Научная статья на тему 'Формирование нравственных ценностей как основа самовоспитания современных старшеклассников'

Формирование нравственных ценностей как основа самовоспитания современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1595
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина О. В.

Данная статья посвящена проблеме мотивации самовоспитания современных старшеклассников посредством формирования у них нравственных ценностей, что особенно важно в условиях социальной нестабильности. Автор исходит из того, что базовыми ценностными ориентирами формирования нравственного сознания учащихся должны стать такие понятия, как совесть, честь и долг, и предлагает корректные формы педагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспитания старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Values Formation as the Basis of Modern High School Pupils' Self-Upbringing

The article considers the problem of motivation of modern high school pupils' self-upbringing by means of their moral values formation, what is especially important in the situation of social instability. The author proceeds from the statement that basic qualitative guiding lines should be the following: conscience, honor and duty. She proposes the correct forms of pedagogical influence on the process of world view formation and modern pupils' self-upbringing.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных ценностей как основа самовоспитания современных старшеклассников»

№ 4, 2005

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА САМОВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

О. В. Козина, преподаватель кафедры педагогики МГУ им. Н. 77. Огарева

Данная статья посвящена проблеме мотивации самовоспитания современных старшеклассников посредством формирования у них нравственных ценностей, что особенно важно в условиях социальной нестабильности. Автор исходит из того, что базовыми ценностными ориентирами формирования нравственного сознания учащихся должны стать такие понятия, как совесть, честь и долг, и предлагает корректные формы педагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспи-

тания старших школьников.

В России идет активный процесс становления гражданского и политического общества нового типа. Радикальные экономические и социально-политические реформы существенно изменили «лицо» российского общества: его социальную структуру и состав населения. Значительная часть общества проявила высокую социальную мобильность, изменив свои профессию, статус, а следовательно, и социальную роль. Центральным аспектом, определившим динамику трансформации социальной структуры, стало формирование слоя частных предпринимателей.

Однако стремительно меняющаяся действительность не означает, что столь же быстро меняются человеческие ценности, отношения, сознание. Возникла ситуация так называемой разрегулиро-ванности, характерная для периодов радикальных перемен, когда жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах, регулирующих поведение людей в обычных условиях. Более того, парадоксальность ситуации заключается в том, что хотя прежние идеологические ориентиры перестали удовлетворять духовным потребностям людей, сколько-нибудь значимой (или официально обозначенной на государственном уровне) альтернативы им до сих пор нет. Этот факт является своеобразным общественным вызовом современной школе, которая, будучи неотъемлемой частью общества, не может не реагировать адекватно на происходящие в нем изменения.

Великое, как известно, начинается с малого, и современная российская школа должна активно включиться в процесс духовного перерождения страны, воспитывая новое поколение на иных ценностях. Проблема заключается в определении самих ценностей. Социальная дезорганизация привела к разрыву между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Люди, стремящиеся к финансовому успеху, убеждаются в том, что его невозможно достичь с помощью социально одобряемых средств. Таким образом, нравственно-психологическое состояние современного индивидуального и общественного сознания характеризуется разложением системы ценностей и вызвано противоречием между «популярными» целями (богатство, власть) и невозможностью их достижения.

К. Д. Ушинский писал: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития»1. В условиях происходящих в нашем обществе перемен школа обязана не только передавать новым поколениям ранее накопленные знания, но и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество никогда прежде не встречались2. На наш взгляд, переживая период переоценки ценностей, государство и школа должны, с одной стороны, опираться на традиционную культуру России, а с другой — отвечать динамичному моменту сегодня.

© О. В. Козина, 2005

Отказ от прежней системы воспитания и несформированность новой наносят значительный ущерб образовательному процессу в школе. В особенно затруднительном положении оказываются старшеклассники, так как в силу законов социально-психологического развития они находятся на этапе формирования мировоззрения, а социальный статус нацеливает их на профессиональный и жизненный выбор, к которому они должны быть готовы. Педагоги, работающие со старшими школьниками, также испытывают немало трудностей, связанных с отсутствием основополагающей воспитательной идеи. Специфика нынешней ситуации заключается в том, что многие педагоги (как и родители) переживают мировоззренческий кризис, а у старшеклассников взгляды на жизнь только формируются.

Становление мировоззрения находится в непосредственной зависимости от ценностных ориентаций. Эта зависимость проявляется в процессе овладения личностью системой знаний и нравственных норм, социальными приоритетами и гуманистическими ценностями. Ценностные ориентации связаны с целями и ценностями, на которые направлена деятельность человека*. Без идеала и ценностного мировоззрения нет самосознания, бытия человека как личности4. Проблема ее становления сегодня может быть решена лишь в условиях гуманистической педагогической парадигмы, в центре внимания которой — уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях5.

В связи с преобразованиями, повлекшими за собой переоценку ценностей, возникает необходимость активизации духовно-воспитательной работы. Причем она не должна ограничиваться специально организованными воспитательными мероприятиями — такой подход к

проблеме формирования нравственного, ценностного сознания, как показала практика, малоэффективен. Необходима комплексная работа, включающая ряд мер, органично входящих в целостный учеб-но-воспитательный процесс.

Новому обществу, новому государству нужен новый человек. Школа должна в своей работе ориентироваться на идеальную модель выпускника. Каким же должен быть выпускник школы XXI в.? Исходя из сложившихся условий, мы считаем, что для вступающего во взрослую, ответственную жизнь человека необходимо, но не достаточно владеть основами научных знаний, полученных за годы учебы в школе. Выпускнику не менее важно обладать определенными личностными качествами, которые способствовали бы его адаптации к новой ситуации, помогли бы ему осуществить жизненно важный выбор и самореализоваться в условиях формирующейся рыночной экономики, базирующейся на достаточно жестких принципах конкуренции. К таким качествам можно отнести наличие достаточно устойчивых жизненных принципов, активность, работоспособность, настойчивость, уверенность в себе, способность быстро ориентироваться в постоянно меняющейся действительности и др. Следует учитывать, что, стремясь к достижению цели, люди, не имеющие четких жизненных принципов или не усвоившие в свое время нравственных, духовных основ существования, не особенно разборчивы в выборе средств. Более того, нет никакой гарантии, что в этом своем стремлении они не станут руководствоваться девизом: «Цель оправдывает средства». Поэтому приоритетами в деятельности учителя сегодня становятся «воспитание благородного человека, развитие духовного мира ребенка, воспитания в нем пре-красномыслия, добромыслия, ответственности за свои мысли, устремления, а не только за поступки»6.

Важным элементом педагогического процесса, неотъемлемой частью воспи-

тания, даже высшей его ступенью, является самовоспитание школьников. Мы рассматриваем его прежде всего как сознательную деятельность, направленную на формирование общественно ценных качеств личности в процессе усвоения социального опыта и общечеловеческих ценностей7. Проблема заключается в том, что целостный учебно-воспитательный процесс, а также воспитательная система школы с ее принципами и установками, несмотря на происходящие в системе образования позитивные изменения, продолжает действовать на предметно-деятельностном уровне: главное внимание уделяется содержанию и способам учебной деятельности. Однако на данный момент актуальным является аксиологический (ценностный) подход. Школьное образование должно не только обеспечивать усвоение знаний и умений, но и развивать ценностное сознание и ценностное отношение к изучаемым предметам, что, в свою очередь, придаст личностный смысл учебной деятельности школьников и будет способствовать возникновению у них стремления к самостоятельности и самосовершенствованию.

Основной задачей образования становится формирование у учащихся ценностного отношения к миру8. Оно определяет эмоционально-психологическое состояние человека, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивацион-но-потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в своей деятельности.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь растущей личности осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую индивидуальную систему ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и мотивацию ее поведения и деятельности, в частности по самовоспи-

танию. Высокий уровень сформированное™ ценностных ориентаций позволяет человеку ориентироваться в мире материальной и духовной культуры. Формирующееся мировоззрение школьника выступает следствием не только эмоционального отклика на явления жизни, но и их осмысления, результатом которого становится попытка построения своей жизненной позиции и профессионального выбора. Следовательно, ценностное сознание школьника включает в себя и самосознание, без которого невозможно его самовоспитание, личностное самосовершенствование.

Нам представляется, что в сложившихся условиях основой, мотивирующей самовоспитание старших школьников и определяющей их жизненный и профессиональный выбор, должны стать нравственные ценности, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. Нравственность и ценностные ориентации — важнейшая область соприкосновения общественных и личностных интересов, определяющая основные принципы их взаимодействия. Поэтому совершенно естественно, что в кризисные периоды развития общества проблема нравственного воспитания, формирования нравственных ценностей становится особенно актуальной.

Сферу нравственности образуют человеческие отношения, имеющие оценочный характер и предусматривающие различие положительных и отрицательных моментов. Прежде всего это отношение человека к самому себе. Самосознание как способность различать добро и зло в самом себе, видеть свои сильные и слабые стороны служит необходимым условием нравственности. Основой нравственного отношения к другому человеку выступает любовь, т. е. восприятие другого человека как ценности, проявляющееся в различной степени — от самопожертвования или просто принятия во внимание до отвращения, ненависти,

неприятия (нравственные отношения со знаком «плюс» или «минус»). Безразличие к человеку означает отсутствие отношений, а значит, и нравственности. Нравственность проявляется также в отношении человека к окружающей действительности (миру в целом). Таким образом, нравственное сознание становится этическим, т. е. перед человеком возникает комплекс этических проблем, среди которых можно выделить: отношение человека к мировому порядку (приспособительное, разрушительное или активно-преобразовательное); определение собственных личностных качеств (для занятия наилучшей позиции по отношению к мировому порядку); отношения с конкретным человеком (чувства, обязанности и т. д.)9.

Современный этап развития российского общества создает некоторую опасность для становления и развития новой личности. Социально-экономические изменения, переход от тоталитарного государства к демократическому вызвали не только смену ценностей, но и резкое социальное расслоение, способствующее возникновению «многослойной» морали, когда для каждой социальной группы существуют свои, отличные от других, понятия добра и зла. В этих условиях при неправильно расставленных акцентах в воспитании возникает опасность формирования асоциальной личности, когда развитие индивидуальных возможностей или способностей перерастает в индивидуализм или крайний эгоизм, а социальная активность — в агрессию. Проблемы развития современного общества должны определить приоритеты педагогической деятельности, а именно: воспитание нового поколения в духе мира, взаимопонимания и терпимости, а шире — формирование у каждого глобальной этики и глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма для нового единого и целостного мира10.

По нашему мнению, одним из важнейших условий успешного стимулирования самовоспитания старшеклассников должно стать их ценностное воспитание.

Рассматривая целостный педагогический процесс как систему нравственных отношений между педагогом и учеником, мы можем говорить о формировании нравственного сознания учащихся в ходе обучения и воспитания, опирающемся на вечные нравственные ценности: честь, совесть, долг. Эти ценности являются выражением личностной сущности человека и в то же время определяют его позицию по отношению к обществу, а также требования общества к личности. В ходе целостного учебно-воспитательно-го процесса аксиологический компонент должен быть направлен на становление ценностных ориентаций, этических установок и эмоционально-волевой сферы личности учащихся. Он может быть реализован в школе через усвоение понятия об общечеловеческих ценностях (на уроках и в ходе специальных воспитательных воздействий); ориентацию сознания на высокие духовные ценности (создание условий для активной рефлексии учащихся); этическое, эстетическое воспитание (специальные уроки — этика, МХК, факультативы, спецкурсы и т. д.); формирование психологической грамотности (спецкурсы или (и) уроки психологии); профессионально-просветительную работу.

Решение проблемы, связанной с формированием мировоззренческой направленности и становлением целостной личности, немыслимо без знания ее жизненных приоритетов и целей. В результате исследования ценностных ориентаций учащихся старших классов мы составили своеобразный портрет современного старшеклассника, отражающий основные жизненные цели учащихся и предпочитаемые пути и средства их достижения. Результаты исследования показали, что выделенные старшеклассниками ценности позитивны (здоровье, познание, интересная работа и др.; образованность, воспитанность, честность и др.). С другой стороны, учащиеся не придают принципиального значения исполнительности, ответственности, терпимости^ безразличны к возможностям творче-

ской деятельности, непритязательны, не имеют высоких запросов. Несоответствие выделенных школьниками жизнеутверждающих ценностей и пассивности их жизненной позиции частично объясняется возрастными особенностями, но может и свидетельствовать о недостаточной социальной зрелости, нечеткости (неустойчивости) жизненных целей. Этот факт подтверждается слабой дифференциацией ценностей, характерной для исследуемой совокупности школьников. В большинстве своем они ориентируются на ценности прагматического характера, реально достижимые и обеспечивающие устойчивое жизненное положение. Полученные нами результаты подтверждают выводы, сделанные другими исследователями11.

Таким образом, актуальной задачей педагога как при подготовке старшеклассников к самовоспитанию, так и в процессе его стимулирования является работа по формированию нравственных ценностей, служащих мотивационной и целеполагающей основой самовоспитания. Воздействие на ценностный мир учащихся может осуществляться посредством изучения и коррекции их ценностно-мотивационной сферы при осторожном использовании различных форм и методов воспитательной работы: примера, убеждения, разъяснения ценностей, беседы (личной и групповой), дискуссии, ознакомления с жизнью замечательных людей, спецкурсов, уроков психологии, тренировки в деятельности и т. д.

Особенности воспитательной работы со старшеклассниками заключаются в ее опосредованности, т. е. в предоставлении возможности для самостоятельного принятия решений, анализа поступков и личной ответственности за них. Особенностью нравственного воспитания, формирования нравственных ценностей является тот факт, что каждый человек как разумное деятельное существо несет полную ответственность за свои поступки, за собственное нравственное становление и развитие, и никто не имеет преимущественных прав выступать

от имени нравственности12. Правомерность педагогических воздействий в данной области может объясняться лишь мировоззренческой незрелостью старшеклассников и вытекающей отсюда необходимостью оказания им корректной помощи в выборе ценностных и жизненных ориентиров. Главным способом нравственного воздействия на других людей служит личный пример: «моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер).

Итак, основой самовоспитания старшеклассников является формирование у них нравственных ценностей, а основой нравственного самовоспитания — поступок, и это прежде всего должны учитывать педагоги, осуществляющие воспитание (т. е. стимулирующие самовоспитание) школьников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. М. ; Л„ 1948. Т. 2. С, 122.

* См.: Кинелев В. Г. Образование и цивилизация / В. Г. Кинелев // Учит. газ. 1996. 30 июля.

3 См.: Савинов Л. И. Семьеведение : учеб. пособие / Л. И. Савинов. Саранск, 2000.

4 См.: Сиземская И. Н. Мировоззрение как ценность образования : С. И. Гессен, В. В. Зень-ковский, И. А. Ильин / И. И. Сиземская Ш, Педагогика. 2001. № 1. С. 63—67.

5 См.: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т, / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. С, 239.

6 Амонашвши III. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский Я Педагогика. 2000. № 2. С, 15.

7 См.: Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П. Н. Осипов. Казань, 1997.

8 См.: Никитина Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н. Н. Никитина // Педагогика. 2000. № 6. С. 65.

9 Философия : курс лекций / отв. ред. Б. Ф. Кев-брин ; Моск. ун-т потреб, кооп. ; Саран, кооп. ин-т МУПК. М. ; Саранск, 2001, С.; 319—320.

10 Писачкин В. А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. Саранск, 1997.

и См.: Полутин С. В. Молодежь в системе социального воспроизводства : социол. анализ / С, В. Полутин. Саранск, 2000. С, 175.

12 См.: Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1999. Т. 2. С. 60.

Поступила 16.09.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.