Научная статья на тему 'Формирование новой аграрной политики с учетом возрастания общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство'

Формирование новой аграрной политики с учетом возрастания общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова Наталья Николаевна, Орехова Наталья Юрьевна

В статье проведен детальный анализ мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики. На основе анализа мирового опыта, авторы делают вывод, что восстановление аграрного производства в нашей стране возможно на основе преимущественно ценового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A NEW AGRICULTURAL POLICY TAKING INTO ACCOUNT THE INCREASE OF SOCIAL NEEDS, IMPOSED IN SOCIAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS OF AGRICULTURE

The article provides a detailed analysis of measures of the state impact on the agrarian sector of the economy. On the basis of the analysis of world experience, the authors make a conclusion that the restoration of agricultural production in our country is possible on the basis mainly of price regulation.

Текст научной работы на тему «Формирование новой аграрной политики с учетом возрастания общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство»

11.13. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, НАЛАГАЕМЫХ В СОЦИАЛЬНОМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ НА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Новоселова Наталья Николаевна, профессор кафедры Бухгалтерского учета и аудита ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», д.э.н., г. Пятигорск

Орехова Наталья Юрьевна, доцент каф. Специального менеджмента ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», к.э.н., г. Пятигорск

[email protected]

Аннотация: в статье проведен детальный анализ мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики. На основе анализа мирового опыта, авторы делают вывод, что восстановление аграрного производства в нашей стране возможно на основе преимущественно ценового регулирования.

Ключевые слова: аграрный сектор, государственное регулирование, эффективное развитие,

продовольственный рынок, ценовое регулирование

THE FORMATION OF A NEW AGRICULTURAL POLICY TAKING INTO ACCOUNT THE INCREASE OF SOCIAL NEEDS, IMPOSED IN SOCIAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS OF AGRICULTURE

Novoselova Natalia Nikolaevna Professor of the Department of accounting and audit ФГАОУ VPO «North-Caucasian Federal University», Dr. in Economics», Pyatigors

Orekhova Natalia Urevna,

associate Professor of the chair. Special management ФГБОУ VPO «Pyatigorsk state linguistic University», канд.экон.наук, Pyatigorsk

[email protected]

Annotation: the article provides a detailed analysis of measures of the state impact on the agrarian sector of the economy. On the basis of the analysis of world experience, the authors make a conclusion that the restoration of agricultural production in our country is possible on the basis mainly of price regulation.

Keywords: agricultural sector, state regulation, effective development, food market, price regulation

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное функционирование агропромышленного производства невозможно без активного вмешательства государства. Состояние

производственной базы заготовительных предприятий и организаций существенно ограничивает их деловую активность. Недостаточное развитие

производственной и рыночной инфраструктуры также является одним из факторов, лимитирующих производство. Основными причинами сокращения производства являются трудности со сбытом продукции, высокий уровень затрат на ее реализацию.

Среди других причин сокращения производства чаще других (30-60%) является изношенность технических средств, отсутствие средств на их обновление и ремонт, высокая стоимость кредита и жесткая налоговая политика.

Принципиальные меры государственного воздействия в АПК России могли быть похожими на применяемые в развитых странах1. Однако бюджетные проблемы поставили Россию перед необходимостью разработки более гибких механизмов. При этом важнейшими элементами системы государственного регулирования должны стать следующие меры:

- по поддержанию общего уровня доходности в отрасли через оказание государственной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

- по антимонопольному регулированию и регулированию пропорций внутри отраслевого и межотраслевого обмена, повышению конкурентного потенциала отрасли, устранению диспаритета в отношениях между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

- по внедрению современных технологий в сельскохозяйственное производство и АПК;

- по содействию развитию рыночной инфраструктуры, формированию инфраструктуры федерального и продовольственных рынков;

- по поддержанию стабильной благоприятной

конъюнктуры на рынке путем проведения

государственных интервенций;

- по созданию механизма, обеспечивающего

перераспределение и концентрацию земель сельскохозяйственного назначения у эффективно работающих предприятий; обеспечению села

доступными кредитами; проведению политики разумного протекционизма и обеспечению

отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком и т. д.;

- по формированию механизма инвестирования,

обеспечивающего приоритет инвестиций в АПК:

вложение в базовые сферы сельскохозяйственного производства, техническое переоснащение отраслей, создание инфраструктуры сельскохозяйственного рынка, дорожное строительство, восстановление и развитие сельских территорий;

- по обеспечению поддержки приоритетных научных

исследований, опытно-конструкторских работ,

информационно-консультативной службы, подготовки и повышения квалификации кадров, способных адаптироваться к новым экономическим условиям.

Среди основных направлений регулирования продовольственного рынка страны обычно

указываются: совершенствование кредитно-

финансовой системы; ценовое регулирование; развитие инфраструктуры; создание организационноэкономического механизма регулирования зернового хозяйства.

Реализация этих направлений предусматривает необходимость ряда мероприятий:

1 Amaratunge S., Shiratake Y. An economical analysis of the marketing system of the agricultural production in the Mahaweli “H” zone on Sri Lanka//Bull. Fac. Agr. Saga Univ. - Saga, 1999. - № 84.

- P. 51-63.; An empirical analysis of state agricultural product promotions: a case study on Arizona grown /Patterson P. M., Olofsson

H., Richards T.J., Sass S. //Agribusiness. - 1999. - Vol. 15. - № 2. -P. 179-196.

Новоселова Н. Н. Орехова Н. Ю.

- провести реструктуризацию долгов

товаропроизводителей с жесткими условиями дальнейшего ведения финансово-хозяйственной деятельности (нормативы по заработной плате, хозяйственным издержкам, ограничения пользования банковскими кредитами и т.д.);

- ввести порядок взаиморасчетов между продавцами и покупателями стратегического сельскохозяйственного сырья (зерно, семена масличных культур, сахар, мясо, животное масло) и жизненно важных продуктов питания, предусматривающий нормативы расчетов, ограничение бартерного обмена, наличных расчетов и т.д.;

- обязать операторов рынка временно осуществлять куплю-продажу сельскохозяйственного сырья через уполномоченные государством биржи;

- осуществлять выдачу субсидий только

экономическим субъектам, производящим

стратегическое сельскохозяйственное сырье и жизненно важные продукты питания и не нарушающим установленные государством правила;

- создать модели товарно-финансового обращения для обеспечения спецпотребителей и социального контингента с целенаправленным расширением емкости потребительского рынка за счет целевой денежной эмиссии и др.

Объектами государственного регулирования торговли являются торговые предприятия, обеспечивающие хранение продовольственных страховых и государственных резервов, предназначенных для снабжения специального контингента и потребителей мест досрочного завоза, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на

продовольственном рынке, а также функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.

Стратегия развития оптового звена исходит из того, что потребности продовольственного рынка должны удовлетворяться двумя основными типами организаций: крупными оптовыми структурами

национального значения и оптовыми предприятиями местного уровня. Первые должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий

сельскохозяйственного сырья и продовольствия потребителям по всей территории страны и осуществлять экспортно-импортные операции. К числу его потребителей могут быть отнесены оптовые организации местного значения, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей.

Главное целевое назначение оптовых структур национального значения - формирование каналов товародвижения для крупных отечественных производителей, а также создание благоприятных условий для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков продовольствия. Это позволит гарантировать стратегическую стабильность продовольственного рынка страны.

В рамках этого требования должен развиваться товарный ассортимент оптовых организаций, включающий перечень товаров, закупаемых для федеральных нужд, отдельных регионов и труднодоступных территорий.

Основу региональных рынков продовольствия формируют оптовые предприятия местного значения. Они, как правило, при формировании собственной коммерческой стратегии ориентированы на реализацию продукции в определенном регионе. Закупая товар у оптовых структур национального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны, они доводят его до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Структура оптовой торговли развивается на основе ее предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену; посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.); организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продажи, что ведет иногда к расширению теневого сектора продовольственного рынка.

Общие принципы развития розничной торговли таковы: формирование отечественных торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и комплексов; выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров, а также торгового обслуживания вдоль транспортных магистралей; восстановление розничной торговли через автоматы. Разнообразные формы торгового обслуживания (магазины с традиционными формами продажи товаров - через прилавок, самообслуживания, магазины-склады, клубные) могут удовлетворять потребности широких слоев населения.

Для формирования торговой инфраструктуры и приведения ее в соответствие с потребностями производителей и потребителей необходимо: провести лицензирование предприятий оптовой торговли на право реализации жизненно важных продуктов питания и составить их федеральный реестр; создать национальные системы сбытовых кооперативов сельскохозяйственных

товаропроизводителей и оптовых продовольственных рынков, распределительных центров. Провести лицензирование действующих оптовых

продовольственных рынков и замещение функционирующих оптово-розничных рынков на лицензированные; сформировать систему товарных продовольственных бирж по реализации сельскохозяйственного сырья; разработать систему мер, ограничивающих участие иностранного капитала в создании товаропроизводящей сети продовольственного рынка страны; стимулировать создание интеграционных структур в области торговли.

В основе практически всех направлений регулирования продовольственного рынка лежит

регулирование зернового рынка, в процессе которого важнейшую роль играет обеспечение ресурсов зерна.

Регулирование зернового рынка осуществляется в рамках государственной аграрной политики. Надо отметить, что в последнее время все более активно изучаются проблемы формирования эффективной российской аграрной политики. В экономической литературе утвердился достаточно широкий подход к трактовке сущности аграрной политики. С одной стороны, аграрная политика - это составная часть общей экономической политики государства, которая тесно функционально связана с ее другими составляющими - внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.п. политиками.

Наряду с этим, в аграрную политику включают и политику развития аграрного сектора (как стратегию макроэкономического управления), и

продовольственную политику (ориентированную на социальные вопросы возможности потребления продуктов питания основными группами и слоями населения в соответствии с реальными доходами), и агропромышленную политику (которая должна решать совокупность сложнейших проблем по функциональному взаимодействию сельского хозяйства с такими сферами как торговля, переработка, производство средств производства, финансы и кредит), и внешнеторговую аграрную политику (связанную с национальными интересами страны на мировых рынках) и еще ряд направлений.

В таком случае региональная аграрная политика предстает как совокупность принципов, мер и действий, реализуемых государством для создания условий эффективного функционирования, в частности, зернопродуктового комплекса страны. Соответственно многочисленными задачами регулирования становятся: стабилизация

агропромышленного производства с последующим его развитием; обеспечение продовольственной безопасности страны на необходимом уровне; поддержание рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; последовательное улучшение продовольственного обеспечения населения; поддержание баланса между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; защита отечественных сельхозтоваропроизводителей и др.

Получается, что почти вся экономическая политика государства оказывается связанной с агропромышленным комплексом. На наш взгляд, особенно с учетом реалий современного экономического положения в России, реализовать все указанные направления практически невозможно, т.е. возникает ситуация, когда научные исследования в определенной мере начинают отрываться от хозяйственной практики. В таком случае необходимо усилить элементы прагматизма аграрной политики государства.

В этом плане большой интерес представляет понимание сути аграрной политики в странах Европейского союза2. Еще в Римском договоре были прописаны целевые ориентиры единой аграрной политики:

2 Bolling H., Kempf W. Development tendencies in respect to production and processing of maize in the EEC//Maize: recent progress in chemistry and technology. - NY - London: Academic Press, 1982. - P. 129-148.

- увеличивать производительность сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и путем обеспечения рационального развития сельскохозяйственного производства и оптимального использования производственных факторов, в особенности труда;

- обеспечивать достаточно высокий уровень жизни сельского населения, в частности, путем увеличения индивидуальных доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве;

- поддерживать стабильность рынков и обеспечивать возможности для предложения сельскохозяйственной продукции;

- содействовать продаже сельскохозяйственной продукции потребителям по доступным ценам.

При окончательном определении приоритетов государственной аграрной политики необходимо учитывать богатый зарубежный опыт3.

На наш взгляд, наиболее интересными в этом отношении являются европейские и американские практические действия.

Так, например, Немецкое сельскохозяйственное общество посвятило свое заседание в конце прошлого столетия обсуждению проблемы, что ждет сельское хозяйство. Прогноз основывается не только на выявленных тенденциях развития аграрного сектора Европы, но и на будущей совместной аграрной политике, ожидаемой либерализации глобального аграрного рынка. Были выработаны следующие тезисы.

Первый тезис. Аграрная политика будет в еще большей степени ориентирована на рынок и явится составной частью совместной политики развития сельской местности. Это означает, что одна из основных задач совместной аграрной политики, которую предстоит решить, - социальноэкономическое развитие европейской деревни.

В аграрной политике все большее место должно отводиться развитию сельских территорий - созданию новых рабочих мест вне сельского хозяйства, охране окружающей среды и природных ландшафтов, а также производству экологически чистых продуктов и т. п. Такая политика будет в меньшей степени, чем ныне, ограничиваться только агропроизводством, она станет ориентироваться на решение задач, в первую очередь направленных на удовлетворение общественных приоритетов.

Новые задачи совместной аграрной политики должны обусловливаться, с одной стороны, возрастанием общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство, а с другой стороны, -стремлением к тому, чтобы европейские сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность были конкурентоспособными на мировом продовольственном рынке. Какой должна быть новая интегрированная аграрная политика в перспективе? Разумеется, ей придется выйти за традиционные границы. Регламентация торговли агропродуктами начнет утрачивать свое значение, но в то же время возрастет значение охраны окружающей среды, производства экологически чистых продуктов в регионах. Структурная аграрная политика станет во

3 Новоселова Н.Н. Научные и организационно-экономические аспекты управления развитием зернового рынка (региональный уровень)Ж.Н.Новоселова. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2007. - 408с.

Новоселова Н. Н. Орехова Н. Ю.

все большей степени трансформироваться в политику развития сельской местности.

Второй тезис. Аграрный рынок во все большей мере будет дифференцироваться на международный и региональные, усилится и его качественная

ориентация. Такая поляризация явится следствием действия двух сил: с одной стороны, дальнейшей либерализации торговли и большей интеграции европейского агропроизводства в мировое хозяйство, а с другой, - ростом спроса европейских потребителей на высококачественные продовольственные товары.

Повышение качества продуктов не ограничится только объективными потребительскими свойствами, оно будет также зависеть от субъективных факторов, связанных с технологией производства продовольственных товаров, дизайном упаковки, национальными традициями, региональным аспектом.

Высококачественные продукты станут пользоваться наибольшим спросом, чаще производиться и реализовываться в определенных специфических регионах, отвечая вкусам их жителей. В то же время массовые продукты, соответствующие определенным стандартам, прежде всего, сельскохозяйственное сырье, будут еще шире представлены на глобальном аграрном рынке.

Третий тезис. Европейское сельское хозяйство еще в большей степени регионально дифференцируется. Продуценты в развитых регионах с высокой продуктивностью сельскохозяйственного производства будут стремиться к тому, чтобы еще закрепиться на глобальном и региональных аграрных рынках массовых агропродуктов. Вместо нынешних ограничений на использование пашни, продуктовых квот по производству основных видов сельскохозяйственных продуктов, ограничений по величине поголовья скота планируется использовать экономические инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности фермеров, снижение цен на продовольствие и стабилизацию доходов, получаемых от сельскохозяйственной деятельности. Разумеется, и в дальнейшем сохранится необходимость разработки единых правил по природопользованию, согласованных между всеми членами Евросоюза.

В регионах с неблагоприятными для ведения сельского хозяйства природными и экономическими условиями в еще большей степени внимание будет обращено на производство экологически чистых продуктов, создание предприятий по их переработке, что потребует дотаций из бюджета. Причем задачи сельского хозяйства в таких регионах сместятся от производства агропродукции к природоохранной деятельности, сохранению природных ландшафтов, развитию агротуризма, совершенствованию социальной инфраструктуры сельской местности.

В будущем природоохранная деятельность, сохранение и качественное совершенствование среды обитания приобретут значительно большее общественное признание. Субвенции и трансферы на данные цели обществом уже не будут рассматриваться как дотации фермерам, а приобретут характер поощрения сельчан за добросовестное исполнение общественных задач общенационального характера.

Четвертый тезис. Сельское хозяйство Европы станет еще в большей мере рыночно ориентированным и

мультифункциональным. Производство высокоценных качественных продуктов (экологически чистых) будет сочетаться с другими доступными возможностями увеличения фермерских доходов для получения синергического эффекта, с комбинацией производства региональных традиционных продуктов, с развитием сферы приложения несельскохозяйственного труда (занятость в торговле, общественном питании,

организация сервиса, агротуризма, домашней гастрономии, спортивное коневодство, уход за

пенсионерами и т. п.).

Сельскохозяйственные предприятия займутся также утилизацией отходов, уходом за муниципальными зелеными насаждениями и т. п. Такая деятельность явится ощутимым дополнительным источником доходов фермерской семьи и будет поддерживаться за счет Европейского фонда ориентации и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гарантирования сельского хозяйства (EAGGF).

Пятый тезис. Европейское сельское хозяйство станет более конкурентоспособным, что обусловливается осуществлением в предстоящие годы перечисленных выше мер. Сама концепция «конкурентоспособности» будет модифицироваться в связи с необходимостью учета не только эффективности агропроизводства, но и всей совокупности факторов развития сельской местности, среды обитания.

Составленный немецкими экспертами

оптимистический сценарий - не более чем прогноз. В какой мере он сможет воплотиться в жизнь, зависит не только от функционеров, определяющих совместную аграрную политику, но, в первую очередь, от самих фермеров, их желания адаптироваться в новых условиях быстро меняющегося мира.

Сценарий рассматривает лишь социальноэкономические аспекты возможного развития европейского сельского хозяйства. Природные факторы могут внести свои существенные коррективы.

Для обеспечения продовольственной безопасности государств, несомненно, важную роль играет политика их правительств и над государственных образований типа Европейского союза, однако рынок играл и будет играть в перспективе исключительную роль. Примером этого могут служить государственные инвестиции в создание страховых запасов на случай неотложной необходимости в продовольствии. Такая мера позволяет решить проблему колеблющихся и неравномерных по годам валовых сборов продукции отдельных сельскохозяйственных культур и оказывает стабилизирующее влияние на цены на продовольственные товары. Между тем стабилизация цен может быть обеспечена и при минимизации страховых запасов за счет глобализации аграрного рынка, позволяющей свободно перемещаться продовольствию из регионов с его избытком в дефицитные регионы и тем самым в глобальных масштабах выравнивать соотношение между спросом и предложением. Для этого необходимо задействовать дополнительные мощности как в отдельных странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), например, США, Канады, Франции и Австралии, так и государств, не входящих в ОЭРС (Аргентина и другие). Причем обязательным условием должен стать отказ от использования продовольствия как инструмента международной политики. В данных целях требуется гарантия «страховки» предложения продовольствия на

мировых рынках. Эмбарго на продовольствие затрудняет способность аграрного рынка регулировать цены и оптимизировать равновесие между спросом и предложением.

Можно уверенно утверждать, что ныне агропродовольственный сектор экономики располагает предпосылками для дальнейшего роста предложения продовольствия. Увеличение производства

агропродукции будет обеспечено за счет дальнейших технологических инноваций, применения

биотехнологий и др. Борьба с мировым голодом потребует более рационально использовать результаты экономического процветания в развитых странах в сочетании с лучшим функционированием международного продовольственного рынка.

С учетом данных подходов становится очевидным, что единственным выходом из создавшейся ситуации в нашей стране является переход к преимущественно ценовому регулированию. Это, на наш взгляд, единственное направление регулирования, которое позволяет надеяться на восстановление аграрного производства после столь длительного периода его недофинансирования, несмотря на все меры по выделению субсидий и субвенций из государственного бюджета.

Список литературы:

1. Amaratunge S., Shiratake Y. An economical analysis of the marketing system of the agricultural production in the Mahaweli “H” zone on Sri Lanka//Bull. Fac. Agr. Saga Univ.

- Saga, 1999. - № 84. - P. 51-63.

2. An empirical analysis of state agricultural product promotions: a case study on Arizona grown /Patterson P. M., Olofsson H., Richards T.J., Sass S. //Agribusiness. -1999. - Vol. 15. - № 2. - P. 179-196.

3. Bolling H., Kempf W. Development tendencies in respect to production and processing of maize in the EEC//Maize: recent progress in chemistry and technology. - NY -London: Academic Press, 1982. - P. 129-148.

4. Новоселова Н.Н. Научные и организационно-

экономические аспекты управления развитием зернового рынка (региональный

уровень)/Н.Н.Новоселова. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2007.

- 408с.

5. Новоселова Н. Н., Орехова Н. Ю. Исследование факторов и необходимых предпосылок инновационного регионального развития // Бизнес в законе №5, 2012, с. 205

6. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н., Основные параметры функционирования региональной экономики // Бизнес в законе №4, 2011, с. 328-335

7. Орехова Н.Ю., Магомедова Л.Г., Кечеруков Р.К. Формирование и поддержание устойчивого социальноэкономического развития региона // Бизнес в законе №5, 2011, с. 297-299

market (regional level)/ Novosyolova N.N. - Pyatigorsk: RIA-KMV, 2007. - 408с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Новоселовой Н.Н., Ореховой Н.Ю. «Формирование новой аграрной политики с учетом возрастания общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство»

В современных условиях стратегическую значимость приобретает выход на траекторию устойчивого экономического развития российской экономики, и, прежде всего, секторов агропромышленного комплекса, поскольку они определяют место на мировой политической арене и социальную стабильность каждого государства. Агропромышленный комплекс Российской Федерации

находится в сложном положении, что обуславливает

необходимость разработки четкой концепции

функционирования регионального зсрнопродуктового

комплекса, обеспечивающей эффективное

воспроизводственное развитие сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и социально-экономического развития регионов.

Одна из важнейших стратегических целей экономических преобразований в России, предполагает формирование оптимального сочетания

государственного регулирования и рыночных рычагов, а также разработку системы мер по защите отечественного производителя зерна и конечной зерновой продукции; обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью; разработку эффективной аграрной политики с оптимизацией количественных мер протекционизма; обеспечение продовольственной безопасности страны, базирующейся на концепции самообеспеченности основными видами зерновых и произведенных из него продуктов, снижение безработицы в аграрном секторе, повышение эффективности функционирования системы региональных зерновых рынков, формирование перспективной инфраструктуры

зернопродуктового комплекса, способствующей социальному обустройству села, повышению его финансовой обеспеченности и т.д.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», д.э.н., профессор

Т. Г. Гурнович

Reference list:

1. Amaratunge S., Shiratake Y. An economical analysis of the marketing system of the agricultural production in the Mahaweli “H” zone on Sri Lanka//Bull. Fac. Agr. Saga Univ.

- The Saga, 1999. - № 84. - P. 51 -63.

2. An empirical analysis of state agricultural product promotions: a case study on Arizona grown /Patterson P. M., Olofsson H. Richards T.J., Sass S. //Agribusiness. -1999. - Vol. 15. - № 2. - P. 179-196.

3. Bolling H., Kempf W. Development of suicidal tendencies in respect to production and processing of maize in the EEC//Maize: recent progress in chemistry and technology.

- NY - London: Academic Press, 1982. - P. 129-148.

4. Novosyolova N.N. Scientific and organizational-economic aspects of the management of the development of the grain

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.