УДК 376
Лоторева Л.А.
студент, магистр Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (г. Липецк, Россия)
Косыгина Е.А.
доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (г. Липецк, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: формирование связной речи детей дошкольного возраста, является актуальной проблематикой современного общества. В процессе формирования которой должны участвовать все возможные психические, психологические и физические возможности ребенка. Для освоения знаний ребёнку дошкольнику требуется не только нормальное физическое психическое здоровье, но развивающая предметно пространственная среда.
Ключевые слова: образные средства языка, педагогическая наука, фонетико-фонематический, лексический, грамматический компонент речи, общие недоразвития речи.
Формирование речевой деятельности у детей дошкольного возраста является главным условием их подготовки к последующему обучению в школе, так как речь детей играет важную роль в организации и развитии процессов психической деятельности ребенка дошкольника, в процессе его социальной адаптации к окружающему миру [4, 6].
В настоящее время одной из острых проблем педагогической науки является создание благоприятных условий для формирования у детей дошкольного возраста с ОНР способности к овладению образными средствами языка, как неоспоримого факта в дальнейшем благополучного и качественного обучения в школе и гармоничного, комфортного развития и социализации личности дошкольника в целом.
Образность языка и речи детей определяется целым рядом определённых критериев: тренировкой речевых навыков дошкольника, нацеленностью на освоение выразительных возможностей языка, развитием специальной речевой интенции, обогащением опыта использования языковых средств речи.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического,
грамматического компонентов речевой системы детей дошкольного возраста с ОНР оказывает негативное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение в целом. Выделенные недостатки в речевой системе дошкольников приводят к истощению экспрессивной лексики у детей дошкольников и создают затруднения в
пользовании средствами выразительности связного высказывания, какими являются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы [2].
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи свойственны ослабление и нарушение коммуникативных навыков речи к неречевым структурам. Ослабление или отсутствие таких коммуникативных качеств речи дошкольников, как выразительность и образность взаимосвязаны с несформированностью у дошколят и детей младшего школьного возраста творческого отношения к слову, которое подразумевает развитие способности выделять яркость и красоту слова, воспринимать краски настроения и яркость эмоции автора, выбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на заданную тематику, в соответствии с планом.
В связи с этим появляется потребность разработки методической системы, нацеленной на формирование у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческого отношения к слову, то есть умения выделять, применять и создавать образные средства языка.
Существенным потенциалом для формирования образных средств языка детей с общим недоразвитием речи обладают произведения художественной литературы. Работа над образной и выразительной речью на таком материале поможет в последующем при знакомстве с другими жанрами воспринимать не только содержание, но и художественную форму произведений, а также придумывать связные высказывания на тему любого произведения художественной литературы [9].
Помимо образных средств выразительные возможности усиливаются актуализации семантики слов, которыми богаты художественные произведения. Дети учатся применять слова и соотносить их с определёнными предметами и вещами окружающей действительности, действиями и состояниями, признаками и качествами, чувствами и представлениями. Это также требуются для формирования умения ассоциировать и мыслить образно.
Главной особенностью речевого творчества детей дошкольного возраста с ОНР является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является источником пополнения речи образными средствами речевого развития. Взаимодействие этих процессов исследователи, в первую очередь, видят в том, что оба вида деятельности хотят специального узконаправленного развития, только тогда они будут иметь влияние на образное восприятие художественного текста и перенос полученных знаний в собственную устную и письменную речь [3].
Первостепенными источниками формирования образных средств языка являются также произведения устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм. С их помощью у дошкольников с раннего возраста развивается интерес и любовь к художественному литературному творчеству. На
протяжении времени задача усложняется, когда дети знакомятся с произведениями многообразных жанров. Посредством этого у детей с общим недоразвитием речи формируется устойчивая способность замечать и понимать образные средства языка и за счет того, что они учатся определять и мотивировать свое отношение к героям различных литературных произведений формируются нравственные критерии оценки.
Кроме того, с целью обогащения речи дошкольников с ОНР выразительными средствами их учат выразительно читать стихи и пересказывать литературные произведения с условием соблюдения смысловой паузы, интонации, соответствующей характеру произведения и переживаниям героев [3].
Чем краше и точнее словарный запас дошкольника, тем выше уровень развития его речи и мышления. Каждое новое слово обогащает речь детей, одновременно же оно развивает и их мыслительные способности. При помощи слова дети абстрагируют отдельные свойства предметов и явлений, находят общее и различное между ними, учатся анализировать, синтезировать и обобщать. При помощи слова у них возникает абстрактно-словесное мышление, которое совершается в форме понятий, суждений и умозаключений.
Работа над словом, нацеленная на формирование представлений о значении лексических единиц, является базой дальнейшего усвоения языка и развития культуры речи. Усвоение лексических значений многозначных слов способствует умению семантически точно употреблять и свободно выбирать языковые средства.
Неотъемлемый аспект развития речи - формирование образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
В лингвистике существует деление средств языка на выразительные, которые «выражают» и изобразительные, которые «изображают». Зачастую понятия «выразительность» и «образность» рассматриваются как синонимы. В
нашем диссертационном исследовании мы употребляем термин «образные средства языка». В лингвистических работах образность рассматривается как категория, отражающая семантическую двуплановость и ассоциативно-метафорический характер внутренней формы [1].
Под образным строем языка понимается закрепленная в узусе национально и культурно исторически обусловленная система образов, метафорически реализованная в семантике единиц лексико-фразеологического уровня, регулярно воспроизводимая в актах коммуникации и формирующая языковую картину мира носителей языка. Образный строй рассматривается как системно-языковое явление, имеющее семантический уровень и знаковую форму выражения, и как когнитивная структура, входящая в систему представлений языковой личности, на которой базируются определенные языковые способности, реализуемые в речевой деятельности.
Образность языка и речи определяется целым рядом условий: тренировкой речевых навыков, направленностью на понимание выразительных возможностей языка, развитием специальной речевой интенции, накоплением опыта использования языковых средств, развитием когнитивных аспектов семантики языковых единиц.
Вопросы освоения языка детьми являются наиболее обсуждаемыми в лингвистике, психологии, логопедии и других областях научного знания.
Большую роль в общении детей играют образные слова, поскольку они обладают высокой информативностью. Эти выражения понимаются легче, чем обычные знаменательные, так как для них характерны дополнительно развиваемые значения [7].
Актуализация различных образных слов детьми (на разных этапах онтогенеза) рассредоточена во времени: сначала усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. Образные слова являются средствами вторичной номинации, в основе которой лежит механизм переноса
В освоении детьми переносного значения выделяют три этапа. Первый этап - замещение. Ребенок пытается назвать незнакомый предмет или дать ему характеристику, исходя из своего запаса знаний, опираясь на внешнее сходство. Выделяют четыре группы номинаций замещений: номинация - замещение предмета, номинация - замещение действия, номинация - замещение признака предмета, номинация - замещение признака действия
Второй этап становления переносного значения - сравнение, которое является наиболее доступным и ранее других актуализирующимся в речевом онтогенезе. Это образное средство имеет особое значение в формировании языковой личности ребенка. Широкий спектр предметов и образов сравнения, богатейшие возможности объективации эмоций и воображения позволяют рассматривать данный языковой феномен как наиболее ценный для развития мышления [5].
Таким образом, художественная литература является
действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, а также способствует формированию образных средств языка и его выразительности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2009 - 112 с.
2. Бардышева Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2003, 2015 - 264 с.
3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления[Текст] / С.Е. Большакова - М.: Просвещение, 2005 - 88-100с.
4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика[Текст]/ Т.В. Буденная — СПб., 2004.- 31-39с.
5. Епифанова О.В. Автоматизация звуков: учебно - игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками - Волгоград: Учитель, 2011 - с.3 -16
6. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014 - 216 c.
7. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед. - 2008 - № 2 - с.74 - 77
8. Логопед, №4, 2012 - М.: Сфера, 2012 - 144 c.
9. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2007 - 835 c.
Lotoreva L.A.
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia)
Kosygina E.A.
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia)
FORMATION OF FIGURATIVE MEANS OF LANGUAGE PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract: the formation of coherent speech of preschool children is an urgent problem of modern society. In the process offormation of which all possible mental, psychological and physical capabilities of the child should participate. To master knowledge, a preschool child needs not only normal physical and mental health, but also a developing subject-spatial environment.
Keywords: figurative means of language, pedagogical science, phonetic-phonemic, lexical, grammatical component of speech, general speech underdevelopment.