Научная статья на тему 'Формирование невербальной культуры студентов в образовательном пространстве физической культуры'

Формирование невербальной культуры студентов в образовательном пространстве физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Т. Н.

В результате проведенных исследований и анализа теоретических сведений выявлено: человек, владеющий навыками невербальной коммуникации, легче адаптируется к учебной и профессиональной деятельности, более терпим к окружающим, быстрее находит выход из кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As a result of the lead researches and the analysis of theoretical data it is revealed: the person owning skills of the nonverbal communications is easier adapts to educational and professional work, more we suffer to associates, finds a way out of crisis situations more quickly.

Текст научной работы на тему «Формирование невербальной культуры студентов в образовательном пространстве физической культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МОСТОВАЯ Т.Н.

В результате проведенных исследований и анализа теоретических сведений выявлено: человек, владеющий навыками невербальной коммуникации, легче адаптируется к учебной и профессиональной деятельности, более терпим к окружающим, быстрее находит выход из кризисных ситуаций.

Профессиональная подготовка в вузе построена на учебном материале в виде отдельных учебных предметов, каждый из которых направлен на отдельные компоненты труда: средства труда, объект труда, способы действия, в результате чего складывается расчлененное представление о предстоящей профессиональной деятельности. Анализ учебных программ и учебных пособий показывает, что основными недостатками являются их жесткая регламентация, актуализация лишь нормативных аспектов, в то время как личностный аспект представлен слабее или совсем не представлен.

Вузовская подготовка специалистов представлена в виде совокупности умственных и практических действий, направленных на усвоение профессиональных знаний, умений, навыков. В профессиональной подготовке студентов первостепенное значение приобретает развитие их научного мышления, интеллекта, формирование систем знаний о различных технологиях, структурах производственных процессов, овладение способами проектирования и др. Тем не менее, общество на современном этапе развития нуждается не только в высококлассных специалистах, но и в людях творческих, гармонично развитых, богатых духовно и нравственно, психически устойчивых и социально значимых, владеющих навыками невербальной коммуникации.

Владение навыками невербальной культуры помогает управлять отношениями с людьми, влияет на микроклимат в коллективе, облегчает сотрудничество. Невербальная смысловая организация мира человека становится одной из важных проблем современного понимания общения и развития личности в целом на фоне агрессивного развития информационных технологий, лингвоцентризма в обучении и воспитании, «скученности» людей в городах-мегаполисах, их низкой двигательной активности и оторванности от природы. Успешность владения неречевой культурой общения оказывает существенное влияние на профессиональное становление, успеваемость и здоровье студента, т.е. практически на все сферы его жизнедеятельности [2, 3, 4, 5, 7].

На современном этапе развития вузовской подготовки студентов наблюдается отставание в разработке современных методик обучения навыкам невербальной коммуникативной культуры и их реализации в условиях отечественной высшей школы.

Оптимальное развитие психофизического аппарата, хорошая физическая форма, развитое физически тело как инструмент, оказывающий для многих огромную помощь в процессе внешней невербальной коммуникации можно решать средствами и методами физической культуры. В частности, фитнес-аэробика и спортивные танцы, очень модные среди учащейся молодежи, развивают физически тело, способствуют формированию координации, пластической выразительности и прочих невербальных эстетических аспектов коммуникации. Однако специфика формирования навыков невербального общения средствами и методами физической культуры и спорта, разработка основ содержания и форм субъектного диалога в процессе занятий не являлась предметом специального педагогического исследования и, соответственно в научной литературе недостаточно осмысленна.

Автором предпологается, что организация физического воспитания в вузе средствами и методами ритмизированного движения и релаксации, а также специальная система знаний позволит вовлечь студенток в активный процесс обучения и расширить круг освоенных двигательных действий, направленных на развитие умений и навыков неречевого общения, оптимизирует качество учебной и профессиональной деятельности, сохранит здоровье. В процессе проведения учебно-тренировочных занятий решаются следующие задачи:

1. Формирование умения дифференциации двигательных ощущений в различных состояниях - в покое и релаксации, длительной напряженной двигательной деятельности и в процессе обучения, при демонстрации двигательных действий и в процессе привычной работы.

2. Обучение использованию средств и методов регулирования излишних мышечных и психоэмоциональных напряжений.

В исследовании принимали участие студентки Орловского Государственного технического университета (60 человек). Тестирование, анкетирование проводилось по общепринятым методикам. Экспертная оценка осуществлялась по специально разработанной методике.

Как показали результаты тестирования физической подготовленности по методике Р. Симека, студенток исследуемых групп отличал низкий уровень здоровья, плохое развитие координации движе-

As a result of the lead researches and the analysis of theoretical data it is revealed: the person owning skills of the nonverbal communications is easier adapts to educational and professional work, more we suffer to associates, finds a way out of crisis situations more quickly.

ний, малая подвижность в суставах, неэластичная мускулатура. В связи с этим в процессе физического воспитания мы отошли от механического запоминания двигательных действий и их повторения, а сконцентрировали внимание на подаче знаний об анатомии, биомеханике, психологии движений.

Целью практических занятий на первом этапе исследования, проводимых три раза в неделю по 1,5 часа, являлось освоение техники физических упражнений, формирование правильной осанки, умение слушать музыку и выполнять упражнения под музыку в соответствующем ритме. Один раз в неделю занятия проводились методом «круговой тренировки». Были выделены две станции. Первая -«свободной импровизации», где под заранее подобранную музыку девушки должны были составить небольшую танцевальную композицию, которая бы соответствовала характеру музыкального фрагмента. Вторая станция - «релаксации», на которой студентки обучались умению находить и снимать мышечные зажимы, вырабатывать в себе «мышечный контролер», максимально расслаблять все тело и снимать напряжение. Упражнения, выполняемые на второй станции, проводились по специальной методике известного театрального педагога и режиссера К.С. Станиславского [6]. Все результаты формирования навыков занимающихся заносились в специально разработанную карту учета деятельности студенток.

Учитывая, что изменение языка движений - это процесс малозаметный и требующий длительного времени для получения ощутимых результатов, давалась информация о работе опорно-двигательного аппарата, методах энергосбережения, применялись методические приемы, направленные на психологическую поддержку в программировании достижении успеха. Так специально акцентировалось внимание студенток на том, что даже если будет временный неуспех, необходимо постараться еще раз проанализировать свои действия с различных позиций, затем выбрать оптимальный вариант решения.

На втором этапе исследования было предложено задание с целью формирования умений воспроизводить полученные знания и осуществлять самостоятельный поиск решений. Предлагая самостоятельно составить комплекс упражнений, мы тем самым, убираем стандартность подхода к выполнению упражнений, то есть, исключаем возможность использования общепринятых упражнений, включаем их в решение задач невербального общения.

На третьем этапе учили девушек импровизации в выборе действий на фоне максимального расслабления неработающих мышц с целью повышения экономизации функционирования организма и управления мышечными и психоэмоциональными напряжениями в различных состояниях (покое, работе, обучении и пр.). Большое внимание уделялось развитию творческих способностей студентов, что является важным условием их адаптации к внешней среде за счет самоорганизации внутренних психофизиологических и внешних социальных факторов. Реализация творческого компонента во многом определяется активностью функционирования воображения, умением настроить себя на творческое состояние, которое заключается в умении превращать душевные и физические моторные действия в бессознательную механическую привычку.

Основным механизмом развития творческой активности выступают: психологическая деятельность, направленная на сознательное возбуждение в себе бессознательной творческой природы для сверхсознательного органического творчества и двигательная деятельность в сочетании с самодеятельностью, направленностью на результат, при обязательности социальной востребованности и ценностном отношении к физической культуре личности. Новообразованиями личности в процессе формирования творческого компонента выступают психологическая и двигательная оперативная гибкость, способность к импровизации, рефлексивное управление, двигательное комбинирование, двигательный творческий опыт, реализация его в профессиональной деятельности. Согласно методике формирования творческих способностей, главным способом их пробуждения является внутренняя и внешняя работа над собой.

Внутренняя работа заключается в овладении приемами и правилами, которые способствовали бы пробуждению творческого самочувствия в нужный момент, вели бы к непосредственной активации чувств, менее всего поддающимся прямым словесным признакам. Это работа по превращению душевных и физических моторных действий в бессознательную механическую привычку. Внешняя работа над собой состоит в тренировке телесного аппарата, приготовлении его для наиболее точной и выразительной передачи чувств, овладение кинессикой - культурой движения. Это умение расслаблять или напрягать нужные мышцы, успокаивать или взбадривать нервную систему, что способствует мобилизации восприятия, мышления, воображения.

Как показали собственные исследования, а также данные других авторов, дискоординация движений приводит к повышенной тревожности, что требует дополнительных затрат энергии для нейтрализации этого явления [2, 3, 4, 7].

В процессе внедрения авторской программы выявлено, что девушки экспериментальной группы легко шли на импровизацию, проявляли живой интерес к заданию. Составленные ими комплексы были интересны и оригинальны. Выполнение заданий, включающих новизну, самостоятельность и оригинальность танцевальных движений свидетельствует о накоплении опыта нормативного невербального общения, который позволяет девушкам в известных профессиональных ситуациях проявить владение своим телом без излишних психофизических напряжений. Студенток экспериментальной группы отличала гибкость, пластичность и выразительность не только в движениях, но и в общении с окружающими. Это наглядно демонстрировало их умение использовать и переносить накопленный опыт

из учебно-тренировочной деятельности в обычную жизнь. Свобода, при которой студентки не испытывает излишних мышечных и психоэмоциональных напряжений необходима в учебнопрофессиональной деятельности во всех ее проявлениях. Она выступает показателем гармоничного развития симметрично расположенных мышц тела, исключающих нарушения осанки, походки, излишнего напряжения и зажима мышц тела, не участвующих в движении (см. табл.).

Табл. Характеристика владения коммуникативно-деятельностными умениями в процессе учебной _________________________практики на этапах подготовки в баллах_________________________

Этапы Группы

Признаки Экспериментальная Контрольная

Уверенность в себе 1 1.2±0.5 1.0±0.1

2 2.5±0.3 1.3±0.3

3 3.6±0.3 2.4±0.5

Отсутствие эмоционального напряжения 1 1.3±0.6 0.8±0.1

2 1.8±0.4 1.1±0.4

3 3.4±0.3 1.9±0.7

Владение голосом, мимикой, жестами 1 0.9±0.6 0.8±0.1

2 2.4±0.2 1.1±0.1

3 3.6±0.4 1.9±0.4

Наличие волевых качеств 1 0.7±0.5 0.9±0.4

2 1.8±0.3 1.3±0.3

3 3.3±0.2 1.7±0.6

Изменение восприятия времени и пространства 1 1.3±0.1 1.2±0.1

2 1.9±0.2 1.3±0.2

3 3.0±0.2 1.8±0.1

Умение правильно объяснить возникающие внут- 1 0.9±0.3 1.0±0.1

ренние ощущения 2 2.1±0.1 1.2±0.5

3 3.8±0.6 1.9±0.6

Средний уровень 1 1.0±0.3 0.9±0.1

2 2.1±0.3 1.2±0.3

3 3.6±0.3 1.7±0.4

Студентки в процессе освоения основ базисного психотренинга открыли психофизические возможности и способности собственного организма, получили навыки самоуправления в целях профилактики профессиональных и бытовых травм, а также профессиональных заболеваний. Правильная работа опорнодвигательного аппарата с использованием техник релаксации создает благоприятные условия для работы центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Осознание собственных действий, умение тонко дифференцировать работу мышц, связывать работу мышц с работой дыхания, взглядом, внутренними ощущениями и представлениями значительно обогащают возможности студенток в общении с другими. Умелое регулирование и совмещение этих качеств минимизируют ошибочные действия и снижают энергетические затраты на бесполезную работу, снижают тревожность и приводят организм к естественному гармоничному состоянию. Это, в свою очередь, открывает путь к профессиональному совершенствованию и эффективному жизнеобеспечению.

Список литературы

1. Бундзен П.В., Баландин В.И. Ментальный тренинг для успеха в спорте: теория и практика: сборник метод, рекомен. для училищ ОР России: монография /Под общей ред. Шаруненко Ю.М. -Орел: ООО ПФ «Картуш», 2004.- С.105-129.

2. Макеева, В.С., Уман А.И. Развитие и формирование коммуникативно-деятельностных умений студента в процессе физического воспитания // Науковий вісник Чернівецького Університету. - Вып. 210. Педагогіка та психологія. -Збірник наукових праць.-Чернівці «Рута». -2004. (0,8 /0,5 п.л.)

3. Мостовая Т.Н. Аэробика и спортивные танцы в формировании навыков коммуникативной культуры учащейся молодежи // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: Материалы МНПК, 21-23 апреля 2006г. / Под ред. В.С. Макеевой - Орел: ОрелГТУ, 2006. - С. 351-355.

4. Мостовая Т.Н., Макеева В.С. Формирование невербальной культуры студента средствами и методами физической культуры: Междунар. НПК Фитнес 2007, М.: РГУФКСиТ, 14-16 ноября 2007.-С.67-73.

5. Пугачевский О.О. Коммуникативно-смысловые детерминанты проекции личностных особенностей в интерпретации невербального поведения// Мир психологии. 2001, №3 (27). - С.103- 112.

6. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4: Работа актера над ролью. — М.: Искусство, 1957. — С. 550.

7. Чеснов Я.В. Кинесика и жесты //Лекции по исторической этнологии. - Гардарика, 1988. - С. 10, 233-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.