Научная статья на тему 'Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики'

Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / АКТУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ / ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Москаленко Ирина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики. Анализ научной литературы позволил авторам выделить ряд её характеристик: диалог учителя и ученика как уникальных, самобытных личностей; воспитание человека как субъекта поступка; нахождение доминанты в глубинах самой жизни и другие, а также обосновать, что феноменологическая педагогика обладает значительным потенциалом для актуализации смыслов нравственных ценностей. Сформулированы принципы формирования нравственных ценностей, базирующиеся на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества: ценностного отношения к Человеку; поиска смысла; расстановки феликсологических акцентов; обусловленности формирования нравственных ценностей национально-культурной спецификой. Изложена суть поэтапного формирования нравственных ценностей, где акцентируется внимание на усвоении смыслов нравственных ценностей: этап предъявления нравственной ценности – этап вызова эмоциональной реакции – этап осознания смысла на основе эмоциональной реакции – рефлексивный этап – поведенческий этап.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Москаленко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики»

вопросы воспитания и обучения

УДК 02.51.45: 373.1

Чурекова Татьяна Михайловна

Доктор педагогических наук, профессор КемГУ, зав. кафедрой психологии и педагогики филиала ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске, churekovaJ@mail.ru, Кемерово

москаленко Ирина Владимировна

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Кемеровского Государственного Университета Культуры и Искусств, аспирант Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, moskalenko.74@mail.ru, Кемерово

формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики. Анализ научной литературы позволил авторам выделить ряд её характеристик: диалог учителя и ученика как уникальных, самобытных личностей; воспитание человека как субъекта поступка; нахождение доминанты в глубинах самой жизни и другие, а также обосновать, что феноменологическая педагогика обладает значительным потенциалом для актуализации смыслов нравственных ценностей. Сформулированы принципы формирования нравственных ценностей, базирующиеся на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества: ценностного отношения к Человеку; поиска смысла; расстановки феликсологических акцентов; обусловленности формирования нравственных ценностей национально-культурной спецификой. Изложена суть поэтапного формирования нравственных ценностей, где акцентируется внимание на усвоении смыслов нравственных ценностей: этап предъявления нравственной ценности - этап вызова эмоциональной реакции - этап осознания смысла на основе эмоциональной реакции - рефлексивный этап - поведенческий этап.

Ключевые слова: формирование нравственных ценностей; феноменологическая педагогика; актуализация смыслов; принципы и этапы формирования нравственных ценностей.

Churekova Tatyana Mikhailovna

Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Kemerovo State University, head of the psychology and education program at the branch of the State Educational Institution of Higher Professional Learning «Kemerovo State University», Anzhero-Sudzhensk, churekova_t@mail.ru, Kemerovo

Moskalenko Irina Vladimirovna

Senior teacher for the psychology and education program at the Kemerovo State University ofArts and Culture, post-graduate student of Kuzbass Regional Institute of professional development and educator retraining, moskalenko.74@mail.ru, Kemerovo

the formation of moral values in the light of phenomenological education science

Abstract. The article focuses on some problems of the formation of moral values in the light of phenomenological education science. The study of research literature made it possible for the authors to describe some of its characteristics: a dialogue between a teacher and a student as unique and distinctive personalities, upbringing of a person as a subject of actions, identifying a dominant idea in the depth of life itself and others, and also to establish that phenomenological education science features a crucial potential for actualizing the meaning of moral values. The principles of moral values formation have been stated with a view to meaning-based axiological grounds of the human life

and the life of society in general. They include the principle for axiological treatment of a human, the principle for a search of meaning, the principle for the placement of phelixological emphasis, the principle for the dependence of moral value formation on national and cultural specificity. The stage-by-stage formation of moral values has been highlighted with the focus on how the meaning of moral values is learned. The stages are the production of a moral value - the emotional response initiation - the comprehension of the meaning on the basis of the emotional response -the reflexive stage - the stage of actions.

Keywords: moral values formation; phenomenological education science; meaning actualization; principles and stages of moral values formation.

Современный подход к формированию нравственных ценностей связан с мыслью о том, что и педагог, и ученик являются активными субъектами деятельности, в которой «опыт нравственного поведения «выращивается» не по схеме привития и пересадки из одной головы в другую, а по схеме культурного порождения смыслов жизни» [7, с. 12]. Взяв за исходное идею о том, что совместное обнаружение смыслов во взаимодействии педагога и ученика способствует развитию активности личности на уровне ее смыслот-ворчества, мы полагаем, что нравственные ценности, чтобы стать достоянием сознания и саморуководством к поведению отдельного человека, должны пройти через процесс поиска смысла. Процессами поиска смысла занимается такая область научного познания как феноменология. С точки зрения феноменологии смыслы даны человеку изначально, т.е. являются знанием, существующим в подсознании и проявляемым эмоционально - это предзнание, определяющее человечность человека. Феноменология в данном контексте понимается как смыслопоисковый способ углублённого познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений, включая пути и способы развития нравственной стороны личности.

Способом углубленного проникновения в сущность педагогических явлений выступает педагогическая феноменология. Истоки развития современной феноменологической педагогики уходят корнями в опыт отечественной феноменологически ориентированной педагогики, соотносящей образование с формированием духовно-нравственной целостности личности. Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие характеристики феноменологической педагогики:

- диалог философии и педагогики, в процессе которого формируется особого рода

знание;

- нахождение доминанты в глубинах самой жизни. Педагог-феноменолог поддерживает баланс между рефлексией и пониманием смысла в повседневной жизни, отталкивается от феномена как такового, а не от определенных идей и теорий;

- важность индивидуального жизненного генезиса человека, в процессе которого происходит развитие его личностных качеств;

- диалог учителя и ученика как уникальных, самобытных личностей. Диалог - это средство и состояние самореализации и индивидуализации ребенка;

- воспитание человека как субъекта поступка. Опираясь на индивидуальность ребенка, педагог-феноменолог помогает ребенку приобретать ответственный опыт свободного поведения, становиться активным, самостоятельным, вырабатывая свою собственную позицию в жизни;

- актуализация смыслов участниками образовательного пространства. Целостность, органичность образовательного процесса заключается в интеграции не только содержания и технологии, но и амплификации смыслов всех участников образовательного процесса, чье развитие осуществляется «здесь и теперь».

В связи с вышесказанным мы рассматриваем педагогическое взаимодействие с позиций феноменологической педагогики и вслед за Г. П. Звенигородской акцентируем внимание на таких аспектах взаимодействия, как помощь ребенку в «пользовании собой», право ребенка «опираться на свой опыт, свое восприятие, свое сознание, способствующие сохранению аутентичности как главного качества и условия образовательного процесса в его внутреннем и внешнем пространствах» [4, с. 113].

На основе вышеобозначенных положений

под процессом формирования нравственных

ценностей мы понимаем феноменологическое взаимодействие педагогов и школьников, способствующее актуализации смыслов нравственных ценностей последних, где актуализация есть перевод смыслов нравственных ценностей из латентного сосо-тояния в явное, а также выражение этих смыслов в нравственном поведении учащихся. Формирование нравственных ценностей есть процесс сознательно и целенаправленно выстраиваемый, что диктует педагогу последовательность действий в соответствующих ситуациях жизни. Анализ целей деятельности и природы анализируемого явления задаёт определенное направление -содержательное и методическое, что требует опоры на принципы данного процесса, являющиеся основополагающими аспектами в деятельности педагога [5]. Это значительно облегчает работу, заведомо оснащая педагогическое сознание профессиональным вектором. В аспекте феноменологической педагогики нами были сформулированы принципы формирования нравственных ценностей, базирующиеся на смыслозначи-мых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества.

Принцип ценностного отношения к Человеку. Данный принцип призван учитывать присутствие в жизни других людей, поскольку нравственные ценности проявляются в направленности на другого человека. Принцип ценностного отношения предполагает безусловное уважение к человеку, запрет любого посягательства на личность (как физического, так и морального) и принятие Человека как данности. Он включает в себя ориентацию на интерпретирование любого поведенческого акта, предмета или явления как способа выражения нравственного отношения к Человеку.

В то же время отношение не будет являться ценностным, если оно принуждаемо. Ценностное отношение всегда свободно и осознанно в том смысле, что является продуктом деятельности самого субъекта, поэтому проявление ценностного отношения в процессе формирования нравственных ценностей есть свободный выбор субъектом нравственной ценности в конкретном действии и поведении в целом. Свобода выбора и осознание смысла нравственных ценностей являются необходимыми условиями,

при которых поведение становится выражением ценностного отношения к Другому.

Принцип поиска смысла определяется как придание нравственным ценностям лич-ностно значимых смыслов. Формирование нравственных ценностей школьника связывается, прежде всего, с развитием у него способности к смыслопорождению, поиску смысла. С позиций данного принципа смыслы нравственных ценностей актуализируются в субъектном опыте ученика и становятся личностно-значимыми. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности и субъектности.

При формировании нравственных ценностей педагоги и учащиеся выступают как равноправные субъекты деятельности по поиску смыслов нравственных ценностей. При этом совместная смыслопоисковая деятельность педагогов и учащихся происходит в диалоговом взаимодействии посредством понимания и взаимопонимания, где понять - это значит извлечь, вскрыть смысл ценности. Именно в диалоговом пространстве происходит поиск смысла ценностей: « в пограничной точке встречи нескольких взглядов на одну и ту же ценность образуется напряженное диалоговое пространство, в котором возникают резонансные явления, связанные с процессом вызревания индивидуального смысла. Найденный смысл закрепляет в памяти нравственную ценность, ее индивидуальное и общечеловеческое понимание, а также формирует способность к личностному суждению» [6, с. 39].

Принцип расстановки феликсологических акцентов (от лат. <^еИх» - счастливый). Термин «счастье» используется в различных науках для обозначения ориентации личности в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, личностного отношения к себе, миру и обществу. Следовательно, развитый духовно человек обладает большими возможностями стать счастливым, чем человек духовно бедный. Аристотель определял счастье как факт человеческой жизни, утверждая, что «Счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить - значит жить добродетельно, поскольку высшее благо - это счастье, и оно - цель, а совершенная цель - в действительности, то

живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладая высшим благом» [1, с. 303].

В формировании нравственных ценностей представляется возможным содействовать развитию способности школьника быть счастливым, для чего необходимо расставлять феликсологические акценты в процессе постоянной совместной деятельности педагога с учащимся. Мы считаем, что нравственные ценности формируются и становятся реальным мотивом поведения, если за ними находится «обещание счастья». Еще И. Кант и Дж. С. Милль утверждали, что «обещание счастья» лежит в побудительных причинах поведения человека, что понимание интересов человечества и категорический императив морали недейственны для практического воплощения моральной нормы, если за нормой не скрывается обещанное счастье. Педагог способен влиять на счастье своих учеников, расширяя ценностное пространство личности ребёнка.

Расстановке феликсологических акцентов способствует переживание ситуации успеха, которое позволяет закрепить в сознании ребёнка смысл формирующейся нравственной ценности. Успешная деятельность, вызывающая удовлетворение, служит основой для актуализации смыслов нравственных ценностей. Ситуация успеха порождает потребность в повторном проживании этого состояния. А это означает для педагога, что, если он хочет актуализировать смысл нравственной ценности у ребёнка, надо создать ситуацию успеха, в которой бы ребёнок «проживал» эти ценности.

Принцип обусловленности формирования нравственных ценностей национально-культурной спецификой. Формирование нравственных ценностей представляется как двунаправленный процесс, который, с одной стороны, должен быть обращен к себе, предполагая усиление своего нравственного потенциала, с другой - уходить корнями в культуру своих предков. Мы согласны с Н.Д. Никандровым, который полагает, что искать ценности нужно «в истории тысячелетней православной многоконфессиональной России» [8, с.3-12], а не копировать западные модели образования, культивирующие дух индивидуализма.

Развивая эту мысль, А.С. Запесоцкий отмечает, что это копирование, ориентиро-

ванное на развитие человеческой субъективности или на передачу максимального объема знаний и освоение технологий, в условиях России неизбежно влечет за собой кризис социально-культурной и личностной самоидентичности [Там же, С. 3-8]. Следуя данной логике, формирование нравственных ценностей российских школьников должно строиться не по схеме исполнения заданного образца, а по схеме поиска и актуализации именно исконно российских оснований жизни.

Рассмотренные нами принципы существуют как гармоническое единство: они не могут существовать один без другого, точно так же как невозможна реализация одного из принципов в оторванности от других, обусловливая тем самым успешность процесса формирования нравственных ценностей.

Анализ научной педагогической литературы показал, что сущность процесса формирования нравственных ценностей школьников проявляется при исследовании вышеприведенных принципов в их связи с этапами данного процесса. В поэтапном формировании нравственных ценностей нами делается акцент на актуализации смыслов нравственных ценностей. В связи с этим мы будем говорить о поэтапном усвоении смыслов нравственных ценностей. Усвоение как интериоризация учащимися смыслов нравственных ценностей есть составная часть общего процесса формирования нравственных ценностей. Однако в отличие от формирования, которое является двусторонним процессом феноменологического взаимодействия педагогов и учащихся, усвоение есть процесс, происходящий внутри самого субъекта.

Например, нравственная ценность сострадания есть существующая данность. Для того чтобы она стала личностным смыслом, т.е. актуализировалась личностью, она должна пройти следующие этапы усвоения. Логика процесса усвоения учащимися смыслов нравственных ценностей выглядит следующим образом: сначала ребёнок должен узнать об этой ценности (этап предъявления); потом он должен её эмоционально пережить (этап вызова эмоциональной реакции); на основе полученных знаний и пережитых эмоций происходит осознание смысла данной ценности (этап осознания смысла); обретенный смысл вызывает нрав-

ственную рефлексию (рефлексивный этап); и наконец, взаимодействие всех вышеназванных этапов должно проявиться в поступках личности, стать мотивом её поведения (поведенческий этап).

1. Предъявление нравственной ценности. Начальный этап исследуемого явления - усвоение нравственных понятий ценностей, в которых представлены логически оформленные и вычлененные мысли, отражающие общие и существенные признаки реальных нравственных отношений, складывающихся в процессе деятельности и общения.

Данный этап связан со знаниями о нравственных ценностях, которые могут усваиваться неравномерно, что зависит от возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Знания усваиваются быстрее, если ученики умеют устанавливать прямые или косвенные связи с имеющимися у них знаниями. В этих условиях знания легко ассимилируются ими. Важным в аспекте феноменологической педагогики являются не знания как таковые, а то, как они воспринимаются сознанием, которое должно быть ориентировано на постижение смыслов, а не на познание внешних предметов.

2. Вызов эмоциональной реакции. Смыслы ценностей могут быть усвоены только в результате их эмоционального признания. Содержательной основой эмоции являются ценности. Нравственные эмоции восходят к нравственным ценностям. «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике» [2, с. 140]. Формирование нравственных ценностей совершается через переживание. Индивидуальное переживание конкретной ценности дополняется и углубляется (а нередко и обусловливается) сопереживанием.

3. Осознание предъявленной ценности на основе эмоциональной реакции. Эмоциональное переживание определённой нравственной ценности может существенным образом помочь её осмыслению, осознанию. Усвоение знаний о нравственных ценностях на основе пережитых эмоций предполагает их оценку (как осознание субъектом ценностей) с учётом дихотомии «добро-зло», тог-

да как усвоение научных, «непереживаемых знаний» связано лишь с принятием теоретического смысла явления, без влияния на личностный смысл индивида.

4. Рефлексивный этап предполагает анализ субъектом собственных мыслей, собственного переживания и состояния, попытку отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что я понял и как строил поведение? и т.п. Рефлексивный этап интериоризации нравственных ценно -стей, на наш взгляд, означает отдавать себе отчёт в собственной жизни. Осуществление его производится через поиск смысла ценности, явления, факта или отдельного поступка. Поиск смысла является ключевым понятием на данном этапе.

В результате совместной субъект-субъектной деятельности педагога и ученика происходит актуализация смыслов нравственных ценностей учеников. Рефлексивный этап является завершающим этапом совместной деятельности педагогов и детей в процессе формирования ценностей. В связи с этим в рассмотренных выше четырех этапах процесса формирования роль педагога наиболее значима, поскольку здесь именно деятельность учителя способствует наиболее полному обретению ребёнком личностных смыслов ценностей.

5. Поведенческий этап проявляется в готовности действовать соответственно нравственным ценностям и выражается в форме нравственного поступка. Серия поступков, выстроенная в линию поведения, обусловливает единство нравственных потребностей, нравственного выбора и оценки, а также единство мотива и последствий. Целостность поступка представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность всех его составляющих. Необходимость предпочтения определённого варианта поступка образует ситуацию собственно нравственного выбора, который совершается только на добровольной основе.

Таким образом, формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики реализуется на основе принципов, базирующихся на смыслозначи-мых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества, и способствует актуализации смыслов нравственных ценностей. Актуализация смыслов нравственных

ценностей учениками происходит поэтапно. Этапы формирования нравственных ценностей, в свою очередь, являются взаимодополняемыми, тесно переплетаются и проникают друг в друга, образуя при этом многогранный мир нравственных ценностей.

Библиографический список

1. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. - Т. 4. -М.: Мысль, 1984. - 830 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1991. - 536 с.

3. Запесоцкий А. П. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. - 2002. - №2. - С. 3-8.

4. Звенигородская Г. П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода: дис. ... доктора пед. наук. -

М.: РГБ, 2003. - [Электронный ресурс] Полный тексп http://diss.rsl.ru/diss/03/0496/030496033.pdf (дата обращения: 3.02.2013).

5. Касаткина Н. Э. Формирование ценности здоровья учащейся молодёжи в деятельности образовательных учреждений // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11. - С. 276 -285.

6. Клепиков В. Н. Диалог как средство формирования этической культуры школьников // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 39-46.

7. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 288 с.

8. НикандровН. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. -2008. - №9. - С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.