СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Научная статья УДК 1(091) ББ№ УЬБТК7
аок 10.21685/2307-9525-2024-12-3-13
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ
Вера Николаевна Бабина
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия уега.ЬаЫпа@таП .гц
Аннотация. Актуальность и цели. Актуальная проблема современной науки и философии -формирование национальной идентичности с учетом трансформации системы ценностей в условиях деглобализации. Предпринята попытка выявить факторы, определяющие будущее положение России в пространстве возникающего многополярного мира. Материалы и методы. В качестве теоретической и методологической базы предпринятого исследования выступили работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам глобализации и дегло-бализации, информационного общества, медиатизации и сетевизации, национальной идентичности, ценностных ориентаций и жизненных стратегий. Применение системного, а также структурно-функционального подхода позволило рассмотреть проблему формирования национальной идентичности с учетом ценностных трансформаций комплексно, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость факторов, влияющих на изменение структуры ценностей россиян, в том числе молодежи. Кроме того, использование междисциплинарного подхода обусловило включение, наряду с философскими категориями и понятиями, терминов экономики, политологии, культурологии и др. Результаты. Установлено, что деглобализация выступает сегодня ме-гатрендом и свидетельствует об изменениях в мировом развитии. Несмотря на различия подходов к оценке деглобализации, очевидно, что процессы дезинтеграции затронули сегодня практически все сферы жизни. В мировом сообществе происходит фундаментальный сдвиг в сторону децентрализованной экономической модели, позволяющей всем странам ориентироваться на собственные интересы и ценности. В социальном пространстве зародилось настроение глубокого сомнения относительно безупречности перспектив глобализации. Определены угрозы и риски, которые ведут к ухудшению положения страны в мировом пространстве, имеющиеся недостатки, препятствующие консолидации различных групп населения России, внешние факторы, определяющие возможные преимущества, собственные достоинства, использование которых создаст благоприятные условия формирования национальной идентичности. Выводы. Анализ историко-философских, научно-теоретических и методологических источников позволяет говорить об оздоровлении социально-экономического и политического климата в России. В общественном сознании сложились благоприятные предпосылки формирования национальной идентичности как условия национальной безопасности. Дальнейшее продвижение Россией своих национальных интересов на международной арене и осознание собственной национальной идентичности является демонстрацией современного тренда деглобализации и потому, несмотря на страхи и опасения изоляционистского толка, все это будет способствовать укреплению национальной и социетальной безопасности, а также успешному развитию страны, что совпадает с ожиданиями практически всех слоев населения.
Ключевые слова: глобализация, глобализм, деглобализация, национальная идентичность, ценности
Для цитирования: Бабина В. Н. Формирование национальной идентичности в условиях деглобализации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 3. С. 133-141. М: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-13 ББ№ УЬБТК7
© Бабина В. Н., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(3). http://esj.pnzgu.ru
SOCIAL AND POLITICAL PHILOSOPHY
Original article
FORMATION OF NATIONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF DEGLOBALIZATION
Vera N. Babina
Penza State University, Penza, Russia vera.babina@mail .ru
Abstract. Background. The current problem of modern science and philosophy is the formation of national identity, considering the transformation of the value system in the context of deglobalization. An attempt has been made to identify the factors determining the future position of Russia in the emerging multipolar world. Materials and methods. The theoretical and methodological basis of the study is the work of foreign and Russian authors devoted to the issues of globalization and deglobali-zation; information society; mediatization and networking; national identity; value orientations and life strategies. The use of the systematic, as well as a structural and functional approach enables comprehensively examining the problem of the formation of national identity with regard to the value transformations, taking into account the interconnection and interdependence of factors influencing the change in the structure of values of the Russians, including young people. In addition, the interdisciplinary approach allows including, along with philosophical concepts and categories, concepts of economics, political science, cultural studies, etc. Results. The author finds that deglobalization is a megatrend today that testifies to the changes in global development. Despite the differences in approaches to assessing the process of deglobalization, it is obvious that nowadays the processes of disintegration have affected almost all spheres of life. There is a fundamental shift in the global community towards a decentralized economic model that allows all countries to focus on their own interests and values. A mood of deep doubt has arisen in the social space regarding the flawlessness of the prospects for globalization. The threats and risks that lead to a deterioration of the position of the country in the global space are identified; the existing disadvantages that prevent the consolidation of various groups of the Russian population are outlined. The external factors that determine possible advantages and strengths, which may create favorable conditions for the formation of national identity, are determined. Conclusions. The analysis of historical, philosophical, scientific, theoretical and methodological sources shows the improvement of the social, economic and political climate in Russia. Favorable prerequisites for the formation of national identity as a condition of national security have developed in the public consciousness. Further promotion of Russian national interests in the international arena and awareness of national identity is a demonstration of the modern trend of deglobalization and therefore, despite fears and concerns of an isolationist nature, all this will contribute to strengthening national and societal security, as well as the successful development of the country, which coincides with the expectations of almost all segments of the population. Keywords: globalization, globalism, deglobalization, national identity, values
For citation: Babina V.N. Formation of national identity in the context of deglobalization. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(3): 133-141. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-13
Проблема единства глобальных ценностей как основы целостности современного мира все чаще появляется в социально-гуманитарных и философских исследованиях. Возникновение интереса к данной теме объясняется нестабильным состоянием мировой системы, нарастанием международных, межнациональных и межрегиональных конфликтов, процессами дезинтеграции, протекающими в различных сферах общества, развитием информационного общества и связанными с ним структурными трансформациями.
© Babina V.N., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(3). http://esj.pnzgu.ru
Осмысление актуального состояния миропорядка приводит большинство ученых, политиков, экономистов к выводу о прохождении новой точки бифуркации, в которой намечаются контуры будущей цивилизации. Ее отличительной особенностью становятся перенос акцента в область национальных интересов и целей, забота о национальном суверенитете, определение национальной идентичности через обращение к традиционным для той или иной нации ценностям. Подобные трансформации рассматриваются как возможность создания многополярного мира, в котором «не будет уже "блоково-идеологической" (целостности - авт.), как это было в прошлом веке» [1, с. 24].
В условиях переформатирования мира одной из самых значимых проблем для национальных государств, в том числе для России, является осознание и формирование национальной идентичности, а также трансформация ценностей в обществе в целом и ценностных ориентиров у молодежи. На каком фундаменте будет построено новое здание российской цивилизации, определяется именно сейчас. Необходимо не только выделить приоритеты национальной политики в аксиологической сфере, но и наметить пути и средства формирования ценностных оснований построения жизненных стратегий россиян. И если в Концепции внешней политики РФ 2016 г. подчеркивался цивилизационный характер глобальной конкуренции, которая приобретает «форму соперничества ценностных ориентиров»1, то в Концепции 2023 г. речь идет об «укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранении культурного и исторического наследия многонационального народа Российской Федерации»2. К числу основополагающих принципов, в соответствии с которыми должна строиться система международных отношений, относятся «многообразие культур, цивилизаций и моделей организации общества, отказ всех государств от навязывания другим странам своих моделей развития, идеологических и ценностных установок, опора на единый для всех мировых традиционных религий и светских этических систем духовно-нравственный ориентир»3. Таким образом, положение и роль России в мировой системе в ближайшие десятилетия будет определяться теми цивилизационными трансформациями, которые соответствуют ее «геополитическому положению и национальным интересам страны» [2, с. 5].
Выбор вектора цивилизационного развития обусловлен целым рядом факторов, к числу которых относятся усилившиеся процессы деглобализации, «столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон), стремление сохранить доминирующее положение в мире странами Западной Европы и Северной Америки и т.д. Анализ влияния этих факторов на цивилизационные трансформации позволит найти возможности решения важнейшей задачи - встраивания традиционных российских духовно-нравственных ценностей в современную аксиологическую систему.
В качестве теоретической и методологической базы предпринятого исследования выступили работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам глобализации и деглобализации, информационного общества, медиатизации и сетевизации, национальной идентичности, ценностных ориентаций и жизненных стратегий. Применение системного, а также структурно-функционального подходов позволило рассмотреть проблему формирования национальной идентичности с учетом ценностных трансформаций комплексно, принимая во внимание взаимосвязь и взаимозависимость факторов, влияющих на изменение структуры ценностей россиян, в том числе молодежи. Кроме того, использование междисциплинарного подхода обусловило включение, наряду с философскими категориями и понятиями, терминов экономики, политологии, культурологии и др.
1 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71452062/ (дата обращения: 20.03.2024).
2 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/ ?ysclid=lyisch23nr694477473 (дата обращения: 20.03.2024).
3 Там же.
С конца 80-х гг. прошлого века в проблемном поле социально-гуманитарного знания доминировал дискурс глобализации, в рамках которого были созданы доктрины, успешно использовавшиеся для продвижения ценностей глобализации. Предположительно впервые термин «глобализация» употребил в 1987 г. Т. Левитт в статье «Harvard Business Rewiew», характеризуя процессы слияния рынков транснациональных корпораций [3]. Идеологи глобализации были весьма оптимистичны в оценке ее перспектив и обосновывали тезис ее «счастливой неизбежности» [4-6]. Однако даже в то время, когда глобализация находилась в стадии восходящего развития, звучали голоса «скептиков» и «трансформистов» о негативных и неоднозначных последствиях глобализации для различных стран и регионов. По мнению этих ученых, мир разделился на глобализаторов и глобализируемых, и если первые активно продвигали идею равенства, пусть и не всегда осуществимого в настоящем, но неизбежного в будущем, то вторые постепенно теряли не только «право голоса» на международной арене, но даже способность понимания собственных национальных интересов. Будущие выгоды от глобализации распределялись между глобализаторами и глобализируемыми неравномерно и несправедливо как в количественном, так и в качественном отношении.
Тем не менее массив фактов подтверждал возникновение нового цивилизационного феномена, основанного на широком международном сотрудничестве в различных областях, либерализации торговых отношений, взаимопроникновении региональных экономик, международном разделении труда, трансграничности, транснационализме, возникновении общемирового киберпространства и т.д. По определению Т. Палмера, «глобализация - это естественные и искусственные процессы ослабления или уничтожения государственных барьеров, стоящих на путях различных типов обменов» [7, p. 13].
В конце XX в. и в самом начале XXI в. считалось, что глобализация представляет собой естественный и закономерный процесс эволюционного развития истории, который приведет к построению прочного фундамента для высокоэффективной формы существования мира. Взаимовыгодное сотрудничество стран обеспечит их постепенное сближение, а в перспективе обусловит возникновение относительно единого социума. Реальные последствия научно-технической революции выражались в международной экономической, политической, военной, научной интеграции, которая постепенно приобретала системный характер. В социальных науках изучались отдельные аспекты глобализации, создавая постепенно целостный проект мирового развития и способствуя формированию новой идеологии. На основе предложенных категорий и идей («конец эпохи территорий» Бертрана Бади, «глобальные города» Саскии Сассен, «сетевое общество» Мануэля Кастельса, «островная экономика» Пьера Вель-ца, «ничейные пространства» Марка Оже и др.) формировалась и новая научная концепция.
Со временем естественно-исторический процесс глобализации стал приобретать черты управляемой в интересах определенных агентов тенденции под названием «глобализм». Глобализм подчиняет геополитическим факторам все прочие движущие силы общественного развития. Следует также иметь в виду, что идеология глобализма формируется под влиянием не только экономических трансформаций, но и социальных, духовных и политических изменений. Речь об общемировых процессах, связанных с демографической революцией, формированием общества потребления и продвижением ценностей гедонизма, а также складыванием системы неоколониализма. В результате глобальный мир оказался не только связанным торговыми, производственными, финансовыми отношениями, но и объединенным общим устремлением к удовлетворению искусственно сформированных потребностей, ценностям престижного сверхпотребления [8]. С помощью СМИ новые нормы и ценности распространялись по всему миру, благодаря чему сформировался новый идеал благополучной, сытой, беззаботной жизни, в которой прежние ценности как буржуазного, так и социалистического общества (умеренность, бережливость, профессионализм, трудолюбие, взаимопомощь, уважение, скромность и т.д.) подвергались уничижительной критике и даже осмеянию. Приверженность этим ценностям характеризовала человека, отставшего от современного темпа жизни, как человека-неудачника. Глобализация культуры обострила проблему ограниченности и исчерпаемости ресурсов для роскошного существования глобального человечества.
Со временем глобализация наряду с положительным эффектом стала проявлять и контртенденции, к числу которых можно отнести международный терроризм, трансграничный криминал (торговля оружием, наркотиками), сепаратизм, антиглобализм и др.
После мирового финансового кризиса 2008 г. негативные проявления глобализации стали еще более очевидными, и в научном сообществе начинает формироваться дискурс дег-лобализации. Фундаментальное исследование этого вопроса впервые было проведено У. Бел-лоу, который в своей книге «Деглобализация - идеи для новой мировой экономики» раскрывает внутренние противоречия новейшего этапа капиталистической глобализации, обвиняет развитые страны в жестком подчинении развивающихся экономик интересам транснациональных корпораций и банков, а также проводит критический анализ наднациональных институтов (МВФ, ВТО, Всемирного банка и т.д.). Автор призывал мировое сообщество к фундаментальному сдвигу в сторону децентрализованной экономической модели, позволяющей всем странам ориентироваться на собственные интересы и ценности [9, р. 6]. В последующие годы интерес к деглобализации повысился, чему в немалой степени способствовало усиление конфронтации между государствами, пандемия коронавируса, протекционистская политика ряда стран, начало торговых войн. В социальном пространстве зародилось настроение глубокого сомнения относительно безупречности перспектив глобализации1. В научном сообществе высказывались весьма радикальные взгляды относительно «конца глобализации» [10].
Среди ученых до сих пор нет единого мнения относительно феномена деглобализации. Расхождение мнений связано с признанием ее временным отступлением, или полноценной тенденцией, или даже мегатрендом. По мнению некоторых исследователей, деглобализацию не следует рассматривать как самостоятельное явление. «Современное развитие человеческой цивилизации включает два неразрывно связанных друг с другом процесса - глобализацию и деглобализацию... Деглобализация - это восстановление образа жизни национальных сообществ, противодействие попыткам свести все к единым образцам и шаблонам, будь то коммунистический, американский или иной образ и стиль жизни» [11]. Таким образом, деглобализацию следует понимать, как попытку преодолеть недостатки глобализации. С другой стороны, ряд экспертов считают деглобализацию инверсией глобализации, процессом неизбежным, объективно возникшим на фоне ее негативных проявлений. Докризисная модель глобализации оказалась в тупике и исчерпала себя. Довлеющее влияние национальных интересов делает неработоспособными механизмы наднационального регулирования и координации: G8 представляет собой дискуссионный клуб, в большей степени служащий удовлетворению интересов его членов, чем мирового сообщества. При этом организация «не обладает даже минимальной инфраструктурой (постоянным секретариатом и т.д.) хотя бы для мониторинга (не говоря уже о контроле) за реализацией того, что записывается в итоговых документах саммитов. Никаких международно-правовых инструментов их реализации нет вовсе» [12, с. 167]. Есть также мнение, что глобализация представляет собой процесс не линейный, а волнообразный [13, р. 6], а потому процессы, наблюдаемые после 2008 г. (сокращение торговли, торговые войны, санкционное давление), - это лишь временное отступление, которое сменится новой волной глобализации. К концу 2010-х гг. появляется термин «деоксиден-тализация глобализации», под которой понимается утрата европейским образцом позиции универсального общечеловеческого способа организации мирового развития. Именно этим, по мнению французского геополитика Мишеля Фуше, объясняется возникновение болезненного чувства упадка в западном обществе, которое осознает утрату тотального контроля и мирового господства.
1 Молдин У. Эпохе глобализации может прийти конец. Экономисты обеспокоены ростом протекционизма и ухудшением ситуации в международных торговле и инвестициях // Ведомости. 2016. 7 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/10/07/660095-globalizatsii-konets (дата обращения: 22.03.2024); Юнг А., Цанд Б., Глюзинг Й. Конец эпохи глобализации // Профиль : сайт. URL: https://profile.ru/economy/konets-epokhi-globalizatsii-10735/?ysdid=lyisobwvfu227570643 (дата обращения: 22.03.2024); Королева А. Глобализацию поставили на паузу // Эксперт : сайт. URL: http://expert.ru/2017/01/19/globalizatsiya/ (дата обращения: 25.04.2022); Joseph S. Nye, Jr. Which Globalization Will Survive? // Project Syndicate : website. URL: https://www.project-syndicate.org/ commentary/which-globalization-will-survive? barrier=accesspaylog (дата обращения: 25.04.2024).
Существующие разногласия лишь актуализировали проблему перспектив развития общества. Какова вероятность временного или окончательного сворачивания глобализации? Возможно ли дальнейшее развитие человечества в форме суверенных наций и государств? Продолжится ли интеграция научной, культурной, бизнес-сферы, туризма и т.д.?
Среди важнейших черт современной деглобализации исследователи выделяют усиление суверенизации при сохранении глубокой взаимозависимости стран и регионов [14], а также деидеологизацию, сопровождающуюся нарастанием прагматизма, но прагматизма безыдейного. Дело в том, что, хотя массовое потребление и современные медиа во многом способствуют унификации и стандартизации образцов жизненного поведения, они не в состоянии породить ни новых общезначимых ценностей, ни общую идентичность. А это значит, что глобализация не может создать мировое общество, которое бы заменило национальные государства и национальную идентичность.
Для России, как и для других стран, вопрос определения собственного будущего - это тот самый цивилизационный выбор, который означает и формулировку политической и экономической стратегии государства, и готовность к пересмотру предложенных глобализацией традиций и ценностей. Классическими альтернативами для России выступают: ориентация на западноевропейский образец, сближение с восточной цивилизацией стран Азиатско-Тихоокеанского региона или возвращение к собственному уникальному пути развития, объединяющему западные и восточные черты, создающему тот самый «русский мир», который опирается на ценности многонациональной отечественной культуры. «В настоящее время можно говорить о том, что концепция выбора России в пользу построения уникальной цивилизации фактически имеет поддержку на государственном уровне» [2, с. 35]. Следование по этому пути осложняется целым рядом обстоятельств: во-первых, заметной фрагментацией сознания граждан, проживающих в различных регионах России, во-вторых, значительным влиянием ценностей западной цивилизации (демократия, рыночная экономика и т.п.), в-третьих, геополитическим положением России. Но, несмотря на сложности, «именно Россия, имеющая уникальный опыт синтеза своей православно-славянской и тюрко-мусульманской идентичности, сможет предложить новую этикоцентристскую "повестку дня" для будущего развития мира» [15]. Эта ключевая идея звучит и в Стратегии национальной безопасности РФ: «Традиционные российские духовно-нравственные ценности являются важными компонентами культурно-цивилизационного кода и национальной идентичности РФ»1. Такой цивили-зационно-аксиологический подход на государственном уровне существенным образом структурирует национальную идентичность России [16-19]. В ее основании лежат не только историческая память, язык и культурные особенности, но и ценностные ориентиры, нравственные идеалы, помогающие выстраивать индивидуальные жизненные стратегии, осознанно соотнося их с жизнью страны, являющейся частью мирового исторического процесса.
Для того чтобы государственная национальная политика не была только декларативным документом, а привела бы к формированию национальной идентичности в новых условиях, необходимо оценить угрозы и риски, которые ведут к ухудшению положения страны в мировом пространстве, имеющиеся недостатки, препятствующие консолидации различных групп населения России, внешние факторы, определяющие возможные преимущества, собственные достоинства, использование которых создаст благоприятные условия формирования национальной идентичности.
К числу значимых внутренних рисков и угроз можно отнести сокращение населения РФ (по оценкам экспертов, к 2036 г. численность населения сократится на 3,7 млн человек)2, отставание по ожидаемой продолжительности жизни, низкую рождаемость в связи с уменьшением количества лиц репродуктивного возраста, старение населения, являющееся мировым
1 О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 : указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 703 // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72020010/ (дата обращения: 26.04.2024).
2 Предположительная численность населения // ЕМИСС (государственная статистика) : сайт. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36727 (дата обращения: 26.04.2024).
мегатрендом, диспропорцию в распределении населения по территории страны из -за неоднородности экономического пространства, социальное неравенство (монетарное неравенство, деградацию социальной инфраструктуры, неравный доступ к культуре, медицине, образованию и пр.), которое начиная с 90-х гг. является постоянным фактором повышения уровня тревожности в обществе; взаимодействие с мигрантами и сохранение этнической структуры населения, рост национализма в ответ на экспансию представителей различных этносов и культур, снижение значимости ценности труда и созидательного потенциала населения, массовую духовно-нравственную деградацию, насаждение примитивизма и пошлости средствами массовой коммуникации, пропаганду и возбуждение животного начала в человеке и обесценивание достижений традиционной культуры.
К внешним факторам, ухудшающим положение страны в мировом пространстве, следует отнести мировой экономический кризис, санкции со стороны недружественных стран, политическую нестабильность и рост числа региональных вооруженных конфликтов, подталкивающих к развертыванию новой гонки вооружений, экологические проблемы и «зеленую повестку», активно продвигаемую рядом западных государств, все еще сложную эпидемиологическую обстановку, создающую напряженность в ожидании неблагоприятной ситуации в ближайшей перспективе, противостояние России и Запада в области культуры, спорта, деградацию международных отношений.
Благоприятными внешними и внутренними факторами можно считать постепенное складывание в общественном сознании консолидированного образа будущего России, в котором преобладают ожидания оптимистического характера и уверенность в завтрашнем дне [20], государственную политику в области импортозамещения и создания экономического суверенитета страны, социально ориентированный бюджет государства и расширение мер поддержки социально незащищенных слоев населения, развитие путей сообщения (строительство дорог, развитие инфраструктуры, обновление транспорта), успешный опыт организации и проведения масштабных культурных и спортивных мероприятий, демонстрирующий открытость и готовность к межкультурному диалогу, развитие внутреннего туризма (создание и продвижение новых туристических маршрутов, развитие тревэл-блогерства, поддержку и развитие исторических, этнокультурных и природных заповедников), возрождение патриотического воспитания молодежи, волонтерское движение, объединяющее представителей разных поколений.
Таким образом, учитывая факторы рискогенности и преимущества, можно говорить об оздоровлении социально-экономического и политического климата в стране. В общественном сознании сложились благоприятные предпосылки формирования национальной идентичности как условия национальной безопасности. Этому в немалой мере будут способствовать исправления существующих недостатков в социально-политических отношениях, исключение радикальных сценариев изменений политической сферы. Дальнейшее продвижение Россией своих национальных интересов на международной арене и осознание собственной национальной идентичности является демонстрацией современного тренда дегло-бализации, и потому, несмотря на страхи и опасения изоляционистского толка, все это будет способствовать укреплению национальной и социетальной безопасности, а также успешному развитию страны, что совпадает с ожиданиями практически всех слоев населения.
Список литературы
1. Спиридонова В. И. Глобализация в XXI в.: инволюция или новые перспективы? // Век глобализации. 2018. № 3 (27). С. 15-25. doi: 10.30884/vglob/2018.03.02 EDN: XZFGSL
2. Мальченков С. А. Социально-философский анализ цивилизационных трансформаций современной России : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 5.7.7. Саранск, 2022. 46 с.
3. Биндюков Н. Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил. М. : ИТРК, 2004. 367 с. EDN: QOCTGR
4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М. Л. Ко-робочкина. М. : Весь Мир, 2004. 116 с.
ISSN 2307-9525 (Online)
5. Глобализация: контуры XXI века : реферат. сб. ст. / отв. ред. Ю. И. Игрицкий, П. В. Малиновский. М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2001. 190 с. EDN: SEJGAH
6. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура : монография / Д. Хелд [и др.] ; пер. с англ. В. В. Сапова, В. Л. Рубанова, М. В. Соколовой. М. : Праксис, 2004. 576 с. EDN: QODEJD
7. Palmer T. G. Globalization and Culture: Homogeneity, Diversity, Identity, Liberty. Potsdam : The Liberal Institute of the Friedrich Naumann Foundation, 2004. 30 p. URL: https://edoc.vifapol.de/opus/ volltexte/2011/2414/pdf/OP2.pdf
8. Маркузе Г. Одномерный человек : монография. М. : АСТ, 2003. 331 с. EDN: QOCEHB
9. Bello W. Deglobalization - Ideas for a New World Economy. London : Zed Books, 2004. 162 p.
10. Кондратьев В. Б. Конец глобализации, или К новому капитализму // Перспективы. Электронный журнал. 2017. № 2 (10). С. 5-22. EDN: YZJWTP
11. Осипов Г. В. Возрождение социологии в России: как это было на самом деле. СПб. : СПбГУП, 2010. 32 с.
12. Паньков В. С. 2020 год - глобализация или деглобализация? // Международная жизнь. 2010. № 5. C. 163-176. EDN: TVZAQN
13. Auzan A. A. The Economy under the Pandemic and Afterwards // Population and Economics. 2020. Vol. 4, № 2. P. 4-12. doi: 10.3897/popecon.4.e53403 EDN: DJRSSX
14. Шмидт С. Ф. Деглобализация и ресуверенизация: двойной мегатренд 2010-х // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 26. С. 5-20. doi: 10.26516/2073-3380.2018.36.5 EDN: YRQMBF
15. Панарин А. С. Правда железного занавеса. М. : Алгоритм, 2006. 336 с. EDN: QOFLVH
16. Алиева О. Г. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2016. № 2. С. 135-141. EDN: VVMYYR
17. Титов В. В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 257-264. doi: 10.17223/1998863X/57/24 EDN: MKMEMA
18. Думнова Э. М. Проблема формирования идентичности сквозь призму постмодернистской парадигмы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 41-48. doi: 10.17223/1998863X/41/5 EDN: UPUTTY
19. Гришин Н. В. Государственная политика идентичности: новая ставка в политической борьбе? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 55. С. 231-239. doi: 10.17223/1998863X/55/23 EDN: PUDINI
20. Образ будущего в призме социологических измерений : монография / М. Б. Буланова, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.] ; отв. ред. Н. М. Великая. М. : Мир Науки, 2023. 321 с. EDN: EMSTCE
References
1. Spiridonova V.I. Globalization in the 21st century: Involution or new prospects? Vek globali-zatsii = Century of Globalization. 2018;(3):15-25. (In Russ.). doi: 10.30884/vglob/2018.03.02
2. Malchenkov S.A. Social and philosophical analysis of civilizational transformations in modern Russia. DSc abstract. Saransk, 2022:46. (In Russ.)
3. Bindyukov N.G. Globalizatsiya i Rossiya: paradigma, sotsialno-politicheskiy aspekt, strategiya levykh sil = Globalization and Russia: Paradigm, social political aspect, strategy of the left. Moscow: ITRK, 2004:367. (In Russ.)
4. Giddens E. Uskolzayushchiy mir: kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn. Per. s angl. M.L. Korobochkina = Elusive world: How globalization is changing our lives. Translated from English by M.L. Korobochkina. Moscow: Ves Mir, 2004:116. (In Russ.)
5. Igritskiy Yu.I., Malinovskiy P.V. (resp. ed.). Globalizatsiya: kontury XXI veka: referat. sb. st. = Contours of the 21st century: Abstract. Collection of articles. Moscow: Institut nauchnoy informatsii po ob-shchestvennym naukam RAN, 2001:190.
6. Held D. et al. Globalnye transformatsii: politika, ekonomika, kultura: monografiya. Per. s angl. V.V. Sapova, V.L. Rubanova, M.V. Sokolovoy = Global transformations: Politics, economics, culture: Monograph. Translated from English by V.V. Sapova, V.L. Rubanova, M.V. Sokolova. Moscow: Praksis, 2004:576.
7. Palmer T.G. Globalization and Culture: Homogeneity, Diversity, Identity, Liberty. Potsdam: The Liberal Institute of the Friedrich Naumann Foundation, 2004:30. Available at: https://edoc.vifapol.de/opus/ volltexte/2011/2414/pdf/OP2.pdf
8. Marcuse G. Odnomernyy chelovek: monografiya = One-dimensional man: Monograph. Moscow: AST, 2003:331. (In Russ.)
9. Bello W. Deglobalization - Ideas for a New World Economy. London: Zed Books, 2004:162.
10. Kondratiev V.B. End of globalization, or towards new capitalism. Perspektivy. Elektronnyy zhur-nal = Prospects. Electronic Journal. 2017;(2):5-22. (In Russ.)
11. Osipov G.V. Vozrozhdenie sotsiologii v Rossii: kak eto bylo na samom dele = Revival of sociology in Russia: How it really was. Saint Petersburg: SPbGUP, 2010:32. (In Russ.)
12. Pankov V.S. 2020 - globalization or deglobalization? Mezhdunarodnaya zhizn = International Affairs. 2010;(5):163-176. (In Russ.)
13. Auzan A.A. The Economy under the Pandemic and Afterwards. Population and Economics. 2020;4(2):4-12. doi: 10.3897/popecon.4.e53403 EDN: DJRSSX
14. Shmidt S.F. Deglobalization and resovereignization: Double megatrend of the 2010s. Izvestiya Ir-kutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie = Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious Studies. 2018;26:5-20. (In Russ.). doi: 10.26516/20733380.2018.36.5
15. Panarin A.S. Pravda zheleznogo zanavesa = Truth of the Iron Curtain. Moscow: Algoritm, 2006:336.
16. Alieva O.G. Problem of national identity in a globalizing world. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Philosophy. 2016;(2): 135-141.
17. Titov V.V. On constructing the national-civil identity of Russian youth. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2020;(57):257-264. doi: 10.17223/1998863X/57/24
18. Dumnova E.M. Problem of identity formation through the prism of the postmodern paradigm. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2018;(41):41-48. doi: 10.17223/1998863X/41/5
19. Grishin N.V. State identity policy: New stakes in the political struggle? Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2020;(55):231-239. doi: 10.17223/1998863X/55/23
20. Bulanova M.B., Velikaya N.M., Grebnyak O.V. et al. Obraz budushchego v prizme sotsiolog-icheskikh izmereniy: monografiya = Image of the Future in the prism of sociological measurements: Monograph. Moscow: Mir Nauki, 2023:321.
Информация об авторе / Information about the author
В. Н. Бабина - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
V.N. Babina - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Communication, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 18.05.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.06.2024 Принята к публикации / Accepted 30.07.2024
ISSN 2307-9525 (Online)