Научная статья на тему 'Формирование направлений хозяйствования арктических территорий России'

Формирование направлений хозяйствования арктических территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Победоносцева Галина Михайловна, Победоносцева Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование направлений хозяйствования арктических территорий России»

лен на товар. Результатом явилось формирование развитого рынка покупателя, что в сочетании с эффективным менеджментом и использованием процедур внутреннего маркетинга, привело к сокращению трудовых коллективов, занятых в производственной сфере, и вытеснении освободившихся работников в сферу услуг. Далее, одновременно отмечалось повышение уровня жизни и расширение границ среднего класса в промышленно развитых странах, что привело к расширению границ бизнеса в сфере услуг, в том числе финансовых [3]. Эффектизация услугового бизнеса опосредовала широкое применение маркетинга и адаптация товарного маркетинга к услуго-вому, к распространению инструментария маркетинга на сферу услуг, что характерно и для России, например, в образовательной сфере [4].

В настоящее время ведущими отечественными маркетологами должны быть сформулированы требования, которым следует отвечать российской модели маркетинга компании. Данная условная корпорация должна существовать в обществе с рыночным управлением экономикой, в котором обеспечено соотношение пропорций между производителем и потребителем для реализации экономической и социальной политики, наряду с экологической безопасностью страны. Российской модели маркетинга следует основываться в своем перспективном развитии на адаптацию маркетингового управления рыночной активностью.

Список литературы 1. Бондаренко В.А. Эффективность маркетинг-менеджмента национальной экономики на основе со-

гласованного развития и функционирования институтов инфраструктуры. Монография. М. : Дашков и К, «Наука - Пресс», 2006. - 212 с.

2. Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение инфраструктуры внешнеэкономической деятельности: эволюция, современное состояние и трансформационные тенденции. Монография. Ростов-н/Д: Рост.гос. экон. ун-т, 2010. - 236 с.

3. Бондаренко В.А., Семерникова Е.А. Актуализация маркетинга партнерских отношений в секторе оказания банковских услуг // Практический маркетинг. 2013. №8(198). С. 10-17.

4. Бондаренко В.А., Никитенко И.Д., Хамидов Н.Н. Маркетинг услуг высшего и делового образования: реалии, проблемы и перспективы развития. Монография. М.: Дашков и К, «Наука - Пресс», 2006. -200 с.

5. Перекалина Н.С. Исторические корни российской модели маркетинга - электронный ресурс - режим доступа - http://lvspb.narod.ru/main/articles /marketing.html

6. Foreman S., Money A. Internal marketing: concepts, measurement and application // Journal of Marketing Management, 1995. Vol. 11.

7. Rafiq M., Ahmed P. The scope of internal marketing: defining the boundary between marketing and human resource management // Journal of Marketing Management, 1993. Vol. 9. No. 3.

8. Webster F. The changing role of marketing in the corporation. Journal of Marketing. 1992. № 56(4). P. 1-17.

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АРКТИЧЕСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Победоносцева Галина Михайловна

Научный сотрудник Института экономических проблем имени Г.П. Лузина, Кольского научного центра

Российской Академии наук, г. Апатиты Победоносцева Вероника Валерьевна Канд. экономич. наук, старший научный сотрудник Центра физико-технических проблем энергетики

Севера Кольского научного центра Российской Академии наук, г. Апатиты

В условиях экстремального хозяйствования на территории регионов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и в связи с освоением новых месторождений суши и шельфа АЗРФ предположительно в прогнозный период хозяйствование на этих территориях будет связано с обеспечением российского национального экономического роста. Это может способствовать укреплению и сохранению ведущей позиции России на мировом рынке углеводородов.

Большое значение приобретает учет основных факторов, которые обеспечивали бы устойчивое экономическое развитие северных регионов, и благоприятствовали бы в сложных геополитических и природно-климатических условиях устойчивому хозяйствованию, сбалансированному развитию социальной сферы и окружающей среды, а также преодолению кризисных явлений. Например, в Мурманской области (которая отнесена к Арктической зоне) к настоящему времени разработан проект

«Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Мурманской области в 2015 году». Как отметила губернатор Мурманской области Марина Ковтун, этот проект имеет три основных направления, которые соответствуют таким пунктам плана федерального как повышение сбалансированности областного бюджета, активизация экономического роста, обеспечение социальной стабильности.

Разработка основных прогнозных показателей и условий необходимости региональной и также местной экономической политики вызвана потребностью в регулировании рыночной экономики со стороны общества. Переход к новой модели хозяйствования является одной из основных целей рыночных реформ Российской Федерации, что позволяет надеяться, что в перспективе наша страна сможет занять достойное место в мировой экономике. Модель такого хозяйствования может быть осуществима в рамках уже сложившейся структуры и ресурсного потенциала, который уже имеется и ориентирован на

внутренний и внешний рынок. Имея уникальные особенности, Арктическая зона одновременно тесным образом связана с остальной Россией. Активное хозяйственное развитие российской территории Арктики будет способствовать в то же время обеспечению и защите национальных интересов в этом макрорегионе.

Так, например, Министр природных ресурсов и экологии в Российской Федерации Сергей Донской в своем интервью «Известиям» подчеркнул, что «развитие Арктики предполагает ее хозяйственное освоение - в первую очередь минерально-сырьевых ресурсов, что невозможно без развития обеспечивающей транспортной инфраструктуры, значимым элементом которой является Северный морской путь». И при этом он отметил, что «в основу современной системы комплексного развития Арктики должны быть заложены принципы рационального природопользования и надежного закрепления страны на этих территориях». Также он считает, что «основными участниками этого процесса являются государственные компании, и, безусловно, без госкомпаний такую программу выработать было бы сложно, потому что их участие, «Газпрома» GAZP и «Роснефти», здесь является определяющим» [1].

В настоящее время Российская Арктическая зона представляет в целом огромный сырьевой резерв и относится к числу немногих регионов мира, где имеются практически не тронутые запасы углеводородного минерального сырья и уникальных запасов всех видов полезных ископаемых. Причем особенностью является то, что крупнейшие месторождения полезных ископаемых локализуются на сравнительно небольших территориях. С учетом этих особенностей, в планах на ближайшие годы предусматривается, что на базе вновь открытых месторождений начнется формирование новых российских нефтегазодобывающих центров. Следует с особым вниманием рассматривать и возросший интерес к Арктической зоне со стороны стран-членов НАТО. С этой точки зрения, в целях защиты интересов Российской Федерации в Арктике необходима реализация целого комплекса мер, в том числе военного характера. С 2012 года Россия начала вести активную деятельность по развитию и созданию элементов арктической инфраструктуры, началось строительство военных городков. В настоящее время идет создание группировки войск для защиты национальных интересов в Арктике. Кроме того, Российская Федерация приступила и к хозяйственному освоению своих арктических территорий, включая добычу углеводородов.

В качестве инвестиционного решения для разработки шельфовых месторождений выбран механизм привлечения к масштабным проектам частных иностранных компаний как соинвесторов путем создания совместных предприятий (СП), в том числе на основе проектного финансирования по схеме SPV (Special Purpose Vehicle - специально созданный проектный посредник). При таком подходе возврат инвестиций и получение дохода осуществляется из денежных потоков, генерируемых самим объектом, созданным в рамках проекта. Это позволяет получить технологическую поддержку, привлекать дополнительные объемы инвестиций у международных организаций на более привлекательных условиях, нежели корпоративные кредиты, т.е. привлекать значительные средства под низкий процент на длительные сроки, а также снизить риски для госкомпаний.

Так, для разработки ШГКМ (запасы составляют 3,9 трлн. кубометров газа по категории С1, конденсата -53,3 млн. тонн по категориям С1-С2), лицензией на которое владеет ООО «Газпром нефть шельф» (на 100% принадлежащее «Газпрому»), было создано совместное предприятие Shtokman Development AG, акционерами которого являлись «Газпром» (51%), Total (25%) и Statoil (24%). В феврале 2013 года «Роснефть» получила для разработки пять участков шельфа в Баренцевом море, по три в Чукотском море и море Лаптевых и один в Карском море. Часть из них будет передана в российско-американское СП с участием Exxon Mobil. Россия также подписала базовые условия соглашения в отношении доли участия (25%) в нефтегазовом проекте Point Thomson на севере Аляски, оператором которого является Exxon Mobil [2].

Для России может быть полезен и зарубежный опыт освоения Севера и Арктики. Например, опыт эксплуатации самого северного в мире завода - комплекса по производству СПГ Снёвит в городе Хаммерфесте (в Норвегии), и опыт навигации по морской трассе Северо-Западный проход в Канаде. Предположительно власти Канады намерены вкладывать средства в развитие экономики, инфраструктуры, а также направлять доходы от добычи полезных ископаемых на развитие Севера и экологически безопасные технологии.

Что касается России, то нельзя не отметить здесь то, что моря восточно-арктического шельфа, особенно Восточно-Сибирское и Чукотское, являются пока наименее изученными на всем континентальном шельфе России. Исходя из этого и геологические модели этой обширной части Российской Арктики, а также основанные на них количественные оценки углеводородных ресурсов являются еще очень приблизительными. Пять открытых месторождений на шельфе Печорского моря сосредотачивают 0,4 млрд. тонн извлекаемых запасов, 85% которых представлены тяжелыми и битуминозными видами нефти. При этом на месторождениях Варандей-море («Арктик-шельфнефтегаз»), Приразломное («Севморнефтегаз») и Северо-Гуляевское (нераспределенный фонд недр) они составляют 100% извлекаемых запасов, на месторождении «Медынское море» («Арктикшельфнефтегаз») - 99% и на самом крупном - Долгинском («Газпром») - на основных горизонтах - 82%. Месторождения углеводородов есть и на полуострове Таймыр. Известны два перспективных участка - это Усть-Енисейский район и прилегающая акватория Енисейского залива и Карского моря. Они имеют все предпосылки, чтобы стать новым центром добычи углеводородов. Сейчас Россия приступает к реализации масштабных проектов на этих месторождениях, а также к освоению запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал [3].

Мировой интерес к Арктике стремительно растет. Арктика сосредотачивает в себе гигантские запасы углеводородов. Через Арктику лежит самый короткий морской путь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Кроме того, в северных широтах находится колоссальный запас пресной воды - природного ресурса, который в ближайшие несколько десятилетий может стать для жителей Земли даже более важным, чем углеводороды [4].

Реализация принципа устойчивого развития является, как известно, качественный экономический рост, особенно важный при переходе от консервации природ-

ных ресурсов в российской Арктике к активному природопользованию в масштабах России. Надо отметить, что некоторые российские политики высказывают мнение, что сейчас не только в развивающихся, но и в развитых странах нет готовых моделей устойчивого развития. Но особенность российской Арктической зоны по сравнению с другими странами данного региона, заключается в значительно большей численности населения на ее территории и активном вовлечении ее ресурсов в хозяйственный оборот.

В рамках долгосрочного развития Российской Федерации предусматривается значительная активизация освоения российского сектора Арктики в сфере освоения нефтегазовых месторождений, дальнейший прирост балансовых геологических запасов морских месторождений нефти, а также значительный рост добычи морских биологических ресурсов. Запасы природного газа в циркумполярном регионе к середине нынешнего столетия могут обеспечить 40-55% его общего мирового потребления. По подсчетам Геологической службы США, на арктических территориях России, Норвегии, Гренландии, США и Ка-

нады залегает более 13% извлекаемых запасов нефти и более 30% газа нашей планеты. Причем 52% этого объема углеводородов, по мнению одной из крупнейших мировых аудиторских компаний Emst&Young, располагаются в арктической зоне, контролируемой Российской Федерацией.

Список литературы

1. Газета «Известия» /Россия будет осваивать Арктику, реализуя крупные инвестпроекты при создании государством оптимальных условий хозяйствования. Москва, 4 декабря 2014 /ПРАЙМ/.

2. ExxonMobil получит семь из 12 участков «Роснефти» на шельфе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/companies /news/9054061/

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.tpp-inform. ru/

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rusrand.ru/analytics/vozmozhno-li-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaja-v-arktike

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЛЕКСА ПРОДВИЖЕНИЯ

ТОВАРОВ РОСКОШИ

Поддубная Марина Николаевна

Канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного

университета, г. Краснодар Сучилина Алёна Викторовна

Студентка 5 курса кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного

университета, г. Краснодар

В современном мире, в условиях экономической глобализации, индустрия моды стала считаться важным составляющим элементом экономики многих стран [2]. Под влиянием конкурентной среды всего мирового товарного рынка индустрия моды стала глобальным бизнесом, нацеленным на разработку и реализацию продукции, которая в конкретном периоде времени, в модном сезоне станет пользоваться самым большим спросом и принесет наибольшую прибыль.

В литературе существует множество классификаций сегментирования рынка товаров роскоши. Для удобства анализа была разработана авторская классификация, которая включает 5 основных сфер:

- Одежда и изделия из кожи.

- Парфюмерия и косметика.

- Украшения и часы.

- Еда и алкогольные напитки.

- Автомобили и яхты [4].

Одной из движущих сил стремительного развития рынка роскоши является маркетинг. Разработка и реализация эффективной коммуникационной политики становится одним из ключевых факторов успеха, а вопрос выбора и согласования между собой коммуникационных средств для достижения максимальной эффективности -наиболее актуальным [1].

Ьихшу-категория предполагает персонализированный маркетинг, где на первый план выходит индивидуальный подход. В масс-маркете продвижение происходит по

восходящей схеме от продукта, в данной же категории -по нисходящей от клиента [3].

Целью данного исследования является анализ взаимосвязи эффективности воздействия на потребителей отдельных элементов, составляющих комплекс продвижения элитных товаров, и распределение бюджета продвижения между этими элементами.

Специфика рынка роскоши накладывает отпечаток на выбор рекламных средств при формировании комплекса продвижения. Коммуникационные инструменты, применяемые на масс-маркете, здесь не то что неэффективны, они просто неприемлемы. Рассмотрим основные составляющие комплекса продвижения элитных товаров.

Product Placement - это непрямая реклама, когда товар, бренд, торговая марка органично и ненавязчиво интегрируется в «тело» кинофильма, сериала, телепрограммы, клипа и т.д. Хорошо работают на имидж также рекламные контракты со знаменитостями - актерами, спортсменами, модными дизайнерами, которые становятся лицом марки.

Public Relations (PR) или связи с общественностью. Пожалуй, это основной канал коммуникации с потребителем. Клиенты рынка luxury также читают онлайн и оффлайн прессу, как достаточно общую (например, деловые журналы), так и узкоспециальную (ресурсы антикваров, как вариант).

Event marketing (EM) - Spécial Events, событийный маркетинг - плотно работает в связке с PR, так как события (собственные или участие в событиях) являются основным инфоповодом, интересным для прессы. EM играет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.