Научная статья на тему 'Формирование налоговой системы Кубано-Черноморской области в начальный период НЭПа'

Формирование налоговой системы Кубано-Черноморской области в начальный период НЭПа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКАЯ ОБЛАСТЬ / НЭП / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Татьяна Ильинична

Изменение налоговой политики в отношении населения. Формирование местного бюджета за счет косвенных налогов и местных сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование налоговой системы Кубано-Черноморской области в начальный период НЭПа»

УДК 94(470) ББК 63.3(2)613 К 40

Т.И. Ким,

аспирант, преподаватель Краснодарского колледжа управления, техники и

технологий, тел. 8-918-41-96-709, E-mail:_filosof23@ mail .ru

Формирование налоговой системы Кубано-Черноморской области в

начальный период НЭПа

(Рецензирована)

Аннотация: Изменение налоговой политики в отношении населения. Формирование местного бюджета за счет косвенных налогов и местных сборов.

Ключевые слова: Кубано-Черноморская область, НЭП, налоговая система.

В истории советского государства период 1920-х годов всегда вызывал неподдельный интерес. Именно в эти годы с особой силой проявилась противоречивость и сложность развития образовавшегося принципиально нового государства.

Период новой экономической политики советского государства не одномерное явление. Некоторые ученые характеризуют это время как уступку социализма, в некотором роде его слабость и бесперспективность. С этим можно соглашаться или нет, самостоятельно, в зависимости от своих убеждений, но то, что период НЭПа сыграл определяющую роль в становлении налоговой системы и экономики государства в целом, - факт неоспоримый.

Вопрос о том, какими методами осуществлялось социалистическое строительство, имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение.

Актуальность исследования определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, история нашего государства и зарубежных стран показала, что налоговая система играет огромную роль в формировании экономики и политики. При этом не только как регулятор внешней и внутренней торговли, но и как инструмент управленческих мер в стране, что в определенной мере влияет и на безопасность как внутреннюю, так и внешнюю.

Во-вторых, изучение исторических материалов дает возможность приобрести полезный опыт прошедшего времени. Советское государство - одно из уникальных социокультурных политических организмов. Его история позволяет изучить и проследить всю палитру европейского и азиатского развития.

В стране до начала 1920-х годов налоговой системы, как таковой, не существовало, так как с октября 1917 г. в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения.

Налоговая политика советской власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характера налога. По декрету от 30 октября 1918 года принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления, а что при этом принималось за излишки, решалось уже на местах.

Лишь с переходом государства к новой экономической политике в мае 1921 года возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды.

На Кубани в это время учитывалась важность и своевременность введения налогов. Признавалось, что время агитации прошло, необходимо было собирать налоги. Добровольные пожертвования населения, произведенные ранее, перестали оправдывать себя и обусловили необходимость введения налога. Все лица и организации, не внесшие налог,

должны были лишаться прав деловых отношений со всеми правительственными учреждениями [1].

В это же время правительством были приняты меры, выражающиеся в изменении налоговой политики и уменьшении общей суммы налога с 380.000.000 до 340.000.000 пудов зерна и в замене 13 видов налогов одним видом [2]. И эти меры властями на местах признавались правильными.

Также проводились различные съезды, на которых принимались резолюции по поддержке введения данного налога. На съезде беспартийных хлеборобов Краснодарского отдела в 1922 году по докладу о едином натуральном налоге была принята резолюция: «... единственно правильным и целесообразным является введение единого прогрессивнопоимущественного натурналога на хлеб, выражавшегося в пудах пшеницы или ржи и вносящегося основными продуктами сельского хозяйства» [3].

Признавалось, что своевременный и полный взнос налога является священным долгом каждого гражданина, и проводилась агитация для форсирования работ по сбору общегражданского налога.

В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства. Существовавший до марта 1922 г. натуральный налог на крестьян выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими продуктами питания (всего около 20 наименований). Это не могло не сказаться на равномерности и полноте обложения налогами сельского населения. Дело осложнялось и тем, что налоги в начале 1920-х годов взимались различными органами. Так, продовольственный налог собирался наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог - местными органами власти; трудналог в денежной части - наркоматом финансов, а натуральный - наркоматом труда.

В ходе подготовительных работ по взиманию продовольственного налога из партийных и профсоюзных организаций отзывались люди для направления их на краткосрочные курсы налоговых инспекторов. Партийными органами Кубано-Черноморской области предписывалось: «Мобилизовать по области 100 товарищей для передачи на кратковременные курсы налоговых инспекторов» [4].

Установлены были единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Однако установленные высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности и привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов.

В производственной сфере государственные предприятия по признакам извлечения из них пользы для государства или затрат на них со стороны государства делились на следующие категории: трестированные действующие; трестированные, недействующие, находящиеся на консервации; сданные в аренду; предназначенные к сдаче в аренду, но еще не сданные но тем или иным причинам; оставшиеся в руках СНХ до выяснения вопроса о денационализации или полной ликвидации [5].

В первой категории предприятий из основного капитала, закрепленного в строениях, использовалось не более 45 процентов и ставка на них не должна была превышать 2,25 процента от валового дохода или 0,45 процента от стоимости строений. Во второй категории предприятия налогового бремени нести не могли, так как находились на консервации. Предприятия третьей категории, ввиду отсутствия у них целого ряда накладных расходов, могли оставаться при ставках, определенных постановлением исполнительного комитета. Четвертая категория предприятий требовала определенных расходов, поэтому налог должен был быть переложен на государство. Пятая категория могла выплачивать налог только при определенных условиях, которые были трудновыполнимыми [6].

Такая сложная дифференциация предприятий показывала, что налоговая политика в промышленном производстве нуждалась в дополнениях и изменениях, которые смогли бы решить основные вопросы ее деятельности в условиях рыночных отношений: концентрации

промышленности и отдельных видов производства, совершенствовании технического состояния предприятий, восстановлении в создаваемых трестах учета и отчетности, уточнения калькуляции, выяснения рынков сбыта вырабатываемой продукции и рынков заготовки сырья, улучшения качества вырабатываемой продукции, определения взаимоотношений между трестами и подчиненными им предприятиями, технического обследования государственной промышленности, а затем приведения её в надлежащий вид и порядок.

В 1922 году к учреждению было представлено 7 трестов: Поташтрест, Металлтрест, Кожтрест, Стройтрест, Сельпром, Нефтьтрест, Спирттрест [7].

Ведение налогов обозначило и проблемы. Выяснилось, что налоги сильно ослабляли конкурентоспособность мелких арендных предприятий по сравнению с предприятиями кустарной промышленности, укрывающихся от уплаты налогов [8].

Так, например, в условиях Кубано-Черноморской области особенно страдала промышленность кожевенная, вследствие конкуренции кадушников, ускользающих от налогового обложения [9].

В период НЭПа основной задачей налоговой политики наряду с другими задачами стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета.

При резко упавшей товарности сельское хозяйство не способно было удовлетворить потребности городского и сельского населения в продуктах питания, а промышленности - в сырье.

Назревал кризис советской власти. В деревне он приобретал тяжелые формы. Партизанская война или просто бандитизм охватили почти все губернии [10].

В Кубано-Черноморской области это вылилось в бело-зеленое движение, которое находило поддержку у значительной части местного населения. В борьбе против белозеленого движения упор делался на то, что декрет о продналоге внесет успокоение в станицы. Но в то же время было получено распоряжение о том, что на Кубано-Черноморскую область налагается проднаряд в размере 5,5 миллионов пудов. Но при этом не верилось, что после разговора о продналоге, после того, как было объявлено о прелестях товарообмена, чтобы проднаряд мог быть проведен в жизнь. Была получена масса телеграмм из Центра, в которых говорилось о страшном голоде, о том, что Кубань должна снабжать Москву во что бы то ни стало, что нужно сократить количество пайков до минимума, исключить с довольствия население, не находящееся в городах. Этим власти рисковали создать новые контрреволюционные настроения. Тем не менее власти отреагировали должным, по их мнению, образу. Были мобилизованы все силы, пришлось сломить то настроение, которое создалось при объявлении продналога.

Проведение его было делом не безнадежным, так как в распоряжении властей была реальная сила - 14 армия, которая в это время была занята борьбой с бело-зелеными. План борьбы с бело-зелеными был объединен с планом по исполнению продовольственного наряда. Был соединен продовольственный штаб с военным штабом по нисходящей линии, разработан новый комбинированный план по выполнению продовольственного наряда и по борьбе с бело-зелеными. Было собрано 2 миллиона пудов по продовольственному наряду, больше, чем во всех областях, входящих в краевое объединение [11].

Для стимулирования работы налоговых инспекторов их заработная плата устанавливалась в зависимости от результатов, достигаемых по взиманию продналога.

Взимание налога вызывало сопротивление крестьянства. Наблюдались отказы хлеборобов выполнять продналог. В ответ поступали директивы угрожающепринудительного характера с последующими выездными сессиями Ревтрибунала. Таким образом, можно констатировать, что на начальных этапах сбора продналога интенсивно применялись силовые методы.

Восстановление налогов, в частности, местных, имело своей целью, наряду с

облегчением государственного бюджета от многочисленных расходов, создать приток денег на месте и тем самым содействовать наиболее успешному удовлетворению местных административно-хозяйственных потребностей без обращения к центру.

Источниками местных средств должны были служить: оплата услуг коммунального хозяйства; суммы из поступлений государственных налогов; местные сборы и налоги [12].

На основании постановления Кубано-Черноморского областного исполнительного комитета от 13 апреля 1922 года были установлены следующие предельные ставки по региону в рублях: ставка канцелярского сбора: за страницу листового формата - 100.000 рублей; ставка общегражданского налога в советских денежных знаках: для рабочих и служащих, получающих содержание до 9 разряда ставки, утвержденной в 300.000 рублей; для остальных рабочих и служащих, получающих содержание свыше 9 разряда, и крестьян, ведущих лично без применения наемного труда земледельческое хозяйство,- 1 млн. рублей; для остальных граждан - 3 млн. рублей; скидки многосемейным - 100.000 рублей.

Ставки акцизов и особого патентного сбора за продажу вин и пива в советских денежных знаках; предельные ставки местных налогов и сборов [13].

Таким образом, время между Х и XI съездами РКП(б) стало, по выражению В.И.Ленина, «переходным периодом в переходном периоде». Это был год, когда партия большевиков осуществила намеченный на X съезде РКП(б) крутой поворот от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Тогда же начался процесс формирования налоговой системы как необходимого инструмента «живой» рыночной экономики. Кубано-Черноморская область не исключение в этом вопросе, решение которого осложнялось широким спектром налоговой политики. Социально-экономические предпосылки, различные методы формирования новой налоговой системы в условиях НЭПа давали возможность осуществления финансовой политики советского государства в нашем регионе.

Примечания:

1. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее ЦДНИКК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 286. Л. 47.

2. ЦДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 286. Л. 48.

3. Там же. Л. 52.

4. ЦДНИКК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 91. Л. 70.

5. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). Ф. Р-143. Оп. 4. Д. 125. Л. 48.

6. ГАКК. Ф. Р-143. Оп. 3. Д. 125. Л. 49.

7. ГАКК. Ф. Р-143. Оп. 3. Д. 55. Л. 33.

8. Там же. Л. 35.

9. Там же. Л. 36.

10. Боффа Д. История Советского Союза. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 1996. С.

154.

11. ЦДНИКК Ф. 1. Оп. 1. Д. 88. Л. 12.

12. ЦДНИКК ф. 9. Оп. 1. Д. 78. Л. 7.

13. ГАКК. Ф. Р-153. Оп. 3. Д. 55. Л. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.