Научная статья на тему 'Формирование необходимых компетенций у студентов - будущих работников цифрового общества'

Формирование необходимых компетенций у студентов - будущих работников цифрового общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / COMPETENCES / UNIVERSAL COMPETENCES / DIGITAL SKILLS / DIGITALIZATION / DIGITAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорникова Н.Ю.

В современном мире происходит цифровизация многих аспектов повседневной жизни. Формируется новое цифровое мышление, трансформируется труд. Студенты получают и создают знания в цифровой среде. Возникает вопрос: какие компетенции должны быть сформированы за время обучения в вузе, чтобы стать востребованным, конкурентоспособным работником? Проанализировав мнения ученых о том, какие навыки (компетенции) необходимы в цифровом обществе работникам, становится очевидной необходимость скорректировать компетенции, которые должны быть сформированы у обучающегося по ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов. Автор предлагает формулировки универсальных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шорникова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing necessary competences with students - future digital society employees

At this stage in daily occurrence there is a digitalization of many aspects of our life. New digital thinking is formed, work is transformed. Students gain and create knowledge in the digital environment. There is a question: what competences have to be created during training in a higher education institution to become a relevant and competitive worker? Having analyzed opinions of scientists on what skills (competences) are necessary for workers in the digital society, there is obvious a need to correct competences which have to be developed with students according to the Federal State Educational Standard of Higher Education taking into account the occupational standards. The author offers formulations of universal competences.

Текст научной работы на тему «Формирование необходимых компетенций у студентов - будущих работников цифрового общества»

УДК 378 ББК 74.48

ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

DEVELOPING NECESSARY COMPETENCES WITH STUDENTS - FUTURE DIGITAL SOCIETY EMPLOYEES

Шорникова Наталья Юрьевна

Директор Центра контроля качества образовательных программ Института экономики, математики и информационных технологий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук E-mail: nshornikova@ranepa.ru

Аннотация. В современном мире происходит цифровизация многих аспектов повседневной жизни. Формируется новое цифровое мышление, трансформируется труд. Студенты получают и создают знания в цифровой среде. Возникает вопрос: какие компетенции должны быть сформированы за время обучения в вузе, чтобы стать востребованным, конкурентоспособным работником? Проанализировав мнения ученых о том, какие навыки (компетенции) необходимы в цифровом обществе работникам, становится очевидной необходимость скорректировать компетенции, которые должны быть сформированы у обучающегося по ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов. Автор предлагает формулировки универсальных компетенций.

Shornikova Natalia Y.

Head of the Centre for educational programs quality control of the Institute of Economics, Mathematics and Information Technology, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Economics

E-mail: nshornikova@ranepa.ru

Abstract. At this stage in daily occurrence there is a digitalization of many aspects of our life. New digital thinking is formed, work is transformed. Students gain and create knowledge in the digital environment. There is a question: what competences have to be created during training in a higher education institution to become a relevant and competitive worker? Having analyzed opinions of scientists on what skills (competences) are necessary for workers in the digital society, there is obvious a need to correct competences which have to be developed with students according to the Federal State Educational Standard of Higher Education taking into account the occupational standards. The author offers formulations of universal competences.

Ключевые слова: компетенции, универсальные Keywords: competences, universal компетенции, цифровые навыки, цифровизация, competences, digital skills, digitalization, digital цифровое общество. society.

Современные студенты обучаются одновременно с развитием информационных технологий и цифрового общества. Молодые люди общаются, обмениваются информацией, взаимодействуют в аудиовизуальной экранной культуре, получают и создают знания в цифровой среде. Происходит цифровизация и медиатизация многих аспектов повседневной жизни, формируется новое цифровое мышление, трансформируется труд. Исследование данного тренда позволит составить дорожную карту по устранению несоответствия между имеющимися и востребованными компетенциями работников.

М. Кастельс, называя новое поколение работников «информациональными производителями», отмечает, что наиболее значимыми становятся когнитивные способности, умение интегрировать теоретические и практические знания, готовность к получению новых знаний и компетенций [1].

Р. Бухт и Р. Хикс для построения модели «Индустрия 4.0» ключевой компетенцией работников называют «анализ данных» [2].

А. В. Дегтярев провел анализ основных навыков, которые могут потребоваться «цифровым работникам» (табл. 1). Под «цифровыми навыками» (digital skills) он предлагает

Таблица 1

Цифровые навыки

Навык Характеристика навыка

Обмен данными Способность поддерживать связь с семьей и друзьями, коллегами, руководством посредством цифровых каналов приема-передачи информации (с помощью электронной почты, обмена мгновенными сообщениями, видеозвонки, Ш-телефония и др.) с возможностью навыков использования специализированного программного обеспечения и технических средств для осуществления данных видов связи

Управление информацией Способность индивидуума выполнять поиск, получение, систематизацию, накопление, копирование, передачу, анализ данных. Способность безопасного использования ИКТ в части защиты от утечки данных

Создание цифрового контента Способность написания компьютерной программы (характерно в основном для ИКТ-сектора), перемещения цифрового контента, создание электронных презентаций, использование основных арифметических формул для сложения, вычитания, умножения или деления цифры в электронных таблицах

Решение проблем Способность уверенно решать задачи в информационной среде, коммуни-цировать с коллегами, изменять параметры конфигурации, подключать дополнительные устройства

Осуществление операций Способностью использовать ИКТ для покупки товаров и услуг, вести деятельность на виртуальном рынке (в том числе рынке труда, осуществлять поиск работы), общаться с органами государственного и муниципального управления (госуслуги и электронное правительство)

«понимать количество минимально необходимых навыков для информационного взаимодействия от базовых навыков использования ИКТ, с одной стороны, до основных когнитивных, эмоциональных и социальных навыков для использования ИКТ, с другой стороны» [3].

И. В. Новикова, проанализировав зарубежные исследования, предлагает следующую классификацию навыков (компетенций) необходимых в цифровом обществе (табл. 2).

Таким образом, исследователи подчеркивают важность таких критериев работника нового цифрового сообщества, как:

• критическое мышление;

• умение работать и самостоятельно, и в команде;

• адаптация к высоко конкурентной среде;

• способность и стремление к непрерывному образованию;

• профессиональная мобильность.

И как следствие из вышесказанного, возникает необходимость скорректировать универсальные компетенции, которые должны быть сформированы у обучающегося по ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов. Автор предлагает следующие формулировки универсальных компетенций:

Бакалавриат

УК-1. Способен, используя цифровые технологии, осуществлять поиск и оценку информации, критически анализировать проблемные ситуации, применять системный подход для решения поставленных задач.

Таблица 2

Классификация областей навыков в международных исследованиях [4]

Американская система («Навыки XXI века») [5] Европейская система (Европейская система компетенций для граждан DigiComp) [6] Система, представленная на Международном экономическом форуме (доклад "The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution") [7] Система по И. В. Новиковой

Области: - когнитивная; - внутрилич-ностная; - межчностная Области: - область информации; - область коммуникации; - область создания цифрового контента; - область безопасности; - область решения проблем Способности: - когнитивные; - физические. Основные навыки: - навыки содержания; - навыки процесса. Многофункциональные навыки: - системные навыки; - комплексные навыки решения проблем; - социальные навыки, - технические навыки, - управленческие навыки Навыки: - базовые (грамотное и понятное изложение текстов на родном языке, знание иностранного языка, компьютерная грамотность и умение пользоваться основными цифровыми операционными системами); - когнитивные (способность формулирования вопросов и самостоятельного обучения); - психологические (стрессо-устойчивость, восприятие виртуального собеседника, адаптация к смене деятельности, к индивидуальному труду)

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов, программного обеспечения и ограничений.

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде в реальной и виртуальной среде.

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию с использованием цифровых технологий в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества и виртуального собеседника в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

УК-7. Способен поддерживать должный уровень стрессоустойчивости и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности и использования цифровых технологий в части защиты информации.

Магистратура

УК-1. Способен, используя цифровые технологии, осуществлять оценку информации, критически анализировать проблемные ситуации и на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла и реализовывать его в цифровой среде.

УК-3. Способен работать в высоко конкурентной среде, организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

УК-4. Способен применять современные коммуникативные и цифровые технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного, виртуального взаимодействия.

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности, профессиональной мобильности и способы ее совершенствования на основе самооценки.

Изменение универсальных компетенций - это первый шаг в направлении соответствия образования актуальным запросам цифрового общества. Образование должно способствовать распространению и передаче знаний, необходимых для понимания и обработки новой информации, для эффективного применения новых технологий.

Список литературы

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестн. междунар. Организаций - 2018. - Т. 13, № 2. - С. 143-172 (на рус. и англ. яз.). - DOI: 10.17323/1996-7845-2018-02-07.

3. Дегтярев А. В. Работа в «облаке» как трансформация социально-трудовых отношений в цифровой экономике // Креативная экономика. - 2017. - Т. 11, № 2. - С. 241-248. - DOI: 10.18334/ce.11.2.

4. Новикова И. В. Выявление навыков работников, готовых на занятость с признаками неустойчивости (по данным интернет-платформы HeadHunter) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 6. - С. 232-249. - DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.11.

5. Education for life and work: developing transferable knowledge and skills in the 21st century / J. W. Pellegrino, M. L. Hilton (eds.). - Washington, DC: The National Academies Press, 2012.

6. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe / Y. Punie, B. N. Brecko (eds.). - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.

7. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. - Geneva: World Economic Forum, 2016.

8. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://www.pmedu.ru/images/ pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

9. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.

References

1. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kultura. - M.: GU VSHE, 2000. (in Russian)

2. Bukht R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. International organisations research journal. 2018, Vol. 13, No. 2, pp. 143-172 (in Russian and in English). DOI: 10.17323/1996-7845-2018-02-07.

3. Degtyarev A. V. Rabota v «oblake» kak transformatsiya sotsialno-trudovykh otnosh-eniy v tsifrovoy ekonomike. Kreativnaya ekonomika. 2017, Vol. 11, No. 2, pp. 241-248. DOI: 10.18334/ce.11.2.

4. Novikova I. V. Vyyavlenie navykov rabotnikov, gotovykh na zanyatost s priznakami neustoychivosti (po dannym internet-platformy HeadHunter). Monitoring obshchest-vennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 2017, No. 6, pp. 232-249. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.11.

5. Pellegrino J. W., Hilton M. L. (eds.) Education for life and work: developing transferable knowledge and skills in the 21st century. Washington, DC: The National Academies Press, 2012.

6. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. Punie Y., Brecko B. N. (eds.). Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.

7. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Geneva: World Economic Forum, 2016.

8. Boguslavskiy M. V. Neborskiy E. V., Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovani-ya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56. pdf (accessed: 01.02.2019).

9. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 04.02.2019 The article was received on 04.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.