ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1 2 © Давлианидзе Я.С. , Гребенюк К.А.
Донецкий национальный университет, г. Донецк
В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы ДНР. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что в состоянии крайней нестабильности, несовершенства налоговой системы и неустойчивости экономики, важно определить твердую структуру налоговых сборов, что даст в дальнейшем перспективу развития сильного и конкурентоспособного государства.
Ключевые слова: налог, налоговая система, регулирование экономики, сбор, экономическое развитие.
Налоговая сфера всегда занимала одну из главных позиций в деятельности государства, наряду с политической, экономической и социальной сферами. В свете последних событий, налоговая система Донецкой Народной Республики (ДНР) претерпевает кардинальные изменения и является практически основным объектом доработок и правок.
Поскольку налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений, различные аспекты данного вопроса получили достаточно серьезную разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых: Р.Ф. Галимзянов, А. Горбунов, Т.А. Козенкова, А.Н. Медведев, А.И. По-горлецкий, Д.Н. Тихонов, Д.Г. Черник и многими др. В ДНР проблему несовершенства налоговой системы и перспективы ее развития рассматривали А.Ю. Тимофеев, Е.С. Матющенко, О.А. Таран и др.
Целью исследования является изучение особенностей налоговой системы ДНР, а также, используя опыт налогообложения развитых стран, предложить рекомендации к ее усовершенствованию.
Основным элементом налоговой системы является налог. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений [1].
1 Доцент кафедры «Экономика предприятия», кандидат экономических наук.
2 Студент кафедры «Экономика предприятия».
Основной наполнитель бюджета - это налоги. К прямым налогам относятся:
- подоходный налог;
- налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т.п.);
- налог с наследства и дарения;
- имущественный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых и т.п.
К непрямым налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизный налог;
- таможенная пошлина [2].
Основной целью налоговой системы ДНР является содействие предпринимательской активности, стабилизация материального производства, повышения его эффективности и на этой основе удовлетворение государственных и социальных потребностей.
Рассмотрим структуру наполняемости бюджета ДНР за 2015 г.
■ Внешняя финансовая помощь
■ Доходы местных бюджетов Налог на прибыль юр лиц
■ Акцизные сборы
Часть чистой прибыль республиканских предприятий
Сборы от реализации конфиската на таможне
Другие налоги и сборы Сборы ЦРБ
Рис. 1. Структура наполняемости бюджета ДНР за 2015 г.
Наибольший удельный вес (47 %) занимает внешняя финансовая помощь. При этом доходы местных бюджетов наполняют бюджет всего лишь на 18,6 %. Налог на прибыль юридических лиц составляет 13,5 %. Непрямые налоги, в частности, акцизный - 6,8 %. Часть чистой прибыли республиканских предприятий занимает 5,6 %, а сборы от реализации и конфиската на таможне составляют 4,7 % бюджета. Общая сумма других налогов и сборов занимает 3,3 % в составе бюджета, а сборы ЦРБ - 0,4 %.
Таким образом, бюджет ДНР является зависимым от внешней финансовой помощи, т.к. удельный вес данной категории практически 50 %.
Основным нормативным актом, который регламентирует организационно-правовые вопросы начисления и взимания налогов в Донецкой Народной Республике, выступает принятый Постановлением Народного Совета Закон «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. Данным законом определены принципы и система налогообложения. Кроме того, особенности, касающиеся налогов, могут устанавливаться и другими правовыми или нормативными актами, например, указами Главы ДНР и постановлениями Совета Министров.
Согласно ст. 10 Закона определено, что в Донецкой Народной Республике налоговая система формируется за счет республиканских и местных налогов и платежей.
К республиканским налогам и платежам относятся:
- налог на прибыль (общая ставка - 20 %);
- акцизный налог (ставки зависят от вида товара, отнесенного к подакцизной группе);
- экологический налог (зафиксированы по отравляющим веществам);
- сбор за операции с некоторыми видами товаров (ставки определяются по некоторым видам товаров и продукции);
- платеж за использование недр (определяется по группам полезных ископаемых по фиксированным ставкам);
- плата за специспользование водных ресурсов (устанавливаются в зависимости от водного бассейна и особенностей использования);
- налог с оборота (1,5 % от выручки);
- платеж на виноградарство, хмелеводство и садоводство (1 % от выручки, связанной с продажей алкоголя, за исключением производителей и импортеров).
Местными налогами и сборами являются:
- подоходный налог (стандартная ставка - 13 %, зависит от вида полученного дохода);
- плата за землю (величина ставки дифференцирована в зависимости от вида земельных участков);
- упрощенный налог (ставка определяется по трем группам - 2,5 %, 6 % и 3 %);
- плата за патент (по ставкам, зависящим от вида деятельности);
- сельскохозяйственный налог (ставки по сферам с/х деятельности);
- транспортный налог (размер рассчитывается исходя из мощности двигателя и возраста транспортного средства);
- сбор за специспользование водных живых ресурсов (ставки зафиксированы за 1 т или 1 кг водных ресурсов);
- плата за проведение операций по обмену валюты (10 тыс. российских рублей в месяц).
Законом «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. также установлена возможность использования в хозяйственной деятельности специальных нало-
говых режимов (упрощенный налог, применение патента, сельскохозяйственный налог и т.д.).
Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:
1. Используется кассовый метод расчета чистой прибыли (все, что зашло на счета и в кассу минус все, что вышло со счета и кассы).
2. Искривлен механизм расчета чистой прибыли - в результате чистая прибыль завышена, налог на прибыль - завышен.
3. При расчете чистой прибыли не учитывается амортизация основных средств (ни амортизация основных средств, приобретенных ранее, ни амортизация основных средств, приобретённых в текущем отчетном периоде).
В ДНР хозяйственную деятельность могут вести резиденты и нерезиденты в форме юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Нерезиденты могут осуществлять работу в ДНР исключительно через налоговых агентов.
Большой и самой основной проблемой остаются всевозможные схемы ухода от уплаты налогов. Перед Правительством ДНР стоит серьезная задача -четко определить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки, возможностями налогового планирования, не повторяя ошибок пережитка прошлых лет, избегая неточностей и намеренных искажений предыдущего законодательства. Это очень непростая задача. Четкого ответа на вопрос каковы критерии определения «хороших» и «плохих» схем до сих пор нет, в чем заключается одна из основных проблема также и развитых государств, таких, как Россия, Швеция, США и т.д.
Главным критерием является то, ради чего проводится сделка или последовательность сделок и каково их экономическое содержание. Если сделка изначально носит цель ухода от налогов, то, даже будучи формально законной, она может быть подвергнута сомнению с точки зрения налогообложения. При решении этого вопроса необходима доработка налогового законодательства с целью устранения «налоговых дыр», допускающих сделки ради ухода от уплаты налогов, при этом следует использовать результаты обобщения судебной практики.
Основным же преимуществом налоговой системы ДНР является ее простота и доступность для рядового плательщика налогов, упрощенность и стремительное совершенствование, на основе использования опыта предыдущих лет и развитых стран, а также отсутствие налога на добавленную стоимость и наличие налога с оборота. Устранив НДС, мы устранили следующие существенные недостатки в налоговой системе:
- один из существенных факторов, стимулирующих инфляцию;
- сдерживал высокотехнологичные и наукоёмкие производства (тяжело списать НДС);
- обладал возможностью уклонения в условиях несовершенного бухгалтерского учета и нестабильной экономики в целом;
- требовал подготовки, просветительной работы с плательщиками, а также высокого уровня работников налоговых органов;
- снижал совокупный спрос.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что налоговую систему необходимо понимать как экономическое явление, которое изменяется и развивается вместе с развитием общества. Основной составной частью налоговой системы является совокупность налогов и сборов. К иным элементам налоговой системы относятся принципы, формы и методы установления налогов (вырабатываются в процессе деятельности соответствующих законодательных и исполнительных государственных органов), формы и методы налогового контроля и ответственность за нарушение налогового законодательства (это входит в компетенцию налоговых органов).
На сегодняшний день к основным направлениям совершенствования налоговой системы ДНР относятся:
- снижение общей налоговой нагрузки;
- упорядочение и упрощение налогового законодательства;
- увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени»;
- снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда не только внутри государства, но и за его пределами, и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией;
- реформирование системы налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для субъектов налога;
- обеспечение стабильности налогового законодательства хотя бы в среднесрочной перспективе;
- совершенствование методик исчисления налогов;
- совершенствование налогового документооборота.
Таким образом, пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Список литературы:
1. Никитин С.М. Налоги в системе государственных финансов / С.М. Никитин, Е.С. Глазова, М.П. Степанова // Деньги и кредит. - 2012. -№ 11. - С. 3-7.
2. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособ. / Т.Ю. Матвеева. - М.: «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - 511 с.
3. В ДНР введено мягкое налогообложение [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rian.com.ua/economy/20141003/357827860.html.