педагогического процесса позволяет охарактеризовать его развитие с точки зрения системы ценностей и подходов, оформившихся в рамках великих и локальных цивилизаций, что вносит элемент относительности в оценку воспитательно-образовательных явлений. В то же время установка на признание идеи человеческой природы, присущей всем людям и по-разному реализуемой в различных условиях жизнедеятельности, позволяет привнести антропологический принцип в качестве универсального основания, системообразующего звена рассмотрения исто-рико-педагогического процесса и анализа его конкретных модификаций, обусловленных различными социокультурными детерминантами.
Таким образом, цивилизационный подход к изучению историко-педагогического процесса позволяет органично синтезировать при его рассмотрении социокультурный, антропологический и системно-структурный аспекты. Антро... пологическая точка зрения на историко-педагогический процесс в рамках цивилизаци-онного подхода к его изучению актуализирует рассмотрение проблемы гуманизации историко-педагогического процесса как фактора, обеспечивающего максимальную самореализацию человека в условиях его свободного самоопределения и развития. Цивилизационный подход способствует:
1) утверждению идеи всемирности истори-ко-педагогического процесса;
2) проведению антропологической точки зрения на рассмотрение педагогических феноменов;
3) преодолению односторонней социально-экономической интерпретации историко-педагогического процесса, являющейся следствием формационного редукционизма;
4) обеспечению его целостной многоуровневой интерпретации с учетом всего многообразия экономических, социальных, политических и духовных детерминант развития;
5) акцентированию внимания на устойчивых социокультурных стереотипах постановки и решения педагогических проблем [2].
Таким образом, цивилизационный подход при изучении всемирного историко-педагогического процесса позволяет двигаться от логической сущности педагогических явлений к анализу их конкретно-исторических модификаций разной степени общности, от всеобщего через общее и особенное к единичному и, наоборот, от единичного через особенное и общее к всеобщему. Это создает предпосылку, позволяющую улавливать и типологизировать в отдельных проявлениях историко-
педагогического процесса и всеобщее, и общее, и особенное, и единичное, а также учитывать универсальный вектор его стадиальной динамики и реальное социокультурное многообразие.
Литература
1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 704 с.
2. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 256 с.
3. Корнетов Г.Б. Теория и практика образования: учеб. пособие. - М.: Изд-во АСОУ, 2006. - С. 31.
4. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 265 с.
5. Маланов И.А. Развитие образовательного пространства региона: цивилизационный подход: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 173 с.
Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 210411.
Malanov Innokenty Alexandrovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. Tel. (301-2) 210411.
УДК 371.385.5 © Ю.Г. Резникова, Л.Г. Карпова
Формирование навыков учебно-исследовательской работы у учащихся основной школы
В статье анализируется педагогический потенциал биологии в формировании исследовательских умений и навыков у обучающихся. Автором предлагается дидактическая система включения учащихся гимназии в исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: учебно-исследовательская работа учащихся, саморазвитие личности, творческий потенциал личности, практическая работа по биологии, исследовательские умения и навыки.
Yu.G. Reznikova, L.G. Karpova
Formation of habits in educational and research work at secondary school students
The article analyzes the educational potential of Biology in formation research work skills and habits at students. The author proposes a didactic system of gymnasium students' inclusion into research activity.
Keywords: educational and research activity, students' educational and research work, self-development of personality, personality's creative potential, practical work in Biology lessons, research skills and habits.
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придали национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», внедрение нового ФГОС. В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и есте... ственный процесс. Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Совершенствование процесса обучения не возможно без проведения мониторинга качества образования по предмету. Мониторинг позволит вносить изменения в содержание и методы обу... чения, которые будут направлены на развитие тех или иных учебных действий. Одним из приоритетных направлений работы педагога является мониторинг развития метапредметных и личностных результатов освоения образова... тельных программ учащимися.
Достичь высоких показателей в этом направлении возможно за счет внедрения в учебный процесс выполнение учебного проекта на уроке и проведения практических работ в форме уроков-исследований. Кроме того, пре... подавание предметов естественно-научного цикла позволяет наиболее полно раскрыть способности учащихся за счет активного их вовлечения во внеклассную работу по предмету, учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
В статье представлен опыт работы учителя биологии Российской гимназии №59 г. Улан-Удэ по развитию исследовательских умений и навыков учащихся.
Исследовательская деятельность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. По нашему мнению, задачами педагогической деятельности на современном этапе является:
• обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных
знаний по биологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности;
• формирование способностей школьников к самообразованию.
Решение этих задач предполагает системное использование классической методики и современных технологий в образовательном процессе. Методы исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления.
Предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности:
• уметь самостоятельно приобретать но... вые знания, эффективно применять их на практике;
• критически и творчески мыслить, нахо... дить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
• грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры [1].
Формирование исследовательских умений и навыков в большей степени происходит и при выполнении практических работ, которым уделяется особое внимание в ходе изучения биологии. Используя только словесные методы, сформировать у учащихся представление о каких-либо биологических процессах и явлениях затруднительно. Поправить сложившееся положение, на наш взгляд, возможно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без системы практических работ, связанных между собой по
содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений, обеспечить глубокое понимание предмета практически невозможно.
Изучив и использовав различные варианты практических работ по предмету, мы составили свои. Отбирались те приемы и формы, которые я считаю наиболее подходящими к конкретным условиям: уровню знаний учащихся, развитию их умений, самостоятельности, имеющихся средств обучения и т. д.
Для выполнения практических работ у учащихся имеются индивидуальные папки, в которых содержатся все необходимые средства для работы (альбом, контурная карта, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, клей, лезвие).
Как правило, перед началом работ учащиеся получают специальную инструкцию. Такие инструктивные карточки состоят из следующих друг за другом указаний к действию, которые должен выполнить ученик и обычно содержат вопросы к учащимся, которые придают работе проблемный характер и исследовательскую направленность.
По способу выполнения все практические работы можно разделить на три группы:
- самостоятельное выполнение практической работы при изучении новой темы;
- выполнение практической работы при закреплении новой темы под руководством учителя;
- выполнение практической работы с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программе.
Формирование исследовательских умений и навыков - очень длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется последовательно в течение нескольких лет обучения.
Форма проведения практических работ изменяется в зависимости от класса. Так, например, биология в 6-м классе насыщена практическими работами по морфологии, анатомии и систематике растений, учащиеся с нетерпением ждут выполнения практических работ, именно в 6-м классе наблюдается повышенный интерес к изучению предмета. Практические работы проводятся как в кабинете биологии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу).
Познавательная деятельность учащихся этого возраста основана на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса, поэтому ведущими методами становятся наблюдение, сравнение, описание биологического объекта. Эти методы способствуют формированию
направленности мыслительной деятельности школьников.
При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать, т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчинен-ность. Формирование этого умения начинается с внешнего материального действия - расчленения объекта, выполняя работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов. Учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части, а затем делают их описания и выводы [2].
Но в ходе выполнения работ шестиклассники нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя, т.к. навыки выполнения практических работ у них еще не развиты. Особенно трудно дается формулирование цели работы, планирование деятельности. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать, давать объективную оценку своим достижениям, делать выводы. Поэтому все работы в 6-м классе нами проводятся по классической методике проведения практических работ под руководством учителя. Это необходимо делать, т.к. приобретенные навыки позволят изменить форму проведения практических работ в 6-м классе, заменив их на уроки-исследования.
Практические работы в форме уроков-исследований начинают проводиться с 7-го класса. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами. Начиная с 7-го класса, учащиеся работают с такими живыми объектами, как простейшие, брюхоногие моллюски (улитки рода Ампуллярия), аквариумные рыбки, черепахи, кроме того используются влажные препараты, муляжи и чучела животных. В восьмом классе объектом многих исследований становится собственный организм учащихся.
Учащиеся 7-го и 8-го классов могут самостоятельно формулировать проблему и цель работы. Трудности возникают при выполнении самой работы, если основные этапы просматриваются легко, то мелкие выпадают из поля зрения. Поэтому учащимся предлагается заполнить «лист исследователя», в котором прописана последовательность этапов выполнения работы. У них достаточно знаний и опыта для того, чтобы самостоятельно наблюдать, анализировать, осуществлять различные интеллектуальные операции в рамках работы. В целом при правильной мотивации, дозированной помощи, ненавязчивом контроле учащиеся 7-го и 8-го классов
успешно справляются с выполнением мини-исследований на уроках.
В 9-м и 10-м классах имеются все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно выполнять практическую работу на всех этапах. Учащиеся быстро формулируют проблему, преобразуют ее в цель деятельности, составляют подробный план, делают выводы. Учитель принимает минимальное участие на всех этапах в форме консультаций, советов, обсуждений по запросу учащихся.
На данном этапе обучения ведущим становится метод решения исследовательских задач. В зависимости от объема имеющегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных можно разделить на задачи практикумы, исследовательские задачи и научные задачи. Первые два типа задач чаще всего решаются при изучении жизни на биосферном и биогеоценотиче-ском уровнях организации в 10-м классе.
Научные задачи решаются, как правило, в ходе внеурочной исследовательской деятельности. Анализ таких задач требует широкого кругозора, научной интуиции. В настоящее время учащиеся активно участвуют в научно-исследовательских экспедициях, полевых практиках, олимпиадах, научно-практических конференциях, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. В такой работе преимущественно принимают участие учащиеся 9-11-х классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в исследовательских экспедициях, лабораториях.
На наш взгляд, при формировании исследовательских умений и навыков необходимо учитывать не только возрастные возможности, но и личные потребности и индивидуальные особенности детей. Важно, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребенка и стимулировать его мотив на всех этапах, а с другой - необходимо ненавязчиво контролировать его работу.
Таким образом, применение метода исследования при выполнении практических работ -один из наиболее эффективных методов обучения, т. к. он повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, познавательную активность, стимулирует к самостоятельному выполнению учебно-исследовательских работ, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Чем быстрее эти умения будут сформированы, тем эффективнее будут проходить уроки, факультативы, спецкурсы, поэтому исследовательские умения необходимо начинать формировать как можно раньше на простых по содержанию и выполнению опытах. Все это способствует развитию исследовательских компетенций учащихся, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.
Литература
1. Маланов И.А., Голавская Н.И. Проблемы содержания и организации учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник БГУ. Сер. Педагогика, 2002. - С. 179-182.
2. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. - М.: Вентана-Граф, 2007. - С. 204-206.
Резникова Юлия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского гос. университета. E-mail: reznikova.bsu@,mail.ru
Карпова Людмила Георгиевна, учитель биологии Российской гимназии №59 г. Улан-Удэ. E-mail: lyudm-karp@yandex.ru
Reznikova Yulia Gennadevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. E-mail: reznikova.bsu@mail.ru
Karpova Ludmila Georgievna, a teacher of Biology, Russian Gymnasium № 59, Ulan-Ude. E-mail: lyudm-karp@yandex.ru
УДК 37.016:81 © Л.О. Сельверова
Адаптивные образовательные технологии как способ реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам
В статье рассматриваются адаптивные образовательные технологии с точки зрения их реализации при обу-. чении взрослых иностранным языкам в рамках компетентностного подхода. Рассмотрены базовые понятия по проблеме, такие как «компетенция- и «компетентность-.
Ключевые слова: обучение взрослых, компетентностный подход, иностранные языки, адаптивные техно -. логии, эффективность организации учебного процесса