УДК 37.037.1 + 17.022.1 Статья поступила в редакцию/Received: 28.06.2021
DOI 10.17816/snv2021103316 Статья принята к опубликованию/Accepted: 27.08.2021
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2021
Соболева Е.И.
Самарский государственный технический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования нравственной личности специалиста технического профиля, гармонично сочетающего производственные, личностные и общественные интересы, и обозначается необходимость решения задачи организации профессиональной подготовки инженерных кадров, сосредоточенной на развитии нравственности студентов - будущих инженеров. Раскрывается роль нравственных ценностей в воспитании студентов технического вуза, способствующем становлению нравственной личности будущего инженера как человека и профессионала. Обозначаются нравственные ценности российского инженера, представленные в «Кодексах этики» инженера. Акцентируется внимание на взаимосвязи понятия «отношение» и понятия «ценность», в контексте которой (взаимосвязи) обосновывается выбор нравственных ценностей, приобщение к которым позволяет воспитывать будущего инженера как нравственную личность, как человека нравственного. Раскрывается специфика нравственных ценностей как осознанных жизненных смыслов, определяющих отношение инженера к технике, к коллегам, к обществу. Выявляются конкретные нравственные ценности, определяющие конкретный вид отношений инженера: благо, гуманизм, долг, свобода, честность (отношение инженера к технике), добро, милосердие, надежность, совесть, справедливость (отношение инженера к коллегам), достоинство, ответственность, польза, правда, честь (отношение инженера к обществу). Обозначаются способы приобщения студента к нравственным ценностям в образовательном процессе технического вуза, способствующие формированию нравственной личности будущего инженера: использование воспитательного потенциала образовательных дисциплин; применение в образовательном процессе методов, позволяющих гармонично сочетать получение студентами профессиональных знаний и их приобщение к ценностям; внеаудиторная работа со студентами; корпоративная программа обучения (взаимодействие вуза и предприятия).
Ключевые слова: будущий инженер; нравственность; ценность; нравственные ценности; профессиональная подготовка; профессиональная этика инженера; личность; техническое образование; технический вуз; отношения; формирование.
FORMATION OF THE PROSPECTIVE ENGINEER'S MORAL PERSONALITY AS A PROBLEM OF MODERN TECHNICAL EDUCATION
© 2021
Soboleva E.I.
Samara State Technical University (Samara, Russian Federation)
Abstract. The paper substantiates the urgency of the problem of the technical specialist's moral personality formation, harmoniously combining production, personal and public interests, and indicates the need to solve the problem of engineering personnel's professional training organization, focused on the development of students' (prospective engineers) morality. The author has revealed a role of moral values in the moral education of students of a technical university, which contributes to the formation of the moral personality of a future engineer as a person and a professional. The moral values of the Russian engineer, presented in the Codes of Ethics for the Engineer, are indicated. Attention is focused on the relationship between the concept of «attitude» and the concept of «value», in the context of which (interconnection) the choice of moral values is substantiated, familiarization with which allows to educate the prospective engineer as a moral person. The specificity of moral values is revealed as conscious life meanings that determine the attitude of an engineer to technology, to colleagues and to society. Specific moral values that are identified determine a specific type of relationship between an engineer: good, humanism, duty, freedom, honesty (the attitude of an engineer to technology), kindness, mercy, reliability, conscience, fairness (the attitude of an engineer to colleagues), dignity, responsibility, benefit, truth, honor (the attitude of an engineer to society). The ways of introducing a student to moral values in the educational process of a technical university, contributing to the formation of the prospective engineer's moral personality, are indicated: the use of the educational potential of educational disciplines; application in the educational process of methods that allow harmoniously to combine the acquisition of professional knowledge by students and their introduction to values; extracurricular work with students; corporate training program (interaction between the university and the enterprise).
Keywords: prospective engineer; moral; value; moral values; professional training; engineer' s professional ethics; personality; technical education; technical university; relationship; formation._
Развитие современной промышленности требует новых кадров, которые своим профессионализмом помогут продвигать передовые технологии на рынок труда. Активный рост научно-технического прогресса предполагает развитие мощного производства с внед-
рением в него новых инновационных решений, которое должны обеспечивать молодые специалисты. Высокий уровень профессионального труда, свежие технические идеи очень важны для работодателя. Привлечение высококвалифицированных, творческих спе-
циалистов является важной задачей для предприятии, которые активно занимаются поиском новых кадров. Соответственно, труд профессионала обеспечивается довольно высокой заработной платой. Следствием этого является возрастающая популярность технического образования. С каждым годом все больше абитуриентов подают документы именно в технические вузы. С одной стороны, это неплохо, так как развитие промышленности предполагает рост благосостояния для нашей страны, но прогрессивный рост технологий невольно создал нравственный кризис в обществе.
Главная цель деятельности инженера - служить на благо человечеству. К сожалению, не всегда техника используется во благо. Зачастую она, напротив, наносит вред. И в этом, конечно, вина человека: халатное отношение, невнимательность, отсутствие чувства ответственности и долга могут привести к необратимым последствиям. Тем самым повышается уровень требований к личностным характеристикам современного инженера, прежде всего, к его нравственности.
Необходимо отметить, что инженерным сообществом созданы внутренние кодексы, разработанные с целью повышения статуса инженерной профессии, содержащие ряд этических, нравственных норм, соблюдение которых неукоснительно должно выполняться представителями профессии. Перечень таких норм присутствует, в частности, в Кодексе профессиональной этики инженера АТЭС, представленном Ассоциацией инженерного образования России [1], и в Кодексе этики ученых и инженеров, разработанном Российским союзом научных и инженерных общественных организаций [2].
Однако недостаток нравственного воспитания все еще остро ощутим на современном промышленном рынке. Воспитание будущих инженеров в рамках технического образования дает надежду на изменение сложившейся ситуации. Воспитательный процесс в современном техническом вузе должен осуществляться комплексно с применением различных форм, методов, средств, направленных на обогащение внутреннего духовного мира студентов. Комплексный подход поможет стимулировать процесс повышения степени освоения личностью нравственного опыта, культуры, ценностей, развития нравственной воли студента, его чувств и стремления к нравственному поведению как в профессиональной сфере, так и во всех иных сферах жизни.
Собирательный образ инженера - выпускника высшей технической школы - отображен во многих произведениях классиков отечественной литературы: А.И. Солженицына [3], Д.А. Гранина [4], Л.В. Успенского [5], А.Н. Толстого [6]. В их трудах инженер конца XIX - начала XX века отличался истинной интеллигентностью, нравственностью, культурой и высоким профессионализмом. Так, А.И. Солженицын, сам воспитывающийся в семье инженера, отмечал у окружающих его людей легкий юмор, искрящийся интеллект, широту мысли и непринужденность в общении, выраженную в легком переключении из одной инженерной тематики в другую, а также от техники к обществу и искусству. Л.В. Успенский, также выросший в инженерной среде, видел у людей их круга тонкость вкуса, воспитанность и даже способность к музицированию. Что же изменилось в сознании современного инженера? Обладают ли нынешние студенты технических вузов хотя бы долей тех качеств, которые были присущи инженерам прошлого? Оче-
видно, что однозначного ответа на эти вопросы получить невозможно. Время диктует свои условия, и в этом наблюдается определенная культура поведения людей. Истина заключается в том, чтобы воспитывать у современной молодежи такие нравственные качества, которые помогут в будущем сформировать нравственный образ профессионала с высшим техническим образованием. Исходя из этого, перед преподавателями технических вузов стоит важная задача организации профессиональной подготовки инженерных кадров, сосредоточенной на развитии нравственности студентов - будущих инженеров.
Формирование в техническом вузе нравственной личности возможно в процессе приобщения ее к ценностям. Это можно объяснить тем, что поведение человека в коллективе, а также его намерения напрямую зависят от внутреннего духовного мира личности, от ценностного содержания ее сознания. Какими нравственными ценностями обладает человек и есть характеристика его морального облика, так как именно ценности принимают форму мотивов деятельности и поведения человека. Кроме того, сам процесс воспитания, как утверждают А.В. Бездухов и Ю.В. Ло-пухова, является приобщением человека к ценностям [7, с. 69]. (Существуют и другие определения категории «воспитание», однако мы будем основывать свои рассуждения на обозначенном определении).
Итак, приобщение студентов технического вуза к нравственным ценностям и есть нравственное воспитание, способствующее становлению нравственной личности будущего инженера как человека и профессионала. Возникает вопрос о конкретных нравственных ценностях, к которым следует приобщать студентов. Обращение к Кодексам этики инженера [1; 2] показывает, что к нравственным ценностям российского инженера авторы Кодексов относят:
1. Коллективизм, товарищество, нацеленность на общечеловеческое общение и взаимопонимание.
2. Гуманность, выражающуюся в создании условий, благоприятствующих для создания творческой атмосферы, благоприятного климата для принятия технических, инновационных решений.
3. Патриотизм - как стремление постоянно заботиться о благе Отечества, содействие его техническому развитию.
4. Добросовестность - как исключение небрежного труда, стремление добиваться желаемой цели законными способами.
5. Настойчивость в доведении инженерных решений до их реализации, в поиске истины, в разрешении сложных проблем.
6. Организованность и дисциплинированность в мышлении и поступках.
7. Ответственность за исполнение профессиональных обязанностей с целью исключения необратимых, нежелательных последствий для окружающих.
Мы назвали здесь лишь некоторые ценности. Полный их перечень не позволяют привести рамки статьи. Кроме того, каждая из представленных в Кодексах ценностей раскрывается через спектр понятий с ценностным содержанием.
Как отмечает И.Ю. Алексеева, обычаи и правила, регулирующие отношения инженера с другими участниками процесса создания и использования техники существовали всегда. Традиционным системам норм, регулирующим поведение инженера, соответствуют и современные этические кодексы: «Речь идет о создании устройств, приносящих людям пользу и не при-
чиняющих вреда <...>; о необходимости добросовестно исполнять свою работу; об ответственности за результаты профессиональной деятельности» [8, с. 94].
Уточним, что необходимо говорить не только об отношениях инженера с другими участниками процесса создания и использования техники, но и об отношении инженера к ним, а также и к другим людям, не являющимся такими участниками (обществу в целом), а также об отношении к самой техносфере.
Акцентируем внимание на том факте, что понятие «отношение» имеет непосредственную связь с понятием «ценность». Так, по утверждению Б.С. Бра-туся, ценность представляет собой осознанное общее смысловое образование, определяющее относительно постоянные отношения человека [9, с. 27] к обществу, к другому человеку, к самому себе, к окружающему миру, к техносфере и т.д. Это положение согласуется с пониманием ценности М.С. Каганом, рассматривающим ценность как «отношение к.» [10, с. 67].
Опираясь на этические кодексы инженерных сообществ, регулирующих отношения инженера, осуществим выбор нравственных ценностей, приобщение к которым позволит воспитать будущего инженера как нравственную личность, как человека нравственного. Отбор таких ценностей мы осуществляем в контексте отношений инженера. Мы полагаем, что при этом необходимо вести речь о трех видах отношений инженера.
1. Отношение инженера к технике (техносфере). Содержание деятельности инженера обширно. Это проектирование, конструирование технических объектов, разработка, испытание, наладка разнообразных технических устройств, их организация производства, ремонт, эксплуатация и др. Инженер выступает непосредственным участником и свидетелем создания и эксплуатации техники. Предметом его деятельности выступает техника, технология и организация производства. Как пишет Е.В. Шипанова, «сознание инженера создает программы и проекты деятельности, оно делает объектом своих размышлений <...> свое отношение к технической реальности, к ее влиянию на человека» [11, с. 3] и добавим на общество в целом.
Отношение инженера к технике определяется следующими ценностями как осознанными смысловыми образованиями: благо, гуманизм, долг, свобода, честность. Доминирующей ценностью здесь выступает гуманизм, который определяет стратегию действий инженера в ходе осуществления производственной деятельности. Современный инженер должен делать акцент на личность, человеческий фактор, учитывать гуманистические, этические, гуманитарные аспекты в процессе работы с техникой. Гуманизация - важный путь выхода из кризиса инженерии [12, с. 11]. Гуманизм следует рассматривать как мировоззрение, образ жизни. Инженер не может полагаться на обстоятельства, верить идеям и теориям, не подкрепленным доказательствами. Гуманистическая направленность позволяет приблизиться к истине, что так необходимо в профессиональной деятельности технического специалиста. Гуманизм опирается на уже существующую человечность внутреннего мира личности, что является отправной точкой для приобщения к другим нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека. Человечность по своей сути, сложное и глубокое состояние человека, которое построено на уважении, доброжелательности и совестливости. Адекватное нравственное значение гуманизма, как ценности, неисчерпаемо и
представляется задачей перед человеком и обществом, которая должна быть обязательно выполнена. Гуманизм должен стать системообразующим началом инженерной деятельности.
2. Отношение инженера к коллегам. Культура общения, важная составляющая взаимодействия в коллективе специалистов технической сферы. С научной точки зрения производственный коллектив представляет собой объединение людей, связанных едиными, общезначимыми целями и четко очерченными функциональными обязанностями. Но жизнь трудового коллектива не ограничивается только этими признаками, важным является то, на какой нравственной основе он построен и какими моральными нормами должны руководствоваться люди, чтобы между ними не возникало конфликтов. Для создания нравственно полноценной жизнедеятельности коллектива следует формировать у его членов систему нравственных ценностей, которая должна стать общепринятой и благоприятно повлиять на нравственную совместимость коллег. Это непростая задача, так как каждая личность индивидуальна и может интерпретировать одни и те же моральные знания по-разному. Поэтому столь важно единое понимание содержания нравственных ценностей всеми членами коллектива. Обеспечить это можно с помощью четкой фиксации основополагающих нравственных норм исполнения профессиональных обязанностей. Такие нравственные ценности, как добро, милосердие, надежность, совесть, справедливость, должны стать определяющими в отношении инженера к коллегам. Ведь личные взаимоотношения являются отправной точкой слаженной работы команды. Соотношение нравственных ценностей с нравственными качествами, объясняется проявлением последних в сплоченной работе производственного коллектива. Милосердный человек - отзывчивый человек, который сможет помочь коллеге справится с проблемами, не бросит в беде, сумеет встать на его место, тогда любая неприятная ситуация окажется вполне разрешимой. Справедливость может быть выражена в великодушии, а это означает, что великодушный человек никогда не позволит себе использовать коллегу в своих целях, он способен прощать и не помнить обид, а также никогда не ответит местью на несправедливость. Добро присуще человеку отзывчивому, жизнерадостному, внимательному к нуждам другого человека. В любой ситуации он поможет решить проблемы и не откажет в помощи. Надежность предполагает верность, неотъемлемое качество, которое необходимо людям инженерных специальностей. Надежный сотрудник постоянен в работе. Несмотря ни на какие обстоятельства, он не подведет своих коллег, которые могут на него положиться в самых разных ситуациях, возникающих на производстве. С другой стороны, следует также четко обозначить недопустимые формы поведения, такие как недобросовестное отношение к труду, нанесение урона интересам, личному достоинству коллег, хищение, аморальное поведение и т.п. Предотвратить такие формы поведения может совесть как встроенный в душу человека «навигационный прибор», нечто вроде морального компаса [13, с. 185]. Важным в данном виде отношений является соблюдение служебного этикета, уважение труда предшественников и коллег, прозрачность в области достижения новых знаний, разработок и технологий, добросовестность, сплоченность в единстве взглядов и выборе различных вариантов решений инженерных задач.
3. Отношение инженера к обществу. Главной задачей инженера является поставить технику на службу обществу [14, с. 190]. В данном контексте нравственное состояние инженера, владеющего техникой, приобретает решающее значение. Инженер должен отвечать за результаты своего труда и их последствия. Любые факты использования техники, угрожающие человеку и природе, усложняющие экологическую ситуацию, должны быть пресечены. Достоинство, ответственность, польза, правда, честь как нравственные ценности должны быть определяющими в отношении инженера к обществу.
Так, достоинство «как особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности» [15, с. 84-85] не позволит инженеру при эксплуатации техники, инженерных сооружений ставить в приоритет собственную выгоду, удобство. Иными словами, все, что он делает - он будет делать на совесть, осознавая, что недобросовестное выполнение профессиональных обязанностей может привести к потере достоинства. Ответственность инженера предполагает выполнение взятых на себя обязательств качественно и в срок в добровольном порядке, не из-под палки, как, к сожалению, часто бывает на производстве. Также надо отметить, что на предприятиях возникают конфликты между профессиональной ответственностью инженера и интересами компании. Это выражается в некоторых противоречиях в ходе работы. Приведем пример. В США, в штате Калифорния, был случай, когда при строительстве автоматизированной системы, управляющей движением на железной дороге, три инженера усомнились в ее безопасности. Долгое время они приводили различные доказательства того, что система несовершенна и ее нельзя использовать при движении поездов. Руководство компании каждый раз уходило от ответа и не принимало во внимание доводы сотрудников. Тогда инженеры, минуя руководство компании, изложили проблему своим коллегам. Внутренний конфликт дошел до прессы, и этих троих инженеров уволили. Но они не приняли ситуацию и обратились в «Калифорнийское общество профессиональных инженеров», заявив, что действовали в соответствии с этическим кодексом, в котором сказано, что «общественное благо первостепенно» и что «необходимо уведомлять соответствующие органы о любых обнаруженных факторах, создающих угрозу безопасности и здоровью людей». Вслед за этими событиями произошел еще один инцидент, а именно: поезд, под управлением этой системы, не смог остановиться на станции из-за ошибки, и пострадали несколько людей. Инженеры были награждены премией «За выдающееся служение интересам общества», их честное имя было восстановлено. Рассматривая данную ситуацию, можно с уверенностью сказать, что именно ответственность за результаты труда мотивировала этих инженеров отстаивать свою правоту, защищая жизни людей. А кроме того, в данной ситуации проявляются и такие ценности, как достоинство (инженеры не пожертвовали своим профессиональным достоинством в угоду интересам компании), правда (для них было важно огласить истинную ситуацию), польза (они руководствовались тем, что внедряемая система должна нести пользу людям, но не вред, который в итоге был нанесен).
Современный инженер, реализующий в своей профессиональной деятельности вышеназванные виды
отношений, - это высококвалифицированный специалист и нравственная личность. Такого специалиста хотят видеть сегодня на предприятиях технического комплекса. В связи с этим, логично предположить, что современное высшее профессиональное образование должно учитывать высокие требования предприятий и обеспечить их квалифицированными кадрами. Сегодня высшие учебные заведения технического профиля организуют образовательный процесс с учетом инновационных информационных технологий, новейшего оборудования и применением различных новейших методик обучения. Но воспитанию студентов - будущих инженеров далеко не всегда уделяется необходимое внимание.
Формирование нравственной личности будущего инженера в образовательном процессе вуза посредством приобщения студента к нравственным ценностям может осуществляться разными способами. Иными словами, мы ведем речь о способах приобщения студентов
- будущих инженеров к нравственным ценностям.
Первый способ - это использование воспитательного потенциала образовательных дисциплин, причем не только гуманитарного, но и естественнонаучного, технического профиля. Потенциал последних на конкретных примерах раскрывается в работе О.К. Поздняковой [16]. Автор полагает, что «рассмотрение естественнонаучных (технических. - Е.С.) понятий в их отношении к человеку позволяет вычленить их ценностный смысл. Кроме того, если заострять внимание на отношении студента к естественнонаучному (техническому. - Е.С.) знанию, заключенному в данном понятии, то знание предстает уже не только и гносеологическом значении, но и в ценностном» [16, с. 130].
Второй способ - применение в образовательном процессе методов, которые позволяют гармонично сочетать получение студентами профессиональных знаний и их приобщение к ценностям. Одним из таких методов является кейс-метод. А.А. Сафина пишет: «Этот метод применим <...> тогда, когда недостаточно сведений о состоянии системы. Например, инженерная деятельность. Современный инженер работает со сложными техническими системами. Его деятельность связана с их конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Все эти виды деятельности отличаются многовариантностью осуществления, неоднозначностью результата, взаимодействием между собой факторов различной природы, силы и длительности действия» [17, с. 301]. С помощью данного метода можно организовать практические занятия со студентами в виде кейсов, содержащих различные задания, в которых студенты соприкоснутся с решением конкретных проблем, требующим как конкретных знаний, умений и навыков, так и определенных личностных качеств, в том числе и нравственных, отражающих ценностную сферу сознания личности. Кроме того, в процессе активной практической деятельности, требующей непосредственного взаимодействия не только с преподавателем, но и со своими товарищами, у студентов вырабатывается определенная система ценностей.
Третий способ, и он наиболее часто используется,
- внеаудиторная работа со студентами. Этот способ достаточно широко освещен в научной периодике (К.Г. Аветисова [18], А.К. Быков, Г.В. Баринова [19], А.Ф. Давлетшина [20], Е.В. Киселева [21], А.А. Ма-зеина, Е.А. Туков [22] и др.).
Четвертым способом нравственного воспитания будущих специалистов технического профиля является корпоративная программа обучения, которая успешно реализуется в последние годы в образовательных учреждениях нашей страны. Осуществляется она с помощью целенаправленной подготовки студентов, начиная с первого курса. Заключается она в том, что студент, с целью прийти после окончания технического вуза в определенную компанию, начиная с первых дней обучения, приобщается к конкретным ценностям, соответствующим миссии компании на рынке [23]. Иными словами, речь идет о взаимодействии вуза и предприятия. Данный подход выгоден для современных предприятий, так как они получают профессионального работника, соответствующего критериям, необходимым для успешной деятельности в условиях конкретной компании. Это экономит время на ввод сотрудника во внутреннюю среду и обеспечивает более эффективную работу , начиная с первых дней.
Приобщение студентов технических вузов к названным выше нравственным ценностям с помощью как описанных нами, так и иных способов, способствует формированию нравственной личности будущего инженера.
Список литературы:
1. Кодекс профессиональной этики инженера АТЭС [Электронный ресурс] // Ассоциация инженерного образования России. Официальный сайт. - http://www.aeer.ru/ ru/ sert_ethic .htm.
2. Кодекс этики ученых и инженеров. Принят III съездом Российского Союза НИО от 19.02.2002 г. [Электронный ресурс] // Российский союз научных и инженерных общественных объединений. - http://www.msea. info/print/ethic s.
3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт художественного исследования. Т. 1. М.: Эксмо, 2019. 1280 с.
4. Гранин Д.А. Победа инженера Корсакова. Л.: Советский писатель, 1950. 176 с.
5. Успенский Л.В. Записки старого петербуржца. Л.: Лира, 1990. 349 с.
6. Толстой А.Н. Гиперболоид инженера Гарина. М.: Эксмо, 2018. 384 с.
7. Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия Российской академии образования. 2011. № 1(14). С. 66-75.
8. Алексеева И.Ю. Этический кодекс в условиях морального релятивизма // Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / под ред. В.И. Бакштановского; сост. А.Ю. Согомонов, М.В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. С. 91-98.
9. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
10. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
11. Шипанова Е.В. Содержание и методы формирования нравственного сознания студента - будущего инженера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2013. 220 с.
12. Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 9-12.
13. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271 с.
14. Артюхович Ю.В., Соловьев А.А. Социальная ответственность инженера // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 3. С. 190-192.
15. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
16. Позднякова О.К. Нравственное воспитание студентов в образовательном процессе вуза // Научное отражение. 2017. № 5-6(9-10). С. 129-132.
17. Сафина А.А. Возможности применения кейс-метода в процессе обучения студентов технических вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 3. С. 299-301.
18. Аветисова К.Г. Система приоритетов организации воспитательной работы в технических вузах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2008. № 13(113). С. 63-66.
19. Быков А.К., Баринова Г.В. Воспитательная работа в техническом вузе. М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2015. 101 с.
20. Давлетшина А.Ф. Воспитательная работа в социокультурном пространстве технического вуза как фактор формирования личности будущего специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 80-84.
21. Киселева Е.В. Организация внеучебной воспитательной работы в техническом вузе в процессе социализации студентов // Наука и образование XXI века: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 15 ноября 2014 года. Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. С. 131-132.
22. Мазеина А.А., Туков Е.А. Формирование воспитательной работы на основе студенческих сообществ в технических вузах // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: мат-лы VI всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 года / науч. ред.: Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. С. 82-84.
23. Смирнова И.В. Миссия вуза: набор лозунгов или смысл существования? // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной Академии. 2016. № 4(60). С. 118-121.
Информация об авторе(-ах): Information about the author(-s):
Соболева Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений; Самарский государственный технический университет (г. Самара, Российская Федерация). E-mail: soboleva.ei@mail.ru. Soboleva Elena Ivanovna, senior lecturer of Development and Operation of Oil and Gas Fields Department; Samara State Technical University (Samara, Russian Federation). E-mail: soboleva.ei@mail.ru.
Для цитирования:
Соболева Е.И. Формирование нравственной личности будущего инженера как проблема современного технического образования // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 3. С. 289-293. DOI: 10.17816/snv2021103316.