Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 139-144.
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2022. Vol. 2 (71). P. 139-144.
Научная статья
УДК 34
doi: 10.54398/1818510Х_2022_2_139
Формирование образа институтов правопорядка в общественном сознании:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Муратшина Юлия Радиковна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
juliamuratshina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1548-811X
Аннотация. В настоящей статье с социально-философских позиций исследуются и сравниваются отечественные и зарубежные практики формирования образа институтов охраны правопорядка. Актуальность проведённого исследования определяется значимостью функций правоохранительных институтов, способствующих стабильному развитию современного усложняющегося общества. Указывается, что сложившийся в общественном сознании образ правоохранительной системы во многом влияет на доверие граждан к институтам правопорядка и, как следствие, на эффективность их деятельности. Методологической базой исследования стали методы анализа и синтеза социальных явлений, метод компаративного анализа (с помощью которого были выявлены сходства и отличия в процессах формирования образа институтов правопорядка в России и некоторых зарубежных странах). Теоретической основой явились нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность институтов правопорядка, труды исследователей, посвящённые различным аспектам позиционирования правоохранительных органов, открытые источники (материалы СМИ). В выводах проведённого исследования выделены ключевые факторы и механизмы, влияющие на формирование образа институтов правопорядка; установлены сходства и отличия в процессах позиционирования правоохранительных органов в России и зарубежных странах. Результатом данного исследования является формулировка рекомендаций по формированию позитивного образа отечественных институтов правопорядка, основанных на использовании в российской практике успешных зарубежных механик позиционирования правоохранительных органов.
Ключевые слова: институты правопорядка, образ институтов правопорядка, стратегии деятельности правоохранительных органов, доверие общества, общественное мнение о правоохранительных структурах, борьба с преступностью, предупреждение преступности, community policing, коммуникация институтов правопорядка, кадровая селекция в правоохранительных органах
Для цитирования: Муратшина Ю. Р. Формирование образа институтов правопорядка в общественном сознании: отечественный и зарубежный опыт // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 139-144. https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_139.
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
The formation of the institutions of law and order's image in the public consciousness: domestic and foreign experience
Julia R. Muratshina
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
juliamuratshina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1548-811X
Abstract. The article is devoted to the study and comparison of domestic and foreign practices of forming the image of law enforcement institutions. The relevance of the research is due to the importance of the role of law enforcement institutions in today's increasingly complex society. The article states that the image of the law enforcement system significantly affects the confidence of citizens in the institutions of law and order and the effectiveness of their activities. The key research approaches are the methods of analysis and synthesis of social phenomena and the comparative method which was used to identify similarities and differences in the processes of formation of the law enforcement institutions image in Russia and some foreign countries. The theoretical basis of the research is the extensive literature on this topic, regulatory sources (that regulate the activities of the law enforcement system) and other open sources. The result of the study is the identification of factors and mechanisms of the formation of the law enforcement institutions image. The practice-oriented result of the study can be considered the recommendations on image formation (formulated on the basis of successful examples from foreign practice) for the domestic law enforcement system
© Муратшина Ю. Р., 2022
Keywords: law enforcement institutions, image of law enforcement institutions, public confidence, strategies of law enforcement institutions, public opinion, fighting crime, crime prevention, community policing, personnel selection in law enforcement institutions
For citation: Muratshina, J. R. The formation of the institutions of law and order's image in the public consciousness: domestic and foreign experience. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2022, no. 2 (71), pp. 139-144. https://doi.org/10.54398/1818510X_2022_2_139.
This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.
Введение
Целью данной статьи является рассмотрение процессов позиционирования институтов правопорядка в современной России и в некоторых зарубежных странах, их сравнение.
Изучение факторов и механизмов формирования образа институтов правопорядка представляется актуальным в связи с повышением значимости функций охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан на современном этапе развития общества, сопровождающегося новыми вызовами и угрозами.
На наш взгляд, научная новизна исследования состоит в выявлении достоинств и недостатков в отечественных и зарубежных стратегиях формирования образа институтов правопорядка, установлении их сходств и отличий.
Основная часть
Категория «образ»
Представляется методологически корректным определить центральное для данного исследования понятие «образ», прежде чем приступить к анализу сходств и различий в построении образа отечественных и зарубежных институтов правопорядка.
Понятие «образ» принадлежит многим гуманитарным дискурсам, в числе которых, например, философский и психологический, разнящиеся подходами к его определению. В рамках данного исследования нас прежде всего интересует понимание образа в философии. Обобщая многочисленные подходы к интерпретации данного понятия, воспользуемся следующим определением, предложенным «Новой философской энциклопедией»: «образ - результат реконструкции объекта в сознании человека» [10].
Интересен в этом отношении семиотический подход, отмечающий отличность образа от текста (представляющего собой дискретное целое, состоящее из частей и обладающее кодом, и потому удобного для описания реальности). Образ же строится на синтезе всех элементов в континуальное целое, которое схватывают, а не читают [1, с. 297-318].
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что образ может обладать разной степенью точности по отношению к своему предмету, что отражено в русскоязычной традиции, где для такой интерпретации этого понятия также возможно использование термина «имидж» (под которым понимается «...специально создаваемый, преднамеренно формируемый образ» [5, с. 5]).
Другой отличительной особенностью категории «образ», важной для данного исследования, является его динамический характер. Эта характеристика образа обуславливается его прямой зависимостью от изменения предмета: изменяется таковой - меняется и образ.
Экстраполируя рассмотренные характеристики образа на социальную действительность, в частности на образ институтов правопорядка, можно отметить, что ему свойственны изменчивость и неточное соответствие своему предмету.
Изменчивость, динамический характер образа институтов правопорядка связаны с тем, что он трансформируется сообразно эволюции социума и в зависимости от конкретных социально-исторических условий. В ходе естественного развития общество по-разному формулирует свои потребности (базовой из которых является потребность в безопасности), что влияет на предъявляемые требования к институтам правопорядка. Степень удовлетворения институтами правопорядка этих социальных требований, в свою очередь, сказывается на формировании образа институтов правопорядка в общественном сознании.
Рассматривая вторую выделенную нами характеристику, следует отметить, что образ институтов правопорядка не всегда является полным и точным выражением реальности. Это связано, на наш взгляд, с двумя факторами: во-первых, подобный образ - плод коллективных усилий, а не одного автора (всякое систематическое искажение имеет свои социальные причины); во-вторых, образ формируется не только стихийно, в процессе восприятия деятельности институтов правопорядка в общественном сознании, но и путём целенаправленных коммуникационных усилий со стороны самих органов правопорядка, что не может не влиять на итоговый результат.
Формирование образа институтов правопорядка в отечественной практике
Формирование образа правоохранительных институтов в общественном сознании происходит через практическую реализацию тех принципов и подходов к их организации, которые государство закладывает в стратегических (прежде всего, законодательных) документах. Следует отметить существенную
особенность образа правоохранительных органов: на него влияет наличие или отсутствие совпадения между декларируемыми принципами и их реализацией на практике. Чем выше степень расхождения между практикой и заявляемыми государством подходами, тем более негативную окраску приобретает образ.
В связи с этим полагаем целесообразным исследовать формирование образа институтов правопорядка в России и за рубежом путём анализа декларируемых принципов их деятельности и усилий, предпринимаемых правоохранительными органами для их практической реализации.
Принципы деятельности, которыми должны руководствоваться правоохранительные структуры, изложены прежде всего в законодательстве. Исследователи справедливо отмечают, что «. именно качественная проработка законов является важнейшим условием эффективного обеспечения правопорядка органами публичной власти, способствующим формированию повышенной ответственности правоприменителя за надлежащее выполнение своих полномочий в сфере обеспечения правопорядка» [2, с. 32]. Из этого истекает необходимость всемерно ориентировать правоохранительные институты на удовлетворение социальной потребности в защите прав и свобод граждан.
Следует отметить, что процесс правоприменения органами правопорядка может быть существенно осложнён в коммуникационном отношении из-за специфики их деятельности, ключевым моментом которой является легитимное право применения насилия. Так, авторы, изучающие эту проблематику, указывают, что в арсенале должностных лиц, к примеру, МВД РФ, наличествуют методы не только убеждения, но государственного принуждения, при этом «. правоохранители имеют широкие возможности усмотрения при выборе того или иного способа управленческого воздействия» [3, с. 19]. Общество осознает, что институты правопорядка могут применить принуждение, и это вызывает дополнительную настороженность при оценке их деятельности, что не может не влиять на формирование образа правоохранительной системы. Соответственно, этот фактор необходимо учитывать при выстраивании коммуникации между институтами правопорядка и обществом.
На наш взгляд, ещё одним фактором, во многом влияющим на процессы позиционирования правоохранительной системы, является выбор между двумя стратегиями деятельности: борьбой с преступностью (включающей в себя преимущественно карательные методы) и собственно правоохранительной деятельностью (являющуюся по своему содержанию реализацией защитной функции).
Борьба с преступностью в российской традиции трактуется как «активное столкновение или противоборство общества и государства с криминалитетом, находящихся в непримиримом противоречии и преследующих цель господства одних над другими» [9, с. 65-66]. Преобладание подобного, подразумевающего активное использование методов принуждения подхода в деятельности правоохранительных структур в России, на наш взгляд, не отвечает современному этапу развития общества, ожиданием и требованием которого является реализация ключевой функции органов охраны правопорядка - всемерной и последовательной защиты прав и свобод человека и гражданина. Отсутствие баланса между карательной и защитной функциями институтов правопорядка в России приводит к явной рассогласованности в их образе в общественном сознании, которая лишь увеличивает степень недоверия граждан к правоохранительной системе.
Обращаясь к отечественному опыту, следует также отметить, что согласно статье 9 Федерального закона РФ «О полиции» общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых МВД России. Таким образом, законодателем заложен механизм обратной связи между ведомством и обществом, в который имплицитно включена и возможность общественного контроля деятельности полиции (впрочем, ему посвящена и отдельная статья 50 ФЗ «О полиции»).
Полагаем, что для того, чтобы указанный в нормативной базе принцип учёта общественного мнения получил эффективную реализацию на практике, необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, органам охраны правопорядка (в частности, МВД РФ) следует не просто осуществлять мониторинг общественных представлений о собственной деятельности, но и корректировать её (в рамках, разрешённых законодательством) в соответствии с полученной информацией. Во-вторых, по мнению исследователей данной проблемы, необходимо привлекать независимых экспертов «для корректировки и получения более объективной оценки со стороны граждан» [6, с. 89].
Среди прочих факторов, влияющих на формирование образа институтов правопорядка в России, можно назвать наличие или отсутствие главенствующей государственной идеологии (как, например, в советский период); уровень социально-экономического развития (сюда можно отнести уровень благосостояния общества, проблему маргинализации и т. д.); тенденции в сфере культуры (например, доминирование положительных или отрицательных образов сотрудников правоохранительной системы в ме-диапространстве, кино, музыке и т. д.).
Для получения более полного представления о факторах, влияющих на формирование образа институтов правопорядка, обратимся к компаративному методу исследования и изучим опыт ряда стран западного мира в сфере положительного позиционирования правоохранительной системы.
Позиционирование институтов правопорядка: зарубежный опыт
Прежде всего следует отметить особую роль правоохранительных органов (в частности, полиции) в зарубежной традиции: так, исследователи указывают, что роль полиции как государственного института в западных странах велика независимо от политического режима, поскольку на неё возложена социально значимая функция по охране правопорядка [11, с. 36].
Во многих странах западного мира происходит постепенная смена вектора деятельности институтов правопорядка (что не может не влиять на их позиционирование в общественном сознании): от административных моделей, направленных на борьбу с преступностью и пользующихся преимущественно карательными методами к стратегиям, ориентированным на защиту прав и свобод граждан и предупреждение преступности.
Возникает новая модель деятельности полиции (пример этого органа охраны правопорядка, на наш взгляд, является наиболее показательным), важнейшим элементом которой выступает взаимодействие, коммуникация с гражданами и общественными институтами. Так, отечественные авторы пишут: «партнёрство полиции и общества - концепция, разработанная в развитых зарубежных государствах. На её основе были проведены крупнейшие реформы органов полиции практически во всех развитых странах мира: США, Канаде, Австралии, Японии, Великобритании, странах Западной Европы» [7, с. 98].
Полагаем, что ключевым в приведённой цитате является термин «партнёрство», знаменующий кардинальный поворот в деятельности институтов правопорядка, их ориентированность на взаимодействие с общественными интересами, учёт общественного мнения и привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными структурами.
В западных странах возникает концепция "community policing", согласно которой «... основными целями полиции являются профилактика преступности, предупреждение преступлений, а не только борьба с их последствиями, что невозможно без тесного сотрудничества с населением» [7, с. 99]. Ключевой целью доктрины "community policing" выступает, таким образом, создание полиции, интегрированной в гражданское общество, тесно сотрудничающей с гражданами и общественными организациями в вопросах предупреждения преступности, построения безопасной и комфортной среды, нивелирования негативных последствий произошедших противоправных деяний.
Как можно отметить, такой подход предполагает определённое расширение функций правоохранительных институтов от применения только карательных мер против преступности до эффективного её предупреждения, подразумевающего не только использование ресурсов самих ведомств, но и интеграцию граждан в процессы выстраивания безопасной среды.
Полагаем, что такой разворот правоохранительной системы к обществу, учёт общественных требований и привлечение граждан к делу обеспечения общественного порядка существенно изменяет содержание коммуникации между правоохранителями и социумом. Поддержание правопорядка и предупреждение преступности становится общей для правоохранительных органов и общества целью, требующей сотрудничества и усилий с обеих сторон. Так, например, исследователи деятельности полиции ФРГ отмечают: «Полицейская криминальная профилактика в ФРГ относит задачу профилактики ко всему обществу. Превентивные мероприятия полиции интенсивно поддерживаются прессой и массово-просветительской работой. Непосредственно проводимые полицией консультации и профилактические мероприятия бесплатны» [4, с. 65].
Тенденция к внедрению концепцию полиции на службе общества имеет широкое распространение в Европе. В качестве примера одной из англосаксонских стран ЕС, эффективно реализующих концепцию "community policing", исследователи приводят Швецию, отмечая, что на практике реализация "community policing" нуждается в активном взаимодействии с населением, что требует высокого уровня не только профессиональных, но и социально-психологических компетенций. Кроме того, отмечается, что именно в скандинавских странах было выявлено влияние уровня культуры и индекса образования сотрудников правоохранительных органов на успешность их профессиональной деятельности.
Возвращаясь к отечественному опыту, нужно отметить, что данный аспект был слабым звеном в позиционировании институтов правопорядка в России с 1990-х гг. Снижение престижа службы в милиции на фоне общих социально-политических потрясений привело к маргинализации её рядов. С наступлением нового столетия для исправления ситуации был предпринят ряд мер, в числе которых, например, возрастание требований к уровню образования и подготовки кандидатов. Тем не менее, процесс повышения престижа службы в правоохранительных структурах в России далёк от завершения, государству следует, на наш взгляд, способствовать продвижению по службе в правоохранительных органах тех кандидатов, которые обладают безупречной репутацией, должными моральными и профессиональными качествами.
А. А. Макаров и В. М. Чупров, отечественные исследователи данной проблематики, справедливо отмечают: «... мировая практика однозначно свидетельствует, что профессионализм и компетентность сотрудников полиции зависят от качества отбора кандидатов на службу» [8, с. 80]. Кроме того, исследователи приводят примеры моральных и правовых методик по противодействию противоправным деяниям в рядах сотрудников правоохранительных институтов (укажем одну из них): «... во Франции безупреч-
ная служба (в частности, отсутствие дисциплинарных наказаний за коррупционное поведение) даёт право на повышенное пенсионное обеспечение. В свою очередь, в качестве меры дисциплинарного воздействия к правонарушителю применяется исключение (полное или частичное) стажа службы в полиции при расчёте пенсионного пособия» [8, с. 82].
На примере опыта зарубежных стран можно зафиксировать, что кадровая селекция является действенной мерой по оздоровлению рядов правоохранительных органов, что в конечном итоге повышает уровень доверия социума.
Таким образом, смена приоритетов в деятельности зарубежных правоохранительных структур (в частности, полиции) способствует, на наш взгляд, выстраиванию их положительного образа в общественном сознании.
Выводы
Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике предприняты и предпринимаются усилия по реформированию институтов правопорядка, выстраиванию их благоприятного образа с целью создания условий, в которых данные органы государственной власти смогли бы исполнять возложенные на них обязанности достаточно эффективно. В силу разности исторических предпосылок, социально-экономических и политических условий, культурных моделей Россия и зарубежные страны (в данном исследовании акцент был сделан на опыт развитых стран западного мира) выбрали неидентичные пути реформирования правоохранительной системы.
В ходе претворения в жизнь структурных и содержательных изменений в органах правопорядка менялись и способы их положительного позиционирования. В ходе анализа можно зафиксировать сходство некоторых моментов: так, например, западная доктрина "community policing" с её акцентом на защиту граждан, проживающих на определённой территории, нацеленности на активное взаимодействие и коммуникацию с населением была воплощена в системе участковых инспекторов милиции СССР и позднее - участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации задолго до внедрения подобных институций в западных странах. Мы не утверждаем, что зарубежные страны при реформировании правоохранительных институтов опирались на отечественный опыт, однако концептуальное сходство принятых решений, на наш взгляд, очевидно.
Несмотря на наличие в отечественной и зарубежной практике схожих шагов в процессах формирования благоприятного образа институтов правопорядка, следует указать и на достаточное количество отличий. Так, например, в России в отличие от западных стран кадровая селекция сотрудников правоохранительной системы на данный момент не стала эффективно работающим механизмом повышения уровня доверия общества, даже с учётом того, что принципы отбора сотрудников законодательно закреплены.
К отличиям можно отнести и то обстоятельство, что в России, на наш взгляд, пока так и не произошёл фактический, а не декларативный поворот к превалированию собственно правоохранительной, а не карательной функции в деятельности институтов правопорядка. Полагаем, что проблема заключается (как и во многих других аспектах формирования положительного образа отечественных правоохранительных структур) в расхождении между закреплёнными законодательно и публично провозглашаемыми принципами их деятельности и действительным положением дел.
Таким образом, можно утверждать, что и в нашей стране, и в ряде зарубежных стран с разной степенью успешности постепенно происходит реформирование системы институтов правопорядка с целью придания их деятельности гармонизирующего, направленного на реальную защиту прав и свобод человека и гражданина характера. Исходя из сходства конечных целей процессов видоизменения, представляется возможным рекомендовать отечественным органам защиты правопорядка отчасти перенимать удачный опыт иностранных коллег с целью повышения уровня доверия граждан и формирования позитивного образа российской правоохранительной системы.
Список литературы
1. Барт, Р. Риторика образа. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - Москва : Прогресс, 1989. -
616 с.
2. Безруков, А. В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России / А. В. Безруков. - Москва : Юстицинформ, 2015. - 188 с.
3. Безруков, А. В. Обеспечение правопорядка в общественных местах: определение приоритета при выборе метода управленческого воздействия / А. В. Безруков, А. В. Жильцов // Административное право и процесс. - 2020. -№ 8. - С. 18-21. - DOI: 10.185722071-1166-2020-8-18-21.
4. Газизов, Д. А. О деятельности полиции Германии по профилактике незаконного оборота наркотических средств / Д. А. Газизов, А. Д. Майле // Административное право и процесс. - 2013. - № 2. - С. 65-69.
5. Егорова-Гантман, Е. В. Политическая реклама / Е. В. Егорова-Гантман, К. В. Плешаков, В. Б. Байбакова. -Москва : Никколо М, 1999. - 240 с.
6. Идрисова, С. Ф. Мнение граждан как основной критерий оценки деятельности полиции / С. Ф. Идрисова // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: состояние и перспективы : мат-лы Всерос. межвед. науч.-практич. конф. - Москва : ВНИИ МВД России, 2012. - С. 81-92.
7. Майоров, В. И. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России / В. И. Майоров, В. Е. Севрюгин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017. - № 1. - С. 95-106. - DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(4).766-776.
8. Макаров, А. А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран / А. А. Макаров, В. М. Чупров // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - C. 79-85.
9. Новоселов, С. А. Противодействие преступности в концепции деятельности полиции и практике органов внутренних дел Российской Федерации / C. А. Новоселов // Российский следователь. - 2019. - № 6. - С. 65-68.
10. Образ. Новая философская энциклопедия. - URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ document/HASH0194da78403990285f864994 (дата обращения: 01. 12.2021)
11. Ходжич, М. В. Стратегическое планирование в полиции зарубежных стран / М. В. Ходжич // Российский следователь. - 2009. - № 10. - С. 35-38.
References
1. Bart, R. Ritorika obraza. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [The rhetoric of image. Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress Publ. house; 1989, 616 p.
2. Bezrukov, A. V. Konstitutsionno-pravovye aspekty osushchestvleniya zakonodatelnoy vlasti po obespecheniyu pravoporyadka v Rossii [Constitutional and legal aspects of the exercise of legislative power to ensure law and order in Russia]. Moscow: Yustitsinform Publ. house; 2015. - 188 p.
3. Bezrukov, A. V., Zhiltsov, A. V. Obespechenie pravoporyadka v obshchestvennykh mestakh: opredelenie prioriteta pri vybore metoda upravlencheskogo vozdeystviya [Securing Law and Order in Public Places: The Determination of the Priority in the Selection of a Management Impact Method]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative law and process]. 2020, no. 8, pp. 18-21. DOI: 10.18572/2071-1166-2020-8-18-21.
4. Gazizov, D. A., Mayle, A. D. O deyatelnosti politsii Germanii po profilaktike nezakonnogo oborota narkoticheskikh sredstv [The activities of the German police for the prevention of drug trafficking]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative law and process]. 2013, no. 2, pp. 65-69.
5. Egorova-Gantman, E. V., Pleshakov, K. V., Bajbakova, V. B. Politicheskaya reklama [Political advertising]. Moscow: Nikkolo M Publ. house; 1999, 240 p.
6. Idrisova, S. F. Mnenie grazhdan kak osnovnoy kriteriy otsenki deyatelnosti politsii [The opinion of citizens as the main criterion for evaluating the activities of the police]. Obshchestvennoe mnenie o deyatelnosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie i perspektivy [Public opinion on the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation: state and prospects]. Moscow: All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2012, pp. 81 -92.
7. Mayorov, V. I., Sevryugin, V. E. Protivodeystvie prestupnosti na osnove sovremennykh kontseptsiy vzaimodeystvi-ya politsii i obshchestva: opyt zarubezhnykh stran i Rossii [Crime Counteraction Based on the Modern Concepts of Interaction Between the Police and Society: the Experience of Foreign Countries and Russia]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Perm University Herald. Juridical Sciences]. 2017, no. 1, pp. 95-106. DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(4).766-776.
8. Makarov, A. A., Chuprov, V. M. Administrativno-pravovoe regulirovanie protivodeystviya korruptsii v politsii za-rubezhnykh stran [Administrative and legal regulation of anti-corruption in the police of foreign countries]. Administrativnoe i munitsipalnoe pravo [Administrative and municipal law]. 2010, no. 3, pp. 79-85.
9. Novoselov, S. A. Protivodeystvie prestupnosti v kontseptsii deyatelnosti politsii i praktike organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii [Crime prevention in the concept of police activity and practice of the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Rossiyskiy sledovatel [Russian investigator]. 2019, no. 6, pp. 65-68.
10. Obraz. Novaya filosofskaya entsiklopediya [The Image. The New Philosophical Encyclopedia]. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194da78403990285f864994 (accessed: 01.12.2021).
11. Khodzhich, M. V. Strategicheskoe planirovanie v politsii zarubezhnykh stran [Strategic planning in the police of foreign countries]. Rossiyskiy sledovatel [Russian investigator]. 2009, no. 10, pp. 35-38.
Информация об авторе
Муратшина Ю. Р. - аспирант.
Information about the author
Muratshina J. R. - postgraduate student.
Статья поступила в редакцию 08.12.2021; одобрена после рецензирования 27.01.2022; принята к публикации 28.03.2022.
The article was submitted 08.12.2021; approved after reviewing 27.01.2022; accepted for publication 28.03.2022.