Научная статья на тему 'Формирование навыков проектной деятельности у обучающихся на уроках в первом классе (из опыта работы)'

Формирование навыков проектной деятельности у обучающихся на уроках в первом классе (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков проектной деятельности у обучающихся на уроках в первом классе (из опыта работы)»

3-е изд. стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

7. Fedyakin A.A. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body / A.A. Fedyakin, Zh.G. Kortava // European Researcher. - 2012. - № 11-2 (34). P. 1941-1946.

8. Fedyakin A.A. Analysis of dissertation research on physical education of students / A.A. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. 2015. Т. 7. № 1. С. 17-23.

9. Walter, C. Nordic Walking: The Complete Guide to Health, Fitness, and Fun. - Hatherleigh Press, 2009. - 208 p.

© Заплатина Н.Ю., 2020

УДК37

Ю.Н. Кайдалова

учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района, Белгородской области

Е.В. Емелина учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района, Белгородской области

И.Л. Григорова учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района, Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению обучающимися новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Основными условиями применения метода проектов служат следующие:

1. Проблема, требующая решения путем исследовательского поиска;

2. Значимость предполагаемых результатов;

3. Применение исследовательских методов при проектировании;

4. Структурирование этапов выполнения проекта;

5. Самостоятельная деятельность обучающихся в процессе выполнения проекта. Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

1. Возможностью осуществления силами данного обучающегося или коллектива;

2. Наличие в проекте новых проблем, которые могут стать основой для других проектов;

3. Навыками, которые развиваются у обучающегося в процессе работы над проектом.

С целью обучения детей такому виду деятельности как проектная, был разработан специальный цикл уроков. Специфической особенностью этих занятий является их направленность на обучение детей основным приемам сотрудничества в процессе разработки проекта. Уроки цикла для первого класса составлены с учетом возрастания уровня самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Цели творческих проектов:

1. Развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся;

2. Формировать навыки сотрудничества;

3. Формировать первоначальные умения осуществлять сбор необходимой информации, работать с различными источниками информации и использовать ее для реализации проекта.

Все уроки цикла одинаково структурированы. На первом организационном этапе обучающиеся знакомятся со спецификой проектной деятельности. Дети делятся на инициативные группы (сквозное деление): аналитики, экспериментаторы, испытатели, оформители. Состав групп продумывается заранее с учетом дифференцированного подхода. Второй этап нацелен на формулирование темы и целей проектной деятельности. Строится с учетом содержания занятия. Третий этап является подготовительным. Составляется план деятельности при разработке проекта. Далее план может изменятся. Определяются основные разделы проекта, конечный продукт деятельности (игры, таблицы, альбомы). Определение разделов эффективно проводить в виде «мозгового штурма». Четвертый этап - это собственно и есть проектная деятельность. Проводится в форме групповой работы. На этом этапе очень ценно ролевое участие детей в проекте. Каждый участник должен внести личный вклад в разработку проекта. Общей для всех уроков цикла служит общая технология сотрудничества групп. Работу начинают «экспериментаторы», ведут наблюдения. Далее включаются «аналитики», делая выводы и систематизируют их в виде таблиц, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление осуществляют «оформители». Пятый этап включает в себя практическое применение разработанного проекта. Ведущая роль на этом этапе отводится «испытателям». Шестой этап включает в себя самоанализ проектной деятельности. Седьмой этап - подведение итогов работы.

Цикл уроков для первого класса, содержащих проектную деятельность, разработан по следующим предметам: обучение грамоте, окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Цикл включает в себя:

1. Обучение грамоте. «Изготовление схемы-опоры для рассказа о букве «Я» и звуках, которые она обозначает»;

2. Окружающий мир. Изготовление альбома к теме «Друзья леса»;

3. Литературное чтение. Изготовление дидактической игры «Ребятам о зверятах»;

4. Русский язык. Создание дидактической игры «Орфограммы»;

5. Литературное чтение. Создание опорной таблицы «Сказка как литературный жанр»;

6. Окружающий мир. Изготовление дидактической игры «Красная книга Белгородской области»;

7. Окружающий мир. Творческий проект «История фамилии».

Таким образом, в процессе проектной деятельности у обучающихся первого класса начинают формироваться навыки совместной деятельности, коммуникативные умения, умения выполнять частично поисковую деятельность, создавать определенный продукт, применять результаты своего труда на практике.

Список использованной литературы:

1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.

© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., Григорова И.Л., 2020

УДК 336

Е. А. Карталова

воспитатель, МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

Е. Д. Ефимова воспитатель, МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

Сегодня особое внимание уделяется средовой интеграции и социализации детей с ограниченными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.