Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ / ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА / ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дутова Е.Г., Айвазян А.В., Першина Т.С.

В статье приводится обоснование актуальности вопроса обучения младших школьников работе с информацией. Выделены принципы обучения и методологические подходы, способствующие формированию информационной грамотности в ходе решения текстовых задач по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Наш анализ современной образовательной практики в колледжах Курганской области показал, что элементы опережающей профессиональной подготовки студента в них имеют место и некоторым образом развиваются. Но говорить об опережающей профессиональной подготовке студента колледжа как системного явления пока не приходится. Научный интерес, в этой связи, представляет собой лишь опыт Шадринского политехнического колледжа.

Список литературы:

1. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности / П.К. Анохин // Вопросы философии. - 1962. - № 7. - С. 97-111.

2. Ефремов А.П. Опережающее обучение и опережающее образование / А.П. Ефремов // Вестник ЧГУ - 2012. - № 19 (273). - Философия. Социология. Культурология. - Вып. 26. - С. 38-43.

3. Высоцкий Л.А. Проблема опережающего развития системы среднего профессионального образования / Л.А. Высоцкий // Человек и образование. -2011. - № 2 (27). - С. 87-91.

4. Новиков П.М. Опережающее профессиональное образование: науч.-практ. пособие / П.Н. Новиков, В.М. Зуев. - М.: РГАТиЗ, 2000. - 266 с.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

© Дутова Е.Г.1, Айвазян А.В.1, Першина Т.С.1

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Ставрополь

В статье приводится обоснование актуальности вопроса обучения младших школьников работе с информацией. Выделены принципы обучения и методологические подходы, способствующие формированию информационной грамотности в ходе решения текстовых задач по математике.

Ключевые слова: информационная грамотность, принципы обучения работе с информацией, текстовая задача, приемы решения текстовых задач, младшие школьники.

Умение работать с информацией является необходимым навыком в современных социально-экономических условиях. Поэтому приоритетным направлением реформирования системы школьного образования становится

1 Студент 2 курса кафедры Математики и информатики.

переход от методов передачи учащимся знаний в «готовом» виде к формированию универсальных учебных действий, способствующих развитию способностей к самостоятельному обучению. Постановка учебной цели, проектирование путей ее реализации, контроль и оценка собственных достижений возможны только при условии высокого уровня информационной грамотности школьника, которая в значительной степени определяет успешность дальнейшего обучения и практической деятельности индивида. Школьный возраст является сензитивным для развития познавательных способностей, поэтому работа по формированию представлений об основах информационной культуры должна проводиться уже на этапе начального обучения. Однако современные педагоги все чаще заявляют об увеличении числа детей, которые не умеют работать с текстом, плохо понимают прочитанное и не способны извлекать из предоставленного материала необходимую информацию.

Информационная грамотность определяется как совокупность умений и навыков учащегося, позволяющих ему находить информацию, подвергать ее критической оценке, выбирать нужные данные, использовать их, создавать новые информационные продукты [4]. Требования к проведению педагогической работы по формированию и развитию умения работать с информацией закреплены в ФГОС начального общего образования [6].

Математика обладает огромным потенциалом для формирования универсальных учебных действий, в том числе навыков работы с информацией. В ходе изучения теоретического материала школьники обучаются смысловому чтению, выделению главной мысли текста, запоминанию научных формулировок. Коммуникативное взаимодействие с преподавателем на уроках, заключающееся, к примеру, в ответах на вопросы или обосновании выбранного способа решения задания, развивает способность построения устного или письменного речевого высказывания, навыки анализа, доказательства, построения логического рассуждения. Решение задач с использованием графического материала способствует развитию умения поиска и выделения необходимой информации, ее применения и представления в различных формах.

Самым сложным вопросом начального курса математики является умение решения текстовых задач. Современные педагоги определяют текстовую задачу как описание определенной ситуации на естественном языке, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами и определить вид этого отношения [3]. Правильное решение подобных заданий предполагает сформированность у школьника таких приемов умственной деятельности, как анализ, классификация, сравнение, обобщение и др. Выбор правильного арифметического действия и выполнение необходимых вычислений требуют анализа текста задачи и выявления связей между ее условием и требованием.

Ситуация осложняется тем обстоятельством, что изменившаяся образовательная парадигма, которая направлена на реализацию педагогических условий полноценного социального, познавательного, информационного и коммуникативного развития учащихся начальной школы, значительно расширила типы математических упражнений, которые классифицируются как текстовая задача. Анализ современных учебных пособий по математике для 1-4 классов позволяет констатировать тот факт, что в них включены элементы логических, комбинаторных, геометрических, ситуационных задач, которые требуют от учащихся умения интеграции знаний не только из разных разделов начального математического курса, но и из разных учебных дисциплин [7].

Современная методика математического обучения учащихся начальных классов предлагает следующий алгоритм [5] решения текстовой задачи: 1) чтение, выделение условия и вопроса (требования); 2) нахождение в условии данных и искомых; 3) построение вспомогательной модели задачи; 4) обдумывание плана решения задачи; 5) запись решения; 6) проверка решения задачи; 7) запись ответа.

В соответствии с рассмотренным алгоритмом, процесс решения рассматривается в качестве своеобразного перехода от словесной модели представления информации к математической. Этот переход осуществляется в несколько этапов. Сначала ученик производит семантический (смысловой) анализ текстовой информации, затем выполняет ее математический анализ, заключающийся в выделении из нее математических понятий и отношений. В процессе решения текстовых задач школьники овладевают навыками преобразования различных видов информации, выбирая наиболее удобную для собственного восприятия форму: конспект, таблицу, схему, график и др. Они также обучаются способности выбирать оптимальный способ решения задачи, основываясь на заданных условиях. Более того, в процессе решения текстовых задач происходит развитие такого регулятивного действия, как определение цели предстоящего учебного действия: ребенок учится осознанию предстоящей деятельности в контексте ее познавательного смысла.

В примерных программах начального общего образования рассмотрен процесс формирования навыков работы с текстом [4]. Он предполагает обучение в следующих направлениях:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Рассмотрим потенциальные возможности обучения решению текстовых задач для каждого из обозначенных уровней формирования информационной грамотности школьника.

Поиск информации в процессе осмысленного чтения заключается в умении находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную

мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью [2]. На этапе ознакомления с содержанием задачи важным представляется понимание смыслового аспекта формулировки, поскольку только в таком случае ученик может сознательно выполнить определенную интеллектуальную или практическую деятельность. Преподаватель может организовать работу школьников по прочтению задачи вслух, затем про себя, затем по частям (условие и вопрос), выделению известных и неизвестных. Текстовые задачи по математике предоставляют возможность учащимся отрабатывать постановку цели, определять мотив, принимать учебную задачу, отбирать и извлекать нужную информацию. Поиск информации сводится к извлечению данных из текста условия задачи и определению искомого в соответствии с ее вопросом. Педагоги отмечают, что дети быстро и правильно выделяют нужную информацию в конструкциях стандартного вопроса текстовой задачи («Сколько яблок осталось у Миши?»), чем в заданиях, где информация представлена в нестандартном виде (таблицы, схемы и др.). В таком случае работа по развитию навыка поиска информации будет возможна только после отработки дополнительных умений (например, чтения таблицы). Поэтому текстовая задача обладает значительными преимуществами: предоставление информации на естественном языке делает информацию доступной для понимания ребенка и облегчает формирование базовых навыков работы с текстовым материалом.

Преобразование и интерпретация информации предполагает умение пересказывать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простые выводы, сопоставлять и обобщать предоставленные информационные данные, отвечать на вопрос по тексту [4]. В процессе решения текстовых задач активно применяется метод моделирования, который заключается в переводе словесной формы представления информации к математической или схематической [1]. Эта деятельность предполагает наличие у учащихся определенного уровня подготовки, поэтому изучению текстовых задач должна предшествовать специальная работа по формированию навыков осмысленного чтения; представления о предметном смысле отношений типа «меньше на ...», «больше в ...»; умения описания предметных ситуаций и представления их в виде схем и математических символов. Из наиболее популярных математических моделей при формировании навыков работы с информацией в процессе решения текстовых задач следует выделить моделирование в форме математических выражений, отрезков, таблиц, кругов Эйлера, блок-схем. Важным является приучение учащихся к анализу разных текстовых конструкций путем их перевода на математическую терминологию, пояснению фабулы задачи, что является непременным условием для ее успешного решения. К примеру, чтобы ученики научились

внимательному чтению задачи и усвоению ее структуры, целесообразно использовать приемы сравнения текстов нескольких задач, выявлению схожих и отличительных признаков [7].

Оценка информации предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о текстовой информации; оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста; способность определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении текста. По мнению современных исследователей в области психолого-педагогических наук, контрольно-оценочные действия являются наиболее сложными для учащихся начального звена, по этой причине они редко встречаются в учебных пособиях. Однако критическая оценка информации, ее достоверности, навык аргументации собственного мнения являются приоритетными направлениями в процессе реализации принципов системно-деятельностного обучения [4].

Анализ содержания начальной школьной программы по математике позволил выявить, что развитию навыка оценки информации способствует решение текстовых задач с нестандартной формулировкой (к примеру, на определение того, достаточной ли суммой денег располагает субъект для совершения определенной покупки). При решении подобных заданий ученик не только выберет арифметическое действие и произведет вычисление, но и сформулирует собственную оценку того или иного фактора (в данном случае, платежеспособности субъекта).

Таким образом, организация систематической и целенаправленной работы при обучении решению текстовых задач способствует формированию у учащихся начальных классов навыков работы с информацией. Подобные математические задания развивают умение анализировать, преобразовывать информацию, выделять необходимые данные, производить поиск оптимальных решений для их обработки с целью получения достоверного результата. Приобретенные навыки помогают становлению мыслительных процессов и творческого воображения учащихся и являются важным компонентом их личностного развития.

Список литературы.

1. Вендина А.А., Киричек К.А. Математическое моделирование в процессе методической подготовки бакалавров педагогического образования // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 94-99.

2. Забегалова С. Как грамотно работать с информацией // Учитель. -2013. - № 3. - С. 23-25.

3. Калинкин А.К. Теория решения текстовых задач: учебное пособие / А.К. Калинкин; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Том. гос. пед. ун-т». - Томск, 2010. - 74 с.

4. Мальцева Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника // Пермский педагогический журнал. -2014. - № 5. - С. 86-90.

5. Нохова Х.М., Рабаданов Р.Р. Формирование некоторых универсальных учебных действий при обучении младших школьников решению текстовых задач на пропорциональное деление [Электронный ресурс] // Известия ДГПУ Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 4 (25). - Режим доступа: И11р://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/£эгт1гоуап1е-пеко1огуЬ-ип1уег8а1пуЬ-uchebnyh-deystviy-pri-obuchenii-m1adshih-shko1nikov-resheniyu-tekstovyh-za-dach-na (дата обращения: 30.10.2016).

6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 22.03.2010. - N. 12; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.

7. Седакова В.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач // Вестник ЧГПУ -2012. - № 9. - С. 145-154.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

© Дьячкова М.П.1

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,

г. Брянск

В статье рассматривается организация исследовательской деятельности на уроках математики в 5-6 классах, применение форм, принципов и методов исследовательской деятельности во время урока.

Ключевые слова исследовательская деятельность, задача, организация.

Учащиеся выходят из школы с определенными знаниями по математике, но не многие из них могут применить эти знания на практике. Данную проблему можно решить с помощью организации исследовательской деятельности включая учащихся в процесс обучения. Именно исследовательская деятельность помогает учащимся применять знания на практике, поэтому данная тема является актуальной.

Изучением проблемы исследовательской и проектно-исследовательской деятельности занимались такие ученые как Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович,

1 Магистр 1 курса Физико-математического факультета направления Педагогическое образование (Математическое образование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.