ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА*
А.И.Гретченко,
профессор кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук [email protected]
А.А. Гретченко,
доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются концептуальные подходы к формированию научно-исследовательских университетских кластеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического союза. Обобщаются результаты проведенных научных исследований НИИ «Новая экономика и бизнес» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по оценке степени интегрированности исследовательской, образовательной и инновационной деятельности в университетах Евразийского экономического союза. Обосновывается необходимость использования кластерного подхода как принципиально новой технологии межгосударственной управленческой деятельности университетов с целью повышения их эффективности при переходе на инновационный путь развития и создания единого образовательного пространства для подготовки выпускников, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда.
Ключевые слова: кластерный подход, образовательный кластер, научно-исследовательский кластер, инновационная политика, межгосударственное сотрудничество, стратегическое партнерство, Евразийский экономический союз, университетская наука, конкурентоспособность знаний, новая экономика, рынок труда.
УДК 378.4 ББК 4481,6(2)3,0
Межгосударственная интеграция университетского образования, науки и инноваций — это путь перехода современных национальных университетов к новому уровню их устойчивого развития, к высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Формирование новой экономики с ее качественно новым содержанием предопределяет активизацию университетской инновационной деятельности. Последняя, объективно требует фундаментальных и прикладных исследований в образовании, науке и подготовке высокообразованных научных специалистов и квалифицированных кадров, которые составляют научно-исследовательский потенциал в стране [13, 14].
Обобщая результаты проведенного исследования НИИ «Новая экономика и бизнес» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по теме «Механизм совершенствования межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования по созданию научно-исследовательских университетских кластеров России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза», следует отметить, что сегодняшняя система университетского образования большинства бывших республик СССР развивается в условиях формирования рыночных отношений, находящихся под воздействием быстро меняющихся социально-экономических условий, которые оказывают существенное влияние на
межгосударственные интеграционные процессы образования, науки и инноваций в этих странах.
В современных условиях университеты, обеспечивая процессы создания и распространения новых знаний, передовых технологий, инноваций становятся главным фактором развития системы образования, которая, в свою очередь, является определяющим условием формирования инновационной экономики страны. Особую актуальность на сегодняшний день приобретают проблемы системного управления научными и инновационными процессами в научно-образовательной сфере. Приоритетными направлениями становится развитие инновационной деятельности университетов, коммерциализация результатов их научной деятельности, а также развитие у обучающихся инновационного характера.
Целью государственной политики на современном этапе экономического развития является все возрастающая потребность в обеспечении национальной конкурентоспособности в образовательной сфере. Так, по оценкам зарубежных экспертов, в странах с развитой экономикой около 40% ВНП обеспечивается за счет национальной системы образования. К тому же следует добавить, что в структуре национального богатства в этих странах более 70% занимают знания, в то время как природные ресурсы — 5%, произведенный капитал — 18%.
* Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Механизм совершенствования межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования по созданию научно-исследовательских университетских кластеров России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза», финансируемой из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
216
© ПСЭ, 2016
Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 6831 предусматривается возрастающая роль высших учебных заведений, аккумулирующих научную и образовательную деятельность, способных внести значительный вклад в нейтрализацию таких стратегических угроз для национальных систем образования как отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, подготовке высококвалифицированных кадров будущего, осваивающих высокотехнологичное и наукоемкое производство [1].
Интеграция образования, науки и производства — решающий фактор развития и роста конкурентоспособности национальных образовательных систем. Он является одним из индикаторов экономического развития страны и его научно-производственного потенциала. Обобщая передовой мировой опыт функционирования образовательной системы, можно констатировать, что тесное сотрудничество образовательных учреждений различных стран обеспечивают подготовку принципиально новых высококвалифицированных кадров, которые в условиях инновационной экономики остро востребованы. Технологические изменения в производстве, основанные на использовании новейших знаний, способствуют экономическому росту страны, и в то же время предъявляют новые требования к подготовке высококвалифицированных специалистов.
Следует отметить, что современный университет, выступающий как крупный институциональный субъект, обладающий широкой самостоятельностью и являющийся равноправным партнером бизнеса через интеграцию образования, науки, инноваций и производства в настоящее время не обеспечивает в полной мере межгосударственное взаимодействие системы профессионального образования. Высокая степень интегриро-ванности исследовательской, образовательной и инновационной деятельности в университете характеризуется следующими преимуществами: во-первых, совмещением преподавателями образовательной и исследовательской деятельности; во-вторых, привлечением к исследованиям студентов, магистрантов и докторантов; в-третьих, включенностью результатов исследований и разработок в обучение; в-четвертых, интегрированнос-тью образовательных программ с реальным производством, привлечением к преподаванию специалистов сферы производства; в-пятых, созданием специальных исследовательских подразделений при институтах и кафедрах — научных центров, лабораторий; в-шестых, созданием исследовательских консорциумов, научно-технологических кластеров и т.д.
Вместе с тем, важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над своими конкурентами в образовательной сфере становятся не только вышеперечисленные преимущества университета и новые инновационные образовательные технологии, но также присутствие межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования в странах со своим национальным оттенком. Достичь этого единства, на наш взгляд, смогут только такие сетевые структуры как Университетские научно-исследовательские кластеры, которые призваны обеспечить экономику 21 столетия наиважнейшим продуктом: знаниями2.
В мировой практике университетские научно-исследовательские кластеры объединяют образовательные кластеры, исследовательские университеты, научно-исследовательские институты и рассматриваются как важнейшие участники кластеров конкурентоспособности.
Впервые введенное в научный обиход понятие «кластер» Майклом Портером [20] сегодня особо актуально для международной интеграции университетской науки, образования и бизнеса.
Для формирования и развития кластеров нового поколения (университетских научно-исследовательских кластеров) необходима полноценная и саморазвивающаяся инновационная экосистема, обеспечивающая непрерывность цепочки: «знание — изобретение — инновация». Основным подходом для развития перспективных национальных кластеров должна стать модернизация университетской научно-образовательной и исследовательской среды. Университеты должны обеспечить
развитие ключевых компетенций и квалифицированных специалистов для развития кластеров нового поколения, проведение научных исследований, коммерциализацию новых знаний, трансферт ключевых компетенций. Университеты должны также вести инновационную деятельность в части трансферта и коммерциализации собственных исследований, а также привлечения представителей бизнеса на свои университетские индустриальные площадки.
Модернизация университетов Евразийского экономического союза осуществляется в рамках Государственных программ развития образования своих республик на перспективу [2, 3, 5].
В отношении российской системы образования термин «кластер» стал употребляться с 1993 года [24]. Статистика поисковой системы Яндекс по состоянию на октябрь 2016 года показывает следующую частоту употребления терминов в исследуемых странах в течение одного месяца: «образовательный кластер» — Россия — 905, Беларусь — 30, Казахстан — 11; «инновационный образовательный кластер» — Россия — 51, Беларусь — 3, Казахстан — 1; «научно-исследовательский кластер» — Россия — 112; «университетский научно-исследовательский кластер» — Россия — 5.
Обобщая результаты исследований проведенных как российскими, так и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что образовательные кластеры широко применяются в зарубежных университетах в практике образования. Вместе с тем, удельный вес теоретических исследований по образовательным кластерам достаточно мал. В России, напротив, активно ведутся теоретические исследования по данной проблематике, в то же время системному, комплексному анализу функционирующих образовательных кластеров уделяется недостаточное внимание. В российской практике кластерная политика в основном направлена на формирование и развитие образовательных кластеров, в то время как за рубежом ее целью является преимущественно поддержка таких образовательных кластеров, которые уже существуют и функционируют [22]. В связи с этим основной целью образовательного кластера является максимизация использования инновационного потенциала университетского сектора, направленного на решение его основной миссии — интеграции науки и образования, профессиональной подготовки высококомпетентных специалистов.
Университетская кластерная политика принципиально изменяет отношение студента к своей будущей профессиональной деятельности. Расширяет его возможности в использовании инновационных технологий обучения и открывает перед ним перспективные специальности и новые учебные дисциплины. Повышает эффективность организации учебного процесса в части востребованности подготовки кадров по новым направлениям и специальностям, формирования нового содержания учебно-методической литературы и укрепления материально-технической базы, целевой установки в проведении студенческих НИР, повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Таким образом, преимуществом образовательного кластера является синтез качества студенческой научно-исследовательской работы, ее перманентно изменяющийся процесс, преемственность и доступность.
Для дальнейшего совершенствования кластерной политики важную роль играет обобщение передового опыта вузов партнеров по развитию стратегического партнерства и кооперации в исследовании проблем понимания объективной необходимости и целесообразности формирования университетских научно-исследовательских и образовательных кластеров [12, 23].
Какие же цели достигаются в результате предложенной модели университетского научно-образовательного кластера, в основе которого, как уже отмечалось ранее, лежит принцип единства исследовательского, научного, инновационного и образовательного процессов? Отвечая на данный вопрос, возвратимся к проблеме подготовки специалистов, способных к проведению научных исследований на рынке наукоемкой продукции пятого и шестого технологического укладов3.
21 7
Кластерный подход в межгосударственном сотрудничестве вузов России, Беларуси и Казахстана выступает как принципиально новая технология управленческой деятельности, направленная на создание научно-исследовательских университетских кластеров в рамках Евразийского экономического союза. Его цель — повышение эффективности деятельности университетов при переходе национальных экономик на инновационный путь развития и создание единого образовательного пространства для подготовки выпускников, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда.
Создание Университетских научно-исследовательских кластеров направлено на наращивание базы знаний и научных исследований мирового уровня. На повышение эффективности соответствующего кадрового и научно-технологического обеспечения национальных Государственных программ по формированию инновационной экономики своих стран, а также, в первую очередь, конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств, осуществляющих внедрение инноваций, развивающих будущее научного потенциала своих стран на базе своих университетов и их аффилированных исследовательских институтов [10, 14].
При создании Университетских научно-исследовательских кластеров следует применять системный подход, основанный на: оценке вклада национальных университетов своих стран и их выпускников в развитие отечественного научно-технического потенциала; использовании результатов своих крупных научных школ, внесших значительный вклад в развитие национальных и мировых приоритетов развития науки и экономики своих и других стран; оценке структуры и направлений деятельности своих филиалов, занимающих лидирующие позиции в своих и других странах; ориентации научно-исследовательских кластеров на ключевые национальные и мировые приоритеты развития науки и индустрии; коммерциализации передовых технологий, активное использование результатов их реализации в национальных экономиках, обеспечивающих решение социально-экономических задач, конкурентоспособность отечественных и зарубежных производителей высокотехнологичной продукции.
Отличительными особенностями Университетских научно-исследовательских кластеров, по мнению руководителей университетов Казахстана, должен стать принцип «обучение через исследование и инновационное производство», реализуемый посредством системы: полифункциональности; превалирования подготовки магистров и докторов PhD; ориентации на национальные и мировые приоритеты развития науки и индустрии в экономике своих и других стран; комплексного финансирования; создания малого и среднего бизнеса на основе отлаженных механизмов коммерциализации научных разработок в технопарках, старт-ап компаниях, конструкторских бюро, инновационных предприятиях; развитой научно-образовательной инфраструктуры; формирования новой эффективной организационной структуры, современной системы управления человеческими ресурсами, повышения квалификации и переподготовки административно-управленческих кадров [8, 9].
Сегодня особенно важно обеспечить осуществление реформирования не только российских вузов в направлении достижения сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации стратегических целей, но и в странах Евразийского экономического союза. Для этого необходимо выделить основные задачи, решение которых позволит устранить разбалансированность рынка труда в квалифицированных кадрах, социальной и образовательной инфраструктурах. Создать благоприятные условия для формирования инновационно-промышленных центров, интеграции образования и университетской науки с целью активизации проведения фундаментально-прикладных исследований. Разработать эффективную систему стимулирования, направленную на рост престижа и социальной защищенности работников профессорско-преподавательского и научно-
исследовательского состава, повышение качества общего, профессионального и высшего образования. Решение этих задач позволит противодействовать угрозам экономической безопасности, достичь рационального импортозамещения, уменьшить зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, обеспечить базу для появления новых высокотехнологичных отраслей, восстановления лидерства в традиционных отраслях, совершенствовать их кадровый потенциал, обеспечивая способность решать задачи модернизации национальных экономик на основе технологических инноваций.
Следует согласиться с мнением отдельных экспертов, что процесс скоординированного развития рынка образовательных услуг и рынка труда в рамках Евразийского экономического союза сегодня нарушен. Отсутствует механизм выявления потребности и спроса в профессионально-квалифицированных кадрах, не достаточно качественно разработаны социально-экономические программы занятости, имеет место слабая связь учебных заведений с хозяйствующими субъектами в части подготовки под конкретные рабочие места. Всё это свидетельствует о разбалансировке в межгосударственном общении, что приводит к утрате ориентиров в подготовке кадров с соответствующим уровнем профессионального образования и квалификации.
Создание на базе Университетов России, Беларуси и Казахстана научно-исследовательских кластеров для обеспечения системообразующих отраслей национальных экономик этих стран высококвалифицированными профессиональными и научными кадрами, генерация научных идей и трансфера высоких знаний в университетский образовательный процесс и экономику стран Евразийского экономического союза должно стать приоритетным направлением государственной политики стран — участников ЕАЭС.
Основными задачами университетских научно-исследовательских кластеров, на наш взгляд, являются: совершенствование и создание принципиально новых инновационных образовательных программ и технологий; обеспечение высокой конкурентоспособности знаний, научно-технических идей и решений; активизация совместных работ по усилению интеграции научно-образовательной деятельности и высокотехнологичного производства по всем уровням подготовки (высшее и послевузовское образование); создание на базе университетских технопарков совместных проектов по разработке инновационных продуктов с целью обеспечения реального вклада науки в ускорение диверсификации и устойчивого развития экономик своих стран; формирование и развитие современных университетских инфраструктур и систем управления с учетом национальных особенностей; совместное системно-комплексное развитие студенческого и научно-педагогического сообществ; системное межгосударственное развитие внутреннего и внешнего взаимодействия университетов своих стран.
В рамках реализации вышеназванных задач следует определить стратегические направления межгосударственного взаимодействия системы профессионального образования по созданию научно-исследовательских университетских кластеров России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза: тесное сотрудничество по совместному обеспечению качественного высшего и послевузовского образования; в рамках университетских научно-исследовательских кластеров осуществлять реализацию законченного научно-инновационного цикла (исследование — внедрение результатов НИР); реализовывать совместные инновационные проекты по развитию инфраструктуры и информационных ресурсов своих университетов; обобщать передовой опыт по повышению эффективности управления университетами и их активами; обогащать и развивать новые формы международного сотрудничества; развивать стратегическое партнерство в рамках Евразийского экономического союза; вести совместные исследовательские работы по повышению академической и социальной поддержки студентов и сотрудников.
2 1 8
Литература
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. — М.: Эксмо. 2013.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015 // Собрание законодательства РФ. — 2016. — №1. — Часть II. — ст. 212.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016- 2019 годы». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000205 (дата обращения: 21.10.2016).
4. Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся». URL: http://www. studfiles.ru/preview/6011996/ (дата обращения: 21.10.2016).
5. Закон Республики Беларусь от 29 января 2015 г. № 245-З. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=1871&t=181333 (дата обращения: 21.10.2016).
6. Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-3 от 13.01.2011 г. URL: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm. (дата обращения: 21.10.2016).
7. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 7 декабря 2010 г. № 1118. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118 (дата обращения 08.10. 2016).
8. Об утверждении Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года № 1092. URL: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=38062 (дата обращения: 21.10.2016).
9. Абылгазина А.Е., Мамырханова А.М. Научно-исследовательские университеты Казахстана: формирование и развитие инновационной среды // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=23794 (дата обращения: 06.10.2016).
10. Аникин Д.В. Образовательные кластеры во Франции как часть инновационной политики // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-21. — С. 4746-4749. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38062 (дата обращения: 20.10.2016).
11. Ахмадиев Б.А., Манахов С.В., Гретченко А.А., Гретченко А.И. Инновационное развитие и экономический рост // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2016. — №1. — С.35-38.
12. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2016. — 430 с. URL: http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/10069.pdf. (дата обращения: 20.10.2016).
13. Гретченко А.И. Актуальные проблемы местного самоуправления вы России. Экономический рост Республики Беларусь: материалы IX Международной научно-практической конференции (Минск, 19-20 мая 2016 г.): в 2 т. — Минск: БГЭУ, 2016. — Т. 1. С. 362. С.9-13
14. Гретченко А.А. Международный опыт интеграции образования, науки и бизнеса. Двадцать восьмые Междунар. Плехановские чтения. — Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. — М.: РЭУ, 2015. — С. 37-48.
15. Гретченко А.А., Гретченко А.И. Развитие финансово-кредитной и валютной политики стимулирования модернизации и инновационного развития Российской экономики // Аудит и финансовый анализ. — 2014. — № 5. — С. 297-301.
16. Гретченко А.А., Гретченко А.И. Роль университетских инновационных интегрированных структур в укреплении сотрудничества вузов с высокотехнологичными компаниями. II-й международный форум «Технологии в машиностроении — 2012», 27 июня — 1 июля 2012, г. Жуковский // Вестник Академии военных наук. — 2012. — № 3(40). — С.26-30.
17. Гретченко А.И., Никулин Л.Ф. К вопросу о принципах и хаосе // Вестник СГСЭУ. — 2014. — № 5(54). — С. 9-15.
18. Деменко О.Г., Гретченко А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в промышленности: пути развития на современном этапе // Вестник Алтайской науки. — 2015 — № 3-4 — С. 210 — 214.
19. Никулин Л.Ф., Гретченко А.И., Деменко О.Г. Аспекты современного менеджмента // Наука и практика. — 2016. — №2 (22). — С. 16-22.
20. Портер.М. Конкуренция.: Пер. с англ. — М: Изд. дом «Вильямс», 2003. — 496 с.
21. Российское образование. Федеральный портал. Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования //http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php Дата обращения: 06.10.2016
22. Соколова Е.И. Термин «инновационный образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI ВЕК. — 2014. — № 2(6). — С. 2-9.
23. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования России: институциональные и организационно-управленческие аспекты: монография / Под общ. ред. В.И. Гришина. — М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. — 242 с.
24. Vikas C. Des pairs aux experts: L^mergence d'un 'nouveau management' de la recherche scientifique // Cahiers internationaux de sociologie. — 2009. — Т. 1. — С. 61-79.
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2 Термин «экономика знаний», обозначает использование знаний и инноваций в целях стимулирования экономического роста (ред. А.Г).
3 Так, в России четвертый технологический уклад (нефть, нефтехимия, двигатель внутреннего сгорания, ракеты) занимает 50% экономики, тогда как его пик в развитых странах давно прошел, а фаза быстрого роста закончилась в 1970-м году. В странах Запада сейчас доминирует пятый технологический уклад (вычислительная техника, программное обеспечение и др.), занимая в США 50% экономики, а в России он не достиг своего доминирования, занимая всего лишь 10% экономики. Лидеры технологического прогресса входят в шестой технологический уклад (нанотехнологии, клеточные технологии и др.) с 2010 года, в США этот уклад уже достиг 5% экономики, а в России составляет тысячные доли процента [11, 18, 19].
21 9