Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КУРСАНТ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Варинов Владислав Владимирович, Мельников Александр Владимирович, Воробьев Дмитрий Николаевич, Гущин Дмитрий Андреевич

Учебно-тренировочному процессу овладения навыками боевых приемов борьбы курсантами образовательных организаций ФСИН России уделяется огромное внимание. Это связанно с необходимостью будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) быть готовыми к выполнению служебных задач в экстремальных условиях и ситуациях. В статье отражена проблема обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России боевым приемам борьбы (БПБ), а в частности недостатком методического обеспечения занятий. Нами разработана универсальная структура методики формирования навыков боевых приемов борьбы, которая была применена в учебно-тренировочном процессе курсантов Пермского института ФСИН России. Педагогический эксперимент длился весь период обучения молодых сотрудников в институте. На основании результатов педагогического эксперимента нами был проведен анализ, который показал положительный эффект применения нашей структуры в учебно-тренировочном процессе курсантов по изучению боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Варинов Владислав Владимирович, Мельников Александр Владимирович, Воробьев Дмитрий Николаевич, Гущин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Great attention is paid to the educational and training process of mastering the skills of fighting techniques by cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. This is due to the need for future employees of the penal enforcement system to be ready to perform official tasks in extreme conditions and situations. The article reflects the problem of training cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in combat techniques of wrestling (BPB), and in particular the lack of methodological support for classes. We have developed a universal structure of the methodology for the formation of skills of combat techniques of wrestling, which was applied in the training process of cadets of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The pedagogical experiment lasted the entire period of training of young employees at the institute. Based on the results of the pedagogical experiment, we conducted an analysis that proved the effectiveness of using our structure in the training process of cadets to study combat techniques of wrestling.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Urals and Siberia, No. 4 (28), pp. 36-50.

10. Nazarov, V. P. (2004), Coordination of movements in school age children, Physical culture and Sport, Moscow.

11. Pesina, O.N. and Mishchenko, N.Yu. (2021), "Motor-coordination preparation of girls 6-7 years old, engaged in sports gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 329-337.

12. Pesina, O.N. and Mishchenko, N.Yu. (2021), "Development of motor-coordination abilities of girls 6-7 years old, engaged in sports gymnastics", Modern problems of science and education, No. 2; available at: http://www. science-education.ru/ru/article/View?id=30708.

13. Korkin, V.P. (2001), Sports acrobatics, Physical culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: NUMishenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2021

УДК 37.022

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь; Владислав Владимирович Вари-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк, Александр Владимирович Мельников, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда; Дмитрий Николаевич Воробьев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир; Дмитрий Андреевич Гущин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация

Учебно-тренировочному процессу овладения навыками боевых приемов борьбы курсантами образовательных организаций ФСИН России уделяется огромное внимание. Это связанно с необходимостью будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) быть готовыми к выполнению служебных задач в экстремальных условиях и ситуациях. В статье отражена проблема обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России боевым приемам борьбы (БПБ), а в частности недостатком методического обеспечения занятий. Нами разработана универсальная структура методики формирования навыков боевых приемов борьбы, которая была применена в учебно-тренировочном процессе курсантов Пермского института ФСИН России. Педагогический эксперимент длился весь период обучения молодых сотрудников в институте. На основании результатов педагогического эксперимента нами был проведен анализ, который показал положительный эффект применения нашей структуры в учебно-тренировочном процессе курсантов по изучению боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, учебно-тренировочный процесс, физическая культура и спорт, курсант, уголовно-исполнительная система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p320-324

FORMATION OF SKILLS OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING AS AN

IMPORTANT COMPONENT OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA

Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Ser-

vice, Novokuznetsk; Alexander Vladimirovich Melnikov, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda; Dmitry Nikolaevich Vorobyov; Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir; Dmitry Andreevich Gushchin, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service. Ryazan

Abstract

Great attention is paid to the educational and training process of mastering the skills of fighting techniques by cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. This is due to the need for future employees of the penal enforcement system to be ready to perform official tasks in extreme conditions and situations. The article reflects the problem of training cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in combat techniques of wrestling (BPB), and in particular the lack of methodological support for classes. We have developed a universal structure of the methodology for the formation of skills of combat techniques of wrestling, which was applied in the training process of cadets of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The pedagogical experiment lasted the entire period of training of young employees at the institute. Based on the results of the pedagogical experiment, we conducted an analysis that proved the effectiveness of using our structure in the training process of cadets to study combat techniques of wrestling.

Keywords: fighting techniques of wrestling, educational and training process, physical culture and sports, cadet, penal system.

ВВДЕНИЕ

В настоящее время освоению дисциплин отвечающих за служебно-боевую подготовку будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы уделяется особое внимание. Это связанно с обостряющейся криминальной обстановкой не только на улицах городов, но и в учреждениях ФСИН России. Курсанты - будущий сотрудник учреждения исполняющего наказания в виде лишения свободы ежедневно будут, подвергаются риску так, как большую часть служебного времени контактирует со спецконтингентом. В связи с этим каждый сотрудник должен быть готовым выполнять свои служебные обязанности в любой ситуации, даже экстремальной, рискуя здоровьем и жизнью.

Ежегодно в учреждениях исполняющих наказания происходят нештатные ситуации, которые зачастую сопровождаются применением физической силы для подавления противоправных действий, поэтому сотрудник должен быть хорошо физически подготовлен и совершенстве владеть боевыми приемами борьбы.

Авторы Зебзеев В.В. и Кошкин Е.В. в своей работе отмечают, что специфика служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, требует от образовательных организаций ФСИН России постоянного повышения качества обучения курсантов, особенно в поиске наиболее эффективных способов самозащиты. Решение проблемы усложняется реформированием уголовного законодательства, в результате которого лишение свободы предусматривается за совершение тяжких и особо тяжких правонарушений [1].

Одной из дисциплин образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» является «Физическая культура и спорт» (ФКиС). Программа включает все следующие разделы: теоретико-методологическую подготовку, общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. В соответствии с Федеральным образовательном стандартом высшего образования целью изучения дисциплины ФКиС является формирование у обучающихся компетенций, одной из которых является - ПКД-11 (прикладная компетенция дополнительная). ПКД-11 «Способность в соответствии с законодательством Российской Федерации применять физическую силу и специальные средства, оружие, а так же оказывать первую помощь пострадавшим» [2]. В связи с этим существует необходимость в качественной, методически грамотной организации занятий по дисциплине ФКиС, а в частности темы «Боевые приемы борьбы». В ранних трудах нами была разработана и предложена для реализации в учебном процессе «Универсальная структура методики

формирования навыков боевых приемов борьбы». Основой методики является блок-схема, состоящая из цели, задач, методов и средств, а так же структурно-содержательной части поэтапного обучения БПЬ на весь курс [3].

Цель исследования - обосновать эффективность обучения техники боевых приемов борьбы с применением универсальной структуры методики формирования навыков БПБ.

Задачами исследования:

1. Применить универсальную структуру методики формирования навыков БПБ в образовательном процессе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России на дисциплине ФКиС.

2. Провести педагогический эксперимент и доказать эффективность применения нашей разработки.

Практическая значимость исследования заключается в апробации и пополнении методической базы данными для помощи в качественной организации занятий по БПБ преподавателям высших учебных заведениях и инспекторам боевой и специальной подготовки в учреждениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках педагогического эксперимента были задействованы курсанты набора 2016 года, по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. В эксперименте приняли участие 104 человека, контрольная и экспериментальная группы по 52 человека. Контрольная группа занималась по общепринятой структуре формирования навыков БПБ из Наставления по физической подготовки сотрудников УИС (НФП-2001). Экспериментальная группа занималась по предложенной нами структурно-содержательной части методики формирования навыков БПБ [4].

Оценка эффективности формирования навыков БПБ выполнялась методом экспертной оценки, в качестве экспертов выступали профессорско-преподавательский состав кафедры Огневой и физической подготовки ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. Экспертами оценивалась владение техникой БПБ по пятибалльной шкале в соответствии с критериями оценки предложенными в НФП 2001. В конце каждого учебного года проводился срез контрольных знаний, учений и навыков по применению БПБ.

РЕЗУЛЬТАЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Для определения эффективности применения нашей структуры в графике представлен средний балл оценки выполнения БПБ (рисунок 1).

5

4 3 2 1

0

■ Средний балл кг ■ Средний балл эг Рисунок 1 - Средний балл оценки выполнения боевых приемов борьбы

Результаты показателей свидетельствуют о равенстве среднего балла оценки на начальном этапе эксперимента это связанно с изучением на первом курсе приемов самостраховки и базовых приемов задержания, что не является сложным материалом. На втором и последующих курсах наблюдается более высокий средний балл оценки выполнения БПБ. Особое внимание необходимо уделить выпускному курсу, где средний балл

4 5

I I I I

оценки выполнения БПБ в ЭГ выше на 0.4 балла это свидетельствует о более высоком уровне подготовленности выпускников экспериментальной группы. На четвертом курсе предложенная нами структура направлена на комплексное совершенствование всех приемов задержания и пресечения противоправных действий.

Нами был проанализировано качество знаний полученных в ходе реализации программы освоения БПБ (рисунок 2).

■ Качество знаний (%) кг ■ Качество знаний (%) эг

Рисунок 2 - Качество знаний (качественная успеваемость) по теме «Боевые приемы борьбы»

Исходя из графика качество знаний по теме БПБ на всех курсах в экспериментальной группе выше, чем контрольной, это доказывает эффективность применения универсальной структуры методики формирования навыков боевых приемов борьбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами был организован педагогический эксперимент по апробации разработанной нами универсальной структуры методики формирования навыков боевых приемов борьбы в образовательном процессе курсантов ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности изучения боевых приемов борьбы в ЭГ. Особенно это видно на выпускном курсе (4 курс), именно на последнем курсе обучения на занятиях моделируются возможные реальные ситуации и отрабатываются приемы задержания. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что курсанты экспериментальной группы наиболее качественно подготовлены к решению оперативно служебных задач по применению боевых приемов борьбы в экстремальных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зебзеев В.В. Модель формирования навыков боевых приемов единоборств у курсантов различных соматотипов / В.В. Зебзеев, Е.В. Кошкин // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 6 (962). - С. 99-101.

2. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция : приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 // КонсультантПлюс: [справочно-прававая система]. - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361746/ (дата обращения: 18.11.2021).

3. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин [и др]. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

4. Нохрин М.Ю. Универсальная структура методики формирования навыков боевых приёмов борьбы / М.Ю. Нохрин, А.С. Михайлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 8 (162). - С. 145-148.

REFERENCES

1. Zebzeev, V and Koshin, E. (2018), "The model of formation of skills of martial arts techniques in cadets of various somatotypes", Theory and practice of physical culture, Vol. 962, №. 6, pp. 99-101.

2. Ministry of Education and Science of Russia (2020), "On the approval of the state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 40.03.01 Jurisprudence", Order of 13.08.2020№ 1011, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361746/.

3. Moskvichev, M., Marcacci, end Zazulin, F. (2002), The manual on physical training (NPP -2001) employees criminally-Executive system, Fund Stolyarova, Moscow.

4. Nokhrin, M. and Mikhailov, А (2018), "Universal structure of methods of formation of skills of fighting techniques of struggle", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 6, pp. 145-148.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 796.011.1

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

12-13 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ

БОКСА

Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Александр Андреевич Заикин,

аспирант, Екатерина Юрьевна Комева, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье поднимаются актуальные вопросы интеграции средств спортивных единоборств в оздоровительно-рекреационную работу, проводимую в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) в каникулярный период. Целью исследования являлось изучение особенностей формирования культуры здорового образа жизни подростков 12-13 лет в условиях ДОЛ с использованием средств физической подготовки на основе бокса. В задачи исследования входило: определить отношение подростков 12-13 лет к оздоровительно-рекреационным занятиям по физической подготовке на основе средств бокса; сформулировать предварительные методические рекомендации для организации занятий по физической подготовке на основе средств бокса в условиях ДОЛ. Научная новизна проведённого исследования состоит в оценке потенциала и возможности адаптации средств бокса для массовой рекреативно-оздоровительной работы с детьми и подростками в условиях летних лагерей. К практической значимости исследования, относится получение модели потребностей детей в отношении занятий физической культурой и спортом в условиях ДОЛ, в том числе и боксом. Это в свою очередь, позволит более продуктивно формировать содержание программ занятий боксом рекреативно-оздоровительной направленности. Проведённое исследование позволило: определить факторы, влияющие на мотивацию подростков к занятиям физической культурой в ДОЛ; оценить знания подростков из области физической культуры и спорта, полученным в условиях ДОЛ; выявить отношение детей к разработанной программе физической подготовки на основе средств бокса. На основании результатов исследования можно констатировать, что ведущим фактором, влияющим на мотивацию подростков к занятиям физической культурой в ДОЛ, является общение с другими подростками. Важными знаниями для подростков из области физической культуры и спорта, полученным в условиях ДОЛ, являются правила здорового образа жизни. Основным фактором, определяющим отношение детей к программе на основе средств бокса, является возможность получить консультации тренера в любое удобное время.

Ключевые слова: здоровьесбережение, физическая культура подростков, здоровый образ жизни, физическая подготовка, бокс, детский оздоровительный лагерь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p324-328

FORMATION OF CULTURE OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE ADOLESCENTS AGED 12-13 YEARS OLD IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S HEALTH CAMPS BY USING PHYSICAL TRAINING TOOLS BASED ON BOXING

Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Grigorievna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander An-dreevich Zaikin, the post-graduate student, Ekaterina Yurievna Komeva, the senior teacher,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.