Научная статья на тему 'Формирование национальной рамки квалификаций на основе методов онтологического моделирования'

Формирование национальной рамки квалификаций на основе методов онтологического моделирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОНТОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОНТОГРАФ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стрижак Александр Евгеньевич

В этой статье рассматривается формирование образовательных стандартов. Описывает методы формирования содержания образовательного процесса. Методы основаны на формировании и применении онтологических знаний и онтологических моделей, описывающих различные категории образовательного процесса. Приводится пример формирования образовательно-профессиональных учебных программ на основе отображения содержания, определения соответствующих компетенций и навыков, создание учебных программ, основанных на применении онтологического описания предметных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK ON THE BASIS OF ONTOLOGICAL MODELING

This article discusses the formation of educational standards. Describes the methods of forming the content of the educational process. The methods is based on the ontological knowledge representation and ontological models describing different categories of educational process. Is an example of the formation of educational and vocational programs educational qualification level, the allocation of appropriate skills competencies, creating curricula based on application of an ontological description of subject knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование национальной рамки квалификаций на основе методов онтологического моделирования»

УДК 005.94 + 004.9

А.Е. Стрижак

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ

РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ

ОНТОЛОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В этой статье рассматривается формирование образовательных стандартов. Описывает методы формирования содержания образовательного процесса. Методы основаны на формировании и применении онтологических знаний и онтологических моделей, описывающих различные категории образовательного процесса. Приводится пример формирования образовательно-профессиональных учебных программ на основе отображения содержания, определения соответствующих компетенций и навыков, создание учебных программ, основанных на применении онтологического описания предметных знаний.

Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, образовательный стандарт, онтология, информационно-коммуникационная технология, онтограф.

O. Stryzhak

CREATING A NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK ON THE BASIS OF ONTOLOGICAL MODELING

Abstract. This article discusses the formation of educational standards. Describes the methods offorming the content of the educational process. The methods is based on the ontological knowledge representation and ontological models describing different categories of educational process. Is an example of the formation of educational and vocational programs educational qualification level, the allocation of appropriate skills competencies, creating curricula based on application of an ontological description of subject knowledge.

Keywords: national qualifications framework, educational standards, ontology, information and communication technology, ontological graph.

Качество подготовки квалифицированных специалистов в различных направлениях человеческой деятельности зависит от его содержания. Содержательный фактор учебного процесса определяется следующими категориями:

- национальная система квалификаций - представляет собой совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования;

- уровни квалификации — определенные и утвержденные в установленном законом порядке требованиями к компетенции работника при выполнении должностных обязанностей с учетом их сложности и уровня ответственности.

Полномасштабное содержательное раскрытие этих категорий реализуется на основе национальной рамки квалификаций (НРК) — системного и структурированного описания квалификаций, образовательно-квалификационных уровней,

квалификационных стандартов разных уровней и типов, установленных на основе определенного законом набора критериев. НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.

© А.Е. Стрижак, 2014

Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности [1].

Тем самым НРК определяет динамику формирования образовательных стандартов как определенной совокупности норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательно-профессиональных программ, максимальный объём учебной нагрузки и требования к уровню подготовки специалистов. Образовательно-профессиональная программа (ОПП) является отраслевым нормативным документом, в котором определяется нормативный срок и содержание обучения, нормативные формы государственной аттестации, устанавливаются требования к содержанию, объему и уровня образования и профессиональной подготовки специалиста по тематическому направлению подготовки. Образовательный стандарт является составной отраслевых стандартов высшего образования и используется для следующих действий:

- разработка и корректировка составляющей отраслевых стандартов высшего образования (средства диагностики качества высшего образования) ;

- разработка и корректировка составляющих стандартов высшего образования высших учебных заведений (вариативные части образовательно -профессиональной программы подготовки специалистов и средств диагностики качества высшего образования, учебный план, программы учебных дисциплине и практик);

- определение содержания обучения в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Динамика создания и развития современных технологий требует от системы образования новых подходов при формировании НРК. Основным требованием этого формирования должно быть преемственность содержания и сохранение междисципли-нарности на уровне предметно-тематического наполнения учебных дисциплин.

Одним из таких технологических подходов является формирование информационной базы, которая содержательно обеспечивает весь учебный процесс подготовки специалистов в высшей школе, на основе методов онтологического моделирования информационных процессов.

Мы уже говорили, что основу информационной базы поддержки учебного процесса любого университета составляют учебные планы, учебные программы и библиотечные ресурсы. На сегодня практически все эти ресурсы имеют электронные образы. Учебные программы и планы готовятся в электронном виде. Практически все учебники, учебные пособия, монографии и любые другие информационные материалы также имеют свои электронные образы. Каждый такой электронный образ отображает определенный объем тематических знаний. Эти знания, представленные в виде информационных описаний в виде естественно-языковых конструкций [4], отображают суждения об определенных фактах предметно-тематического профиля. Факты, связываются между собой определенными отношениями и также могут характеризоваться определенными свойствами.

В основном все учебные материалы и особенно книжные описываются научным стилем, который направлен на передачу определенных сведений или на объяснение каких-либо фактов с научной точки зрения. В нём употребляются разнообразные термины и профессиональная лексика. Этот стиль характерен для образовательной и научной литературы. Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно

назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. [7].

Основная функция изложения предметных знаний научным стилем - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Суждения имеют вид конкретных высказываний и утверждений и определяют наборы действий, которые могут быть применимы в процессе решения конкретных предметно-тематических задач.

Выделение набора действий на основе системы знаний, описанной и представленной в книге, возможно на основе применения к ее естественно-языковому тексту процедуры структуризации. Для этого мы произведем некоторое преобразование книжного текста, представив его не в привычном виде последовательного и по стилю согласованного изложения информации, а отобразив его в совокупности конкретных высказываний и утверждений. Конкретные предметные высказывания/утверждения, имеющие тематическую направленность, могут формировать пассивную базу знаний.

Преобразование пассивной базы знаний, которая представлена в виде изложенных в книге информационных описаний, в активную систему возможно на основе преобразования этих описаний в определенные терминополя [6], где конкретные понятия становятся концептами, описанной в книге предметной области [4, 10]. Указанные концепты составляют определенные утверждения, которые определяют конкретные действия и результаты этих действий. Сами утверждения строятся на основе использования семантики концептов и тех отношений, которые эти концепты связывают определенным смыслом.

Множества высказываний/утверждений, сформированные на основе тематических концептов, образуют определенную категорию [2], объекты которой имеют морфизмы для каждой пары высказывание-утверждение. В дальнейшем будем рассматривать морфизмы, которые переводят высказывания, приводящиеся в тексте книги, в утверждения, которые истинны для описываемых фактов. Отметим, что трудно разделить понятие высказывание и утверждение, они практически эквивалентны. Такое разделение довольно искусственно и носит конструктивный характер в терминах теории нормальных систем [8], где высказывание определяет набор исходных (пассивных данных), а утверждения позволяют выделить и определить конкретные активные действия. Т. е. мы формируем множество высказываний конкретного тематического характера, отображаем эти высказывания в форме утверждений, перефразируя их в утвердительной форме [9]. Такая утвердительная форма поможет нам сформулировать определенную гипотезу, которая на основе значения конкретных фактов, представляющих проявления конкретных явлений, может подтвердиться или оказаться несостоятельной [5].

Сформулируем для высказываний и утверждений следующее правило:

a) высказывание/утверждение считается применимым, если существуют условия, определяющие его истинность;

b) высказывание/утверждение считается неприменимым, если не существует условий, определяющих его истинность.

Рассмотрим определение компьютерной онтологии, изложенное в работах Н.Гуарино и Н.Грубера [12, 13] - где определение онтологии рассматриваются как спецификация концептуализации. В онтологию также включаются и системы ограничений, которые могут быть наложены на отношения в рамках тематики предметной области и выражаются в виде определенного множества аксиом, которое задается на основе понятий-концептов и отношений между ними. Тем самым мы

можем рассматривать онтологию как концептуально определенную и заданную систему знаний.

Конструктивно онтологию, как определенную категорию развития и реализации информационных технологий, будем понимать и формировать на основе определения данного в работе [4, 10]:

- иерархическая структура конечного множества понятий - концептов, описывающих заданную предметную область (ПрО);

- структурно онтология может быть представлена в виде онтографа, вершинами которого являются понятия, а дуги - семантические отношения между ними;

- понятия-концепты и отношения интерпретируются в соответствии с общезначимых функций интерпретации, взятых из электронных источников знаний заданной ПрО;

- определение понятий и отношений выполняется на основе аксиом и ограничений (правил) их области действия;

- существует средство формального описания онтографа;

- функции интерпретации и аксиомы могут быть описаны в нотации формальной теории.

Таким образом, под онтологией понимается нечто большее, чем просто детализированный набор понятий и отношений. Таким образом, можно описать онтологию, как активную систему знаний, включающую в себя множество объектов и связав их с описаниями, а также введя формальные аксиомы, которые ограничивают интерпретацию и совместное употребление этих терминов. Т.е. онтологию можно рассматривать как некую логическую теорию, некое исчисление со своими правилами. Эта теория позволяет систематизировать категории действительности и/или выражаемые в языке значения [4].

В общем виде онтологическая модель может быть сформирована и представлена на основе следующих четырех категорий:

- понятия-концепты;

- отношения и свойства;

- аксиомы;

- функции интерпретации.

Понятия рассматриваются как концептуализации класса всех представителей некой сущности или явления (например, ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, БАЗЫ ДАННЫХ, РЕЛЯЦИОННАЯ АЛГЕБРА и т. п.). Классы, которые объединяют понятия-концепты на основе определенных свойств и отношений, являются общими категориями, которые могут быть упорядочены иерархически. Каждый класс описывает группу индивидуальных сущностей, которые объединены на основании наличия общих свойств. Самым распространенным типом отношений, использующимся во всех онтологиях, является отношение категоризации, то есть отнесение к определенной категории. На основе этого типа отношений задается таксономия текстового документа [11]. Аксиомы и функции интерпретации задают условия соотнесения категорий и отношений, а также выражают конкретные утверждения.

Таким образом, онтологический подход позволяет организовать управление сетевыми пассивными системами знаний, которые широко представлены в виде информационных описаний изложенных в конкретных книгах. Преобразование пассивных знаний в активную систему возможно на основе отображения этих описаний в определенные терминополя, где конкретные понятия становятся концептами,

описанной в книге предметной области. Указанные концепты составляют определенные утверждения, которые определяют конкретные действия и результаты этих действий. Сами утверждения строятся на основе использования семантики концептов и тех отношений, которые эти концепты связывают определенным смыслом.

Все утверждения, которые могут быть сформированы из концептов, определяющих семантику тематического содержания монографии, и, создающих определенные классы-категории, представляют собой определенные тавтологии. Именно на основе выделенных тавтологий и создается определенное нами множество онтологий, все элементы которой имеют свойство - быть элементом определенной онтологии. Данное свойство позволяет определить истинность конкретного утверждения в рамках классификации объектов, задающей определенные нами тематические онтологии. Тогда тавтологии могут быть определены как представители тематических классов.

На основе тавтологий, как представителей классов, создаваемых концептами онтологий корпоративной компьютерно-интегрированной учебной среды (КИУС), может быть создана система классификации. Система классификации, как основа онтологии, должна представлять определенную иерархию, каждый из элементов которой, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру (элементы внутренней структуры и их связи) и взаимодействует с внешней средой. Если перевести это на язык классификаций, то внутренняя структура - это группа объектов классификации, связи внутренней структуры - это взаимное соотношение групп объектов классификации, а взаимодействие с внешней средой - это взаимосвязи между классификационными группами различных концептов. В дальнейшем такие группы будем называть классификаторами. Выделим следующих два аспекта взаимосвязи групп-классификаторов:

- структурный - вхождение объектов классификации в операционную среду КИУС на основе бинарных отношений и свойств;

- лексико-семантический - формирование определенных множеств утверждений - высказываний, которые являются тавтологиями относительно проблем, решаемых в операционной среде КИУС.

Практически задача создания системы классификации информационных процессов в среде КИУС сводится к сочетанию создаваемых тематических классификаторов на структурном и лексико-семантическом уровнях:

1) при взаимодействии с однородными классификациями зачастую просто исходная классификация расширяется:

- добавляются новые утверждения в виде тавтологий в существующие классы и подклассы и т. д.;

- добавляются новые классы, подклассы и т. д., также в виде групп тавтологий;

2) при взаимодействии с разнородными классификаторами, основанных на других тематиках, необходимо рассматривать каждый отдельный элемент классификаций.

Таким образом, классификаторы представляют собой определенные упорядоченные множества тавтологий, на основе которых могут быть созданы таксономии операционной среды КИУС.

Для создания корпоративной компьютерно-интегрированной учебной среды необходимо осуществить интеграцию сформированных на основе классификаторов онтологических моделей составляющих процессов. Полученное множество онтологий, определяется как единая онтологическая модель описания информационных процессов взаимодействия при решении задач стандартизации и планирования образовательного процесса.

Следует отметить, что онтологический подход к формированию НРК позволяет расширить масштаб использования сетевых инструментов и программных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при формировании образовательного пространства и обеспечить построение персонифицированной корпоративной компьютерно-интегрированной учебной среды, в которой поддерживаются режимы непрерывного сетевого взаимодействия между студентами и преподавателями различных кафедр. Одной из задач деятельности в информационно-учебной среде является предоставление равных условий эффективного использования информационных ресурсов всем участникам учебного процесса - освоение студентами новых знаний в области их специализации. Для этого создаются средства формализации учебных информационных источников формирования знаний, учитывающие специфику изучаемой профессии. При этом необходимо учитывать тот факт, что объем и разнообразие данных и сообщений по различным профилям предметных знаний, ныне настолько объемный, что возникает необходимость их классификации с точки зрения принадлежности к предметным областям и сферам интересов всех участников учебного процесса в области их практической деятельности. Применение этих программно-информационных средств ИКТ ориентировано на решение следующих задач:

- обеспечение возможности оперативной организации доступа к информационным источникам формирования знаний, касающихся одной предметной области или объединенных схожими интересами сфер деятельности;

- поддержание взаимодействия всех участников учебного процесса в рамках неединичного множества предметных областей с возможностью расширения этого множества;

- обеспечение возможности расширения списка источников и потребителей разнородных информационных источников формирования знаний в рамках определенной предметной области или сферы интересов;

- ограничение доступа к информационным ресурсам учебного назначения рамками конкретной предметной области или сферы интересов в связи с возможностью решения предыдущей задачи;

- обеспечение возможности для каждого субъекта образовательного процесса использования информационных ресурсов учебного назначения нескольких предметных областей,

- обеспечение возможности оперативного поиска источника необходимых информационных ресурсов обучаемыми, касающейся конкретной предметной области.

Задача формирования корпоративной персонифицированной компьютерно-интегрированной учебной среды - накапливать не разрозненные данные, а структурированные, формализованные информационные источники - закономерности и принципы, позволяющие решать реальные задачи в процессе поддержки образовательной деятельности студентов. Онтологический подход к проектированию и формированию персонифицированных электронных площадок как раз и позволяет создавать системы, в которых информационные источники формирования знаний становятся доступными для всех участников учебного процесса. Основные преимущества этого подхода:

- онтологический подход предоставляет пользователю целостный, системный взгляд на определенную предметную область;

- информационные источники о предметной области представлены однотипно, что упрощает их восприятие;

- построение онтологии позволяет восстановить недостающие логические связи предметной области.

Важность онтологического подхода в создании персонифицированных корпоративных ИКТ-систем учебного назначения обусловлена также тем, что если информационные источники формирования знаний не представить в сетевой среде то они становятся неактуальными. Напротив, если информационные источники формирования знаний, распространяются, используются, то они могут генерировать новые знания. Онтологический подход позволяет подавать термины, понятия в таком виде при котором обеспечивается построение логических схем их композиционного развития.

К онтологическим аспектам относится круг вопросов, начиная от сферы применения и к формальному описанию компонентов компьютерных онтологий предметных областей. На формальном уровне онтология - система, состоящая из множества терминов, утверждений об этих понятиях, на основе которых можно строить классы, объекты, связи, функции и теории. Компьютерную онтологию некоторой предметной дисциплины можно рассматривать как общезначимую, открытую базу информационных источников формирования знаний, представленной на формальном языке спецификации. В онтолого-классификационной схеме средств и методов искусственного интеллекта онтологический подход трактуется как разновидность системного подхода, основанного на формировании знаний. Онтологический подход обеспечивает эффективное проектирование компонентов любой знания предметно-ориентированной информационной системы.

Практически все модели онтологии содержат определенные концепты -понятия, классы; свойства концептов - атрибуты, роли; отношения между концептами - зависимости, функции и дополнительные ограничения, которые определяются аксиомами. Концептом может быть описание задачи, функции, действия, стратегии, процесса рассуждения, ход осуществления исследования и т. д. При этом внимание направлено на формализацию этапов построения, структурирования и представления информационных источников формирования знаний, позволяет учащимся эффективное усвоение лекционного материала в сочетании с практическими и лабораторными заданиями. В свою очередь, эффективная реализация указанных этапов и получения конечного результата (библиотеки онтологических баз информационных источников формирования знаний) невозможна без проведения системно-онтологического анализа заданной совокупности информационных учебных ресурсов.

Рассмотрим процесс формирования образовательно-профессиональной программы, как информационной платформы корпоративной компьютерно-интегрированной учебной среды, образовательно-квалификационного уровня БАКАЛАВР, направление подготовки ИНФОРМАТИКА, специальность ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ и соответствующая квалификация СПЕЦИАЛИСТ ПО РАЗРАБОТКЕ И ТЕСТИРОВАНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

В работах [3, 4, 10] описываются методики и процедуры преобразования пассивной системы знаний, представленной в различным книгах и информационных массивах, в активную онтологию, обеспечивающую предметное сопровождение образовательных программ. Так на рис. 1, представлен фрагмент онтографа, вершинами которого являются понятия-концепты раскрывающие содержание образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров по специальности информатика на образовательно-квалификационном уровне. На рис. 2 представлен фрагмент онтографа, вершины которого определяют концепты основных функциональных направлений указанной специальности. На рис. 3 отображен фрагмент онтологии системы знаний, определяющих содержание соответствующих предметно-тематических дисциплин, составляющих подготовку специалистов. Здесь вершины онтографа представляют фрагмент онтологии формирования кредитного модуля по дисциплине ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ, составляющего один из курсов по специальности ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ.

Рис. 1. Фрагмент образовательно-профессиональной программы подготовки. Образовательно-квалификационный уровень - бакалавр. Направление подготовки - информатика.

Как можно видеть онтограф представляет образовательно-квалификационные характеристики специальности, которым должны соответствовать компетентности специалиста. Он должен понимать производственные функции, разбираться в области современных информационных технологий, обладать соответствующей системой навыков и т. п.

Рассмотрим вершину ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УМЕНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ выпускника. Содержание этой вершины-концепта отображено на рис. 2 в виде онтографа основных функциональных направлений, которыми должен владеть выпускник.

На приведенном фрагменте онтологии представлены функции проектирования программного обеспечения. Вершинами-концептами здесь являются основные навыки квалифицированного специалиста.

В онтологии представлена таксономическая зависимость между всеми категориями, определяющих уровень его подготовки в области использования механизмов проектирования программного обеспечения.

Дополнительно отметим следующее - на рис. 1-3 представлены онтологические графы отображающие организацию систем знаний (пассивных) по предметно-тематическим дисциплинам, составляющих полный курс по специальности

ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. Каждая вершина-концепт онтографов определяют содержание конкретных дисциплин указанного направления обучения (ИНФОРМАТИКА) и набора специальностей по которым осуществляется подготовка бакалавров. Это содержание может быть представлено набором учебников, учебных и методических пособий, монографиями по темам конкретной дисциплины. Онтологические средства позволяют поэтапно раскрывать организацию учебного процесса, начиная от основных целей и спускаясь до описания конкретного кредитного модуля по каждой из дисциплин специальности. Онтологическая модель, как видно из рис. 1-3, позволяет определить основные виды учебной работы по конкретным тематическим дисциплинам. Каждая дисциплина в онтологической модели составляет систему знаний по специальности. На основании структурного отображения в виде онтографа оптимально определяется учебная нагрузка, учебные планы и программы. И теперь каждая программа и каждый учебный план подкрепляется соответствующим информационным ресурсом - монография, методические рекомендации, учебные пособия и т. п.

Производственные функции, тяговые задачи деятельности, умения и компетенции

руление, спецификация и анализ требований к компьютеризированные систем

Проектирование архитектуры компьютеризированных систем

ние баз данны'^г-^) и систем управления базами денных (СУБД)

ПрсектирсЕа

интеллектуал!

роектировочная

"Проектирование Интернет р

Проектирование локальных сетей и их программного наполнения

Проектирование систем визуализации информации и мультимедийных систем Уметь использовать основные парадигмы проектирования программного обеспечения! структурную. объектно-ориентированную, компонентную, аспекгно-ориенп Владеть методами описания основных поняшй ярограммирования, уметь задавать семантику и синта^с конструкций языков программирования Еладеть языками моделировании программного обеспечения компьютеризированных систем (иМ1_. СР55 1

Уметь планировать жизненный цикл программного обеспечения [израбатывгтъ шмель управления ресурсами Проектирование программного обеспечения

Уметь проводить анализ дефектов, ошибок и-рисков в жизненном-цикле программного обеспечения, выбирать и формировать требования к характеристикам кач<

и 11 11 | ^ 111| | и | Угг^ м^Г^^Т^^Г^^м^Тм'^^У!^ I и т.д.) программного обеспечения

Уметь проектировать тесты для проверки отдельных компонентов программного обеспечения

Уметь применять,елгоритмы и методы защиты информации в проектах компьютеризированных систем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уметь использоеэть программные '.автоматизированные) методы и средства поддержки проектирования программного обеспечения

Рис. 2. Фрагмент образовательно-квалификационной характеристики «Производственные функции, типовые задачи деятельности, умения и компетенции».

Образовательно-квалификационный уровень - бакалавр.

Направление подготовки - информатика

Как видно из приведенного примера весь образовательный стандарт и его курсовое обеспечение могут быть представлены в виде множества онтологических моделей, каждая из которых отображает определенный этап процесса формирования учебного курса подготовки бакалавров по соответствующей специальности. Однако как

видно даже из фрагментов онтологий, приведенных на соответствующих рис. 1-3, можно сделать вывод, что системы аксиом по каждой из онтологий и тем более функций интерпретации не совпадают и могут иметь не очень мощное пересечение. Так фрагмент онтологии «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЗ ДАННЫХ» поглощается аксиоматикой онтографа «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ», «ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «УМЕНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ». Однако множества функций интерпретации действий для каждого из указанных онтографов имеют как общие и так определенные наборы отличающихся по семантике элементов.

Рис. 3. Фрагмент кредитного модуля «Программное обеспечение создания

баз данных»

Для создания операционной среды онтологического моделирования образовательных стандартов необходимо осуществить интеграцию полученных онтологических моделей составляющих процессов. Функциональные связи между элементами множеств, которые определяют понятия-концепты, описывают определенные процедуры процесса обработки запросов пациента по проблемам состояния своего здоровья. Таким образом получаем множество, элементами которой являются онтологии, описывающие семантику процессов консультирования. Полученная множество онтологий, определяется как единая онтологическая модель взаимодействия процессов решения задач консультирования. Онтологии объединяются и определяются как единая онтологическая модель описания образовательного стандарта.

Отдельные формализованные онтологические модели, позволившие определить функции интерпретации различных уровней НРК, базируются на основе множества функции интерпретации, которая задается на понятиях-концептах и на их отношениях.

Практическое использование онтологического моделирования требует применения разнообразных функций интерпретации. Например, в нашем случае применяются функции определения пересечения множеств и анализа соответствия. Исходя из этого следует применить следующую процедуру объединения

онтологических моделей процессов формирования и отображения разных уровней НРК, которая строится на основе следующего утверждения: множество функций интерпретации объединенной онтологии не является объединением множеств функций интерпретаций онтологий составляющих, т.е. тех что объединятся.

Таким образом, онтологическое моделирование процессов формирования образовательных стандартов, позволяет оптимизировать описание всех уровней НРК, определить достаточную полноту информационного содержания предметных курсов, установить соответствия между системами тематических знаний и компетенциями, которые необходимо сформировать у выпускников.

Также онтологические модели, за счет своей предметной связности, обеспечивают корректность формирования междисциплинарных связей. Это позволяет оптимизировать процесс формирования учебных программ, учебных планов и кредитных модулей. Онтологические модели позволяют также динамически включать в содержание курса новые технологические решения, знание которых необходимо для квалифицированного специалиста.

Библиографический список

1. Батрова О.Ф. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И. А. Волошина [и др.] - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

2. Букур И., Деляну А. Введение в теорию категорий и функторов. - М.: Мир, 1972. 259 с.

3. Величко В.Ю. Автоматизированное создание тезауруса терминов предметной области для локальных поисковых систем / В. Величко, П. Волошин, С. Свитла // «Knowledge - Dialogue - Solution» International Book Series «INFORMATION SCIENCE & COMPUTING», Number 15. - FOI ITHEA Sofia, Bulgaria. - 2009. - pp.24-31.

4. Гладун В. П. Процессы формирования новых знаний [Текст] / Гладун В.П. -София: СД «Педагог 6», 1994. - 192 с.

5. Кантор Г. Труды по теории множеств. — Москва: Наука, 1985..

6. Коршунова С.О. Роль тезаурусного моделирования в организации терминополя «ТЕХТ-ТЕКСТ»/ ВЕСТНИК ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - № 1, 2009. -http://cyberleninka.ru/article/n/rol-tezaurusnogo-modelirovaniya-v-organizatsii-terminopolya-text-tekst

7. Котюрова М.П. Стилистика научной речи. - Академия, 2010. — 240 с.

8. Малишевский А.В. Качественные модели в теории сложных систем. - М.: Наука. Физматлит. 1998. - 528 с.

9. Мендельсон Э. Введение в математическую логику. - М. Наука, 1971. - 320 с.

10. Палагин А.В. Системная интеграция средств компьютерной техники / А.В. Палагин, Ю.С. Яковлев. - Винница: УН1ВЕРСУМ, 2005. - 680 с.

11. Шаталкин А.И. Таксономия. Основания, принципы и правила. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. - 600 с.

12. Gruber T.R. A translation approach to portable ontology specifications / T.R. Gruber // Knowledge Acquisition. - 1993. - Vol. 5. - P. 199 - 220.

13. Guarino N., The Ontological Level. In: Casati R., Smith N. and White G. (eds.), Philosophy and the Cognitive Sciences, Vienna: Holder-Pichler-Tempsky, 1994.

14. Malishevski A.V. Qulitative models in the theory of complex systems. - М.: Nauka. Fizmatlit. 1998. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.