Научная статья на тему 'Формирование объектов наружной рекламы в художественно-архитектурной системе городской визуальной среды'

Формирование объектов наружной рекламы в художественно-архитектурной системе городской визуальной среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1697
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
наружная реклама / городская среда / архитектурно-художественное пространство / формообразование объектов наружной рекламы / компьютерные технологии.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зубань А.Н.

В статье освещена проблема размещения объектов наружной рекламы в пространстве городской среды. Рассмотрены основные принципы формообразования и параметры визуального восприятия рекламных конструктов в системе архитектурно-художественного пространства города, обозначены особенности адаптации рекламных форм в системе городского пространства, выделены и систематизированы основные этапы проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование объектов наружной рекламы в художественно-архитектурной системе городской визуальной среды»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

А.Н. Зубань

соискатель Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического

университета им. И. И. Ползунова, г. Барнаул

E-mail: nastsvet@va.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОАРХИТЕКТУРНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье освещена проблема размещения объектов наружной рекламы в пространстве городской среды. Рассмотрены основные принципы формообразования и параметры визуального восприятия рекламных конструктов в системе архитектурно-художественного пространства города, обозначены особенности адаптации рекламных форм в системе городского пространства, выделены и систематизированы основные этапы проектирования.

Ключевые слова

наружная реклама, городская среда, архитектурно-художественное пространство, формообразование объектов наружной рекламы, компьютерные технологии.

Рассматривая вопрос о нахождении объектов наружной рекламы в пространстве современного города, существует проблема взаимодействия сформировавшегося городского пространства с атрибутами современной жизни, каковым является наружная реклама. Выросший спрос потребителя на рекламируемую продукцию повлек увеличение рекламных агентств, и как следствие объектов наружной рекламы, что в свою очередь привело к диссонансу городской визуальной среды. В настоящее время вопрос о перенасыщении городского пространства объектами наружной рекламы низкого художественного уровня стоит очень остро, а определенного концептуального подхода к решению этой проблемы не предпринимается.

Решение этой проблемы должно носить глобальный характер, а подход должен быть методичным и критерийным. Одной из задач нашего исследования будет определение некоторого подхода к формообразованию наружной рекламы в городской среде и формулировании определенных этапов и критериев в ее проектировании.

Изначально для уточнения изучаемого пространства нужно определиться с понятием городской среды. Городская среда - это совокупность природного мира и созданных человеком определенных условий жизни. Естественно такими условиями являются как природные, социальные, экономические, так и техногенные [1].

Рассматривая образцы рекламных конструктов, становиться очевидным, что большинство объектов наружной рекламы были привнесены в городское пространство намного позже остальных объектов средового дизайна. В свою очередь, противоречия, возникшие между сформировавшимся архитектурно-пространственным каркасом городской среды объектами наружной рекламы, приводят к диссонансу пространственного окружения как в художественно-образном, планировочном так и эстетическом аспектах. Как считает исследователь средового пространства города Калинина Н. С. именно предметнопространственное наполнение городской среды в сложившемся «архитектурно-планировочном каркасе» при соблюдении определенных культурных норм может стать средством гармонизации пространства [2]. Таким образом, можно сказать, что наружная реклама, как объект предметно-пространственного окружения является одним из важных компонентов городского интерьера, и формирует наряду с другими объектами средового дизайна художественный облик города.

59

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Отслеживая динамику развития информационных структур, включающих наружную рекламу можно сказать, что они имеют тенденцию становиться самостоятельной системой городской среды, занимая все больше визуального пространства. Выстраивая композиционную схему городского пространства со всеми объектами городской среды для наружной рекламы должно быть, отведено определенное место, в зависимости от характеристик визуального ряда и характера средового контекста.

Следует отметить, что на некоторых территориях рекламные конструкты занимают большую область средового пространства, подчиняя себе архитектурный облик города, а на территориях, где часть занимаемого пространства минимальна, данные формы начинают доминировать в зрительном образе. В действительности можно сказать, что наружная реклама как некая дизайнерская форма становится определенной композиционной структурой, которые ранее создавались только лишь архитектурными формами и элементами ландшафта. Соответственно если она начинает занимать определенную нишу в городском дизайнерском пространстве, приобретая черты архитектурных форм, можно сказать, что наружная реклама начинает подчиняться законам архитектурного формообразования. Исходя из таких выводов, можно сформулировать некоторые характеристики объектов наружной рекламы как архитектурнопространственных форм в художественном пространстве городской среды.

Анализируя основные формы наружной рекламы, стоит выделить основные: геометрическая форма объекта;

- размеры объекта;

- местоположение объекта в пространстве по отношению к зрителю;

- цветовое решение объекта;

- освещенность объекта.

Рассмотренные свойства проявляются как сложные композиционные закономерности, которые призваны, в своей совокупности достичь единения городского пространства и зрителя [3]. Опираясь на то, что «зритель воспринимает пространственный объект целостно, как определенную эмоциональноэстетическую согласованность его компонентов, и только потом начинает рассматривать достоинства и недостатки этих компонентов»[4, с.18], можно сказать, что эти критерии могут стать одними из основных принципов гармонизации городской среды и объектов наружной рекламы.

Оптические образы становятся первоначальной точкой в осмыслении художественно-пространственных качеств визуальной среды. Именно поэтому будь то негативная или позитивная пространственная среда, она напрямую оказывает влияние на биологическо-эстетическую природу человека. Искажение пространственной среды в процессе урбанизации современных городов является одним из факторов потери равновесия человека и окружающей среды.

Опираясь на концепцию, выдвинутую В. А. Филином об «автоматии саккад» можно сказать, что такое воздействие приводит как к психическим, так и физиологическим отклонениям в жизнедеятельности человека проявляясь в появлении близорукости, дискомфорта зрительного восприятия, стрессов, агрессивности. Целостность картины городского пространства осуществляется за счет выделения и фиксации взгляда человека на определенных элементах, которые в свою очередь должны совпадать с частотой «саккадического сканирования» взгляда, тем самым обеспечивая физиологически оптимальное восприятие информации [5,6].

В свою очередь, наружная реклама, являясь участником формирования городской среды наряду с остальными объектами, влияет на художественно-эмоциональное восприятие человеком пространства. Исследователи архитектурно-пространственной среды В. Т. Шимко, К. Линч, Э. М. Климов, Е. А. Беляева, рассматривающие восприятие визуальной среды под разным углом, считают, что «облик городского интерьера» воспринимается человеком «картинами», «кадрами», рассказывающими об объекте и организовывающими видимое пространство [7,8,9].

Как считает ведущий специалист России в области дизайна среды В. Т. Шимко «Облик городского интерьера составляется из ряда воспринимаемых человеком отраженных в его мозгу представлений - картин,

60

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

рассказывающих об объектах, ограничивающих и «создающих» видимое глазу пространство» [4 с. 37]. Интенсивность расположения архитектурных объектов и скорость перемещения наблюдателя, как считает Беляева, влияет на частоту смены зрительных кадров.

Очевидно, что объекты наружной рекламы как информационные устройства, так же как и остальные структуры формирования городской среды должны оцениваться в совокупности с остальными компонентами городского интерьера в динамике движения наблюдателя. Согласно такому утверждению перед установкой рекламного носителя, либо вывески должна быть произведена художественная оценка пространства через основные формы восприятия городского пространства.

Рассмотрим основные стереотипы восприятия городского пространства:

- панорамное пространство (в поле зрения человека находятся задние планы, а ближние не ощущаются);

- силуэтное (одноплановое) пространство, городское пространство застройки при движении (движение пешехода, либо передвижение на транспорте);

- стационарное пространство (с определенных видовых точек).

В результате научных исследований было выявлено, что для того, чтобы наблюдатель мог увидеть объект в целом, он должен смотреть на него под определенным углом и находиться на определенном расстоянии [10,11,12]. «Большое значение для восприятия архитектурной картины имеет угол зрения, который зависит от дистанции (расстояние от наблюдателя до объекта) и высоты архитектурного объекта» [13].

При рассмотрении человеком объектов в пространстве можно выделить основные траектории движения: «верх-низ, лево-право и вперед-назад». Зритель в свою очередь оценивает расположения объекта «по двум направлениям: справа-слева и сверху-снизу». «Однако движение тела вперед-назад должно происходить на основе оценки расстояния вдоль третьего направления - на основе оценки глубины пространства, т.е. расстояния от человека до некоторого места или объекта. Таким образом, человек может визуально, зрительно оценить, где находится некий объект относительно его тела, по двум направлениям: справа-слева и сверху-снизу» [14, с. 6].

Исследователями также было отмечено, что при проектировании наружной рекламы так же важны физиологические особенности считывания информации человеком «Слева направо. Сверху вниз. По так называемой диагонали чтения: «слева-направо-вниз» [15, с. 22].

Ещё одним важным фактором в организации городского пространства является фактор движения. «Целостное представление создается при движении через пространство: следовательно, система движения определяет и порядок восприятия композиции города» [16, с. 29]. Формирование городского пространства накладывает на объекты визуальных коммуникаций определенную художественную и психофизическую ответственность, и в первую очередь, предусматривает изучение пешеходных и автотранспортных потоков для уточнения композиционной идеи городского пространства. Скорость движения в этом случае влияет на организацию визуального ряда изучаемой территории. Так же в зависимости от распределения пешеходных и автотранспортных потоков будет зависеть как масштабность рекламного носителей, так и её информационно-художественное наполнение.

Стоит отметить, что наружная реклама является более сложным конструктом, который включает два направления проектировочной деятельности, как объект средового дизайна и как информационно -художественный объект. Именно в такой раздвоенности заключается особая трудность в проектировании уличных рекламных объектов. Соответственно помимо дизайнерского решения (формы) рекламного носителя, существует информационно-художественная часть (содержание) конструкта, которая так же напрямую учувствует в формировании городского пространства.

В ходе нашего исследования были выявлены основные типы соотношений:

а) когда форма рекламного носителя является основной;

б) когда форма и информационно-художественная часть эквивалентны;

61

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

в) когда содержание рекламного носителя преобладает над формой.

Следует сказать, что реклама является комплексным явлением и «отношение содержания к форме в ней - такое же, как отношение между продуктом и упаковкой» [17, с. 103]. Соответственно зритель воспринимает форму объекта рекламы нераздельно с её содержательной (художественно-информационной) частью.

Сложность в проектировании заключается в том, что в основном информационно-художественная часть объекта рекламных носителей является сменной частью и задачей дизайнера или художника запроектировать объект наружной рекламы таким образом, чтобы в дальнейшем содержательная часть могла меняться, не принося ущерба основным художественным формам. Особый интерес в решении этой проблемы вызывают новые технологии и применение интеллектуального дизайна в разработке объектов наружной рекламы. Интеллектуальный дизайн - это совершенно новый подход к проектированию архитектурной среды, который использует информацию человека, «реагируя на тепло, движение, объем, изменяя в режиме реального времени форму, цвет, пространство, изображения, звук в двухмерном или 3-D пространстве» [18, с. 359]. Использование информации взятой из окружающей среды дает возможность подстраиваться архитектурным формам под процесс жизнедеятельности человека, пространственные и художественно-эстетические характеристики окружающего пространства. Перспектива дальнейшего применения при разработке наружной рекламы интеллектуального аспекта может дать определенный толчок к новому подходу проектирования. В основе теории применения такого рода проектирования будет лежать возможность объектов наружной рекламы с помощью интерактивных технологий, путем улавливания настроения, особенностей характера зрителя и изменений окружающей среды, к изменению пространственно-художественного концепта и рекламно-образного содержания.

Не смотря на то, что разработка наружной рекламы, на сегодняшний день, осуществляется в большей степени с применением компьютерных технологий, существует пробел в поэтапном виде проектирования. Это происходит из-за отсутствия определенно зафиксированных и регламентируемых критериев разработки и этапов проектирования, а так же недостатка соответствующих компьютерных программ, которые имели бы комплексный подход ко всем этапам конструирования. В результате теоритического и эмпирического анализа представляется возможным определение основного поэтапного подхода к проектированию. Первый этап основывается на исследовании городского пространства и включает в себя такие пункты как:

1. Анализ и изучение исторических, архитектурных, пространственно-художественных аспектов формирования городской среды выбранного участка.

2. Оценка расположения объекта наружной рекламы относительно зрителя, определение расстояния, углов до рассматриваемого конструкта.

3. Изучение основных траекторий движения наблюдателя относительно объекта, фиксирование последовательности видовых кадров при восприятии городского пространства в движении.

4. Установление оптимальных видовых точек относительно объекта наружной рекламы.

5. Фиксирование выбранного участка городской среды путем видео либо фото съемки.

5. Перенос полученных данных в программы визуализации.

Второй этап включает разработку проектного решения:

1. Анализ данных, полученных на первом этапе исследования.

2. Определение основного концептуального подхода к художественно-образному решению объекта наружной рекламы.

3. Выбор основных типов формообразования рекламного конструкта.

4. Разработка композиционного и цветового решения объекта наружной рекламы.

5. Фото либо видео монтаж проектного решения в системе городской среды рассматриваемого участка.

6. Комплексная оценка художественно-образного решения объекта наружной рекламы в архитектурнохудожественном пространстве города.

62

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Предложенный поэтапный метод проектирования объектов наружной рекламы в пространстве городской среды должен упростить процесс проектирования.

Подводя итог, можно сделать вывод, что проектирование наружной рекламы на современном этапе развития осуществляется в большей степени с применением компьютерных технологий и существует определенное количество программ, которые применяются для визуализации проектного решения. Но, зачастую дизайнеры и художники, на определенном этапе проектирования с помощью компьютера, сталкиваются с пробелами в функциональных возможностях программ, которые заполняются либо другими программами, либо игнорируются.

Представляется возможным разработка определенного программного обеспечения, которое бы могло фиксировать данные исследовательского этапа, а затем на основе полученных в совокупности показателей путем вычленения основных критериев художественно-образной выразительности объекта в системе городского визуального пространства могло произвести комплексную оценку разрабатываемого конструкта в системе городской среды. Естественно перспектива внедрения в процесс проектирования интерактивного интеллектуального подхода и применение новейших информационных технологий позволят усовершенствовать процесс создания объектов наружной рекламы, и добиться разработки гармоничных художественно -эстетических произведений.

Основой такого подхода могут служить вышерассмотренные критерии и основные этапы проектирования, на базе которых будет возможным создание особого программного обеспечения, включающего поэтапный анализ информации. Результаты подобного исследования могут быть использованы в процессе проектирования объектов наружной рекламы в системе городской среды и при принятии окончательного проектного решения.

Список использованной литературы:

1. Медведков Ю. В. Человек и городская среда / Ю. В. Медведков. М.: Наука, 1978. 214 с. с. 206-212.

2. Калинина Н. С. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города: дис. ... канд. Архитектуры: Москва, 2000. 177с.

3. Кильпе Т. Л. Основы архитектуры: Учеб./ Т. Л. Кильпе. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Высш. Шк., 159с.

4. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура - С, 2006. 384 с.

5. Филин, А. В. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что - плохо. М.: Видеоэкология, 2006. 512с.

6. Филин, А. В. Автоматия саккад. М.: МГУ, 2002. 240с.

7. Беляева Е. А. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е. А. Беляева. М.: Стройиздат, 1977.

8. Климов Э. М. Наглядное моделирование восприятия архитектурной среды в движении / Э.М. Климов. М.: 1981.

9. Линч К. Образ города. / К. Линч; пер. с англ. М.: Стройиздат, 1982.

10. Ратничий В. М. Перспектива К.: 1982.

11. Короев Ю., Федоров М. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: 1954.

12. Барышников А.П. Перспектива М.: 1955.

13. Понятие города. Классификации населенных пунктов. Урбанизация, субурбанизация как всемирноисторический процесс. Визуальное восприятие городского пространства [Электронный ресурс] URL: http://zadocs.ru/geograf/29820/index.html?page=7 (дата обращения: 22.07.2015).

14. Лапшина Е. Г. Динамика системы зрительного восприятия человеком архитектурного пространства

[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:

http://www.marhi.ru/AMIT/2011/3kvart11/lapshina/lapshina.pdf (дата обращения: 23.08.2015).

15. Назайкин. А. Иллюстрирование рекламы. Эксмо; Москва, 2005. 270 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://maryasov.ru/static/doc/0000/0000/0109/109620.sknf4r7vzx.pdf (дата обращения: 25.07.2015).

63

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №2/2015 ISSN 2411-717Х

16. Иконников А. В. Архитектура города эстетические проблемы композиции. М.: Стройиздат, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Морозова И. Рекламный креатив. В поисках ненавязчивой идеи. М.: Гелла-Принт, 2003. 224 с.

18. Прохоров С. А., Зубань А. Н, Немыкин В. В., Информационные технологии и компьютерные инструментарии живописи в процессе создания интерактивного дизайна архитектурной среды // Мир науки, культуры, образования. № 4 (53) 2015. С. 358-360.

©Зубань А.Н., 2015

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.