УДК 373.3
Валеева Ю.Ю., магистрант, Амирова О.Г., канд. филол. наук, доцент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье перечисляются негативные факторы, влияющие на изучение английского языка в начальной школе. Для развития навыков диалогической речи предлагается использование аутентичного мультипликационного материала. Проведен экспериментальный урок с использованием мультипликационного фильма в частной школе полного дня в г.Уфа. На основе эксперимента были сделаны выводы об эффективности использования аутентичного мультипликационного материала для повышения интереса к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: аутентичный мультипликационный материал, навыки диалогической речи, английский язык в начальной школе.
Навыки диалогической речи на родном языке приобретаются ребенком еще в дошкольном возрасте. Начиная с первого класса, акцент в обучении делается на развитие других навыков: письма, чтения и логического мышления. При изучении английского языка в начальной школе ситуация противоположная: дети сначала учатся письму, чтению на английском и только после этого способны воспринимать и строить диалогическую речь.
При изучении английского языка в начальной школе определенные сложности возникают с самого начала, как для учителя, так и для ученика. Поскольку в основном во всех школах Российской Федерации занятия по иностранному языку начинаются со второго класса, дети сталкиваются с определенными трудностями в силу возрастных физиологических особенностей. Например, начинается путаница русского и английского алфавитов, имеет место интерференция произносительных навыков на родном и иностранном языке. Также, сложность состоит в том, что у детей отсутствует словарный запас английских слов. Это значит, что для успешного усвоения материала урока, ребенку необходимо уделять достаточное время пополнению своего словарного запаса во внеучебное время (заучивать слова, устойчивые выражения и так далее), выполняя домашнее задание. Учитывая, что в настоящий момент существует множество отвлекающих факторов, действующих на школьников (социальные сети, УоиТиЬе, игры на электронных устройствах), а также из-за загруженности дополнительными кружками и секциями после уроков, часть учеников, не уделяющих достаточного внимания домашнему заданию, начинают отставать с самых азов изучения предмета.
Еще одним негативным фактором является отсутствие метода постепенности в учебных пособиях, используемых на уроках. Например, ученикам 2-ого класса, которые впервые приступили к изучению английского по УМК «Английский в фокусе» [1], предлагается с первого урока спеть песню по тексту в учебнике (который ребенок еще не способен прочитать и понять самостоятельно), вставить пропущенные буквы в словах, а также прописать незнакомые слова параллельно с изучением алфавита и звуков. Такая многозадачность может поставить ученика в тупик, следствием чего является постепенное угасание интереса и желания к изучению иностранного языка с самого начала.
Открыв учебник «Английский язык» за 3 класс под редакцией И.Н. Верещагиной [2], утвержденный Министерством образования науки и образования РФ, выявляется еще один негативный фактор для развития диалоговой речи. На любом развороте учебника из 12-13 заданий по теме, только 1-2 задания направлены на говорение. Таким образом, используя на уроках только учебники, учитель не сможет в полной мере создавать коммуникативные (речевые) ситуации во время урока. Другими словами, «...такие совокупности речевых и неречевых условий, задаваемые нами учащимся, необходимые и достаточные для того, чтобы учащийся правильно осуществлял речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей» [3]. При этом коммуникативный метод является одним из наиболее прогрессивных при изучении языка, так как позволяет в занимательной и непринужденной обстановке овладеть языком.
Стоит также учитывать, что существует весомое различие между «книжной» разговорной речью, когда необходимо повторять уже сформированные структуры, и естественной разговорной речью, когда предложения формируются ребенком самостоятельно без дополнительной помощи.
Одним из подходов улучшения навыков говорения, является использование аутентичных мультипликационных фильмов во время уроков английского языка. Опираясь на тему занятия по учебной программе, уровню знаний учеников можно организовать просмотр и разбор мультфильмов, и сделать их частью обучения.
По мнению Пассова Ефима Израилевича, российского лингвиста и специалиста в области методики иноязычного образования, правомерны лишь уроки на языке, а не о языке, так как путь «от грамматики к языку» порочен. Пассов уверен, что научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая, чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее [4].
При изучении Present Simple Tense с учениками 3-х классов частной школы полного дня г. Уфа по учебнику «Super Minds 2» [5], предлагается
использовать мультипликационный англоязычный сериал «Mister Bean» для закрепления
109
материала. Выбор был сделан в пользу этого сериала, поскольку в нем присутствуют субтитры, герой говорит с приемлемой скоростью для понимания, а также попадает в смешные и нелепые ситуации, что позволяет держать внимание детей на сюжете.
В качестве дополнительного аутентичного материала при изучении темы «My day» [5; 10] используется серия «Daily Routine». В начале урока мы повторяем слова по теме, затем правила употребления Present Simple Tense. Детям предлагается посмотреть мультфильм без звука, а после рассказать, что происходит с Мистером Бином. На рисунках 1-3 приведено несколько кадров из сериала.
Рисунок 1 - Кадр 1 из сериала «Mister Bean»
Рисунок 2 - Кадр 2 из сериала «Mister Bean»
Рисунок 3 - Кадр 3 из сериала «Mister Bean»
После просмотра и обсуждения серии, мультфильм пролистывается в замедленном режиме, а ребята по очереди пародируют Мистера Бина, произнося за него фразы. Затем
серия просматривается еще раз, но уже со звуком. Для закрепления материала детям раздаются карточки с кадрами из мультфильма (некоторые из них изображены на рисунках 4-6). Первое задание состоит в том, чтобы дети расположили карточки в порядке появления в серии. Мотивация к выполнению задания стимулируется групповой формой работы, когда дети делятся на две команды. Второе задание заключается в том, чтобы ребенок по определенной карточке с помощью жестов изобразил действие, в то время как остальные ученики угадывают, какое действие он изображает.
Рисунок 4 - Карточка 1 по серии «My day» из мультфильма «Mister Bean»
Рисунок 5 - Карточка 2 по серии «My day» из мультфильма «Mister Bean»
Рисунок 6 - Карточка 3 по серии «My day» из мультфильма «Mister Bean»
Для повышения мотивации на уроке вводится балльная система оценки за каждое правильно сформулированное предложение, за активное участие на уроке и скорость реакции. В конце урока на основе полученных баллов выставляются оценки.
При использовании аутентичного мультипликационного фильма, основной сложностью было помочь детям перейти на комментирование и обсуждение сюжета на английском языке без использования русского языка. Для преодоления этой проблемы используется система поощрительных призов. Опыт работы с учениками младших классов свидетельствует о том, что введение англоязычных мультфильмов как дополнительного языкового материала позволяет повысить интерес учеников к использованию диалоговой речи на уроках и к изучению английского языка в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Английский в фокусе [Учебник] / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Английский язык 2 класс. Часть 1 [Учебник] / И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст]: монография / А.А. Леонтьев; М.: Смысл, 1997. - 287 с.
4. Урок иностранного языка [Учебное пособие] / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Гросса-пресс, 2010. - 219 с.
5. Super Minds 2 [Учебник] / H.Puhta, G. Gerngross, P. Lewis-Jones. - М.: Cambridge University Press, 2012. - 130 с.