ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ТАТАР В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.
Р. Р. Фахрутдинов, И. Р. Фахрутдинов
В статье рассматриваются проблемы новой идеологии в татарском обществе, которая была связана с проблемой национальной идентичности и самоидентификации.
Ключевые слова: идеология, общественно-политическая мысль, тюркизм, тюрко-татары, образование, медресе, мектебе, учебные пособия.
The problems of new ideology in tatar society, which were connected with problem of national identity and self-identification are shown in the article.
Key words: ideology, social-political though, turkism, Turkish-tatars, education, training book.
Формирование новой идеологии в татарском обществе неразрывно было связано с проблемой национальной идентичности и самоидентификации.
Первым, кто активно занимался проблемой идентичности, был великий татарский религиозный реформатор и просветитель Ш. Марджани (1818 - 1889). Творчество Марджани отразило синтез восточных традиций, европейской и русской системы знаний Нового времени. Он изучал историческое прошлое татарского народа, его культуру и стремился показать роль и место татарской нации среди цивилизованных народов.
Обосновывая историческую преемственность культур средневековых тюрко-татарских государственных образований, Ш. Марджани выработал собственную концепцию татарской
национальной идентичности и, таким образом, стал основателем новой идеологии формирования татарской нации. Его можно назвать отцом становления татарской идентичности и самоидентификации народа.
В конце XIX - начале ХХ вв. начали проявляться противоречия между национальным и конфессиональным компонентами самосознания татарского народа. Деятели мусульманского духовенства все больше писали о единой мусульманской нации. Сторонники конфессиональной идентичности долгое время (вплоть до середины
XIX века) находили поддержку среди значительной части крестьянского населения. Однако в конце XIX века идеология единой мусульманской нации перестала отвечать потребностям развития татарского общества в
новых условиях. Все более актуальной становится задача формирования новой идеологии, которая позволила бы выделить татарскую нацию из общемусульманского социума в целях свободного развития литературного языка, особенностей культуры (в т. ч. и политической), а также определения государственных форм устройства.
Другим течением общественнополитической мысли рубежа XIX -XX вв. был т. н. «тюркизм», который развивался по трем направлениям.
Первое направление было представлено родоначальником тюркизма И. Гаспринским (1851 - 1914). Его концепция опиралась на идею создания общетюркской общности всех тюрко-мусульманских народов России. Он выработал общий т. н. язык «тюрки» - универсальный язык для всех тюркских народов России, на котором в течение двадцати лет издавал газету «Тарджиман» («Переводчик»). Его основной идеологический лозунг «Единство в мыслях, словах и делах» отразил идею социокультурного и политического единства всех тюркомусульманских народов Российской империи.
Представитель другого направления тюркизма Ю. Акчура (1876 - 1935) связывал этноконфессиональную консолидацию тюрко-мусульманских народов России с османским тюркизмом, но при ведущей роли волжских татар.
Идеологи тюркизма Ф. Карими, Х. Максуди, Дж. Валиди, которые представляли третье его направление, подчеркивали особую роль казанских татар в процессах интеграции тюрко-мусульман России и даже использовали термин «казанские тюрки».
Идеи тюркизма в той или иной форме были популярны на страницах таких газет, как «Вакыт», «Казан мух-бире», «Юлдуз».
Важно отметить, что идеология единой тюркской нации имела социальную поддержку лишь среди незначительной части татарской интеллигенции и политической элиты общества и не пользовалась популярностью среди татарского населения.
Еще одно течение общественно-политической мысли было представлено ваисовским движением, идеологами и основателями которого являлись Б. Ваисов, а после его смерти в 1893 году - его сын Г. Ваисов. Целью ваисовского движения являлось возвращение в «золотую эпоху» булгарс-кого государства, а также создание т. н. «божьих полков» для борьбы с мнимыми врагами «булгарской нации». Движение ваисовцев, отражавшее идеологию средневековой религиозной секты низших слоев населения и призывавшее утвердить самоназвание нации в форме «булгары», являлось малочисленным и было отвергнуто абсолютным большинством татарского общества. В 1918 году ваисовцы выступили против провозглашения штата Идель-Урал, и, вероятно, лидер движения Г. Ваисов погиб от рук сторонников Идель-Урала.
Большую роль в формировании татарской национальной идентичности сыграл выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри (1825 - 1902), который продолжил традицию Мар-джани и впервые разработал концепцию татарского литературного языка, освободив его от арабизмов и фарсиз-мов и иных позднейших наслоений.
163
Вслед за Марджани он обосновал и отстаивал идею единой татарской нации и впервые сформулировал ее признаки. К таковым он относил происхождение, общность территории, государства, культуры и языка.
Значительную роль в формировании идеологии татарской этничности, как составного компонента национального самосознания народа в начале
ХХ века, сыграли исторические труды Г. Баттала «История татар», Х. Га-бяши «Подробная история тюркских племен», З. Валиди «История тюрко-татар», «Краткая иллюстрированная история тюрко-татар», Р. Фахруддина «Ханы Золотой Орды» и другие. Новые исторические произведения пользовались огромной популярностью в татарском обществе и широко использовались в медресе в качестве учебных пособий. В период с 1905 - 1913 гг. было издано 394 учебных пособия для татарских мектебов и медресе, из которых более 50 по истории татарского народа (1, с.18).
В работах Х. Атласи, З. Валиди, Х. Габяши, Р. Фахруддина обосновывается концепция, согласно которой основным звеном тысячелетней истории татарского народа является утверждение преемственности культурноисторической цивилизации тюрко-татар с древнейших времен. Авторы достаточно подробно и довольно ярко описывали культуру древнетюркских государств (Тюркский и Хазарский каганаты, Великая Болгария), тюркотатарских государств эпохи раннего (Волжская Булгария, Дешт-и-Кипчак), развитого (Золотая Орда) и позднего (Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирские ханства) Средневековья. Они доказывали, что татарский на-
164
род имеет глубокие связи с древними тюркскими народами Азии и Европы (булгары, хазары, кипчаки, древние татары), которые и приняли участие в этногенезе татарского народа. Ученые, продолжая традиции Ш. Марджани, подчеркивали, что тюрко-татары, как единый этнос впитал достижения цивилизаций названных выше народов, а именно: государственность, письменность, городскую культуру, духовность; доказывали ценность каждого отрезка истории народа и рассматривали историю тюрко-татар в динамике.
Большую роль в формировании идеологии татарской этничности сыграли выдающиеся представители татарской культуры: Г. Тукай, Дердменд, Г. Исхаки и Г. Ибрагимов.
Для Тукая и его современников проблема национального самосознания и идентичности стояла острее и являлась более актуальной, чем для предшествующих поколений. В стихотворении «Самому себе» великий Тукай писал:
Хочу разумным быть, чистосердечным. Душа живет стремленьем к свету вечным. Мне счастие татар дороже жизни,
Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкою состарен,
Я сам татарин, истинный татарин.
Я дал народу обещаний много.
Исполню ль их - известно только богу.
Другой выдающийся классик татарской литературы Дердменд был даже более категоричен:
Татарин от татарина не отречется,
Татарин именем татарским наречется Ты сын татарина и сам татарин Откажешься - смотри, башку продавим.
Таким образом, после первой российской революции в общественно-политической жизни татарского общества все большую роль стала играть идеология, которая возводила татарскую идентичность к тюрко-та-тарской истории. Причем татарская идентичность все большую роль играла как в среде политической и культурной элиты, так и в жизни простого населения. Характерно, что вопрос о национальной идентичности обсуждался в 1917 году на заседании Национального Собрания татар (Миллет меджлисе), проходившего в г. Уфе. По
сообщению Г. Исхаки большинством съезда в качестве самоназвания нации был утвержден термин «тюрко-татары» (2, с.156).
Литература:
1. Гибатдинов М. М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность. - Казань, 2003. - 158 с.
2. Давлетшин Т. Д. Советский Татарстан: теория и практика ленинской на-ционльной политики. Лондон - Мюнхен, 1974. - 392 с.
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЙСЯ В XVIII-XIX ВВ. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ
Т. Р. Усманов
Мусульманское право в контексте юридического образования и его история в современном сложном, многополярном и разноконфессиональном обществе становится важным элементом в изучении истории становления и развития отечественного образования. Современное реформирование системы Российского образования предполагает изучение историографии вопроса в полном объеме во избежание повторения исторических ошибок прошлых лет. В статье рассматривается историко-педагогический аспект изучения мусульманского права как сложившегося на рубеже XIX- XX веков этнокультурного компонента юридического образования в Татарстане.
Ключевые слова: профессиональное образование, мусульманское право, история юридического образования, программа обучения, учебный процесс.
Muslim law in the context of legal education and its history in today’s complex, multi-polar and multiconfessional society becomes an important element in studying the history of formation and development of national education. The current reform of Russian education involves the study of historiography in full, to avoid repeating historical mistakes of the past.
The article deals with historical and pedagogical aspect of the study of Islamic law as prevailing at the turn of the XIX - XX centuries of ethnic and cultural component of legal education in Tatarstan.