Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ")'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / АЛГОРИТМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / READING / STUDYING READING / COMMUNICATIVE LEARNING / READING STRATEGY / PRACTICAL TEXT / INDEPENDENT WORK ALGORITHM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проконина В.В.

В статье рассматриваются проблемы обучения чтению с позиций коммуникативного обучения русскому языку как иностранному (РКИ), исследуются особенности учебного повествовательного текста (сказки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Проконина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDYING READING SKILLS IN THE RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES (BASED ON THE RUSSIAN FOLK TALE \"TWELVE MONTHS\")

The article discusses the problems of teaching reading from the point of view of communicative learning of the Russian language for foreigners, explores the features of educational narrative text (fairy tales).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ")»

LINGUISTICS AND PHILOLOGY STUDIES

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

(на материале русской народной сказки «Двенадцать месяцев»)

Проконина В. В.

магистр филологических наук, Белорусский государственный университет, старший преподаватель, факультет международных отношений, Минск

The FORMATION OF STUDYING READING SKILLS IN THE RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES (based on the Russian folk tale "Twelve Months")

Prakonina V.

Master of Philology, Belarusian State University, Senior Lecturer, Faculty of International Relations, Minsk

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы обучения чтению с позиций коммуникативного обучения русскому языку как иностранному (РКИ), исследуются особенности учебного повествовательного текста (сказки).

Abstract:

The article discusses the problems of teaching reading from the point of view of communicative learning of the Russian language for foreigners, explores the features of educational narrative text (fairy tales).

Ключевые слова: чтение; изучающее чтение; коммуникативное обучение; учебно-практический текст; алгоритм самостоятельной работы.

Keywords: reading; studying reading; communicative learning; reading strategy; practical text; independent work algorithm.

В современном многоязычном мире основной задачей образования в XXI веке, как справедливо замечает А. Л. Бердичевский, является «формирование и развитие личности, но не посредством накопления определенных фактов, а посредством усвоения определенного содержания, прежде всего через чтение» [2, с.60].

Чтение - рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Целью чтения является получение и переработка информации.

С психологической точки зрения чтение представляет собой неразложимый процесс, состоящий из техники чтения и понимания при чтении. Понимание при чтении соотносится с техникой чтения как цель и средство. Понимание при чтении есть процесс проникновения в сущность текста путем установления между элементами связей; один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями.

В соответствии с программными документами [9], [10] объем текстов для изучающего чтения не должен превышать 500 слов. В то же время тексты для изучающего чтения трудны для понимания. В них иногда включается до 10% незнакомых слов. Методисты указывают, что текст для изучающего

чтения нужно читать медленно, вдумчиво, с целью подготовки пересказа, составления плана, собственного текста и т.д. Прежде чем студент научится читать текст самостоятельно с установкой на точное и полное понимание информации, необходима большая подготовительная работа под руководством преподавателя.

В нашем исследовании мы обращаемся к учебно-практическому повествовательному типу текста [4]. Отметим существенные отличительные характеристики повествования, которые выделяют его на фоне других способов изложения.

Повествование имеет свой, отличный от других разновидностей, объект, качественно и количественно меняющийся в рамках временных параметров в своем движении к конечному состоянию. Задача повествования - зафиксировать, представить отдельные этапы (стадии) изменения объекта, которые даются в целостном повествовании в строгой временной последовательности.

Особенности повествования как способа изложения проявляются прежде всего в формальной организации текста. Повествовательные тексты «прозрачны» по композиции, что отражается в характере связей между предложениями, составляющими целое. Одна линия связи - временная (это основа), вторая линия - сквозная тема ^ -деятель) и разные обстоятельственные компоненты, прежде всего, локальные. Связность в данном случае более прочная, чем в других способах

изложения, так как, кроме тема-рематической цепочки со сквозной темой, здесь еще присутствует связь временная. Такие тексты устойчивы и наглядны, цепная связь активизирует более полное воспроизведение текста. В повествовательных текстах преобладают обстоятельственные предложения, прежде всего времени, места, цели; грамма-тико-лексические средства связи (союзы, союзные слова, наречия места и времени, относительные местоимения); большое количество анафорических местоимений, синонимических замен, семантических повторов. В текстах этого типа важна роль глагола, особенно его видовременных форм, употребление которых обеспечивает необходимый динамизм, подчеркивает смену событий, состояний.

Чтение учебно-практических повествовательных текстов тесно связано с формированием лек-сико-грамматических навыков, расширением и активизацией словаря учащихся, совершенствованием грамматических умений. Повествовательный способ изложения делает эти тексты удобными для пересказа и изложений. Если текст имеет проблемную направленность, то это позволяет перейти от его пересказа к обсуждению содержания.

Народная сказка - повествовательный фольклорный жанр. Сказка - не только любимый народный сюжет, но и миропонимание нации, ее духовная культура. Раскрытие внутреннего смысла народной сказки во всем богатстве его значений и оттенков невозможно вне этнического контекста: «Рассматривая природу сказочной фантастики, необходимо обратиться к истории народной культуры и народного быта. Без уяснения жизненной почвы народной фантастики невозможно понять сказку» [1, а 6]. Народная сказка хранит информацию об истории, этнографии, национальном поведении и психологии, т.е. обо всем, что составляет содержание культуры того или иного народа. В разных лингвокультурных общностях по отношению к одним и тем же явлениям формируются различные национальные стереотипы. Русский национальный этнический тип (положительный/отрицательный) отражен не только во внешних проявлениях, но и во внутренних, душевных качествах и проявляется в поступках, взаимоотношениях с людьми и миром в целом. Национально-культурная специфика русских народных сказок имеет большое значение для практики преподавания русского языка как иностранного. Благодаря лингвокультурологической работе преподаватель обогащает знания иностранцев о стране изучаемого языка. Вместе с тем обращается внимание на «различия множества национальных культур, находящих отражение в национальных сказках. Сказочный текст можно рассматривать как источник информации об особенностях повседневной жизни людей в период формирования их национальной самобытности» [5, с. 76-83].

Следует отметить, что в настоящее время актуальным и одновременно сложным становится формирование читателя, владеющего навыками изучающего чтения, способного воспринимать и

Magyar Tudomanyos Journal # 43, 2020 адекватно интерпретировать разнообразные тексты. Поскольку поколение XXI века воспринимает текст в различных измерениях и получает информацию в слиянии звука, речи, изображения, можно говорить о формировании не просто читателя, а читателя-зрителя-слушателя. Наиболее рациональным в организации системы работы по формированию современного читателя в век IT-технологий представляется интегрированный подход, реализующий взаимосвязанное и взаимообусловленное изучение русского языка, литературы и культуры.

IT-технологии обладают значительными образовательными возможностями, которые могут найти применение в преподавании РКИ. На их основе можно создавать инновационные варианты традиционных форм обучения, строить принципиально новые формы работы. Moodle является центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса [3]. Разработка и применение сопровождающего онлайн-ресурса в системе MOODLE в обучении чтению активизирует учебный процесс, создает условия для эффективной самостоятельной работы, дает ценные результаты для изучения личности студента и ее потенциальных способностей.

Обратимся непосредственно к тексту сказки «Двенадцать месяцев»[6, с.331-333] и алгоритму работы с текстом (текст сказки и система заданий к тексту также представлены в системе MOODLE [8].

Задание 1. В сказке, которую вы прочитали дома, вы встретили новые слова. Давайте повторим их ещё раз (с переводом на английский язык). См. стр. 331-333 учебник).

Задание 2. Слушайте и повторяйте.

[дч] - [тч]: падчерица;

[еч] - [щ]: исчезать, исчезнуть;

[ться] - [цца]: пугаться, испугаться; кружиться, закружиться; оставаться, остаться; оглядываться, оглянуться; прикасаться, прикоснуться; появляться, появиться; надеяться; сердиться, рассердиться;

[о] - [a]: погибать, погибнуть; корзина; гореть; огонь; поляна; мороз; поднимать, поднять;

[г]// [к]: шаг;

[д] // [т]: след.

Задание 3. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова из таблицы на стр. 333 учебника в правильной форме.

1) ... Январь высоко поднял свой волшебный морозильный посох, и стало холодно в лесу.

2) ... и сестра ..., что Маша ... в лесу.

3) У женщины была дочь Нина и ... Маша.

4) Мачеха приказала Маше принести полную ... цветов из леса.

5) Посреди ... горел ... .

6) В лесу подул холодный ветер, ... снег.

7) Маша ... и хотела уйти.

8) Март . к посоху, и сразу в лесу . первые весенние цветы.

9) Маша подумала, что мачеха ... .

10) В Машином саду рано ... цветы, ягоды и яблоки.

Задание 4.

A) Прочитайте предложения с глаголами движения (укажите начало движения, процесс и конец движения).

Маша оделась и пошла в лес. Она шла, падала

и снова шла. Маша пришла на поляну.

/----------------------------------------------------------/

^ ^ при—

по- у— ^

Маша испугалась и хотела уйти, но было поздно.

Б) Скажите по-другому, используйте глагол быть.

Маша ходила в лес в январе.

B) Скажите по-другому. Объясните переносное значение глаголов движения.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Была зима. Шёл январь.

Задание 5. Как вы думаете, какие чувства передают эти вопросы (восхищение, удивление, непонимание).

- Какие в январе могут быть цветы?

— Где ты взяла цветы в такой мороз?

Задание 6. Прочитайте по ролям отрывок из

сказки. Начните со слов: Девочка заплакала, оделась и пошла в лес...

Задание 7. Ответьте на вопросы. (Работа с текстом)

1. Какое было время года?

2. Зачем Маша пошла в лес?

3. Почему Маша пошла в лес зимой?

4. Какой месяц заговорил с Машей первым?

5. Почему другие месяцы засмеялись?

6. Почему Февраль и Март помогли Маше? Что рассказал о Маше Февраль?

Задание 8. Прочитайте по ролям второй отрывок из сказки. Начните со слов: Маша рассказала им о том, что случилось в лесу.

Задание 9. Ответьте на вопросы. (Работа с текстом)

1. Зачем Нина пошла в лес?

2. Какие подарки она хотела получить?

3. Как Нина разговаривала с Январём? Почему он рассердился?

4. Что случилось с Ниной?

5. Что случилось с мачехой?

Задание 10. Вы прочитали сказку. Расскажите, что вы узнали о Маше.

Где Маша жила?

Какая у неё была одежда?

У неё была счастливая жизнь?

Мачеха и сестра любили Машу? Почему вы так думаете? (Работа с текстом)

Как вы понимаете выражение: Она знала зимний холод, летнюю жару, весенний ветер и осенние дожди. = Её одежда была плохая и не защищала Машу от холода, жары, ветра и дождя.

Маша понравилась братьям-месяцам? Почему вы так думаете? (Работа с текстом)

Задание 11. Расскажите, что вы узнали о Нине.

Какая жизнь была у Нины?

Что она делала каждый день?

Мать любила Нину?

Нина любила Машу? Почему вы так думаете? ( Работа с текстом)

Задание 12. Расскажите (восстановите текст), как Маша пришла на поляну.

Используйте глаголы.

Заплакала, оделась, пошла, пришла, села, загрустила, увидела, встала и пошла, шла, падала и снова шла, пришла, увидела, испугалась и хотела уйти.

Задание 13. Расскажите эту сказку другу, который ещё не читал её. Можете использовать следующий план.

План

1. Начало сказки. Сестры Маша и Нина.

2. Почему Маша пошла в лес.

3. Маша в гостях у Двенадцати месяцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Нина в гостях у Двенадцати месяцев.

5. Мачеха в лесу.

6. Счастливый конец сказки.

Задание 14. Как об этих событиях расскажет Маша.

Задание 15. Ответьте на вопросы.

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Как вы думаете, чему учит эта сказка?

3. Как вы можете назвать эту сказку? (Предложите своё название.)

4. Есть ли похожая сказка у вашего народа? Расскажите и запишите её. (Домашнее задание)

Задание 16. Прочитайте слова и скажите, на какие вопросы они отвечают. Найдите корень (общую часть родственных слов). Составьте возможные словосочетания и предложения с выделенными словами.

1. добрый, доброта, добро

2. трудолюбивый, трудолюбие, труд

3. вежливый, вежливость, вежливо

4. справедливый, справедливость, справедливо

5. щедрость, щедрый, щедро

Задание 17. Подберите антонимы к словам задания 14.

1. Грубый, грубость, грубиян.

2. Ленивый, лень, лентяй, лентяйка

3. Жадина, жадность, жадный.

4. Злой, злость, зло

Задание 18. Охарактеризуйте главных героев сказки, используйте слова заданий 16 и 17.

Задание 19. Как вы думаете, почему сказка называется «Двенадцать месяцев». Какое название сказке придумали бы вы?

Задание 20. Как вы понимаете выражение: В сказке добро всегда побеждает зло.

Задание 21.Выполните тестовые задания.

Выберите правильный вариант.

Табл.1.

Тестовые задания_

1. Маша жила ... A) в одном большом городе Б) в одной большой деревне B) в одном небольшом городе Г) в одной небольшой деревне

2. У Маши была ... Нина. A) неродная сестра Б) любимая подруга B) дочь Г) падчерица

3. У Маши была ... жизнь, потому что у неё не было отца и матери. A) счастливая Б) интересная B) несчастливая Г) красивая

4. Мачеха и сестра Нина ... Машу. A) любили Машу Б) жалели Машу B) не любили Машу Г) не дружили с Машей

5. Маша целые дни ... A) отдыхала Б) училась B)спала Г) работала

6. Была ... A) весна Б) осень B) зима Г) лето

7. Мачеха послала Машу в лес ... A) за грибами Б) за шишками B) за цветами Г) за ягодами

8. Маша пошла в лес зимой, потому что. A) она любила зиму Б) мачеха любила цветы B) была хорошая погода Г) у Нины был день рождения

9. Маша пришла на поляну и увидела ..., которые сидели около огня и тихо разговаривали. A) двенадцать человек Б) десять человек B) два человека Г) двадцать человек.

10. Первым с Машей заговорил месяц ... A) Январь Б) Декабрь B) Март Г) Апрель

11. Маша сказала, что она ... в лес за цветами. A) пришла Б) ушла B) приехала Г)уехала

12. Братья-месяцы помогли Маше собрать корзину цветов, потому что они . A) хорошо знали и любили Машу Б) редко встречали Машу в лесу B) никогда не видели Машу в лесу

13. Мачеха и сестра очень ... , когда Маша вернулась и принесла цветы. A) удивились Б) испугались B) загрустили Г)обрадовались

14. Нина пошла в лес ... A) за снегом Б) за хлебом B) за подарками Г) за цветами

15. Нина разговаривала с братьями-месяцами очень ... A) грубо Б) вежливо B) хорошо Г) громко

16. Месяц-Январь рассердился и начался ... A) сильный дождь Б) сильный ветер и снег B) сильный туман Г) сильный мороз

17. Нина упала и ... в лесу. A) погибла Б) загрустила B) отдохнула Г)заплакала

18. Мачеха тоже пошла в лес и ... A) вернулась домой Б) нашла Нину B) погибла в лесу Г) получила подарки

19. Конец сказки очень ... A) счастливый Б) несчастливый B) неинтересный Г) грустный

20. Маша долго жила и была очень ... A) счастлива Б) справедлива B)грустна Г)сердита

21. Эта сказка учит нас быть ... A) добрыми, вежливыми и трудолюбивыми Б) ленивыми и жадными B) злыми и сердитыми

Задание 22. Кратко перескажите сказку «Двенадцать месяцев». Используйте информацию задания 21.

Задание 23. Посмотрите фильм-сказку «Двенадцать месяцев». Найдите различия в сюжетах сказок. Какой сюжет сказки вам больше понравился и почему.

Задание 24. Используя Интернет, составьте анимационные портреты главных героев сказки. Кем из героев сказки вы хотели бы видеть себя? Обоснуйте свой ответ.

Алгоритм работы с текстом разработан в соответствии с основными этапами работы с учебным текстом, представленными в научно-методической литературе [7].

Предтекстовый этап (его цели и задачи):

1) создать необходимый уровень мотивации учащихся;

2) активизировать имеющиеся фоновые знания и опыт, в том числе языкового, речевого и социокультурного характера;

3) подготовить учащихся к адекватному восприятию сложных в языковом и речевом отношении и важных по содержанию отдельных моментов текста, используя задания опережающего характера.

Текстовый этап (его цели и задачи):

1) формировать умения распознавания структурной стороны текста;

2) формировать умения распознавания семантической стороны текста:

3) развивать умения интерпретации текста.

Послетекстовый этап (его цели и задачи):

1) использовать текст в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи;

2) развивать различные когнитивные, информационно-коммуникативные умения, связанные с

умением систематизировать и обобщать полученную информацию, сжимать текст или выделять его суть, использовать полученную информацию в проектной и исследовательской деятельности.

Применительно к тексту-сказке алгоритм работы по формированию навыков изучающего чтения может быть представлен следующим образом:

Предтекстовый этап

• понимание лексики и грамматических явлений текста (задания 1-5);

• выделение опорных слов, а также фактов, относящихся к определенной теме (задание 6);

• оценка учащимися изложенных фактов (задания 7-9);

Текстовый этап

• понимание содержательно-фактуальной информации текста (задания 10-12);

• выявление композиции текста, выделение микротем (задание 13);

• проверка понимания содержания текста (задания 14-15),

• прогнозирование содержания текста по опорным словам (задания 16-18);

Послетекстовый этап

• выявление темы текста, ее отражение в заголовке (задание 19);

• самопроверка понимания содержания текста (задания 20-24).

Таким образом, разработанный алгоритм, направленный на формирование навыков изучающего чтения, позволит:

^ расширить и активизировать лексический запас;

^ совершенствовать грамматические умения;

^ развить практику речи в говорении и письме;

^ познакомиться с русской культурой, отраженной имплицитно в русских сказках;

^ овладеть практикой разработки учебного контента онлайн-ресурса в системе MOODLE, который позволит субъектам учебной деятельности сформировать навыки изучающего чтения в рамках дистанционного обучения русскому языку как иностранному.

Полученные результаты могут быть использованы не только в работе со студентами-иностранцами, овладевающими русским языком в объеме уровней А1-А2, В1-В2 под руководством преподавателя в учебной аудитории, а также в практике изучения русского языка как иностранного самостоятельно и дистанционно [8].

Разработанный алгоритм чтения русских народных сказок будет полезен всем желающим познакомиться с русской культурой и обогатить свои знания о стране изучаемого языка, о духовной культуре русского народа, об особенностях повседневной жизни людей.

Список литературы

1. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. - М. 1977. -С. 6.

2. Бердичевский, А. Л. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе / А.Л. Бердичевский // Русский язык за рубежом, 2002. - №2. - С.61-65.

3. Быковицкая, Н.Д. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Краткое руководство слушателя. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://moodle.finec.ru/file.ph...Rukovodstvo_slushatelj a_A5.pdf. - СПб, 2011. - Дата обращения: 27.07.2020.

4. Вознесенская, И. М. Типы текстов и стратегии читательской деятельности на уроке РКИ/ И. М. Вознесенская// Русский язык за рубежом, 2018. - №6. - С.24 - 30.

5. Кхерибиш Мунира. Национально-культурная специфика русских и арабских народных сказок / Мунира Кхерибиш // РЯЗР, 2007. - №2. - С. 76-83.

6. Лебединский, С. И. Русский язык для иностранцев: полный курс: Russian for Foreigners: Complete Course. А1/А2. Базовый уровень владения языком. Учебник /С. И. Лебединский. - Минск: Научный мир, 2014. - 499 с.

7. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие/ Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. - Минск, Вышэйшая школа, 1999. - 519 с.

8. Проконина, В.В Русский язык как иностранный. Сопровождающий онлайн-ресурс. Виды речевой деятельности. Чтение. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edufir.bsu.by/course/view.php?id=459. - Дата обращения: 27.07.2020.

9. Русский язык как иностранный: типовая учебная программа для иностранных слушателей подготовительных факультетов и отделений высших учебных заведений / С. И. Лебединский [и др.]; под ред. С. И. Лебединского. - Минск: БГУ, 2006. -416 с.

10. Русский язык как иностранный: типовая учебная программа для иностранных студентов I-IV курсов нефилологических специальностей высших учебных заведений/ С.И. Лебединский, Г.Г. Гончар. - Минск, БГУ, 2003.-224с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.