Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / THINKING / IMAGINATIVE THINKING / EDUCATION / INTEGRATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Келдиярова В.Б., Умирова Ф.Н.

В данной статье изложены: понятие мышления, суть образного мышления, роль интеграционного обучения в формировании образного мышления. Вместе с тем, изложены взгляды, мысли зарубежных учёных о формировании мышления детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Келдиярова В.Б., Умирова Ф.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A PRINCIPAL THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH INTEGRATION LEARNING

This article sets out: the concept of thinking, the essence of figurative thinking, the role of integration training in the formation of figurative thinking. At the same time, the views and thoughts of foreign scientists on the formation of thinking of preschool children are outlined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

УДК 371.044.2.

Келдиярова В.Б. преподаватель Умирова Ф.Н. преподаватель кафедра "Дошколного образования " Каршинский государственный университет

Узбекистан, г. Карши

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИОННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

Аннотация: В данной статье изложены: понятие мышления, суть образного мышления, роль интеграционного обучения в формировании образного мышления.

Вместе с тем, изложены взгляды, мысли зарубежных учёных о формировании мышления детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: мышление, образное мышление, образование, интеграционное обучение.

Keldiyarova V.B.

teacher Umirova F.N. teacher

chair "Preschool education " Karshi State University Uzbekistan, Karshi

FORMING A PRINCIPAL THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH INTEGRATION LEARNING

Annotation: This article sets out: the concept of thinking, the essence of figurative thinking, the role of integration training in the formation of figurative thinking.

At the same time, the views and thoughts of foreign scientists on the formation of thinking ofpreschool children are outlined.

Key words: thinking, imaginative thinking, education, integration training.

Процесс всемирной глобализации оказывает непосредственное влияние на разум и мышление человека. Все технологии, созданные для улучшения и облегчения повседневной материальной жизни способствуют достижению высоких результатов, не требуя определённого расхода умственных и физических сил человека.

Вместе с тем этот положительный результат оказывает противоположное влияние на мышление людей. Особенно это можно

заметить у детей младшего возраста. Очевидным является то, что дети, отдают предпочтение виртуальным играм, чем умственным и физическим.

В связи с этим использование современных методов должно способствовать не только повышению сознания и мировоззрения дошкольников, оттачиванию их ума, формированию творческих способностей, развитию самостоятельного мышления, наряду с этим, у детей дошкольного возраста должна развиваться мотивация к получению образования, к обучению и воспитанию, а также демонстрации их способностей.

В Национальной энциклопедии Узбекистана даётся следующее определение мышлению: «Мышление- это понятие представления и в обсуждении процесса активного отражения реальной действительности, способность человека мыслить и размышлять. (1:299).

Иванов П.И. же мышление характеризует следующим образом: «Мышление- эта такая умственная деятельность человека, которая способствует отражению реальности очень точно, полно, глубоко и обобщённо, даёт возможность разумно заниматься практической деятельностью» (8:186)

М.Б Гамезо излагает так: Мышление-это обобщённое отражение действительности в средствах слов и прошлого опыта. ( 8; 187)

Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление -это не предмет непосредственно воспринимаемый человеком, а такой вид мышления, где есть рассуждения только о воображаемых событиях и предметах.

Наглядно-образное мышление в истории его развития было вторым видом после предметно-действенного. Оно и позволяет познавать реальный мир без практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление "схватывает" наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

Вопрос развития детского мышления интересовал многих отечественных и зарубежных исследователей: Н.Ф. Виноградова, Т.Е.Журова, В. С.Мухина и др. Они подчеркивают особую значимость преемственности наглядно - образного мышления как переходного вида мышления от практического к теоретическому, что помогает дошкольнику быть психологически включенным в саму образовательно-воспитательную деятельность. М.М. Безруких, JI.A. Венгер, Е.В. Заика указывают на то, что посредством развития образных представлений в дошкольном возрасте происходит оптимизация произвольных познавательных функций (восприятие, воображение, внимание, память). Это ведет к повышению уровня интеллектуального развития ребенка.

На основе анализа и обобщений педагогических исследований (JI.A. Венгер, Н.Е. Веракса, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, H.H. Поддьяков, A.B. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) можно

сделать вывод о том, что наглядно-образное мышление дошкольников развивается в процессе взаимодействия игровых и речевых действий, учебно-познавательной деятельности, а также при ознакомлении с природой.

[3;3]

На основе анализа и обобщений многих педагогических исследований можно сделать вывод о том, что у детей с хорошо развитым наглядно-образным мышлением наблюдается обширный мир представлений, мощная фантазия, высокая творческая и изобретательская способность, из них могут вырасти учёные изобретатели, хороший художник, литературовед, одним словом из них могут вырасти созидатели-творцы, а такие кадры всегда нужны для развития и процветания государства.

Дошкольник в своём воображении, мечтах многократно решает логические операции, в результате чего у него развивается способность к абстрагированию. При освоении каждого понятия они всегда опираются на своё образное мышление. В связи с этим важным является формирование их воображения, обогащения их мировоззрения, их творческих и изобретательских способностей. У детей дошкольного возраста превосходит образное мышление. Педагог и ребёнок во время занятий часто опираются на образное мышление. Важным является то, что объекты, которые изучают дошкольники могут быть птицы, какое-либо животное или растение, небесные тела и др. должны быть знакомы детям.

Для развития образного мышления у детей при организации образовательного процесса необходимо проводить интеграционные занятия, важно обеспечить взаимосвязь предметов.

При организации интеграционного обучения нужно учитывать следующие:

- Выбирать способы и методы способствующие развитию у детей наглядного мышления, в последующем развивать и формировать их.

- Устанавливать новые направления развития образного мышления пользуясь устным народным творчеством.

- Искать новые решения при обучении взаимосвязанным знаниям, являющимся близкими друг другу по учебникам и темам.

- В сознании дошкольников создать систему целостных, общих, органически связанных между собой понятий, образов о науке и знаниях.

- Формировать мировоззрение о неразрывной связи предметов и знаний с природой и повседневной жизнью;

Одним из актуальных проблем современности при формировании научного мировоззрения и образного мышления является умение выявлять старые отношения и межпредметную связь, т.е обеспечение органической связи. Педагог, сумевший организовать образовательную деятельность, обеспечивший в ней межпредметную связь, не только заинтересует ребёнка, но и будет способствовать его усвоению, в результате системной реализации межпредметной взаимосвязи окажет весомое влияние на образовательно-воспитательный процесс. В сознании детей будет формироваться диалектическое мышление. Кроме этого, важным условием интеграционного

занятия является развитие уровня знаний и заинтересованности дошкольников процессом. Если, в результате беглого анализа тем материалов образовательной деятельности определяется взаимосвязанность друг с другом, то посредством структурного анализа устанавливаются понятия, доказательства, закономерности, решения, выводы, организующие материал для занятия. Форма проведения межпредметной связи будет зависеть от способности пользователя. Реализация межпредметной связи может состоять из следующих важных этапов:

- целенаправленно определить ссущность, последовательность и объём меж предметной связи;

- сделать соответствующие выводы и составить перспективный план по намеченному и полученным результатам;

С точки зрения повышения фактора эффективности образовательно-воспитательного процесса в структуру меж предметной связи необходимо включить следующее:

- специальные научные информации, методологические, философские принципы, научные теории, содержащие в себе пути усвоения материала;

- идейные знания.

Интегрированное обучение по естественным наукам может быть следующим:

- интегрированное занятие

- меж темная интеграция

- внутренняя интеграция занятий

- интеграция меж предметной связи.

С целью реализации интегрированного обучения необходимо выбрать самые важные идеи занятия, необходимо их структурировать применительно к детям. Необходимо учесть, что обучение должно вестись дифференцировано. Интеграционные материалы должны излагаться в доступной форме. С целью реализации меж предметной связи необходимо произвести логические, психологические, дидактические, методические и другие анализы. В педагогической практике широко используются методы анализа тем занятия, а также-структурного анализа.

Если взаимосвязь каких-либо тем, различных занятий определяется бегло, то посредством структурного анализа устанавливаются понятия, доказательства, закономерности, решения, выводы, взаимосвязь между представлениями, составляющими материал образовательной деятельности . Следовательно, путём интеграционного обучения наряду с развитием образного мышления детей можно достичь сформированности у них абстрактного и творческого мышления.

Но нельзя ограничиваться формированием только одного вида мышления. Если нашей целью является воспитание гармоничной развитой личности, то в её всестороннем развитии необходимо создать основы для

второго через формирование первого путём глубокого изучения каждой проблемы в поэтапном её развитии.

Использованные источники:

1. Национальная энциклопедия Узбекистана. Государственное научное издательство -^:2008. 8 том, стр 299 .

2. Философия. Издательство национального общества философов. Под общей редакцией Ахмедовой М.

3. Белькович В. Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой. Диссертация 2005 года.

4. Баратов Ш. Методы изучения личности ученика - Укитувчи, 1995.стр -52.

5. Бердиева О. Новые педагогические технологии в процессе обучения. // Народное образование - Tашкент. - 2003. -№1 - стр 104.

6. Беспалко В.П Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - M.: ИРПО, 1996. - стр 336 .

7. Гозиев Е. Общая психология . Издательство национального общества философов Узбекистана. - 2010. стр -542.

8. Иванов П.И, Зуфарова М.Е. Общая психология.Издательство национального общества философов Узбекистана. - ^:2015. стр 186-227.

9. Иноятов У.И, Муслимов Н.А и др . Педагогика: 1000 ответов на 1000 вопросов. Meтодические рекомендации. - 2012 - стр140-141.

10. Мавлонова Р.А, Н.Рахмонкулова Интеграционная педагогика начального образования. ^Илм-Зиё 2009 г.

11. Республиканская научно-практическая конференция по проблемам обеспечения обеспечения межпредметной органической связи в процессе обучения в общеобразовательных средних и средних специальных, профессиональных учебных заведениях Tашкент - 2009 г. http://www.dissercat.com/content/razvitie-naglyadno-obraznogo-myshleniya-mladsЫkh-shkolmkov-v-uchebnom-protsesse-pri-oznako#ixzz5Aq08agNZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.