Научная статья на тему 'Формирование образа героя в 1930-е гг. В СССР как способ военизации сознания молодежи'

Формирование образа героя в 1930-е гг. В СССР как способ военизации сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2440
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕНИЗАЦИЯ / СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ ГЕРОЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОПАГАНДА / MILITARIZATION / THE CONSCIOUSNESS OF THE HERO IMAGE / YOUTH / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черкунова Н. В.

В статье рассмотрен вопрос о формировании образа героя в СССР в 1930-гг. как методе военизации сознания молодежи. Отмечена роль пропаганды в создании представления о том, какими качествами должен обладать герой соответствующей эпохи. Проанализированы воспоминания об атмосфере в СССР в 1930-е гг. и материалы периодической печати того времени. Сделаны выводы о влиянии на формирование образа героя пропаганды и особенностей русского национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the image of the hero in the 1930 ies. in the USSR as a result of militarization of youth consciousness

The paper noted the role of propaganda in forming a notion about must-have qualities for the hero of time. The article examines the issue of forming the image of the hero in the Soviet Union in 1930's as a result of the militarization of youth consciousness. The paper noted the role of propaganda in forming a notion about must-have qualities for the hero of time. Some memoirs about public mood in the USSR in the 1930s as well as periodicals of thenadays were analyzed. The conclusions are made concerning the complex influence of propaganda and features of the Russian national character on forming an image of the hero.

Текст научной работы на тему «Формирование образа героя в 1930-е гг. В СССР как способ военизации сознания молодежи»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГЕРОЯ В 1930-Е ГГ. В СССР КАК СПОСОБ ВОЕНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

© н. В. ЧЕРКУНОВА Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: cherkunova1988@mail.ru

Черкунова Н. В. - Формирование образа героя в 1930 е гг. в СССР как способ военизации сознания молодежи // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1085-1088. - В статье рассмотрен вопрос о формировании образа героя в СССР в 1930-гг. как методе военизации сознания молодежи. Отмечена роль пропаганды в создании представления о том, какими качествами должен обладать герой соответствующей эпохи. Проанализированы воспоминания об атмосфере в СССР в 1930-е гг. и материалы периодической печати того времени. Сделаны выводы

о влиянии на формирование образа героя пропаганды и особенностей русского национального характера.

Ключевые слова: военизация, сознание, образ героя, молодежь, пропаганда.

Cherkunova N. V. - Forming the image of the hero in the 1930 ies. in the USSR as a result of militarization of youth consciousness // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 1085-1088. - The paper noted the role of propaganda in forming a notion about must-have qualities for the hero of time. The article examines the issue of forming the image of the hero in the Soviet Union in 1930's as a result of the militarization of youth consciousness. The paper noted the role of propaganda in forming a notion about must-have qualities for the hero of time. Some memoirs about public mood in the USSR in the 1930s as well as periodicals of thenadays were analyzed. The conclusions are made concerning the complex influence of propaganda and features of the Russian national character on forming an image of the hero. Keywords: militarization, the consciousness of the hero image, youth, propaganda.

Основу для будущего любой нации составляет молодое поколение. С этим утверждением трудно поспорить. И то, как действительность отражается в сознании молодёжи, влияет на ее, представление о своем будущем, формируются задачи и цели, в соответствии с которыми в сознании людей создается образ героя необходимого эпохе, понятия о хорошем и плохом, добре и зле.

Определенный тип героя в СССР в 1930-е гг. был результатом государственного заказа, а пропагандистский аппарат, в свою очередь, был очень хорошо настроен на выполнение этого заказа. Одним из самых действенных методов по формированию определенного типа личности явилась военизация сознания массы советских граждан, а так как молодые люди наиболее подвержены влиянию, то именно ими было проще манипулировать при помощи подобного метода. В данной манипуляции учитывался пламенный коммунистический настрой советской молодежи и особенности русского национального характера.

Ещё во время Первой мировой войны Николай Бердяев писал: «Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться со звериным государством в относительном. Он хочет святости в

жизни абсолютной, и только святость его пленяет, и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной. Поэтому святая Русь имела всегда обратной своей стороной Русь звериную. Россия как бы всегда хотела лишь ангельского и зверского и недостаточно раскрывала в себе человеческое. Ангельская святость и зверская низость - вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним западным народам. Русский человек упоен святостью, и он же упоен грехом, низостью. Смиренная греховность, не дерзающая слишком подыматься, так характерна для русской религиозности. В этом чувствуется упоение от погружения в теплую национальную плоть, в низинную земляную стихию. Так и само пророческое мессианское в русском духе, его жажда абсолютного, жажда преображения, оборачивается какой-то порабощенно-стью» [2:28-29].

Русский человек привык собираться в минуты великой опасности и спасать Родину, свой народ, чужие народы. В СССР было построено атеистическое общество, но, тем не менее, в людях, осталась эта исконно русская мысль о спасении, исконно русское желание спасать. «В России никогда не было творческой избыточности, никогда не было ничего ренессансного,

ничего от духа Возрождения. Так печально и уныло сложилась русская история и сдавила душу русского человека! Вся духовная энергия русского человека была направлена на единую мысль о спасении, о спасении своей души, о спасении народа, о спасении мира. Поистине, эта мысль о всеобщем спасении - характерно русская мысль. историческая судьба русского народа была жертвенна - он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного развития» [2:29].

Вот так советский пропагандистский аппарат, вся советская система уловила, может сама того не подозревая, русскую философскую мысль о русском человеке, и вместе с мыслью о постоянной военной опасности, об угрозе социалистическому отечеству и братским народам вновь очень ярко проявила себя мысль о спасении.

«Спасения ищут не только верующие русские души, православные или сектантские, спасения ищут и русские атеисты, социалисты и анархисты. Для дела спасения нужны катехизисы, но опасна мысль свободная и творческая» [2:76] - эти строки Бердяева очень точно и ярко характеризуют советскую систему.

В разное время у людей, проживающих на территории Российского государства, появлялись определенные представления о той или иной стране, об отношении её к нашему государству, о значимости на мировой арене. но никогда в Российской империи пропагандистский аппарат не был поставлен с таким размахом как в Советском Союзе, а работа с населением не носила столь массового характера.

Миллионы людей в СССР сдавали нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), С 1931 по 1941 год количество человек, сдавших нормы комплекса ГТО

I ступени, достигло 6 000000, а II ступени - более 100 000 [19:178]. Определенный образ современного героя выстраивался всей советской системой в сознании граждан, советский человек должен был сверх сил трудиться (стахановское движение) и суметь дать в случае опасности отпор врагу. например, в стихотворении Самуила Маршака «двадцатилетний. Современная баллада», опубликованном в одном из номеров «Правды» за 1937 г. [9], которое впоследствии стало известно как «Рассказ о неизвестном герое», храбрый молодой человек описывался следующим образом: «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нем ничего». и дальше в следующих строчках одчеркивается массовость такого явления: «Многие парни плечисты и крепки, многие носят футболки и кепки. Много в столице таких же значков

- каждый к труду-обороне готов».

Советские молодые люди проходили самые разнообразные курсы физической подготовки, были также популярны технические кружки. Особой популярностью пользовались радиокружки. например, в журнале «Радио всем» была статья под заголовком «Военизация общества друзей радио», где говорилось о задачах радиокружков, об их пользе для армии и будущей войны. В частности интересен пункт «Воениза-

ция типового радиокружка», где говорится, что «Военизация типового радиокружка на предприятиях является первой ступенью военного обучения. Срок обучения, примерно, 100 часов. В этот период радиолюбитель должен изучить телеграфный прием и передачу до 40 знаков в минуту. Кроме этого, он должен иметь общее представление о применении радиосредств в военном деле, а также общие понятия об организации службы связи в РккА. После окончания этого курса радиолюбитель сможет нести работу младшего специалиста на военных радиостанциях. Аналогичная цель обучения относится и к военизации женщин радиолюбителей» [16:80]. Вся система общественных организаций в СССР была приспособлена к целям будущей войны. Молодые люди в СССР словно рождались и жили с ощущением предстоящих им трудовых и военных подвигов. Советский юноша Павел коган написал в апреле 1941 г., когда война была ещё где-то там в Европе: «Нам лечь, где лечь, и там не встать, где лечь.... И, задохнувшись "Интернационалом", упасть лицом на высохшие травы. И уж не встать, и не попасть в анналы, и даже близким славы не сыскать». [17].

Война в принципе не считалась неизбежной, в каждом номере газеты «Правды» сообщалось о военных действиях в разных странах мира. Обязательные рубрики каждого номера Правды в 1937 1938 гг. боевые действия в китае, сообщения о ходе гражданской войны в Испании, а также различные оповещения о дипломатических отношениях стран и о принятых совместно дипломатических решениях [11][15]. Советский человек чувствовал себя гражданином мира, старшим братом и защитником угнетенных народов. Постоянно рассказывалось о том, как страдают американские, английские, французские рабочие, подчеркивалось то, насколько лучше живет советский человек (напр., заголовки статей тех лет в «Правде» «Бесправие трудящихся в капиталистических странах» [18], «Нужда и безработица текстильщиков Англии» [14], «Самоубийства безработных в Германии» [13] и т. п.). В своей книге «Возвращение из СССР» Андре Жид писал: «Советский гражданин пребывает в полнейшем неведении относительно заграницы. Более того, его убедили, что решительно всё за границей и во всех областях - значительно хуже, чем в СССР. Эта иллюзия умело поддерживается - важно, чтобы каждый, даже недовольный, радовался режиму, предохраняющему его от худших зол» [8:364]. Внушалось некое чувство превосходства: «Вопросы, которые вам задают, иногда настолько ошеломляют, что я боюсь их воспроизводить. кто-нибудь может подумать, что я их сам придумал. Когда я говорю, что в Париже тоже есть метро,

- скептические улыбки. "У вас только трамваи? Омнибусы?.. " Один спрашивает (речь уже идет не о детях, а о вполне грамотных рабочих), есть ли у нас тоже школы во Франции. Другой, чуть более осведомленный, пожимает плечами: да, конечно, во Франции есть школы, но там бьют детей, он знает об этом из надежного источника. Что все рабочие у нас очень несчастны, само собой разумеется, поскольку мы еще "не совершили революцию". Для них за пределами СССР - мрак. За

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

исключением нескольких прозревших, в капиталистическом мире все прозябают в потемках» [8:365].

В письме политзаключенным Румынии рабочие Канатной фабрики города Кузнецка пишут: «У нас при капитализме не было охраны труда, не было больниц, не было школ, наши дети были неученые. Не было детских садов и детских яслей. Теперь при Советской власти мы работаем по 7 часов... У нас по Советской Конституции все граждане Советского Союза имеют право на отдых, на труд, право на образование, права обеспечения при старости, в стране Советов нет безработных» [6].

Подобные же настроения можно проследить и в газете «Правда» тех лет. В октябрьском номере «Правды» за 1937 год есть статья «Счастливое двадцатилетие» [12:6], где рассказывается о ребятах ровесниках Октября, в ней есть следующие слова: «Якова Лисенко сменил на трибуне Андрей Карпухин, студент техникума путей сообщения. Карпухин читает собравшимся товарищам отрывок из книги Роже Белланже «Мне двадцать лет». Эта книга полна отчаяния и опустошенности. Молодой двадцатилетний французский рабочий написал о своей жизни отравленные трагизмом и безнадежностью строки.

«Мне двадцать лет, я молод, и я ненавижу жизнь, ту жизнь, которую для меня создали, которая является моим уделом.».

Эти слова являются исповедью молодого поколения капиталистического общества. Капитализм с его алчными и хищными законами лишил юношей и девушек жизненного солнца, отнял у них работу, любовь, будущее.

- Мы самые богатые молодые люди в мире - у нас есть прекрасное настоящее и ещё более блистательное будущее, - заключает свой рассказ двадцатилетний советский юноша, студент Карпухин.».

Однако все это было на поверхности, слова о «хорошей» и «сытой» жизни говорились в печати, с высоких трибун и иностранным гражданам (Андре Жид). Задачей советского пропагандистского аппарата было, чтобы эти слова говорились. Например, инструктор ЦК МОПР СССР упрекает рабочих пензенского завода «Возрождения» за неконкретность письма к испанским рабочим: «Товарищи в своем письме абсолютно ничего не говорят о людях своего завода, о материальном и культурном благосостоянии» [5]. То есть рабочие не всегда с энтузиазмом относились к возможности описать свою «прекрасную» жизнь.

Если просматривать статистические отчеты о составе членов МОПР на пензенских предприятиях за 1939 г., то окажется, что очень малое число граждан было готово способствовать делу революции (часто ячейка МОПР на фабрике состояла из 1-2 человек)

[4].

Тем не менее, советские фильмы, музыка, литература того времени - всё, что окружало молодого советского человека было пропитано духом героизма. У молодых людей были свои герои, самым ярким из которых являлся Павел Корчагин из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», и девизом

целого поколения стали слова романа: «жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» [10:251]. Идея и равенство всех рабочих людей были для Павла выше собственного счастья, он самый яркий и характерный герой того времени, множество советских подростков и молодых людей мечтали походить на него.

Но в то же время была обратная сторона героизма, и здесь самой примечательной является история Павлика Морозова. История сама по себе очень запутанная и неоднозначная, но, тем не менее, послужившая определенным фундаментом в деле советской пропаганды [7]. Основная суть пропагандистского тиражирования данной истории заключается в том, что донести можно на кого угодно, на любого близкого родственника, если он враг советской власти.

Даже на фронтах Испании героизм советских людей переплетался с доносами, с внутренней слежкой со стороны некоторых советских граждан.[1].

И фактом того, что мы живём в постоянной военной опасности, оправдывалось многое. Честность, бескорыстие, храбрость сосуществовали в сознании людей наряду с подозрительностью, осторожностью, страхом сказать лишнее слово и доносительством.

Людей пугали войной, призывали к борьбе с внутренними врагами и в то же время постоянно рассказывали им, как счастливо они живут сейчас по сравнению с прошлым, с возможным военным будущим, с капиталистическими странами. Например, в статье «Буржуазная демократия и фашизм» в газете «Правда» написано: «В фашистских странах трудящееся население совершенно бесправно. Политическое порабощение масс используется финансовой олигархией для усиления эксплуатации рабочих, для ограбления средних слоев, для беспрепятственной подготовки новой мировой войны и крестового похода против Советского Союза.

В этой обстановке злейшие враги рабочего класса - троцкистско бухаринская банда - ведут подлую борьбу против жизненных интересов трудящихся масс по прямым заданиям фашистских разведок. В СССР гнусные троцкистско бухаринские бандиты, ведущие подрывную шпионскую, вредительскую и диверсантскую работу, искореняются советским народом и его государственными органами. В Испании троцкисты уже давно превратились в презренную шайку агентов фашистского палача Франко и его германо итальянских хозяев. Не мене подлую роль играют троцкисты и им подобные отбросы во Франции и в США, в Германии и скандинавских странах» [3:3-4].

Однако не стоит считать, что советские молодые люди были на самом деле несчастны и, так как ими манипулировали, просто не знали этого, это далеко не так. Например, у Андре жида читаем: «Дети во всех пионерских лагерях, которые я видел, красивы, сыты (кормят пять раз в день), хорошо ухожены, взлелеяны даже, веселы. Взгляд светлый, доверчивый. Смех простодушный и искренний. Иностранец мог бы им показаться смешным, но ни разу ни у кого я не заметил ни малейшей насмешки.

Такое же выражение спокойного счастья мы часто видели и у взрослых, тоже красивых, сильных» [8: 349].

Советским людям было, что защищать, можно было быть по настоящему счастливым, но творческое критическое мышление было запрещено, все должны были быть счастливы одинаково, в моменты опасности все должны были быть готовы к подвигу человеческая индивидуальность растворялась в советской массе. СССР был страной среднестатистических героев, «каждый к труду обороне готов!». Но всё же, всегда стоит помнить, что именно эти среднестатистические герои совершали подвиги во время Великой Отечественной войны, что советский человек оказался морально готов к войне больше, чем люди других стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ героя, а самое главное желание советских граждан быть героями, было заложено не только советской системой, а всей предыдущей историей России, национальной психологией. Сама же советская система нашла действенный путь к сознанию советских граждан через угрозу постоянной военной опасности, которая как показало последующее историческое развитие, вовсе не была надуманной. Но, тем не менее, политическое руководство, использовало угрозу постоянной военной опасности в собственных интересах, когда воспитывались правильно направленные герои, основной целью которых была защита социалистического отечества и строительство социалистического общества в едином порыве, когда своего несогласия с некоторыми особенностями системы человек, в сущности, не мог выразить.

у советского человека были определенные задачи для достижения основной цели, и задачи эти тоже определяло государство. С детства человек оказывался в системе, где достойно было быть рабочим стахановцем, красноармейцем, где за честь было сдать нормы ГТО, где борьба со шпионами и диверсантами внутри общества была перманентной - всё делалось с одной великой идеей - идеей строительства прекрасного коммунистического будущего и идеей спасения отечества от внутренней и внешней опасности.

В СССР героем мог стать каждый, каждый согласный с политической линией руководства, и, прежде всего, герой должен был быть дисциплинированным в рамках системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аленикова С. В. На гражданской войне в Испании // Вопросы истории. 2009. № 7. С. 64-75.

2. Бердяев Н. А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М., «Мысль», 1990. 240 с.

3. Варга Е. Буржуазная демократия и фашизм. // Правда. 1937. 10 октября. № 280. С. 3-4.

4. Государственный архив Пензенской области (далее ГАПО). Ф. Р. 1094. Оп. 1. Д. 32

5. ГАПО. Ф. Р. 1094. Оп. 1. Д. 40. Л. 55.

6. ГАПО. Ф. Р. 1094. Оп. 1. Д. 40. Л. 76

7. Дружников Ю. И Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова. Москва-Augsburg, 2003. 94 с.

8. Жид А. Возвращение из СССР // Собр. соч. В 7 т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. Т. 7. 480 с.

9. Маршак Самуил. «Двадцатилетний. Современная баллада» // Правда. 1937. 9 октября. № 279. С. 4.

10. Островский Н. Как закалялась сталь // Сочинения: В 3 т. М., 1969. Т. 1. 368 с.

11. Правда. 1937. № 235-288.

12. Правда. 1937. №280.

13. Правда. 1937. № 281.

14. Правда. 1937. № 290.

15. Правда. 1938. №330-335.

16. Синявский Н. М. Военизация общества друзей радио. // Радио всем: Журнал общества друзей радио Союза ССР. М., 1928. № 4. С. 79-81.

17. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне // Сост. М. Бенина, Е. Семенова. СПб.: Академический проект, 2005. 572 с.

18. Тройнин И. Бесправие трудящихся в капиталистических странах» // Правда. 1937. 14 октября. № 284. С. 2.

19. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. В 3-х томах. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1961. Т. 1. 498 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.