Научная статья на тему 'Формирование научно-исследовательской компетентности и «Академическое письмо»'

Формирование научно-исследовательской компетентности и «Академическое письмо» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ФГОС / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / RESEARCH COMPETENCIES / GENERAL INTELLECTUAL COMPETENCE / CULTURE OF WRITING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ADDITIONAL TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестак Валерий Петрович, Шестак Надежда Владимировна

В продолжение ведущейся на страницах журнала дискуссии авторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении, что академическое письмо входит в структуру научно-исследовательских компетенций, которые в соответствии с ФГОС должны непрерывно формироваться на всех этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research competence and academic writing

The article is a part of the discussion about the necessity of the course «Academic reading and writing» at the Russian universities. The authors have no douts that academic writing is one of the research competencies that must be formed continuously at all stages of studing in accordance with the new state educational standards.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-исследовательской компетентности и «Академическое письмо»»

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИИ

j

В.П. ШЕСТАК, профессор Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) Н.В. ШЕСТАК, профессор Российская медицинская академия последипломного образования

Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо»

В продолжение ведущейся на страницах журнала дискуссии авторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении, что академическое письмо входит в структуру научно-исследовательских компетенций, которые в соответствии с ФГОС должны непрерывно формироваться на всех этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: академическая среда, ФГОС, формирование навыков исследовательской работы, научно-исследовательская компетентность, общие интеллектуальные и исследовательские компетенции, культура письменной научной речи, образовательные технологии, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Многолетний опыт педагогической работы в вузе позволяет с уверенностью констатировать, что не только студенты, но даже и аспиранты в большинстве своем не умеют сочинить научный текст, ясно изложить свои мысли, сформулировать проблему, гипотезу, обосновать актуальность, новизну своего исследования. Отсутствуют точность и полнота выражения, логичность, композиционная ясность и в целом научный стиль, которому присущ ряд особенностей: монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Человек, принадлежащий к академической среде, независимо от конкретной профессии должен уметь создавать письменный документ - хотя бы потому, что одной из функций педагога и ученого является организация общения, условием которого является презентация результатов своей научной или научно-педагогической деятельности путем написания лекций,учебных пособий, статей, докладов, деловых писем коллегам и др. Поэтому мы с большим интересом прочитали подборку материалов по проблемам подготовки научно-педагогических кад-

ров в журнале «Высшее образование в России» [1—3].

Сразу заявим свою позицию. Проблема преподавания академического письма и академической работы в университетах и выделение академического письма в статус дисциплины в том аспекте, как это рассмотрено в ряде публикаций, представляется нам надуманной и не соответствующей современным реалиям. Также неубедительно звучит утверждение, что единственный способ борьбы с неподготовленостью студента к написанию выпускной квалификационной работы - это «введение и распространение специализированных курсов по научной работе ». Такие курсы, в принципе, никому не помешают, но опасность состоит в том, что вместо формирования компетенций, необходимых для грамотного осуществления научной деятельности, мы, как всегда, основной упор сделаем на передачу и усвоение знаний. Близкое нашему мнение высказано в статье профессора А.С. Роботовой [1].

Сама идея организации специализированных курсов строится на предпосылке, что в процессе обучения в высшем учебном заведении отсутствуют какие-либо воз-

116 Высшее образование в России • № 12, 2011

можности формирования научно-исследовательской компетентности, выключающей в себя некоторое множество соответствующих компетенций. Между тем в ФГОС четко прописано, какими компетенциями должен обладать выпускник. Например, в перечень компетенций бакалавра по направлению подготовки 030600 История [4] входит способность решать разные профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, в частности, в аспекте научно-исследовательской деятельности - составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований. Аналогичные компетенции сформулированы в образовательном стандарте и по другим направлениям бакалавриата и магистратуры.

В целом под научно-исследовательской компетентностью понимается способность и готовность личности результативно применять имеющиеся знания, умения и опыт в ходе научно-исследовательской деятельности и в процессе решения профессиональных задач. Исходя из этого, в рамках образовательной программы высшей школы научно-исследовательскую компетентность можно охарактеризовать как одну из важнейших целей обучения, так как она одновременно является и средством эффективного развития личности в процессе обучения. Природа научно-исследовательской компетентности такова, что, являясь результатом обучения, она одновременно выступает средством саморазвития. Современная система высшего профессионального образования должна не только наделить выпускника способностью к активной адаптации, но и способствовать формированию у него нового типа интеллекта, мышления, отношения к новой реальности, для которой характерны непрерывные изменения внешней и профессиональной среды. Таким образом, можно говорить о формировании системы познавательных способностей, приближенной к интеллекту научного работника.

Содержание научно-исследовательской компетентности - это сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, отличающийся многообразием когнитивных и некогнитивных компонентов (умственные и практические умения, знания,интуиция, мотивация,ценностные ориентации, этические принципы, поведенческая составляющая, установки и др.).

Научно-исследовательская компетентность представляет собой совокупность компетенций [5], обладающую синергий-ным эффектом и определяющую общий научный стиль индивида. То есть в компетентности проявляется не «простое сложение» сформированных компетенций, а некий «усиленный»результат, обусловленный взаимосвязями, взаимовлиянием между ними. Эти компетенции могут относиться к совершенно разным сферам и быть относительно независимыми друг от друга.

В структуре научно-исследовательской компетентности мы предлагаем выделить две группы компетенций - общие интеллектуальные и исследовательские. К общим интеллектуальным компетенциям относятся:

1) способность излагать свои мысли логично, однозначно, сжато и конкретно (устно и письменно);

2) владение понятийным аппаратом, научной фразеологией, специфической лексикой, ясность и четкость в определении понятий по окончании изучения студентом того или иного курса (низкий уровень способности оперировать научными терминами снижает осмысленность восприятия научной информации, ее понимание и усвоение и, сооответственно, ограничивает выразительные возможности человека);

3) осознание связей - смысловых, структурных и ассоциативных - между предметами и явлениями;

4) способность дать объективную оценку, сформулировать выводы;

5) умение анализировать, выделять основное и второстепенное в полученной информации;

6) навыки составления и оформления таблиц, схем, графиков, иллюстраций и др.;

7) способность слушать и воспринимать информацию и др.

Исследовательские компетенции включают: умение работать с научной литературой, искать, оценивать и хранить научные данные, критически оценивать полученную информацию; способность формулировать проблемы и научные гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии; умение создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рефераты, тезисы, оглавления, конспекты, доклады, статьи и отчеты); навыки организации и проведения научного эксперимента.

Можно ли приобрести эти компетенции в процессе изучения курса «Академическое письмо »? Вряд ли. Так же как невозможно обучиться игре на фортепиано, прослушав курс «Техника игры на фортепиано », невозможно похудеть, читая книги о диетах и физических упражнениях. Формирование компетенций происходит только в процессе обучения способам соответствующей деятельности, приобретения опыта, то есть в данном конкретном случае - в процессе подготовки научных материалов в рамках каждой изучаемой дисциплины. Другого способа формирования научно-исследовательских компетенций не существует.

Понимая очевидность данного тезиса, доцент А.В. Куприянов пишет, что в процессе внедрения курса «Академическое письмо» предполагалось написание студентами эссе по другим предметам, однако с практикой «все пошло не так, как планировалось» [2]. В результате студенты обучаются академическому письму на примере однотипных заданий, не привязанных к какому-либо конкретному курсу.

В приведенной выше структуре научно-исследовательской компетентности имеют место компетенции, предполагающие владение культурой письменной научной речи.

Именно «культурой письменной научной речи», а не «академическим письмом». В этом вопросе мы также согласны с профессором А.С. Роботовой, которая ставит под вопрос правомерность употребления термина «академическое письмо». Попытка трактовать это словосочетание наводит прежде всего на мысль о работах великих ученых, работах, являющихся эталоном научного доказательства, рассуждения, логичности и аргументированности.

В русском языке «академический» означает «относящийся к академии как научному учреждению (например, академическое издание) или как высшему учебному заведению (например, академический год) ». А название курса «Академическое письмо» пришло к нам из западных университетов, которые предлагают первокурсникам (главным образом, студентам-иностранцам) цикл семинаров, в число которых обязательно входят Academic reading and writing или Introduction to Effective reading, Introduction to University Writing [6]. В английском языке слово "academic" означает в первую очередь ориентацию на определенный круг людей, их сообщество, обладающее своими правилами поведения, общения и формами передачи информации. Так что перевод, звучащий как «академический», является достаточно вольным. Кроме того, следует отметить, что организация учебного процесса в вузах Западной Европы и США кардинально отличается от российского варианта, так как главный упор там делается на самостоятельную работу студентов, ориентированную в том числе на создание письменных работ.

Что касается подготовки наших студентов и аспирантов, перед ними прежде всего стоит задача овладения культурой профессиональной речи - как устной, так и письменной, обязательно включающей в себя и элементы научной речи [7]. Здесь мы делаем упор на термин «культура», в любой трактовке подразумевающий процесс и результат непрерывного совершенствования.

118 Высшее образование в России • № 12, 2011

Последнее можно отнести и к культуре научной речи. Культурным можно стать только в процессе длительного развития, перманентного и многоаспектного.

Компетенции, базирующиеся на владении культурой письменной научной речи, формируются при изучении всех дисциплин, в ходе которого студенты овладевают глоссарием по каждой теме, вырабатывают умение работать со словарями, читать научные тексты, приобретают опыт составления конспектов, написания аннотаций и рефератов, эссе, статей и докладов, обзоров, отзывов, навыки и опыт редактирования, составления библиографии и т.п.

Почему же эти компетенции не всегда формируются в процессе многолетнего обучения в вузе? Почему некоторые представители педагогической общественности полагают, что для подготовки студента-гуманитария к написанию выпускной квалификационной работы необходимо вводить специализированные курсы по научной работе?

Ответ только один: учебный процесс все еще не обеспечен в достаточной мере соответствующими образовательными технологиями, гарантирующими достижение поставленных целей. Образовательная программа должна поддерживаться современными технологиями обучения, максимально приближающими учебную деятельность к профессиональной и ориентированными на самодеятельность обучающихся [8]. В частности, когда речь идет о культуре научной письменной речи, технологии обучения должны быть направлены на увеличение доли самостоятельной работы студентов с опорой на методы развития креативного мышления (в число которых входят методы проблемного обучения, метод семантических карт, метод сценариев, метод проектов и др.) и с ориентацией на конечные результаты, представляющие собой варианты презентации учебных достижений (статьи, доклады, обзоры, библиографические указатели, альбомы и т.д.).

В качестве примера можно предложить наш опыт организации научно-исследовательской работы студентов психологического бакалавриата путем использования метода проектов [9]. Проекты были направлены на достижение двух целей: проведение психологического эксперимента по выбранной теме и формирование научного аппарата студентов, для того чтобы они смогли самостоятельно обосновать актуальность, сформулировать гипотезу и цель исследования, а также подготовить отчет о проделанной работе в виде доклада.

Результаты, полученные за три года проведения эксперимента, показали эффективность и результативность проектного метода, способствующего формированию научно-исследовательской компетентности, включая компетенции, связанные с созданием реального научного «продукта» (по итогам проекта был издан сборник студенческих статей в области психологии). При этом студентам, помимо психологической литературы, предлагалась электронная версия монографии «Научно-исследовательская деятельность в вузе» [10], на основе которой был разработан фрагмент проекта, направленный на достижение некоторых научно-исследовательских компетенций.

Очевидно, что при такой постановке вопроса возникает проблема готовности преподавателей к такого рода деятельности. Несмотря на многолетние призывы к уменьшению количества лекционных часов, внедрению модульного подхода, направленного на обеспечение самостоятельной, активной и результативной учебной деятельности студентов, ориентацию на методы активизации учебного процесса и прочие тенденции организации учебного процесса, давно уже переставшие называться современными [10], многие наши коллеги продолжают работать в привычном режиме, полагая, что любые изменения принесут только вред. Поэтому встает проблема формирования упрофессорско-преподава-тельского состава специфических педаго-

гических компетенций, включающих не только знания, умения и опыт, но и особые установки на принятие изменений в их педагогической деятельности. Привязанность к ранее достигнутым результатам, уверенность в достаточности собственного уровня профессионализма или компетентности, стереотипы, устаревшие позиции - все это требует самооценки и рефлексии.

Что, на наш взгляд, нужно сделать, чтобы студенты овладели культурой письменной речи?

Во-первых, внести соответствующие коррективы в образовательные программы и учебные планы в целях увеличения доли самостоятельной работы студентов согласно с требованиями ФГОС.

Во-вторых, обучить в режиме повышения квалификации профессорско-преподавательский состав методам и приемам формирования научно-исследовательских компетенций у студентов и аспирантов.

В третьих, разработать методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по всем изучаемым дисциплинам, а также электронные версии пропедевтичес-кихкурсов «Культура письменной научной речи» и «Научно-исследовательская деятельность ».

Литература

1. Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму?

// Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 47-54.

2. Куприянов А.В. «Академическое письмо»

и академическая жизнь: опыт адаптации курса в недружественной институциональной среде // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 30-38.

3. Перлов А.М. «Чего хотеть» и «как объяс-

нить»: эволюция курса по основам академической работы // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 125-132.

4. Приказ Минобрнауки России от 16 декаб-

ря 2009 г. № 732 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 История (квалификация [степень] бакалавр)».

5. Шестак В.П, Шестак Н.В. Компетентно-

стный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-38.

6. Sahanaya W, Lindeck J., Stewart R. IELTS

Preparation and Practice: Reading and Writing - Academic Module. Oxford University Press, 1997.

7. Морозов В. Э. Культура письменной науч-

ной речи. М.: Икар, 2008.

8. Шестак Н.В. Технология обучения в сис-

теме непрерывного профессионального образования в здравоохранении. М.: Изд.-во СГУ, 2007.

9. Астанина С.Ю, Чмыхова Е.В, Шестак

Н.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в дистанционном вузе. М.: Изд-во СГУ, 2010.

10. Шестак Н.В, Чмыхова Е.В. Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования). М.: Изд-во СГУ, 2007.

SHESTAK V., SHESTAKN. RESEARCH COMPETENCE AND ACADEMIC WRITING The article is a part of the discussion about the necessity of the course «Academic reading and writing » at the Russian universities. The authors have no douts that academic writing is one of the research competencies that must be formed continuously at all stages of studing in accordance with the new state educational standards.

Key words: research competencies, general intellectual competence, culture of writing, educational technology, additional training of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.