной инновационной деятельности вуза, связанной с созданием продуктов, технологий, объектов инфраструктуры и других результатов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники, технологии и актуальных проблем рынка.

Существенная трансформация модели инновационного процесса, необходимая для реализации потенциала образования и науки в формировании и развитии национальной инновационной системы, должна основываться, по мнению автора [2], на принципах интеграционного взаимодействия образования, науки, властных структур, инвесторов, производителей и потребителей.

Указанные особенности научно-инновационной деятельности являлись основными предпосылками для разработки общего подхода к управлению НИД вуза, которую было предложено рассматривать с двух позиций:

— как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза;

— как самостоятельный вид деятельности, связанный с выполнением инновационных проектов (рис. 2).

В условиях, когда продукты НИД создаются в результате текущей деятельности вуза, предложено рассматривать НИД как составляющую основных процессов. В этом случае нет конкретных проектов, а планирование и организация научно-инновационной деятельности не выделяются в отдельный процесс. Целью управления в данном случае является совершенствование процессов вуза для получения результата, удовлетворяющего требованиям заинтересованных сторон.

Как отдельный процесс, научно-инновационная деятельность осуществляется в рамках отбора перспективных направлений, разработки и реализации инновационных проектов в соответствии с поставленными целями. Разработкой и реализацией проектов занимаются специализированные структурные единицы вуза, например, такие, как исследовательские лаборатории и центры, экспериментальные производства, центры по разработке инновационных технологий и т. п. Основной целью данного аспекта НИД является получение и внедрение востребованных рынком научно-инновационных продуктов.

Рис. 2. Общий подход к управлению НИД вуза

Укрупненно осуществление и управление НИД в процессах представляет собой постановку целей в области развития НИД (на основе миссии вуза), планирование соответствующих целям мероприятий по совершенствованию процессов деятельности вуза (подразделения) на основе научно-инновационного подхода, определение критериев результативности мероприятий и проведения оценки (рис. 3).

Завершающим этапом процесса является передача информации о достигнутых результатах или полученных научно-инновационных продуктах в структуры вуза, занимающиеся вопросами коммерциализации НИД.

Как отмечено в [4], если говорить о процессном подходе к внутренним инновациям в образовательной деятельности, то входом в процесс являются результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей потребителей (физических лиц и работодателей), а выходом — удовлетворение этих потребностей.

Процесс реализации проектной научно-инновационной деятельности включает в себя определение (на основе предпочтительных направлений НИД, данных о потребностях рынка в

НИП и научно-инновационном потенциале вуза) актуальных направлений развития НИД вуза, объявление конкурса проектов, соответствующих этим направлениям. Отобранные в процессе конкурса научно-инновационные проекты проходят стадию реализации, а затем специальное подразделение вуза занимается коммерциализацией полученных научно-инновационных продуктов и оценкой результативности проекта (рис. 4).

Несмотря на кажущуюся автономность двух аспектов НИД, между ними существует четкая взаимосвязь. Эта взаимосвязь проявляется в тот момент, когда по результатам осуществляемой в текущих процессах НИД накапливается достаточный потенциал для реализации коммерческих научно-инновационных проектов либо когда результатом НИД в процессах становятся научно-инновационные продукты, востребованные рынком. Иными словами, входной элемент проектного процесса НИД — база данных (рис. 4) является результирующим (обобщенным и систематизированным) выходом совокупности процессов (учебного, научного, производственно-коммерческого), выполняемых различными структурами вуза.

Миссия вуза

Цели в области НИД

Планирование НИД

Определение показателей (индикаторов) достижения целей (выполнения планов)

Проведение мероприятий НИД

Оценка результативности выполнения плана

Подготовка и передача информации о полученных научно-инновационных продуктах/результатах в соответствующие структуры

Рис. 3. Выполнение и управление НИД в процессах

Рис. 4. Реализация проектной НИД

тэ

Исходя из предложенного представления сущности НИД в рамках традиционной структуры процессов СМК определяются их научно-инновационные элементы для обеспечения гармонизации всех управленческих действий в общей системе управления в вузе на основе принципов интегративного подхода.

1. Белкин В. Г., Гаффорова Е. Б., Сафонова К. И. Управление научно-инновационной деятельностью в системе менеджмента качества вуза // Менеджмент качества инновационной деятельности по развитию научно-технического комплекса России: практика и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. Москва, Федеральное агентство по науке и инновациям, 1-2 окт. 2009 г. М. : ФОРМАТ-Д, 2009. С. 142-145.

2. Волкова Т. В. Институциональные основы создания конкурентоспособных интеллектуальных продуктов // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4.

3. Гаффорова Е. Б., Белкин В. Г., Сафонова К. И. Роль системы менеджмента качества в научно-инновационной деятельности вуза // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 2. С. 23-28.

4. Макаркин Н. П., Томилин О. Б., Бритов А. В., Фадеева И. М. Инновационная образовательная деятельность в университетском комплексе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 4. С. 103107.

5. Мартыненко О. О., Черная И. П., Антонов А. Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Там же. № 2. С. 24-34.

6. Теоретико-методические основы научно-инновационной деятельности вуза / под общ. ред. К. И. Сафоновой, В. Г. Белкина. Владивосток : Изд-во ТГЭУ. 2010. 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.