Научная статья на тему 'Формирование нравственно-правовой культуры студентов вуза через соотносительный анализ понятий «Нравственность» и «Право»'

Формирование нравственно-правовой культуры студентов вуза через соотносительный анализ понятий «Нравственность» и «Право» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / FORMING MORAL AND LEGAL CULTURE / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПРАВО / LAW / СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATIVE ANALYSIS / СТУДЕНТЫ ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова Марина Владимировна

В статье рассмотрен соотносительный анализ структурных компонентов нравственно-правовой культуры на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам и во время внеучебных занятий. Соотносительный анализ понятий нравственности и права позволяет студентам глубже осознать взаимосвязь компонентов нравственно-правовой культуры, развивает у них мышление и мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING MORAL AND LEGAL CULTURE AT UNIVERSITY STUDENTS THROUGH CORRELATIVE ANALYSIS OF CONCEPTS «MORALITY» AND «LAW»

The article discusses the need of correlative analysis of the structural components of moral and legal culture at lessons in social and humanitarian disciplines and at extra-curricular classes. The correlative analysis of the concepts of morality and law allows students to realize the interrelationship of moral and legal culture components and develops students’ thinking and mindset.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-правовой культуры студентов вуза через соотносительный анализ понятий «Нравственность» и «Право»»

УДК 378.034 378.126

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЧЕРЕЗ СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «ПРАВО»

FORMING MORAL AND LEGAL CULTURE AT UNIVERSITY STUDENTS THROUGH CORRELATIVE ANALYSIS OF CONCEPTS «MORALITY» AND «LAW»

М. В. Павлова

M. V. Pavlova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрен соотносительный анализ структурных компонентов нравственно-правовой культуры на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам и во время внеучебных занятий. Соотносительный анализ понятий нравственности и права позволяет студентам глубже осознать взаимосвязь компонентов нравственно-правовой культуры, развивает у них мышление и мировоззрение.

Abstract. The article discusses the need of correlative analysis of the structural components of moral and legal culture at lessons in social and humanitarian disciplines and at extra-curricular classes. The correlative analysis of the concepts of morality and law allows students to realize the interrelationship of moral and legal culture components and develops students' thinking and mindset.

Ключевые слова: формирование нравственно-правовой культуры, нравственность, право, соотносительный анализ, студенты вуза.

Keywords: forming moral and legal culture, morality, law, correlative analysis, university students.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная социально-культурная ситуация в стране характеризуется негативными тенденциями. По мнению исследователей, сегодня у молодого поколения наиболее ярко выражены потеря нравственных ориентиров, снижение уровня культуры [2, 12]. Западная псевдокультура вытесняет отечественные ценности, вызывает активное проявление нравственного бескультурья среди молодежи, которое способствует совершению правонарушений. Недостаточное представление студентов об общечеловеческих и правовых ценностях, их неумение анализировать правовые ситуации и организовать собственную нравственно-правовую деятельность, непонимание смысла и значимости общеобязательных правил поведения заставляют задуматься о том, как наполнить внутренний мир студентов новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о нравственных и правовых ценностях. Однако, как отмечает

Е. А. Андреева, современные педагоги ориентированы в первую очередь на предметную сторону своего труда, на передачу знаний. В результате этого у учащейся молодежи в большей мере происходит развитие когнитивной сферы личности, а процесс воспитания нравственных, духовных качеств отходит на второй план [3, 16]. Как показывает практика, сегодня в вузы большинство студентов приходят с низким уровнем нравственно-правовой культуры. Отсюда все большую актуальность и практическую значимость приобретает проблема исследования нравственно-правовой культуры и ее формирования у студентов с первых дней пребывания в вузе. Процесс формирования у студентов нравственно-правовой культуры, на наш взгляд, будет эффективным, если рассмотреть и раскрыть на занятиях, на кураторских часах на основе соотносительного анализа ее основные структурные компоненты.

Материал и методика исследований. Работа проводилась на базе Чебоксарского политехнического института (филиала) Московского государственного машиностроительного университета. В процессе исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: изучение и анализ соответствующей проблеме исследования литературы, наблюдение за студентами в процессе занятий, в ходе дискуссий на кураторских часах, тестирование и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Вообще, понятия «нравственность» и «право» выступают как нормативно-ценностные регуляторы поведения студентов младших курсов. Ценностное единство права и нравственности проявляется в том, что они являются универсальными, т. е. всеобщими формами выражения свободы, справедливости, равенства, гуманизма в поведении людей. Взаимосвязь права и нравственности способствует увеличению стабильности и улучшению поведенческой культуры. Нравственность - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей, в частности учащейся молодежи, во всех без исключения областях общественной жизни. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с осознанием долга, чувством справедливости, саморегуляцией поведения. Мы попытались через соотносительный анализ структурных компонентов нравственно-правовой культуры довести до сознания студентов, что нравственность - это стержень права [8, 114].

Проблема соотношения нравственности и права глубоко рассматривалась в трудах выдающихся представителей немецкой классической философии И. Канта и Г. Гегеля. Кант на основе разработанной им теории «чистого разума» утверждал верховенство изначально существующей объективной идеи божественного происхождения права. Ведущим принципом этики Канта стал так называемый «категорический императив», формула которого напрямую затрагивала проблему соотношения права и нравственности: «Действуй так, что максимы, которыми руководствуется твоя воля, могли бы стать принципом всеобщего законодательства» [4, 179]. Мы видим, что он возвышает роль и значение морали над правом. Гегель, принимая мнение Канта, отмечает, что право и нравственность находятся в тесной взаимосвязи, рассматривает их как тождественные понятия. По мнению Гегеля, главное отличие права от нравственности - это принуждение (возможность государства добиться безусловного выполнения правовой нормы, в отличие от нравственной установки, подобной гарантии не предполагающей). Определение этих понятий только со стороны последствий, наступающих в результате их нарушения, не рационально, так как это не раскрывает сущности самих понятий [7, 216-218].

В. С. Нерсесянц отмечает аналогию между кантовскими и гегелевскими правовыми позициями. С точки зрения Канта, государство - это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Концепция Гегеля основана на подчинении прав индивидов и общества государству [6, 70]. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Ценность гегелевских политико-правовых взглядов на правовое государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что в структуре нравственно-правовой культуры основные понятия - «нравственность» и «право» - студентами вузов понимаются недостаточно четко. По результатам бесед, дискуссий, анкетирования мы определили, что единого взгляда на проблему соотношения права и нравственности у многих студентов нет. Чтобы прийти к единому мнению, мы провели соотносительный анализ понимания данных терминов. На наш взгляд, именно на основе соотносительного анализа этих основных компонентов нравственно-правовой культуры можно глубже понять и осознать ее значимость. Понятия нравственности и права мы рассматривали на занятиях по «Правоведению», «Философии», «Социологии».

Итак, мы провели соотносительный анализ понятий «нравственность» и «право» и определили, что 60 % студентов младших курсов Чебоксарского политехнического института (филиала) Московского государственного машиностроительного университета осознают тот факт, что правовые нормы всегда должны опираться на нравственные. Но, как показывает практика, в современной жизни достаточно примеров, где нравственность и право противоречат друг другу. В ходе нашего исследования на занятиях по «Правоведению» правовые явления мы анализировали и с нравственной точки зрения. Например, при изучении темы «Конституционный статус человека и гражданина РФ», где рассматриваются естественные права человека (права, приобретаемые с момента его рождения), преподавателем подчеркивается, что в естественном праве ценностные регуляторы находятся в согласии с требованиями справедливости, свободы и равенства. Естественное право полностью основано на нравственности, т. е. в теории естественного права гармонично сочетаются и нравственные, и правовые ценности. При рассмотрении общих принципов права (гуманности, справедливости, равенства всех перед законом и судом и т. д.) студенты уже самостоятельно пришли к выводу, что и эти принципы основаны на нравственности. Таким образом, как отмечают юристы, исходными нормативно-юридическими положениями становятся естественные права и общие принципы права, которые не противоречат нравственности.

Придерживаясь мнения Ю. А. Агешина, мы считаем, что право оказывает значительное воздействие на формирование нравственных норм и принципов, способствует более глубокому их укреплению в обществе [1, 74].

Рассматривая проблему формирования нравственно-правовой культуры личности через соотносительный анализ вышеуказанных понятий, мы сделали вывод, что есть точки соприкосновения этих понятий, а именно:

- нравственность и право являются исторически фундаментальными общечеловеческими ценностями;

- служат в качестве своеобразных оценочных категорий в отношении отдельной личности и общества в целом;

- регулируют общественные отношения и выступают в качестве методологической основы нравственно-правовой культуры.

Различие компонентов нравственно-правовой культуры состоит в том, что нравственность древнее по своему происхождению, право же появилось лишь с возникновением государственности. Нормы права соблюдаются мерами государственного принуждения, нарушение правовых норм влечет применение государством санкций, а за нарушение нравственных норм применяются в качестве санкций меры общественного воздействия, осуждения. Право регулирует только наиболее важные и значимые общественные отношения, а нравственность, кроме них, охватывает и морально-бытовые.

Из вышеперечисленных выводов мы видим существенную взаимосвязь и взаимообусловленность нравственности и права. Нравственность, являясь фундаментом права, оказывает влияние на его формирование. В основе правовых норм лежат закрепленные законом нравственные обязательства личности перед обществом и государством [5, 69].

Проведенное среди студентов младших курсов тестирование показало, что 70 % учащихся нравственность и право могут видеть только во взаимосвязи, а 30 % считают их автономными. В ходе дискуссий они объяснили это тем, что в некоторых случаях правомерные действия являются аморальными. Например, аборты законны, но с моральной точки зрения это безнравственный поступок; в общественном транспорте только передние места предназначены для пожилых и инвалидов, но если мы сидим на задних местах и не уступим место пожилому человеку, то это будет оцениваться как безнравственный поступок, а с точки зрения права мы закон не нарушаем и т. д. Надо отметить, что студентам такого рода занятия очень нравятся.

Благодаря соотносительному анализу структурных компонентов нравственно-правовой культуры студенты на подсознательном уровне начали оценивать свои поступки и поступки окружающих людей как с нравственной, так и с правовой точек зрений одновременно, стали задумываться над современным состоянием нравственно-правовой культуры общества. Ими также было отмечено то, что современная молодежь имеет поверхностные представления о правовых явлениях, не задумывается над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит их поведение общество. Низкий уровень нравственно-правовой культуры молодежи определяется безразличным, а иногда и неуважительным отношением к общественной оценке своих действий и приводит к появлению антиобщественных поступков. Таким образом, соотносительный анализ понятий «нравственность» и «право» способствует осознанию студентами значения нравственно-правовой культуры в современном мире.

Резюме. В правовом государстве, по сути, правовые нормы не должны противоречить моральным нормам. Но, как показывает практика, в реальной современной жизни имеется достаточно примеров, когда какое-либо действие, поступок является положительным с точки зрения нравственности и одновременно противоправным с правовой стороны. Случается и наоборот - поступок не содержит в себе ничего противозаконного, а с позиции нравственности рассматривается как аморальный. Исходя из этого, сложились разные взгляды на компоненты нравственно-правовой культуры. Благодаря соотносительному анализу понятий нравственности и права у студентов появляется достаточное представление об общечеловеческих и правовых ценностях, они учатся анализировать правовые ситуации и организовать собственную нравственно-правовую деятельность, четко осознавая нравственные и правовые нормы, нравственный смысл закона, воспринимая суть права как нравственно значимую для себя ценность, что очень важно при формировании нравственно-правовой культуры студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агешин, Ю. А. Политика, право, мораль / Ю. А. Агешин. - М. : Юрид. лит., 1982. - 160 с.

2. Алтынкович, Е. Е. Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности / Е. Е. Ал-тынкович // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. -2011. - № 2 (70). Ч. 2. - С. 12-16.

3. Андреева, Е. А. Мотивы и склонности в структуре профессионально-педагогической направленности личности студентов разных факультетов педагогического вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 2. - С. 15-20.

4. Кант, И. Сочинения в шести томах. Т. 2 : Метафизика нравов / И. Кант. - М. : Мысль, 1967. - 480 с.

5. Карташов, В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1 / В. Н. Карташов. -Ярославль : Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1995. - 137 с.

6. Нерсесянц, В. С. Право и правовой закон. Становление и развитие / В. С. Нерсесянц ; под общ. ред. В. В. Лапаевой. - М. : Норма, 2009. - 384 с.

7. Новгородцев, П. И. Кант И. и Гегель Г. в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права / П. И. Новгородцев. - М. : Унив. тип., 1901. - 253 с.

8. Павлова, М. В. Личность куратора в формировании нравственно-правовой культуры у студентов вузов / М. В. Павлова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). Ч. 2. - С. 113-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.