Научная статья на тему 'Формирование научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы'

Формирование научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанова Мария Викторовна

В данной статье рассмотрены особенности формирования научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы. Дано определение понятия «научное мировоззрение», охарактеризованы формы и содержание самостоятельной работы младших школьников, а также обоснована актуальность использования самостоятельной работы как средства формирования научного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабанова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы»

форме; стимулирование учеников к сотрудничеству в достижении коммуникативной цели способствует повышению мотивации на занятии; совместная оценка результатов работы может быть одной из форм контроля и само-контроля и оценивания на занятии; предоставление ученикам свободы в планировании результата и выборе средств к его достижению способствует формированию самостоятельности учащихся.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб.пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.В. Акимова. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 350 с

2. Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. № 9, 2012. С. 2-9.

3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. линг. унив-тов и фак. ин. яз. высш. пед. уч. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 4-е изд., стер. М.: АКАДЕМИЯ, 2007. С. 218.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л.Мельникова. М., 2012.

5. Мильруд Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи // Иностранные языки в школе, 1997. № 2 -5-10. 170 с.

6. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М. «Стелла», 1996. 144 с.

7. Prabhu N. S. Second language pedagogy: A perspective. Oxford: Oxford University Press., 1987.

8. Willis J. A framework for task-based learning. Edinburgh: Addison Wesley Longman Ltd., 1996.

9. Willis J. and Doing D. Task-based teaching Oxford, 2006.

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Барабанова М.В.

Барабанова Мария Викторовна - студент, кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей

дошкольных учреждений, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности формирования научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы. Дано определение понятия «научное мировоззрение», охарактеризованы формы и содержание самостоятельной работы младших школьников, а также обоснована актуальность использования самостоятельной работы как средства формирования научного мировоззрения.

Ключевые слова: научное мировоззрение, младший школьник, самостоятельная работа.

Научное мировоззрение - система взглядов человека на мир, построенная исключительно на данных наук и научным путем. Научное мировоззрение основано на представлениях об общих свойствах и закономерностях природы и общества,

полученных в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. Научное мировоззрение - это материалистическое мировоззрение. Реальное мировоззрение должно исходить из реальности души, духа и их действия в телесном. Этого нет в научном мировоззрении.

Формирование мировоззрения младших школьников средствами самостоятельной работы были предметом изучения многих педагогов и психологов. Теоретические основы формирования мировоззрения у обучающихся начальных классов раскрыты в трудах А.А. Дмитриева, Т.А. Ладыженской, М.Д. Львова, Т.Г. Рамзаевой, А.П. Савченко, Н.Н. Светловской, Н.Ф. Скрипченко и др. [2].

Как демонстрирует ликбез литературы, в педагогической науке разработан ансамбль способов, нацеленных на составление научного миропонимания младших школьников в целостном учебно-педагогическом процессе, но на нынешний день есть надобность в определенных практических наставлениях по этому вопросу. Потому что исследовательская работа младших школьников считается сравнительно свежим и практически не изученным направлением в работы исходной средние учебные заведения, например же практически не изученной остается неувязка применения самостоятельной работы как важного метода формирования научного миропонимания младших школьников.

Изучение процесса формирования научного миропонимания разрешает квалифицировать ряд более действенных форм и способов работы, содействующих переводу усваиваемых познаний во взоры и убеждения и выработке научного миропонимания у детей.

Запросы передового общества к общеобразовательной школе с одной стороны, и интересы личности, которая развивается, с иной, вызывают надобность свежего расклада к организации учебно-воспитательного процесса средние учебные заведения. Особенную актуальность приобретает в данный момент неувязка формирования самостоятельности мышления школьников, возможности получать, разбирать информацию и брать на себя адекватные заключения, применить в практической работы свежие информационные технологии.

Достижение подходящего социуму значения образованности и становления личности нельзя без периодической самостоятельной работы, готовность к которой закладывается в школьном возрасте. В связи с данным в концепции школьного образования большая забота уделяется самостоятельной учебной работе обучающихся в образовательном процессе [4].

Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса находится постоянно в центре внимания дидактов и психологов. Доказано, что самостоятельная работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда. В ней проявляется индивидуальность каждого ученика, формируется их интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний. Поэтому, проблема самостоятельной работы учащихся как форма организации учебного процесса на сегодня является актуальной.

Как отмечает Л.И. Бурова, у учащихся младших классов навыки самостоятельной деятельности исследовательского характера формируются на основе выполнения простой работы, связанной либо с организацией внеклассного мероприятия по определенной теме, либо с поисковой работой.

В методической литературе выделяют несколько форм и методов самостоятельной работы. Прежде чем рассмотреть их, определим само понятие «формы работы» и «методы работы» [5].

Форму работы с учащимися можно определить, как конкретный способ организации их образовательной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть таких форм:

• Индивидуальная. Индивидуальная форма организации самостоятельной работы предусматривает то, что каждый обучающийся выполняет отдельное (индивидуальное) задание;

• Фронтальная. По-другому еще эту форму организации самостоятельной работы можно назвать общеклассной. В данном случае предусматривается то, что обучающиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему;

• Парная. Парная форма организации самостоятельной работы может быть применена при проведении опытов;

• Групповая. Для выполнения поставленного задания, обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 человек) [6].

Методы обучения - это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Педагог И.Т. Огородникова выделяет такие методы организации самостоятельных работ, как: работа с учебной литературой и наглядностью; использование рабочих тетрадей; проведение эксперимента (опыты и лабораторные работы); работа со средствами ИКТ; домашние задания, задания на лето и др. [4].

Учиться можно не только со слов учителя, не только во время коллективного решения задач и упражнений, а и самостоятельно. В условиях обычной общеобразовательной школы полезно время от времени предлагать ученикам различные формы самостоятельной работы: самостоятельное изучение теории по учебнику, самостоятельное решение задач, выполнение различных задач: тестов, диктантов, лабораторных работ, практикумов, разгадывание викторин, участие в КВН, математических олимпиадах, конкурсах, турнирах, круглых столах, дискуссиях, проектах.

Одной из форм самостоятельной работы учеников в классе является самостоятельное изучение теории по учебнику. Предлагать учащимся самостоятельно прорабатывать по учебнику теоретический материал надо хотя бы три-четыре раза за семестр (в зависимости от того, как они умеют работать с книгой). Основная цель таких задач — научить учащихся читать текст, иначе говоря, научить их учиться.

Самостоятельную работу обязательно нужно проверять. Желательно подчеркнуть ученикам то, что отвечать можно не всегда в такой же последовательности, как в учебнике. Когда ученик меняет последовательность, меняет примеры, — это даже лучше, чем он будет рассказывать точно по учебнику.

Лабораторные работы дают возможность учащимся более полно и сознательно уяснить зависимости, находить определенные закономерности, усовершенствовать навыки, работы с таблицами, графиками, диаграммами и тому подобное.

Диктант - одна из эффективных форм организации самостоятельной работы учеников. Это кратковременные письменные работы, во время которых учащиеся, воспринимая задание на слух (полностью или частично), выполняют его письменно или записывают только результат. Диктанты бывают обучающие и контролирующие. Систематическое использование диктантов дает надежную информацию об уровне усвоения нового материала, повышает культуру обучающихся, способствует развитию их речи.

Тесты предназначены для организации самостоятельной работы учащихся, направленной на повторение и систематизацию курса дисциплины и подготовку к обучению в соответствующих классах. Тесты могут использоваться для мониторингового исследования уровня подготовки учащихся, а также для изучения их математического развития. Тестирование в начале и в конце учебного года является эффективным средством контроля за динамикой состояния подготовки

99

коллектива в целом и каждого ученика в частности. Эффективная организация самостоятельной работы обучающегося - одно из главных условий достижения учеником успехов в учебе [4].

Контрольные работы проводятся для выявления уровня знаний, учащихся в письменной форме, которые учащиеся самостоятельно выполняют целый урок. На контрольных работах учащимся предлагают решать задачи, примеры тому подобное. Контрольные работы даются в нескольких вариантах, или предлагают индивидуальные контрольные работы. Кроме обязательных заданий, целесообразно включать в контрольную работу и дополнительные, чтобы стимулировать развитие познавательного интереса у сильных учеников.

Домашняя работа - важный вид самостоятельной работы. В домашней (самостоятельной) работе ученик должен научиться выполнять все операции, которые он сначала исполнял под руководством учителя, а теперь должен повторить их в отношении себя (ставить цель, планировать, контролировать, оценивать).

Выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению поданного на уроке нового материала, помогает выработать навыки, дисциплинирует учеников, приучает их работать систематически и самостоятельно, функция домашней работы - научить детей учиться. Учитель должен следить за тем, действительно ли самостоятельно ученики выполняют домашние задания.

Одним из эффективных методов самостоятельной работы, в том числе и для формирования у школьников научного мировоззрения, является работа со средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Согласно Г.К. Селевко, информационно-коммуникативные технологии - это совокупность методов и средств, позволяющих продуктивно и разносторонне работать с информацией (получать, обрабатывать и отправлять информацию с помощью технических средств; взаимодействовать с другими людьми) [4].

Как отмечает М.Л. Скаткин, модель ИКТ включает в себя следующие компоненты: способность использовать инструменты ИКТ для определения необходимой информации; умение применять информацию (управление); умение извлекать и собирать необходимую информацию (умение обеспечить к ней доступ); умение выносить суждение о качестве, полезности и важности информации (оценивание); умение интерпретировать информацию, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные (интегрирование);способность генерировать, адаптировать и разрабатывать информацию (создание);способность передавать информацию в доступном для других виде (сообщение, передача информации в электронном виде соответствующей аудитории в т.ч.) [4].

Выполнение вышеперечисленных задач позволит учащимся уверенно владеть всеми составляющими научного мировоззрения. При формировании учащихся навыков, умений и знаний, включенных в модель ИКТ, образовательное учреждение выполняет подготовку учеников к успешной жизни в современном информационном обществе, обеспечивая также интеграцию начальной и основной ступеней образования в условиях внедрения ФГОС.

Индивидуальная самостоятельная работа чаще всего дает положительные результаты, когда ученики, зная общие положения, закономерности, могут применить их к отдельным случаям, решить доступные задания. Однако такие работы можно организовать не столько в процессе восприятие новых знаний, сколько во время повторения хорошо осознанного материала.

Работая самостоятельно, ученики, как правило, глубже вдумываются в содержание проработанного материала, лучше концентрируют свое внимание, чем это обычно бывает при объяснениях учителя или рассказах учеников. Поэтому знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в результате хорошо организованной самостоятельной работы, бывают крепче и основательнее. Кроме того, в процессе

самостоятельной работы у обучающихся воспитываются настойчивость, внимание, выдержка и другие необходимые качества.

Групповые формы самостоятельной работы способствуют формированию навыков работы в коллективе, воспитывают общительность, взаимопомощь. Групповые работы не могут проводиться часто во время изучения нового материала. Их можно организовать тогда, когда учебный материал не содержит сложных теоретических понятий, не требует показа демонстрационных опытов и тому подобное. В условиях совместного повторения ликвидируется возможность пробелов в усвоении, учащиеся оказывают друг другу помощь, объясняют ошибки, неточности, совместно обсуждают выводы.

Выводы. Таким образом, различные формы самостоятельной работы на уроках дают возможность каждому ученику чувствовать себя активными в учебном процессе, развивают мышление, формируют умение выслушивать других и уважать их мнение. Во время таковой работы фактически все учащиеся вовлечены в процесс познания. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, идеями, способами деятельности. При этом самостоятельная работа происходит в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи.

Список литературы

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. / П.В. Алексеев. М.: Издательство политической литературы, 2010. 529 с.

2. Буянов В.С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. / В.С. Буянов. М.: Академия, 2007. 208 с.

3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К. Буряк. М.: Просвещение, 2014. 64 с.

4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. М.: Логос, 2002. 284 с.

5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности. / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. М.: Педагогика, 2012. 183 с.

6. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. / Д.Б. Эльконин. М., 2008. 275 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.