только на содержательную сторону работы, но и на соблюдение важнейших требований к созданию текста:
- единство темы и замысла;
-соответствие выбранному типу текста (повествованию, описанию или рассуждению) и наличие определяемых им структурных элементов. Как правило, в большинстве письменных работ учащимся предлагается прокомментировать ту или иную проблему, обосновать собственную позицию по ней, что предполагает реализацию текста-рассуждения. В этом случае учителю необходимо отслеживать наличие в работе следующих структурных элементов: тезиса (доказываемой мысли), развития тезиса (системы аргументов, доказательств) и вывода (подтверждения тезиса или его опровержения);
- реализацию признаков выбранного жанра текста (например, эссе, статьи, доклада и пр.);
- композиционную стройность - наличие в тексте традиционных элементов (вступительной, основной и заключительной частей) и их пропорциональность;
-логичность изложения (его последовательность, обоснованность, непротиворечивость);
- соответствие текста определенному стилю (научному, публицистическому, официально-деловому и др.);
- соответствие текста языковым нормам (морфемным, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным).
Безусловно, те же самые требования предъявляются и к развернутым устным высказываниям учащихся на уроке, когда они выступают с докладами, сообщениями, пересказами и пр.
Таким образом, задача формирования языковой и читательской культуры учащихся - одного из важнейших результатов освоения основной образовательной программы - в современной школе стоит не только перед филологами, но и перед учителями-предметниками, поскольку ее успешное решение возможно только в результате согласованной работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027?index =47&rangeSize=1 (дата обращения - 22.08.2024).
2. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 1997. - 721 с.
© Егоршина Е.В., 2024
УДК 372.862
Е.П. Жданович,
филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж»,
преподаватель, аспирант УО РИПО, e-mail: Len.vica@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ТЕХНИКОВ-МЕХАНИКОВ
Аннотация
В статье представлена характеристика обобщенных профессиональных качеств техников-
механиков, приведены примеры заданий для формирования профессиональных качеств будущих специалистов автомобильного транспорта.
Ключевые слова: обобщенные умения; специальные задания; межпредметные связи.
A.P. Zhdanovich,
RIPE post-graduate student, teacher of BNTU branch «Borisov State Polytechnic College»,
Republic of Belarus
Annotation
The article presents characteristics of the generalized professional qualities of mechanical technicians and provides examples of tasks for developing the professional qualities of future automobile transport specialists
Key words:
generalized skills; special tasks; interdisciplinary connections.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь 2024 год объявлен Годом качества [1]. Приоритетное внимание планируется уделить хорошему образованию. Известно, что учреждения образования обязаны обеспечивать качество образования [2, статья 4]. В соответствии с Кодексом об образовании «качество образования - это соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы, иным требованиям, предусмотренным и иными актами законодательства» [2, статья 1.10]. "Качество образования — это не только уровень среднего балла, по которому молодой человек поступает на более высокий уровень образования или на работу. Качество образования сегодня — это его способность и готовность выполнять те профессиональные задачи на тех рабочих местах, куда он распределяется. В этом случае работодатели удовлетворены уровнем его подготовки, сам выпускник - тем, что он востребован и может работать на современном рабочем месте, получать хорошую заработную плату. Довольно и учебное заведение тем, что его выпускники востребованы", - сказал В. Голубовский [3].
Современный выпускник учреждения ССО должен обладать хорошо отработанными конкретными умениями и навыками, осознанностью принимаемых решений, быстротой и точностью выполнения действий, ответственностью и способностью к самоконтролю, что достаточно хорошо реализуется на занятиях теоретического обучения и практике данных учреждений образования [4].
Для этого в своей педагогической деятельности мы занимаемся формированием обобщенных профессиональных качеств у таких выпускников (техников-механиков), которые являются универсальными для многих учебных предметов, это способы получения и применения знаний или своеобразным технологическим основанием учебно-познавательной компетентности будущего специалиста.
В отечественной и зарубежной дидактике существуют различные подходы к определению понятий «умение» и «навык». Сторонники одной точки зрения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и др.) считают умения переходной ступенью от знаний к навыкам. Чтобы приобрести умения, надо знать способ деятельности, надо упражняться. Подавляющее большинство современных дидактов и психологов (Г.И. Щукина, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.) придерживаются другой точки зрения, рассматривая умения и навыки как различные операции учебных действий. Умением они считают владение знанием о способе деятельности, начальную ступень формирования навыка.
Под специальными умениями подразумевают умения, которые формируются в процессе изучения того или иного учебного предмета. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которые применяются учащимися в различных видах учебной деятельности. Существует несколько ведущих классификаций общеучебных умений и навыков, авторами которых являются Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, А.В. Усова [5], Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко. В программе последних двух авторов общеучебные умения и навыки объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические.
Под учебно-управленческими умениями понимают общеучебные умения, обеспечивающие планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. В данную группу входят также умения, связанные с самообразованием. Вторую группу составляют умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Учебно-информационные умения можно разделить на три группы: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками информации». Учебно-логические умения - это анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение.
Обобщенные знания — это знания из совокупности учебных дисциплин, образующие целостную систему, которая имеет междисциплинарную структуру. Целями выделения обобщенных знаний являются преодоление предметной разобщенности обучения, активизация познавательной деятельности, формирование в сознании обучаемых системы взаимосвязанных знаний, развитие элементов творчества. Формирование обобщенных знаний требует не только обобщенного изучения теоретического материала, но и целенаправленной системы упражнений, отражающих специфику материала и особенности этапа его усвоения (В. В. Давыдов, 1996) [6]. Также обобщенные умения - это умения, обладающие свойством широкого переноса; это умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач, не только в рамках одного предмета, при изучении которого осуществлялось формирование данного умения, но и на уроках по другим предметам при решении соответствующих учебных задач, а также в практической деятельности. Наибольшую ценность приобретают умения анализировать, синтезировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и другие. Независимость их структуры от того содержания, на котором совершается умственная задача, выступает решающим условием, обеспечивающим широкий перенос этих умений на различное содержание и в различные ситуации (А. В. Усова, 1998). Овладение обобщенными умениями позволяет значительно ускорить процесс обучения, сэкономить учебное время для решения сложных, творческих задач. К числу важнейших обобщенных знаний и умений относят способность самостоятельно работать с учебной литературой, добывать необходимые знания из различных источников информации, вести наблюдения, измерительные и графические умения.
Решением проблемы формирования обобщенных умений у будущих специалистов занимаются подавляющее большинство преподавателей специальных предметов и делают это хорошо. Но проблема все равно остается открытой, так как применять эти умения обучаемые не всегда могут.
Мною в своей педагогической деятельности также обеспечивается формирование указанных умений, так как они пригодятся в любой деятельности, даже не связанными с профессиональными обязанностями будущих специалистов.
Качественно проведенная диагностика обеспечивает, качественный ремонт и снижает его стоимость, что в конечном счете оказывает влияние на качество конечного продукта.
Для этого мы применяем специальные задания. Это задания:
1) от простого к сложному. Вначале выдаются задания по диагностике алгоритмического характера. Учащиеся должны по внешним признакам (по виду, по запаху, по ощущениям и т.д.)
определить в какой системе возникла неполадка или неисправность. Когда с такими заданиями обучаемые справляются, то выдаются задания более сложные - необходимо найти причину и предложить порядок устранения неисправностей.
2) вначале обучаемые учатся выполнять более простые задания по диагностике - проводить органолептическую диагностику, и только после этого проводить диагностику с помощью инструментов, приборов и сканеров.
Исходя из всего рассмотренного, хочется отметить, что для качественного формирования обобщенных умений учащихся недостаточно только проведение практики (учебной и производственной), необходимо более совершенная организация лабораторных, практических работ и учебной практики. А это возможно только при условии включенности нанимателей в процесс образования. «Наниматели определяют, чему учить, а учреждения образования - как учить». Список использованной литературы:
1. Об объявлении 2024 года Годом качества [Электронный ресурс]. Указ Президента Республики Беларусь. №375 от 27 ноября 2023г. 27 ноября 2023г. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-375-ot-27-noyabrya-2023-g
2. Кодекс Республики Беларусь об Образовании. [Электронный ресурс] 31.01.2022, 2/2874. Принят Палатой представителей 21 декабря 2021 г. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 г. - Режим доступа: https://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/186.htm.
3. В РИПО рассказали о том, что такое качество образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/v-ripo-rasskazali-o-tom-chto-takoe-kachestvo-obrazovanija-612562-2024/
4. Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 5-04-0715-03 Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Квалификация техник-механик. Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь 08.08.2022 №238. - 8 с.
5. Усова, А.В. Теория и практика развивающего обучения. Курс лекций. М.: Педагогика, 2004. 128 с.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения : монография / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544с. - URL: Электронный ресурс - Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298
©Жданович Е.П., 2024
Кисиль Алина Сергеевна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
Новикова Анастасия Павловна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
Рыбалко Жанна Сергеевна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
Сысоева Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»
Идея создания и организация межпредметной познавательной исследовательской лаборатории