Научная статья на тему 'Формирование национально-патриотической концепции Ф. Шлейермахера в годы наполеоновских войн в Германии (1806-1815)'

Формирование национально-патриотической концепции Ф. Шлейермахера в годы наполеоновских войн в Германии (1806-1815) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОГЕНЦОЛЛЕРНЫ / ЛЕЙПЦИГСКАЯ БИТВА / ЛОКАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ / НАЦИОНАЛИЗМ / НЕМЕЦКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА / ПРУССКАЯ МОНАРХИЯ / ПРУССКИЕ РЕФОРМЫ / HOUSE OF HOHENZOLLERN / THE BATTLE OF LEIPZIG / LOCAL PATRIOTISM / NAPOLEONIC WARS / NATIONALISM / GERMAN NATIONAL IDEA / GERMAN LANGUAGE / THE LIBERATION WAR / PRUSSIAN MONARCHY / PRUSSIAN REFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стерхов Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрены этапы формирования национально-патриотических взглядов немецкого протестантского теолога Фридриха Шлейермахера, отправной точкой которого автор считает поражение Пруссии в войне с Францией 1806 г. Проповеди и публицистические сочинения Ф. Шлейермахера 1806-1812 гг. ставили целью пробудить в верующих патриотические чувства к родной для проповедника Пруссии, добиться ее обновления на основе прогрессивных реформ. Однако в 1813-1815 гг. теолог все больше обращается к теме единства немцев, на первый план выдвигается общенациональная проблематика. В результате Ф. Шлейермахер приходит к выводу, что именно Пруссия должна стать лидером германского мира и, возможно, объединить Германию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Стерхов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Shaping of National-Patriotic Outlook of F. Schleiermacher in the Napoleonic Wars in Germany (1806-1815)

The article analyses the stages of national-patriotic outlook of German Protestant theologist Friedrich Schleiermacher, which was shaped initially by the defeat of Prussia in the war with France in 1806. The sermons and journalistic works by Schleiermacher of 1806-1812 were aimed at arousing patriotic sentiments of believers towards the homeland of Prussia, which ought to be altered through progressive reforms. Yet in 1813-1815 the theologist turned to the unity of Germans, and the nationwide topics came to the forefront. Finally, Schleiermacher concluded that it was Prussia that was meant to become the leader of the German world and, possibly, to unite Germany.

Текст научной работы на тему «Формирование национально-патриотической концепции Ф. Шлейермахера в годы наполеоновских войн в Германии (1806-1815)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 4

Д.В. Стерхов

(аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки

исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ

КОНЦЕПЦИИ ФРИДРИХА ШЛЕЙЕРМАХЕРА В ГОДЫ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН В ГЕРМАНИИ (1806-1815)

В статье рассмотрены этапы формирования национально-патриотических взглядов немецкого протестантского теолога Фридриха Шлейер-махера, отправной точкой которого автор считает поражение Пруссии в войне с Францией 1806 г. Проповеди и публицистические сочинения Ф. Шлейермахера 1806—1812 гг. ставили целью пробудить в верующих патриотические чувства к родной для проповедника Пруссии, добиться ее обновления на основе прогрессивных реформ. Однако в 1813—1815 гг. теолог все больше обращается к теме единства немцев, на первый план выдвигается общенациональная проблематика. В результате Ф. Шлейерма-хер приходит к выводу, что именно Пруссия должна стать лидером германского мира и, возможно, объединить Германию.

Ключевые слова: Гогенцоллерны, Лейпцигская битва, локальный патриотизм, наполеоновские войны, национализм, немецкая национальная идея, немецкий язык, Освободительная война, прусская монархия, прусские реформы.

The article analyses the stages of national-patriotic outlook of German Protestant theologist Friedrich Schleiermacher, which was shaped initially by the defeat of Prussia in the war with France in 1806. The sermons and journalistic works by Schleiermacher of 1806—1812 were aimed at arousing patriotic sentiments of believers towards the homeland of Prussia, which ought to be altered through progressive reforms. Yet in 1813—1815 the theologist turned to the unity of Germans, and the nationwide topics came to the forefront. Finally, Schleiermacher concluded that it was Prussia that was meant to become the leader of the German world and, possibly, to unite Germany.

Keywords: House of Hohenzollern, the battle of Leipzig, local patriotism, Napoleonic wars, nationalism, German national idea, German language, the

Liberation War, Prussian monarchy, Prussian reforms.

* * *

Фридрих Шлейермахер известен в первую очередь как крупнейший протестантский теолог XIX в., автор многочисленных работ по христианской догматике и практической теологии. Яркий след он оставил и в таких областях гуманитарного знания, как философия, языкознание, этика, эстетика, психология, право. Однако в многогранной деятельности немецкого теолога прослеживается

* Стерхов Дмитрий Владимирович, тел. 8-903-733-45-12; e-mail: dmitrii_sterhov@ mail.ru

и еще одна, не менее важная сторона — общественно-политическая, патриотическая.

Обращение теолога и богослова к национально-патриотической тематике было неслучайным. С одной стороны, именно на начало XIX в. пришелся подъем национального самосознания немцев, причиной которого послужили революционные и наполеоновские войны, кардинально перекроившие карту Германии. В условиях внешней опасности и политической нестабильности публицисты и общественные деятели начинают обращаться к национальной идее, пытаясь на ее основе создать новую, более стабильную иден-тичность1. С другой стороны — политическая раздробленность Германии, наличие сильных династических государств, таких, как Пруссия, Саксония, Бавария или Австрия, социально-экономическое неравенство отдельных территорий не позволяли до конца воплотить национальный принцип, питая локальный патриотизм, основанный на привязанности к местному правящему роду или территориальному государству2. Шлейермахер не остался в стороне от этих тенденций, каждая из которых в полной мере проявилась

в его общественно-политической деятельности.

* * *

Фридрих Шлейермахер родился 21 ноября 1768 г. в силезском городе Бреславле, в семье протестантского священника, свои детские и юношеские годы он провел в общине моравских братьев-герн-гутеров, придерживавшихся пиетистского направления в протестантизме. В 1786—1790 гг. он учился на теологическом факультете университета в Галле, затем некоторое время занимался преподавательской деятельностью, пока в 1794 г. не получил должность проповедника в одном из провинциальных прусских городков. В 1797—1802 гг. Шлейермахер проповедовал в Берлине, где увлекся идеями романтизма, а в 1804 г. ему предложили пост академического проповедника в его родном университете. Там его и застают события Франко-прусской войны 1806 г.3

Вплоть до 1806 г. ни в своих проповедях, ни в сочинениях Шлейермахер не поднимает патриотических или национальных вопросов, ограничиваясь богословской проблематикой. Судя по его письмам к друзьям и родственникам, даже в начале 1806 г. никаких патриотических чувств к родной Пруссии он не испытывал4.

1 Национальная идея в Западной Европе в Новое время. М., 2005. С. 407.

2 См.: Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770—1990. СПб., 2003. С. 73.

3 Более подробно о биографии Ф. Шлейермахера см.: Dilthey W. Leben Schleiermachers. Berlin und Leipzig, 1922; Katzenbach F. W. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1967.

4 Aus Schleiermachers Leben. Berlin, 1860. Photomechanischer Abdruck: Berlin; N.Y., 1974. Bd. 2. S. 49—57.

Перелом в настроениях теолога наметился в августе 1806 г., накануне военных действий с Францией. К тому времени практически вся Германия лежала у ног Наполеона: марионеточный Рейнский союз находился под полным контролем французского императора, Австрия была обескровлена долгими войнами с Францией, а аморфная Священная Римская империя германской нации окончательно ликвидирована. В Германии оставалось лишь одно государство, способное противостоять экспансии всесильного диктатора, — Пруссия. И, полагая, что для образцового военного государства эта задача вполне по силам, 10 августа 1806 г. прусский король Фридрих Вильгельм III объявляет всеобщую мобилизацию. Пруссия оказалась на пороге войны5.

Две недели спустя, 24 августа, Шлейермахер читает в городе Галле проповедь, которую можно считать первой из ряда патриотических. Впервые за всю свою проповедческую деятельность теолог ставит в центр своих размышлений проблемы служения Родине, любви к Отечеству и согражданам. Само название проповеди говорит о многом: «О том, как возвышается достоинство человека, когда он всей душой привязан к тому гражданскому объединению, к которому он принадлежит». Шлейермахер осуждает в ней равнодушие и пренебрежение к общественным делам и призывает верующих принимать активное участие в делах государства, особенно когда ему угрожает опасный враг6. Таким образом, перед лицом прямой угрозы Отечеству теолог начинает пересматривать свою позицию в пользу прусского патриотизма.

Последующие события еще больше способствовали пробуждению патриотических чувств. После знаменитой двойной битвы при Йене и Ауэрштедте, в которой прусские войска потерпели сокрушительное поражение, французская армия подошла к Галле, где в это время находился Шлейермахер. Город был осажден и взят штурмом 16 октября 1806 г. Шлейермахер смог испытать на себе, что значат война, оккупация, отсутствие работы (Наполеон личным указом закрыл университет в Галле), голод и холод. И все это на фоне крайне бедственного положения государства, которое находилось практически на краю гибели, ибо Наполеон не скрывал, что собирается полностью уничтожить Пруссию, поделив ее территории между соседними государствами7.

5 Nipperdey T. Deutsche Geschichte 1800—1866. Bürgerwelt und starker Staat. München, 1983. S. 15.

6 Sämmtliche Wferke von Friedrich Schleiermacher. Abt.2. Predigte. Bd. 1. Berlin, 1835. Predigt N 4. "Wie sehr es die Würde des Menschen erhöht, wenn er mit ganzer Seele an der bürgerlichen Vereinigung hängt, der er angehört". S. 223—238.

7 Dawson J.F. Friedrich Schleiermacher. The Evolution of a Nationalist. Austin; London, 1966. P. 62—63.

В этих условиях Шлейермахер начинает осознавать, чем для него в действительности является Пруссия — не просто местом жительства, но Отечеством, только здесь он может беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность, свободно жить и трудиться. Отныне вся общественная активность теолога будет нацелена на восстановление и возрождение Пруссии, а свое выражение она найдет в его проповедческой деятельности.

Все проповеди, прочитанные Шлейермахером в 1806—1815 гг. (а их более 50), носят исключительно патриотический характер, в качестве их основного предмета выступают общественно-политические события. Мы остановимся на наиболее ярких, «программных» проповедях. Все они по сути представляют собой настоящую программу обновления и возрождения прусского государства, возвращения ему былой славы и величия. Главная же цель проповедей — обосновать для верующих необходимость этого обновления, подготовить их к нему и в нужный момент призвать к осуществлению этого замысла. Данная идея красной нитью проходит через все проповеди, начиная с самого первого обращения Шлейермахера к своей пастве после поражения Пруссии (23 ноября 1806 г.) и заканчивая подведением итогов в последней из указанного периода (22 октября 1815 г.); таким образом, в проповедях изложены не просто разрозненные патриотические идеи, но представлена обоснованная и завершенная система взглядов Шлейермахера. Она включает, во-первых, объяснение верующим смысла произошедших событий, во-вторых, обоснование путей выхода из кризиса.

Первые проповеди Шлейермахера, прочитанные им после поражения Пруссии в войне, были почти полностью посвящены разъяснению смысла этого трагического события. Проповедник пытался объяснить своей пастве, в силу каких обстоятельств пруссаки так бесславно проиграли войну, почему Господь отвернулся от них, за что Он наслал на целый народ такую страшную кару.

В упомянутой выше проповеди от 23 ноября 1806 г. под названием «Об использовании общественных несчастий» Шлейермахер, испытывавший не меньшее отчаяние, чем его паства, говорит: «Всеобщее несчастье ниспослано на нас лишь для того, чтобы мы осознали, какие грехи царят среди нас»8. Проповедник убежден, что свое бедственное положение пруссаки должны рассматривать как наказание Господне за те общественные пороки, которые царили в прусском государстве: отсутствие интереса к общественным делам, пренебрежение к судьбе своего Отечества, пагубный, космополитический дух, захвативший умы граждан, несправедливость политического и социального устройства государства. И суть потрясения

8 Sämmtliche Werke... Abt. 2. Predigte. Bd. 1. Predigt N 5. "Über die Benutzung öffentlicher Unglücksfälle". S. 255.

заключается именно в том, чтобы обнажить связь индивидуального и общего: от пренебрежения к целому страдает каждый конкретный человек9.

Стоит отметить, что представление о войне как о каре Божьей является одной из традиционных в христианской догматике; подобное понимание войны с теологической точки зрения было заложено еще в Средневековье. Шлейермахер во многом основывается на этой концепции, вместе с тем он предлагает иной, новый взгляд на сложившуюся ситуацию: ниспосланные Господом наказания одновременно являются проявлением Его благосклонного отношения к прусскому народу. «Господь карает лишь тех, кого Он любит, — утверждает проповедник. — Кара же заключается именно в том, чтобы через упражнения, связанные с тяготами, неприятностями и лишениями, без которых не может быть никакого наказания и воспитания, человек преодолел свои недостатки... Кара за грехи не может быть не чем иным, как проявление отцовской любви»10. Шлейермахер призывает свою паству рассматривать наказание, ниспосланное пруссакам в виде тяжелого военного поражения, как повод к тому, чтобы задуматься над царящими в обществе пороками, покаяться в грехах и исправить ошибки.

Такую возможность предоставляет пруссакам Тильзитский мир, по случаю которого Шлейермахер читает специальную проповедь («Целительный совет иметь, как если бы не имели», середина июля 1807 г.). Господь дарует пруссакам мир не для того, полагает проповедник, чтобы они праздно наслаждались его плодами, но для того, чтобы они усердно и упорно трудились над исправлением своих пороков: «Нам дается мир, так что на смену всеобщей разрухе наконец-то приходит спокойствие, которое мы должны использовать для восстановления разрушенного. Нам. понадобятся обновленные и объединенные силы, чтобы начать как можно скорее активную деятельность. и вернуть утраченные добродетели»11. В данном призыве содержатся два важных момента, которые вскоре станут основным лозунгом всей патриотической пропаганды Шлей-ермахера, — обновление и единство. Именно в этом направлении нужно действовать, именно для этого Господь дарует мир и именно в этом будет заключаться искупление грехов. Прежде чем выступить против врага внешнего нужно победить врага внутреннего: «. косность и страх — в них проявляет себя до сих пор пагубная привязанность к старому, традиционному образу жизни»12. И все пруссаки вместе, как единый народ, все те, «кто прилагает все свои

9 Ibid. S. 255—256.

10 Ibid. S. 261.

11 Ibid. Predigt N 10. "Der heilsame Rat zu haben, als hätte man nicht". S. 326.

12 Ibid. S. 327.

усилия ради общего дела, кому дороги свои близкие и сограждане», должны совместными усилиями добиться преодоления общественных пороков и возрождения прусского государства.

Далее проповедник непосредственно обращается к «практической» части своей патриотической программы. Этой проблеме он посвящает наиболее насыщенную идеями проповедь, в которой пытается обосновать два необходимых направления деятельности. Проповедь носит название «Об истинном почитании родного величия из прошлых времен», прочитана она была 21 января 1808 г. Дата избрана Шлейермахером неслучайно — это день рождения прусского короля Фридриха Великого, на примере которого проповедник пытается обосновать два своих главных постулата: Пруссия нуждается в реформах, в преобразовании старого, не соответствующего духу времени общественного строя, но вместе с тем в основе государства должны быть сохранены истинно прусские народные качества, традиционные ценности и установки, от которых ни в коем случае нельзя отказываться.

В центре этой диалектической схемы стоит сам Фридрих Великий, которого теолог уподобляет библейскому царю Соломону. Фридрих выстроил идеальное государство, «храм Божий», однако с течением времени храм обветшал и был разрушен в вихре войны. Шлейермахер призывает свою паству не отчаиваться, ибо, утверждает он, то, что было уничтожено в один момент, не являлось прочным и устойчивым, наоборот, оно было временным, преходящим. Государство, являвшееся при Фридрихе II верхом совершенства, устарело и обветшало, полвека спустя оно нуждается в обновлении и возрождении. Шлейермахер говорит об этом открыто: «И вправду, события последних времен должны были привести нас к подозрению, не оставляли ли мы все слишком долго так, как это было при наших отцах, не пережила ли во многих областях оболочка свое внутреннее содержание? Мы скорее должны быть готовы к тому, что и от этого старого и пережившего свое время здания

13

скоро не останется камня на камне»13.

Проповедник утверждает, что главной причиной закостенелости и отсталости Пруссии является сословный строй королевства, возникший в давние времена и когда-то, без сомнения, являвшийся прогрессивным, но к началу XIX в. оказавшийся препятствием для дальнейшего развития: «Наше прежнее состояние отличалось огромным неравенством отдельных частей государства. Несправедливо думали мы при этом только о различиях между высшими и низшими сословиями, но порок гнездился в каждом из них, одно было освобождено от налогов и обязанностей, но другое

13 Ibid. Predigt N 12. "Über die rechte Verehrung gegen die einheimische Größe aus den früheren Zeiten". S. 367.

должно было их нести, одно сословие было награждено свободами и привилегиями, но другое сословие было их лишено. Эти различия происходят из старых привычек, возникших еще в ранние времена...»14

Теперь же стало очевидно, что несправедливый сословный строй должен быть упразднен, а граждане уравнены в правах. Дух эпохи, отличный от времени правления Фридриха Великого, настоятельно требует этого: «Недовольство этим неравенством и этими привилегиями стало практически всеобщим, когда печальные события в конце концов недвусмысленно показали всем вредные последствия этих пороков, а также институтов, основанных на них, и теперь не только отдельные голоса из народа, но также и разум, стоящий во главе управления, указывает на это неравенство и на эти привилегии как на главнейшее препятствие полного и абсолютного возрождения»15.

В этом и заключается весь смысл ниспосланного пруссакам наказания. Реформа общественного устройства — вот что проповедует Шлейермахер, выступая тем самым апологетом и ярым сторонником либеральных реформ прусских министров фон Штайна и Гар-денберга, целью которых как раз и являлось обновление прусского государства путем упразднения сословного строя и раскрепощения индивидуальной инициативы16. На основе этих революционных преобразований, считает теолог, будет построен новый храм, то, что он называет «гражданским обществом» — «bürgerliche Gesellschaft»17. Каждый пруссак получит право служить на благо своему Отечеству, применять свои таланты во имя процветания народа и своих сограждан, одним словом, реформы способствуют пробуждению в гражданах патриотических чувств. Эти же мысли излагает Шлейермахер в проповеди от 22 января 1809 г., которая была непосредственно посвящена одной из реформ — отмене городских сословий и введению городского самоуправления («Об истинном отношении христианина к своей власти»18). Таким образом, вслед за марксистской историографией Шлейермахера действительно можно назвать «буржуазным проповедником»19.

Но обновленный храм нуждается в прочном фундаменте, напоминает проповедник своей пастве, а в качестве такового должно выступать что-то постоянное, подлинно народное, соответствую-

14 Ibid. S. 368.

15 Ibid. S. 369.

16 Подробнее о прусских реформах см.: Nipperdey T. Op. cit. S. 33—69.

17 Sämmtliche Werke... Predigt N 12. S. 370.

18 Ibid. Bd. 4. Predigt N 1. "Über das rechte Verhältnis des Christen zu seiner Obrigkeit". S. 1—13.

19 König H. Zur Geschichte der bürgerlichen Nationalerziehung in Deutschland zwischen 1807 und 1815. Berlin, 1972. S. 289.

щее народному духу. Фридрих Великий, возводя свой храм, основывался именно на этом фундаменте, поэтому его государство оказалось в свое время таким прочным. В нынешнее время, возводя новый храм, пруссаки должны строить его на том же основании. Шлейермахер уверен, что в качестве такового должны выступать истинно прусские ценности и традиционные, отвечающие духу народа институты, над которыми не властно время. Тем самым проповедник обращается к теме традиций, исторических ценностей, преемственности поколений — одной из самых главных в истории немецкой национальной идеи в целом20.

В качестве идеала Шлейермахер избирает фридерицианское устройство прусского государства, которое было основано на традиционных прусских ценностях. Во-первых, это любовь к труду и экономность, воплощением которых выступал сам Фридрих21. Во-вторых, это законность, строгий правопорядок, доверие народа к своей власти, чем в особенности характеризовался фридерици-анский порядок22. В-третьих, равенство граждан перед законом; хотя формально его и не существовало, тем не менее, сам Фридрих Великий воплощал этот принцип в своей деятельности: «Основой правления этого великого короля являлся принцип, что все граждане должны быть равны перед законом, он громко заявлял о том, что каждый отдельный человек был ценен для него в той степени, в какой он послушно и верно вносит вклад в общественное благо посредством своих талантов»23. Тем самым даже реформы предстают как часть истинно прусского характера. Наконец, краеугольным камнем государственного устройства Пруссии времен Фридриха являлась свобода совести, апологетом которой Шлейермахер выступает на протяжении всей своей жизни.

Именно эти ценности и идеалы должны быть положены в основу возрожденного прусского государства: «Задумаемся же мы о том, насколько полезными они (присущие прусскому народу качества. — Д.С.) могут быть для нашего мира, будем же мы всегда их рассматривать как святую реликвию, которая доверена нам, дабы мы заботились о ней и всегда сохраняли, только на этих исконных качествах будем мы строить новое здание, в котором нам предстоит жить, и тогда нам не придется жаловаться на то, что старое было унесено прочь бурей времени...»24. На этой основе и должно произойти объединение пруссаков в единый народ.

20 WehlerH.-U. Deutsche Sozialgeschichte. Bd. I. 1700—1815. S. 510.

21 Sämmtliche Werke... Abt. 2. Predigte. Bd. 1. Predigt N 12. "Über die rechte Verehrung gegen die einheimische Größe aus den früheren Zeiten". S. 373.

22 Ibid. S. 373—374.

23 Ibid. S. 374.

24 Ibid. S. 377.

Еще одним неотъемлемым компонентом прусского государства является монархия, которая для Шлейермахера всегда остается священным и неприкосновенным институтом, даже когда он остро недоволен предпринимаемыми ею мерами. Прусский король для него — это символ единства всех пруссаков, глава прусского народа, его благодетель и мудрый руководитель. Как же «демократизм» Шлейермахера сочетается с его монархизмом? В этом проповедник не видит никакого противоречия, ибо для него монарх, независимо от его личных качеств, является одновременно носителем и хранителем истинно прусских качеств и ценностей и инициатором реформ, нацеленных на обновление государства. С одной стороны, прочная власть — залог стабильности и процветания государства, с другой стороны, монарх — гарант прав и свобод граждан, законности и правопорядка в государстве. Верность монарху является органической частью патриотизма каждого пруссака, убежден проповедник.

Итоги своей патриотической программы теолог подводит в самой яркой и вдохновенной проповеди, прочитанной 28 марта 1813 г. и посвященной манифесту Фридриха Вильгельма III «К моему народу». Стоит напомнить, что к весне 1813 г. произошли важные события: обескровленная наполеоновская армия отступает из России, преследуемая русскими войсками, французские гарнизоны уходят из немецких городов, и Пруссия, наконец, решается на то, чтобы выступить открыто против своего поработителя. Шлейер-махер вопрошает своих слушателей и читателей: как это стало возможным? В чем причина того, что некогда униженные пруссаки вновь поднимают головы и готовятся к решающей битве? Проповедник убежден, что Господь вновь проявляет милость к пруссакам, ибо им удалось исправить общественные пороки и обновить свое государство.

В самом деле, где теперь тот костный сословный строй, препятствовавший поступательному развитию Пруссии? Где тот раскол, который лишал самую активную часть населения права на защиту Родины и народа? «Теперь этот раскол преодолен», — радостно сообщает своей пастве проповедник, и отныне каждый, кто наделен правами и свободами, может проявить свою любовь к Отечеству на поле брани25. Реформы Гарденберга и фон Штайна, соответствующие духу эпохи, обновили прусское государство, сделали его сильным и современным. Бесправные подданные прусского короля превратились в полноправных граждан, готовых сражаться за свои права и свое Отечество.

С другой стороны — пруссаки вернулись к своим истинно народным ценностям, отказавшись от всего чуждого, в первую очередь

25 Ibid. Bd. 4. Predigt N 4. "Am 28 März 1813". S. 45.

от космополитических и антирелигиозных идей Просвещения, произошло действительное объединение народа вокруг своего монарха, что нашло выражение в манифесте прусского короля26.

Результаты свершившихся изменений теолог фиксирует в следующем высказывании: «Какое высокое чувство должно вызывать осознание этого призвания! Какую твердую уверенность в единстве сил! Какое счастливое предчувствие единодушия и любви, с помощью которых все сословия будут прочно связаны друг с другом, когда они будут сражаться плечом к плечу перед лицом смертельной опасности во имя Отечества»27. Патриотическая программа, предложенная Шлейермахером в 1806—1812 гг., была выполнена, и прусский народ готов к решающему сражению против врага.

Как видно из всего вышесказанного, проповедческая деятельность Фридриха Шлейермахера была нацелена на пробуждение в согражданах патриотизма и любви к их прусскому Отечеству, в его патриотической программе общенемецкий национализм находит, на первый взгляд, слабое выражение. Тот факт, что патриотические чувства Шлейермахер испытывает исключительно в связи с поражением Пруссии, апелляция к прусским традиционным ценностям, к фигуре Фридриха Великого, требования реформ «здесь и сейчас», непрекращающееся выказывание лояльности Фридриху-Вильгельму III, наконец, главная выдвинутая цель — возрождение могущества Пруссии — все это свидетельствует в пользу того, что

Шлейермахер в первую очередь выступает как прусский патриот.

* * *

Однако это не означает, что Шлейермахер на протяжении рассматриваемых девяти лет оставался равнодушен к судьбе Германии, что он не выработал никаких идей относительно немцев в целом. Наоборот, именно под влиянием наполеоновских и Освободительных войн теолог впервые задумывается о том, кто такие немцы и что есть Германия. Немецкий национализм Шлейермахера не существовал в отрыве от его прусского локального патриотизма.

Тем не менее необходимо констатировать, что «общенемецкая» тематика в произведениях Шлейермахера, по крайней мере до 1813 г., представлена спорадически. В проповедях теолог иногда упоминает «немецкое Отечество» (das deutsche Vaterland), когда желает подчеркнуть, что речь идет о Германии в целом (в проповедях могут встречаться вариации — «большое Отечество» (das grosse Vaterland) или «Родина» (Mutterland)). В основном, однако, теолог использует понятие «Vaterland», не сопровождая его какими-либо определениями, под ним он безусловно имеет в виду свою родную Пруссию,

26 Ibid. S. 43.

27 Ibid. S. 45.

ибо проповеди он читает своим согражданам-пруссакам, которым понятно, о каком Отечестве идет речь. Вплоть до начала Освободительной войны 1813 г. в центре всех патриотических проповедей Шлейермахера находилось именно прусское королевство, к остальной Германии он проявлял мало интереса.

Практически все более или менее ясные идеи относительно немцев как нации Шлейермахер формулирует в 1813—1815 гг., накануне решающих и столь важных для Пруссии и Германии событий. В этом нет ничего удивительного, ибо главная цель, поставленная Шлейермахером еще в 1806—1808 гг., была к 1813 г. достигнута: Пруссия добилась полного обновления своего общественного строя и возрождения государства на основе истинно народных ценностей. Теперь теолог ставит перед своим Отечеством новую задачу — изгнать внешнего врага за пределы Германии и исполнить свой долг перед остальными немцами. Таким образом, события Освободительной войны вызвали необходимость обращения проповедника к общенемецкой проблематике, к необходимости обоснования единства немцев как нации.

Первым и самым главным фактором немецкого единства выступает, по Шлейермахеру, общий язык. Эта тема имеет, пожалуй, наиболее глубинные корни в истории немецкого национализма: так, еще в эпоху Каролингской империи стало складываться представление о том, что все германские племена обладают общей и единой идентичностью, которая основывается на особом германском языке — «lingua theodisca», который не только не уступает греческому и латыни, но даже превосходит их по своей чистоте и естественности28. Идея превосходства немецкого языка активно разрабатывалась немецкими гуманистами XVI в., а в XVII—XVIII вв. возникают многочисленные общества, ставившие целью защиту немецкого языка от внешних влияний, сохранение его чистоты и своеобразия, ибо именно на нем основываются все остальные национальные особенности немцев29. Немалый вклад в развитие этой концепции внесли труды И.Г. Гердера, в которых язык получил статус главнейшего выразителя индивидуальности и неповторимости каждой нации30.

Шлейермахер во многом опирается на мысли и представления, разработанные его предшественниками. Свои соображения относительно немецкого языка проповедник излагает в публичной речи под названием «О различных методах перевода»31, прочитан-

28 Handbuch der deutschen Geschichte. Bd. I. Stuttgart, 1955. S. 143.

29 Национальная идея в Западной Европе в Новое время. С. 399—401.

30 Там же. C. 404.

31 Sämmtliche Werke... Abt. 3. Zur Philosophie. Bd. 2. "Über verschiedene Methoden des Übersetzens". 24 Juni 1813.

ной в Берлинской Академии наук в июне 1813 г. Шлейермахер привносит нечто новое в традиционные представления о языке, ибо трактует его в духе основанной им самим герменевтики: с одной стороны, это средство выражения мыслей и идей конкретного автора, уникальное и неповторимое в данном случае творение, с другой же стороны, отмечает теолог, язык представляет собой целый организм, логично организованную и независимую от человека систему понятий и символов, некую априорную, автономную сущность. Каждому языку присущ свой особый, специфический дух, который передается его носителям, язык изначально предопределяет национальные особенности народа, говорящего на нем, особенности мышления, культуры и традиций: «с разнообразием языков неразрывно связаны и прочие национальные

32

различия»32.

Таким образом, для Шлейермахера язык — это не искусственный инструмент, а живой организм, хранитель истинных ценностей народа, проявляющих себя в первую очередь в науке и искусстве, а значит, язык требует бережного и осторожного обращения. Только сказанное или написанное на родном языке имеет смысл, ибо оно выражает в себе истинный народных дух, глубинную сущность народа. Шлейермахер осуждает любое пренебрежительное обращение с немецким языком, критикует приверженность высших слоев общества к чужим языкам (в первую очередь к французскому и итальянскому). Для него все сказанное на этих языках — «суета и сутолока», оно «играет легкомысленными и грациозными красками, не раскрывая глубин сознания и не сохраняя тем самым своеобразие народа»33. Только то, что было сказано или написано на родном немецком языке, обладает непреходящей ценностью, а «творчество на чужом языке истинным не является...»34

Самый главный момент — без любви к родному языку нет любви к своему народу и Отечеству, это основа любого национального и патриотического чувства. Это еще одна идея, традиционная для немецкого национализма, ее развитию уделяли особое внимание еще интеллектуалы XVII в.35, наибольший же интерес данная тема стала вызывать именно в трагические для Германии годы французского господства. Крупнейшие национальные деятели этого периода (И.Г. Фихте, Э.М. Арндт, Ф.Л. Ян) настоятельно подчеркивали важность языка как основы патриотического чувства36. Для Шлей-

32 Ibid. S. 217.

33 Ibid. S. 235—236.

34 Ibid. S. 237.

35 Национальная идея в Западной Европе в Новое время. С. 400.

36 Düding D. Organisierter gesellschaftlicher Nationalismus in Deutschland (1808— 1847). München, 1984. S. 25.

ермахера эта взаимосвязь также представляется неоспоримой: «Во многих отношениях является справедливым утверждение, что только посредством понимания многих языков человек в определенном смысле развивается, но также превращается в космополита, но мы должны признать, что как мы не считаем космополитизм истинным чувством, ибо он в важных моментах подавляет любовь к Отечеству, так это относится и к языкам, подобная всеобщая любовь к ним также не является правильной и истинно развивающей, ибо она. ставит какой-либо язык, не важно, новый или старый, на один уровень с языком родным. Как одной стране, так и одному языку должен принадлежать человек, иначе он неустойчиво парит где-то посредине»37.

Шлейермахер особо отмечает тот факт, что в условиях политической раздробленности именно немецкий язык должен стать средством объединения немцев в одну нацию. «Впрочем, мы, немцы, были единым народом уже давно, по крайней мере с тех пор, как появился единый верхненемецкий язык, являющийся носителем нашего общего образования, лишь единым государством не были мы никогда.»38, — подчеркивает теолог в записке тайному советнику Шмальцу в ноябре 1815 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо языка опорой немецкого единства может также стать общая для всей Германии система высшего образования, первым шагом к которой является основание нового университета в Берлине. По случаю этого знаменательного события теолог публикует сочинение под названием «Мысли относительно университетов в немецком смысле. Наряду с приложением по поводу вновь основываемого»39. Это публицистическое произведение представляет собой редкое исключение, ибо опубликовано оно было еще в 1808 г., когда Шлейермахера мало интересовала общенемецкая проблематика, тем не менее на этом примере можно впервые почувствовать взаимосвязь двух идентичностей, живших в теологе, — немца и пруссака.

Главный тезис Шлейермахера заключается в том, что истинная наука может процветать лишь в национальном государстве, которое объединяет в себе один народ и один язык. В таком случае ученые не будут пытаться выйти за пределы своего маленького государства, если языковая общность больше, и не будут спорить друг с другом, если государство объединяет в себе несколько языковых общностей. Но в условиях политической раздробленности, каза-

37 Sämmtliche Werke... Abt. 3. Zur Philosophie. Bd. 2. S. 236.

38 Ibid. Bd. 1. Friedrich Schleiermacher an den Herrn Geheimenrat Schmalz. Auch eine Rezension. November, 1815. S. 680.

39 Ibid. Gelegentliche Gedanken über Universitäten in deutschem Sinne. Nebst einem Anhang über eine neu zu errichtende. 1808.

лось бы, никаких условий для процветании науки в Германии не существует. Шлейермахер, однако, убежден в обратном: Германия остро нуждается в новых образовательных учреждениях, академиях и университетах, которые, будучи основаны в истинно немецком духе, смогут в условиях раздробленности объединить немцев. Немецкие государства должны сотрудничать друг с другом в научной сфере, ибо «ничто не могло бы быть более странным и наиболее отдаленным от того, что требует общественное благо, если бы каждое немецкое государство запиралось от остальных со своими научными учреждениями»40.

Таким образом, наука и высшее образование приобретают новый смысл: они должны стать еще одним средством объединения немцев пусть и в духовной сфере, тем не менее это единство будет вполне реальным и достижимым. Чем больше будет в Германии университетов, выпускающих патриотически настроенные управленческие кадры, чем больше будет ученых, желающих тесно сотрудничать друг с другом в рамках единого языкового пространства, тем скорее возможно объединение немцев в едином государстве: «Нигде более четко не должно проявляться единство этих государств, как в научных делах, и если естественный ход вещей будет двигаться в сторону того, что все они станут все же едины, поскольку язык является единым, то имелось бы какое-нибудь другое более простое, более надежное и более естественное подготовительное средство для этого, чем объединение усилий в области науки...»41.

Это программа на будущее, и поэтому теолог не заостряет на ней внимания, но лишь обрисовывает в общих чертах. То, что возможно воплотить в жизнь сейчас, — это основание нового университета в Берлине. Однако из названия очевидно: прусский университет должен быть основан «в немецком смысле», а это значит, что он не должен оставаться «прусским», он должен стать первым общенемецким университетом. Образование в нем должно быть только на немецком, Шлейермахер даже отрицает возможность преподавания на латыни, студенты должны набираться из всех немецких земель, в первую очередь из протестантских областей, двери нового учебного заведения должны быть открыты для любого, желающего получить истинно немецкое образование42.

Но тут скрывается еще одна идея: ведь на такой шаг идет пока только одно немецкое государство — Пруссия. Именно она хочет подать пример сотрудничества всех немцев в сфере культуры и образования. Именно Берлин, с точки зрения Шлейермахера, должен

40 Ibid. S. 546.

41 Ibid. S. 545—546.

42 Ibid. S. 622, 643—644.

стать научным и студенческим центром всей Германии. Вскользь, неявно, но все же улавливается главная идея Шлейермахера — его «малое Отечество» должно возглавить миссию духовного объединения немцев: «Все это доказывает, что Пруссия не отказалась от своего призвания, которое она уже долго исполняла, а именно влиять на высшее духовное развитие. Это, определенно, доказывает, что Пруссия не хочет изолировать себя, но желает и в этом отношении оставаться в живой взаимосвязи с остальной Германи-ей»43. Это очень важный момент, ибо становится очевидным, что идеи Шлейермахера относительно немцев в целом неразрывно связаны с его локальным патриотизмом.

Особенно очевидно эта связь будет продемонстрирована в другом сочинении Фридриха Шлейермахера — еще одной его публичной речи, прочитанной в марте 1814 г. в Берлинской академии наук. Речь носит название «О понятии различных форм государства»44. В ней уже четко ставится вопрос о необходимости объединения Германии не только в духовной или научной сферах, но в сфере политической. И хотя ни Германия, ни Пруссия ни разу не упоминаются в речи, тем не менее вполне очевидно, какие конкретно государства имеет в виду теолог.

Шлейермахер выступает в данном сочинении как сторонник органической теории происхождения государства, критикуя концепцию государства, выработанную деятелями эпохи Просвещения45: «Еще ни одно государство, даже самое несовершенное, не было сделано»46. Человек не может искусственно влиять на образование государства. Наоборот, все государства возникают вполне естественным образом, проходя в своем развитии три основных стадии.

На первой, самой примитивной стадии, в рамках одного народа, разделенного на родственные племена и роды, образуется большое количество мелких государств с нестабильными политическими режимами, по типу греческих полисов47. На второй, средней, стадии наиболее удачливые мелкие государства начинают захватывать своих соседей и образуют тем самым более крупные государства, включающие в себя уже не одну часть народа, а несколько. Эти государства носят аристократический характер, форма правления в них обычно монархическая. К этому типу Шлейермахер относит классические сословно-монархические государства Средневековья48.

43 Ibid. S. 625.

44 Sämmtliche Werke... Abt. 3. Zur Philosophie. Bd. 2. "Über die Begriffe der verschiedenen Staatsformen". Am 24 März 1814.

45 Подробнее о просветительской и органической концепциях государства см.: Verschoor A.D. Die ältere deutsche Romantik und die Nationalidee. Amsterdam; Paris, 1928. S. 1—23.

46 Sämmtliche Werke... Abt. 3. Zur Philosophie. Bd. 2. S. 248.

47 Ibid. S. 267—268.

48 Ibid. S. 272—273.

На основе одного или нескольких крупных государств, объединяющих в себе раздробленные и разобщенные части одного народа, может быть образовано единое национальное государство. Согласно Шлейермахеру, это идеальное государство высшего типа, к которому стремится любой народ. Теолог предлагает два пути образования подобного государства.

Первый путь — это федерация государств среднего порядка, которые, постепенно осознав свое единство, образуют единое государство на основе общей договоренности. Но Шлейермахер видит крупный изъян данного пути: все подобные государства являются аристократическими, и правящие в них политические элиты, несмотря на все тенденции к национальному объединению, будут стремиться сохранить свои особые интересы и привилегии, а значит, интересами федерации в целом будут пренебрегать. В итоге этот искусственный конструкт может быстро распасться49.

Но есть еще один вариант: «Кажется, что если идея единства большого народа становится постоянным и прошедшим определенную эволюцию политическим принципом, и должно появиться государство высшего порядка, то оно должно вырасти из государства аристократического, которое уже объединяет значительную часть народа»50. Таким образом, совсем не нужен хрупкий союз средних государств, достаточно одного из них, наиболее сильного и крупного, которое, по мнению теолога, должно отвечать определенным условиям. Во-первых, во главе этого государства должен стоять сильный король, правящий в согласии со своим народом и на основе истинно народных ценностей. Жители этого государства должны быть проникнуты патриотическим и национальным духом и стремиться к объединению всего народа. Во-вторых, общество в этом государстве должно быть значительно политизировано, необходима эмансипация средних слоев населения, которые не будут цепляться за сословные привилегии, но будут иметь активную политическую позицию и всеми силами стремиться к объединению нации. Если в одном из государств среднего типа, объединяющем лишь часть народа, осуществятся эти два условия, то, полагает Шлейермахер, именно это государство и должно совершить объединение всей нации в единый политический организм51. Более того, наиболее благоприятным моментом для национального объединения может служить внешняя угроза, которая должна помочь государству-объединителю сплотить под своей эгидой остальные партикулярные государства. В результате вся нация будет иметь одного короля (того, кто совершил объединение), один по-

49 Ibid. S. 276—277.

50 Ibid. S. 277.

51 Ibid. S. 277—278.

литический центр, единую управленческую систему и систему образования, при этом угрозы распада государства уже не будет.

Таков сценарий объединения Германии, предложенный Шлей-ермахером. И хотя, как было указано выше, ни сама Германия, ни Пруссия ни разу не упоминаются в речи, тем не менее совершенно очевидно, какое государство прочит проповедник на роль объединителя всех немцев. Это, безусловно, родная для Шлейермахера Пруссия.

Становится очевидным, что в 1813—1814 гг. Шлейермахер несколько пересматривает свою патриотическую концепцию — уже в пользу немецкого национализма, он ставит перед Пруссией новые задачи: Освободительная война служит прекрасным шансом для того, чтобы Прусское королевство не просто восстановило свою мощь и свою силу, но смогло бы стать лидером всего германского мира, сумело бы объединить вокруг себя остальные германские земли, может быть, даже в единое национальное государство по предложенной теологом схеме.

Подобные задачи ставятся Шлейермахером и в упомянутой выше проповеди от 28 марта 1813 г. В ней проповедник осуждает узко понимаемые интересы прусской элиты, не желающей возглавлять поход против национального врага, и требует «гнать неприятеля до последней границы немецкого Отечества»52. Впервые Шлейермахер открыто призывает своих сограждан выйти за рамки своего локального государства и исполнить более значимую миссию в общенемецком масштабе. Смысл произошедших событий трактуется теологом несколько иначе, чем в 1806 г. Пруссия прошла через тяжкие испытания не только ради самой себя, но и ради других немцев, и теперь, когда решающий час настал, она должна встать во главе немецкого освободительного движения.

Еще более ясно Шлейермахер формулирует новые задачи Пруссии в условиях Освободительной войны в своей статье, опубликованной в редактируемом им самим журнале «Прусский корреспондент» (от 14 июля 1813 г). Статья эта была написана под влиянием слухов о том, что прусское правительство собирается заключать сепаратное перемирие с Наполеоном. Теолог решительно выступает против подобных намерений и в завуалированной форме говорит о том, что война должна быть доведена до победного конца, враг должен быть изгнан из Германии, а Пруссия должна сыграть в этих событиях решающую роль53. За подобные высказывания Шлейермахер был подвергнут опале, журнал был закрыт, а сам тео-

52 Sämmtliche Wferke... Abt. 2. Predigte. Bd. 4. Predigt N 4. "Am 28 März 1813". S. 47.

53 Aus Schleiermachers Leben. Berlin, 1860. Photomechanischer Abdruck: Berlin; N.Y., 1974. Bd. 4. S. 414.

лог приговорен к изгнанию из королевства, что, однако, так и не было осуществлено.

В ответ на эти несправедливые меры со стороны правительства Шлейермахер публикует оправдательную записку (от 23 июля 1813 г.), в которой вновь настаивает на своей позиции. Он четко утверждает, что в данной войне решается судьба не только Пруссии, но и всей Германии, последняя, оставаясь раздробленной и разобщенной, должна получить новое устройство, и Пруссия, если она хочет иметь в этом новом сообществе лидирующее положение, должна занять более активную и решительную позицию. Все усилия Пруссии, ее обновление и возрождение были бы бессмысленными, если она не возглавит борьбу против национального врага и бросит своих братьев на произвол судьбы: «Если я и выразил мнение о том, что без независимости Германии не стоит и думать о независимости Пруссии, и что эта независимость должна быть достигнута путем бескомпромиссной борьбы, то мнение это и без того широко распространено, я не сказал ничего, чего не знал бы и без того весь мир, то, что должны знать даже те, кто так страстно жаждет заключения мира...»54

Тому, в какой мере удалось реализовать на практике новые заветы теолога, посвящена последняя проповедь Шлейермахера в рассматриваемый период. Проповедь была прочитана 22 октября 1815 г., посвящена она была двум важным историческим событиям: с одной стороны, этот день символизирует единство прусского народа и правящего им королевского рода: 400 лет назад первый Го-генцоллерн воцарился в Берлине. С другой стороны — этот же самый день является важным для всех немцев, так как это годовщина Лейпцигской битвы, завершившей освобождение Германии от оккупантов. Шлейермахер вполне осознанно соединяет эти два праздника в один, ибо в его сознании они неразрывно связаны: Германия освободилась от давления врага, но главная заслуга в этом именно Пруссии и прусского короля, который вел свой народ на защиту всего немецкого Отечества, именно Пруссия, возглавившая освободительное движение немцев, внесла решающий вклад в разгром тирана55.

Главным итогом Освободительной войны 1813 г. Шлейермахер считает новое устройство Германии, где не будет противоречий между отдельными немецкими государствами, наоборот, наступят мир и спокойствие, а разделенный народ объединится, движимый братской любовью и солидарностью: «Теперь наш собранный воедино народ может сказать, когда мы вспоминаем о той спасительной битве и ее непосредственных великолепных последствиях: "Да

54 Ibid. S. 427.

55 Sämmtliche Werke... Abt. 2. Predigte. Bd. 4. Predigt N 5. 22 Oktober 1815. S. 52.

здравствует Господь, давший мир своему народу!" Ибо именно с тех пор везде стали возрождаться понимание и воля к тому, что ни одна из ветвей одного народа не должна стремиться к расширению или к власти над другими путем извращенной и бренной дружбы с врагом народа, наоборот, мы должны быть сильны, как это подобает братьям, ибо такова воля Господня, будем же жить все вместе в любви и согласии»56.

Последующие 10 страниц проповеди посвящены восхвалению Гогенцоллернов как прусских королей, превративших свое государство из разрозненных бедных территорий в сильную и могущественную державу, так что не остается сомнений в том, кто же, по мнению проповедника, должен быть лидером, оплотом и надежной опорой новой Германии.

Подобные идеи звучат и в упоминавшейся выше записке тайному советнику Шмальцу осенью того же 1815 г.: «...никто не будет отрицать, что немецкие государства должны держаться вместе, дабы система пут и оков, пришедшая к нам с Запада, не возродилась. Пруссия же является крупнейшим государством северной Германии, и более мелкие государства должны держаться за нее и доверять ей. И мы порадовались тому, что благодаря прошедшей войне в этих великих делах наметился серьезный прогресс, Пруссия получила повод показать всем, как она заботится о всеобщем интересе, что она не забывает о менее крупных государствах, что она хочет использовать свои могущественные силы не только для защиты и благополучия самой себя»57.

Таким образом, даже если Пруссии не удалось использовать представившуюся ей возможность и объединить Германию, она все же стала лидером германского мира, смогла сплотить вокруг себя более мелкие государства. Хотя бы частично цель, поставленная Шлейермахером, была достигнута.

Можно сделать вывод, что в сознании Шлейермахера переплетались две идентичности — пруссака и немца. С одной стороны, объектом неустанной заботы теолога была его родная Пруссия, возрождение которой стояло в центре всей его патриотической программы в 1806—1812 гг. Однако и общенемецкая тематика находит отражение в проповедях и публицистических сочинениях Шлейермахера, особенно в годы Освободительных войн 1813— 1815 гг. Он приходит к выводу, что перед Пруссией стоит более масштабная задача: не просто восстановить свое могущество, но объединить германские государства под своей эгидой.

56 Ibid. S. 54.

57 Ibid. Abt. 3. Zur Philosophie. Bd. 1. Friedrich Schleiermacher an den Herrn Geheimenrat Schmalz. Auch eine Rezension. November, 1815. S. 681—682.

Список литературы

1. Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770—1990. СПб., 2003.

2. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. М., 2005.

3. Dawson J.F. Friedrich Schleiermacher. The Evolution of a Nationalist. Austin; London, 1966.

4. Dilthey W. Leben Schleiermachers. Berlin; Leipzig, 1922.

5. DüdingD. Organisierter Nationalismus in Deutschland (1808—1847). München, 1984.

6. Handbuch der deutschen Geschichte. Bd. I. Stuttgart, 1955.

7. Katzenbach F.W. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1967.

8. König H. Zur Geschichte der bürgerlichen Nationalerziehung in Deutschland zwischen 1807 und 1815. Berlin, 1972.

9. Nipperdey T. Deutsche Geschichte. 1800—1866. Bürgerwelt und starker Staat. München, 1983.

10. Verschoor A.D. Die ältere deutsche Romantik und die Nationalidee. Amsterdam; Paris, 1928.

11. WehlerH.-U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte. Bd. 1. 1700—1815. München, 1987.

Поступила в редакцию 29 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.