УДК 159.9.07: 373.3
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Набуова Р. А., Измагамбетова Р.К.
Казахский национальный женский педагогический университет
Институт Педагогики и психологии (г. Алматы, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье приведен анализ различных взглядов на проблему самооценки, выделены характеристики самооценки младших школьников, раскрыта важность самооценки для развития личности в процессе обучения.
Ключевые слова: самооценка, оценка, уровень самооценки.
Оценка - важная часть учебного процесса. Объективная оценка учебных достижений учащихся - одна из главных актуальных проблем в сфере образования.
«Что такое самооценка? В чем разница и специфика понятия оценки и самооценки?», «Каковы пути совершенствования самооценки?». Ответы на эти вопросы необходимо искать в исследованиях ученых и проводить их анализ.
Еще в 17 веке Рене Декарт провел исследование о «Самосознании, саморегуляции». Так Декарт в своем труде «Рассуждение о методе», приходит к мнению, что в процессе самоуправления нет более плодотворной работы, чем самопознание, но она требует дальновидности и мужества. «Человек, не знающий себя как человека, не сможет глубоко изучать других людей» [1, с. 84].
В педагогике особое значение имеет понятие «Самооценка». Ее основные категории: обучение, воспитание и развитие. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение: «Самооценка - это суждения человека о степени наличия тех или иных качеств. Их отношение к определенному стандарту, образцу. Прежде всего, результатом мыслительных операций является анализ сравнения, синтез» [2, с. 62]. Из этого следует, что самоуважение - это проявление оценочного отношения человека к себе и умение его анализировать и обобщать.
Л.С. Славина в своей работе «Дети с аффективным поведением» отмечала: самооценка - это уровень самоуважения ребенка, способность к самовосприятию, т.е. возникновение какого-либо позитивного отношения к себе, входящего в сферу «Я» [3, с. 44].
Д.Б. Эльконин в труде «Игры психологии», опубликованного в 1978 году, дал следующее определение: «Самооценка - развивается в процессе развития ребенка, под влиянием самого раннего опыта социализации». Следовательно, самооценка является результатом взаимодействия ребенка со средой в биологическом, психологическом, социальном плане. Самооценка оказывает большое влияние на формирование поведения ребенка. По мере взросления которого самооценка начинает постепенно проявляться в истинном характере [4, с. 20].
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой дается определение: «Самооценка - это частота, с которой человек может оценить свои недостатки и собственные достижения» [5, с. 19].
Самооценка также долгое время изучалась советскими психологами. В работе советского психолога Л. Божовича: «Личность и ее формирование в детском возрасте» отражено влияние на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), определены методы формирования адекватной деятельности, а ее деформация - через воспитательное воздействие на человека [6, с. 48].
В работе А. В. Захаровой «Генезис самооценки» любой аспект учебной деятельности начинается с оценки автор определяет самооценку как аспект самосознания личности, который является сложным продуктом труда, познания и общения, и возникает как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразных отношений с окружающими людьми.
В исследованиях А.И. Липкиной, Л.И. Рувинского, В.И. Кунициной самооценка определяется через знание и отношение личности к себе. В исследовании А.И. Липкиной: «Самооценка -отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику» [12, с.6].
Рассмотрим исследования казахстанских ученых, изучивших аспекты самооценки.
Так в работе Магжана Жумабаева «Педагогика»: «Самооценка напрямую связана с самоконтролем ребенка. А самоконтроль - это когда человек одновременно выполняет две работы, причем может быть, как наблюдателем, так и контролируемым объектом. Самоконтроль ребенка-самое первое условие, способствующее его духовному благополучию, становлению на прямой путь. Ребенок, который видит свою ошибку, стремится избежать ее в будущем. Умение ребенка самостоятельно видеть свою ошибку свидетельствует о том, что он идет по правильному пути и его характер изменился в лучшую сторону. Ребенок не сможет двигаться вперед, если не научится адекватно оценивать себя» [8, с. 23].
Анализируя способность личности оценивать свои действия, М. Жумабаев считал, что саморазвитие, самоконтроль, умение видеть свою ошибку, способствует самосовершенствованию, самоконтролю, самовоспитанию и оцениванию, что настоящее время является масштабной проблемой. Очевидно, что через эти качества личность может формировать свое «Я».
А. Е. Жумабаева приходит к выводу, что «... самооценка состоит из таких этапов, как анализ, обобщение, сравнение, подведение итогов» [9, с.43]. Это означает, что самооценка в процессе мыслительной деятельности позволяет делать соответствующие выводы.
А. Алимов считает, что «знания личности сегодня недостаточны. Главная цель системы образования - дать отчет самому себе, проанализировать и оценить свои мысли и поступки» [10, с. 74]. Из этого можно сделать вывод, что самооценка важна.
В результате работы с младшими школьниками, мы определили, что учащиеся в процессе общения с учителем учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки»:
1. Что нужно сделать при выполнении задания? Какова была цель?
2. Какой результат нужно было получить? Удалось ли получить результат? Нашли ли способ решения, ответ?
3. Правильно ли выполнили все задания или допустили ошибки?
4. Полностью выполнял самостоятельно или полагался на чью-то помощь?
5. Какие квалификации развивались в процессе выполнения задания? Если задание не удалось выполнить, то какие ошибки были допущены и с чего эти трудности возникли?
Ниже представлен алгоритм действия для проведения объективной самооценки. Задавая данные вопросы, вы можете быть уверены, что результат будет достигнут.
1. Понимать мотив действия, т. е. для этого ученик должен ответить себе на вопросы: Почему я должен это знать, уметь? что я получу, если узнаю? что я потеряю, если не узнаю его?
2. Планирование своей деятельности. Учащиеся должны знать ответы на вопросы: Каковы мои усилия для выполнения учебного (практического) задания? что мне делать и какова последовательность моих действий (сначала что, а потом что)? Какие инструменты мне нужны для этого? Какие проблемы могут возникнуть для меня и как я могу их преодолеть?
3. Анализ достигнутого результата. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: Соответствует ли результат цели? Как проверить результат? Замечаю ли я допущенные ошибки? Я понимаю, почему они появились? необходимо оценить ваши усилия и их влияние на результат.
4. Знать описание знаков: для чего ставится каждый знак. Эти методы контроля способствуют активизации учащихся на уроке, создают условия для взаимной требовательности и уверенности в себе, что очень важно для развития младших школьников.
С. Куперсмит определяет самооценку как личностное суждение о собственной ценности, выражаемое в установках, свойственных индивиду, как «...отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер и проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности,
значимости» и выделяет в структуре самооценки два компонента: оценочный и аффективный [11, с. 22].
Приведенная ниже таблица обобщает различные аспекты самооценки и саморегуляции и предлагает ориентиры для формирования суждений.
Таблица
Самооценка и саморегуляция_
Что должны делать ученики Ориентиры для формирования суждений
Самооценка Сбор обучающих доказательств, самостоятельное объяснение их значений Личная цель, внешний стандарт
Самоанализ Сравнение своих работ Цель, критерии, модель, обратная связь между участниками учебного процесса
Самокоррекция Внесение изменений и исправлений. Постановка новых целей Цель, критерии, модель, обратная связь между участниками учебного процесса
Самоконтроль Контроль прогресса в устранении утечек или достижении скорректированной цели Цель, критерий, модель
Саморефлексия Продумать ход работы, мнение, распределение сил по заданию Понятия, отражающие страсть к чтению
На начальном этапе работы с младшими школьниками мы заметили, что уровень самооценки у них низкий, а частота расхождений между ними высокая. То есть, у некоторых детей высокий уровень представления о себе во внутренней игре «я настоящий», «я совершенный». Между тем, среди учащихся среднего уровня стало меньше неуверенных в своих силах, неуверенных в себе учеников.
Важность самооценки не только позволяет ребенку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и составить собственную программу дальнейших действий на основе понимания этих результатов. Применение самооценки требует кропотливой работы. Изменения в процессе учебной деятельности через оценку приводят к положительному результату, ведь для того, чтобы иметь возможность оценить результаты учебной работы, прежде всего ученик должен уметь оценивать себя. Из этого следует, что самооценка - основное исходное условие процесса оценки.
Библиографический список
1. Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрия, Метеор, геометрия. М.: АН СССР, 1953. - 273 с.
2. Л. И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968., - 449 С.
3. Л.С. Славина Дети с аффективным поведением. - М.: Изд-во «Просвещение», 1966-150
с.
4. Д. Б. Эльконин «Игры психологии». - изд. Моск.универ. 1978-304 с.
5. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка: 15 000 слов. ст.: 22 000 семант. ст. - М.: Русский язык, 2001. - 862 с.
6. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина Изучение мотивации поведения детей и подростков, изд. Москва. «Педагогика», 1972-352 с.
7. Захарова, А. В. Генезис самооценки [Текст] / А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. - 1998. - 135 с.
8. М. Жумабаев «Педагогика», 1922-130 с.
9. Жумабаева А.Е. Система обучения с развитием синтаксиса в начальных классах. -Аламты: РАдиал, 2013. - 90 с.
10. Алимов А. Проблемы применения интерактивной методики в вузе учебное пособие. -Алматы. Кантана пресс, 2013. - 447 с.
11. S.Kupersmit, Self-Esteem: Research, theory, and practice (2nd ed.). - New Yorkpringer (Also published in London by Free Association Books), 1999. - 85 р.
12. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: дис.... д-ра психол. наук. М., 1974.
383 с.
Набуова Роза Абдрахмановна, кандидат педагогических наук, Казахский национальный женский педагогический университет, Институт Педагогики и психологии (г. Алматы, Республика Казахстан).
e-mail: [email protected]
Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна, старший преподаватель, Казахский национальный женский педагогический университет, Институт Педагогики и психологии (г. Алматы, Республика Казахстан)
e-mail: [email protected]
Дата поступления: 04.05.2022
© Набуова Р.А., Измагамбетова Р.К., 2022