Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / СУКЦЕССИВНЫЙ И СИМУЛЬТАННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / АБСТРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашмайкина Людмила Ивановна, Кулешова Наталья Евгеньевна

Введение. На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение данной задачи во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует личностному развитию. Очевидно, что одним из критериев качества социальной подготовки старших дошкольников может служить степень сформированности их мыслительной и речевой деятельности. Материалы и методы. Изложены результаты исследования, адекватные его предмету: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (U-критерий Манна - Уитни, критерий Вилкоксона). Разработка авторских учебно-игровых заданий («Хитрые бабочки», «Говорящие рыбки», «Перепутаница», «Письмо Незнайки», «Найди фотографию» и т. д.) по формированию мыслительных операций старших дошкольников вошла в ряд реальных предпосылок обновления содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении. Результаты исследования. Представлены результаты исследования, которые связаны с интенсификацией образовательного процесса в аспекте формирования мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного учреждения, с разработкой структурно-содержательной модели формирования мыслительных операций старших дошкольников. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом реализации модели формирования мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения выступает уровень их подготовки к школе и социальной адаптации в целом. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феномена формирования мыслительных операций детей дошкольного возраста в методологическом, содержательном и организационном планах, а представленный практический опыт реализации данной модели может быть использован при планировании и организации образовательного пространства в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашмайкина Людмила Ивановна, Кулешова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MENTAL OPERATIONS OF SENIOR PRESCHOOLERS IN THE GROUP OF SHORT-TERM STAY AT A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction. At the present stage of the development of the Russian education system, along with the tasks of teaching and developing children cognitive abilities is the task of their social adaptation. The solution of this problem largely depends on the teacher, who contributes to personal development at a preschool educational institution. It is obvious that one of the criteria for the quality of social training of older preschoolers can be the degree of their mental and speech activity. Materials and Methods. The results of the study (adequate for its subject), are presented: the analysis of scientific literature, observation, psychodiagnostics methods (tests, conversations), experimental methods, mathematical and statistical methods (the Mann - Whitney test, the Wilcoxon test). The development of the authors educational and game tasks (“Sly Butterflies”, “Talking Fish”, “Confusion”, “Dunnos Letter”, “Find a Photo”) for the formation of mental operations of older preschoolers has become one of the real prerequisites for updating contents of the educational process at a preschool institution. Results. The article presents the results of the study, which are related to the intensification of the educational process in the aspect of the formation of mental operations of older preschoolers at preschool institutions, with the development of a structural model of the mental operations of older preschoolers. Discussion and conclusion. The expected effect of the implementation of the model of formation of mental operations of older preschoolers in the group of short-term stay of a preschool educational institution is the level of their preparation for school and social adaptation general. The proposed provisions and conclusions create prerequisites for further study of the phenomenon - the formation of mental operations, preschool children in the methodological, content and organizational plans, and the practical experience of implementing this model can be used in the planning and organization of the educational space of a preschool institution.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.203-213

УДК 159.9.072.432

Л. И. Лашмайкина1, Н. Е. Кулешова2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: L.Lashmaikina@yandex.ru 2Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Москва, Россия),

e-mail: Lobanova80.80@mail.ru

Формирование мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения

Введение. На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение данной задачи во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует личностному развитию. Очевидно, что одним из критериев качества социальной подготовки старших дошкольников может служить степень сформированности их мыслительной и речевой деятельности. Материалы и методы. Изложены результаты исследования, адекватные его предмету: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (U-критерий Манна - Уитни, критерий Вилкоксона). Разработка авторских учебно-игровых заданий («Хитрые бабочки», «Говорящие рыбки», «Перепутаница», «Письмо Незнайки», «Найди фотографию» и т. д.) по формированию мыслительных операций старших дошкольников вошла в ряд реальных предпосылок обновления содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении. Результаты исследования. Представлены результаты исследования, которые связаны с интенсификацией образовательного процесса в аспекте формирования мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного учреждения, с разработкой структурно-содержательной модели формирования мыслительных операций старших дошкольников. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом реализации модели формирования мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения выступает уровень их подготовки к школе и социальной адаптации в целом. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феномена формирования мыслительных операций детей дошкольного возраста в методологическом, содержательном и организационном планах, а представленный практический опыт реализации данной модели может быть использован при планировании и организации образовательного пространства в дошкольном учреждении. Ключевые слова: интенсификация, сукцессивный и симультанный анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция.

Для цитирования: Лашмайкина Л. И., КулешоваН. Е. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. -№ 2. - С. 203-213. DOI: 10.15507/2078-9823.54.021.202102.203-213.

© Лашмайкина Л. И., Кулешова Н. Е., 2021

Liudmila I. Lashmaikina1, Natalia E. Kuleshova2

1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: L.Lashmaikina@yandex.ru 2 Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia),

e-mail: Lobanova80.80@mail.ru

Formation of Mental Operations of Senior Preschoolers in the Group of Short-Term Stay at a Preschool Educational Institution

Introduction. At the present stage of the development of the Russian education system, along with the tasks of teaching and developing children cognitive abilities is the task of their social adaptation. The solution of this problem largely depends on the teacher, who contributes to personal development at a preschool educational institution. It is obvious that one of the criteria for the quality of social training of older preschoolers can be the degree of their mental and speech activity. Materials and Methods. The results of the study (adequate for its subject), are presented: the analysis of scientific literature, observation, psychodiagnostics methods (tests, conversations), experimental methods, mathematical and statistical methods (the Mann - Whitney test, the Wilcoxon test). The development of the authors educational and game tasks ("Sly Butterflies", "Talking Fish", "Confusion", "Dunnos Letter", "Find a Photo") for the formation of mental operations of older preschoolers has become one of the real prerequisites for updating contents of the educational process at a preschool institution. Results. The article presents the results of the study, which are related to the intensification of the educational process in the aspect of the formation of mental operations of older preschoolers at preschool institutions, with the development of a structural model of the mental operations of older preschoolers. Discussion and Conclusion. The expected effect of the implementation of the model of formation of mental operations of older preschoolers in the group of short-term stay of a preschool educational institution is the level of their preparation for school and social adaptation general. The proposed provisions and conclusions create prerequisites for further study of the phenomenon - the formation of mental operations, preschool children in the methodological, content and organizational plans, and the practical experience of implementing this model can be used in the planning and organization of the educational space of a preschool institution.

Keywords: intensification, simultaneous and successive analysis and synthesis, comparison, generalization, classification, an abstraction..

For citation: Lashmaikina L. I., Kuleshova N. E. Formation of Mental Operations of Senior Preschoolers in the Group of Short-Term Stay at a Preschool Educational Institution // Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(2): 9-18 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.203-213.

Введение

Формирование мыслительной деятельности старших дошкольников можно назвать одной из важных психолого-педагогических проблем. Ее решение затрагивает проблемы современного дошкольного образования как одного из ведущих способов формирования у детей мыслительных операций, определяющих специфику личностного развития ребенка и его готовность к школьному обучению.

Система дошкольного образования детей представляет собой целостную многоступенчатую систему, индивидуализирующую путь каждого ребенка, его образовательный маршрут, отличающуюся открытостью, гибкостью, вариативностью и динамизмом. Опыт функционирования дошкольных образовательных учреждений показывает, что они обладают большим потенциалом для самореализации ребенка в различных видах деятельности, опреде-

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

~ я том 21, № 2, 2021

гуманитарной науки и образования ' '

ляют специфику личностного развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Именно в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении дети привыкают к занятиям в коллективе, овладевают правилами поведения в группе, принципами общения со взрослыми, развивают навыки совместной деятельности со сверстниками. С детьми организуются занятия по всем направлениям образовательной работы: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, развитию математических представлений, физкультуре. В настоящее время ввиду субъективных и объективных обстоятельств достаточное число детей не посещают дошкольные образовательные учреждения. Эти дети оказываются наименее подготовленными к обучению в школе. Нарастают противоречия, возникающие в системе дошкольного образования, требующие специального изучения инструментов модернизации процесса обучения. При этом одной из ведущих проблем является построение системы образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности личностного развития каждого ребенка, развития его мыслительной и речевой деятельности. О. И. Давыдова отмечает, что очередной насущной задачей является введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм - группы кратковременного пребывания детей в детском саду [6].

Е. С. Кодикова подчеркивает, что сущность интенсификации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания заключается в том, что, располагая возможностями усиления познавательной деятельности детей, не посещающих дошкольное учреждение, она обеспечивает элементарно достаточный уровень для равного с детьми, посещающими дошкольное

учреждение, старта в познавательной деятельности в школе [8]. Педагогические основы интенсификации обучения заложены в работах, посвященных сущности процесса обучения и условиям, обеспечивающим его целостность (Ю. К. Бабанский [2], Б. Г. Ананьев [1], Л. И. Божович [3], П. Я. Гальперин [5], Л. С. Выготский [4] и др.). Анализ научной литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день недостаточно изучен потенциал интенсификации образовательного процесса в аспекте формирования мыслительных операций в дошкольном учреждении.

Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни старшего дошкольника - несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребенок включается по интересу, а не по принуждению. При такой форме организации учебно-воспитательного процесса занятия должны строиться в партнерской форме, с введением моментов совместной деятельности детей, что способствует свободному общению как взрослого с детьми, так и детей друг с другом. Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от подготовительных групп для старших дошкольников, создаваемых при школах. В отличие от обычного детского сада специфика групп кратковременного пребывания связана с тем, что здесь время сжато, у детей нет возможности обжиться в группе сверстников, так как совместная деятельность и общение приходятся на вторую половину дня, а также на время утренней и вечерней прогулки [6].

В исследовании осуществлена классификация функций групп кратковремен-

ного пребывания детей, в основу которой положена идея о том, что эти функции должны быть связаны не только с обеспечением образовательных услуг, но и с созданием пространства взаимодействия детей и взрослых, сопровождением и поддержкой ребенка в его личностном развитии, подготовкой к школьному обучению.

Одним из центральных вопросов исследования стал вопрос о разработке структурно-содержательной модели развития мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. В основу разработки данной модели положена идея об интенсификации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания. Данная идея предстает как стратегическое направление деятельности педагога-психолога по реализации программы формирования мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания.

Методы

Нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого заключалась в сравнительном анализе уровня сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование) старших дошкольников, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Экспериментальное исследование проводилось в 2018/2019 учебном году на базе дошкольных общеобразовательных учреждений № 55, 64, 65, 70, 72 г. Саранска, в подготовительной группе. В нем принял участие 181 воспитанник в возрасте 6-7 лет. Экспериментальную группу составили 89 детей, которые не посещали дошкольное учреждение (46 мальчиков и 43 девочки), контрольную группу - 92 ребенка, с раннего возраста посещавшие детский сад (47 мальчиков и 45 девочек). Дети экспериментальной группы до шестилетнего

206

возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение и не получали квалифицированную помощь специалиста психолого-педагогического профиля.

В соответствии с целью при проведении констатирующего эксперимента решались следующие задачи: выявление уровня развития мыслительных операций старших дошкольников, не посещающих и посещающих дошкольное образовательное учреждение; интерпретация полученных данных с целью выяснения влияния дошкольного образовательного учреждения на сформи-рованность мыслительных операций. В связи с этим экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно: диагностическое обследование старших дошкольников, не посещающих и посещающих дошкольное образовательное учреждение; исследование мыслительных операций старших дошкольников. Реализация диагностического обследования включала сбор и анализ анамнестических, клинических, психолого-педагогических сведений о каждом ребенке. Проведено исследование раннего речевого онтогенеза, заключений специалистов о состоянии здоровья ребенка, его социопсихическом развитии, особенностях неврологического состояния.

Анализ научно-теоретических предпосылок, а также психологических особенностей исследуемых детей позволил определить следующие направления методики изучения мыслительных операций у старших дошкольников: исследование операции анализа и синтеза; исследование операции сравнения; исследование операции абстрагирования; исследование операции обобщения; исследование операции классификации. Исследование мыслительных операций проводилось на невербальном и вербальном материале. В процессе разработки методики экспериментального исследования мыслительных операций в модифицированном виде использовались

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

том 21, № 2, 2021

гуманитарной науки и образования ' '

приемы и методы, представленные в работах Г. А. Урунтаевой [11], С. Д. Забрамной [7], А. Р. Лурии [9], Е. Н. Овчинниковой [10], О. Н. Усановой [12] и др. Анализ полученных данных показал, что у старших дошкольников, не посещающих детский сад, уровень сформированности мыслительных операций ниже, чем у детей, посещающих дошкольное учреждение. Наиболее сохранными оказались операции симультанного анализа и синтеза, операция обобщения, наименее сохранными - операции сравнения и абстракции.

Результаты

Анализ результатов исследования операций анализа и синтеза у старших дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, выявил следующие специфические особенности: недостаточную сформированность умения соотносить отдельные части и целое, определять величину и количество частей по отношению к целому, устанавливать причинно-следственные связи и отношения; преобладание признаков, несущих наибольшую эмоциональную нагрузку; ограниченный объем обработки перцептивной информации; трудности организации смысловых и вербальных программ, включающих большое число элементов. Это свидетельствует о недостатке аналитико-синтетической деятельности детей, не посещающих дошкольное учреждение, в частности, о таких недостатках мышления, как конкретность, повышенная лабильность и неустойчивость выделения существенных признаков и связей предметов и явлений. Трудности выполнения ряда заданий на анализ и синтез связаны с тем, что у детей, не посещающих дошкольное учреждение, нарушается вычленение главного, существенного в воспринимаемой информации, действие отбора и селекции значимых признаков, определяющих программу. При этом особую трудность вызывало выделение при-

знаков отвлеченного характера - времени, количества. При анализе и синтезе совокупности объектов, расположенных в определенной последовательности, зрительное «схватывание» материала носит характер нерасчлененного, недифференцированного восприятия. Исследование операции сравнения показало, что у детей, не посещающих дошкольное учреждение, при сравнении преобладает опора на наглядные, ситуативные, конкретные признаки. Дети экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, легче определяли различие объектов, чем их сходство. При осуществлении операции сравнения у детей экспериментальной группы выявлен более ограниченный объем обработки информации, представленной для сравнения, чем у детей контрольной группы. Операция абстрагирования осуществляется детьми, не посещающими дошкольное учреждение, на элементарном уровне и характеризуется недостаточной сформированностью умения отличить существенное от второстепенного в зрительных образах, умения вычленять существенные признаки при оперировании понятиями. Отмечена ориентировка детей прежде всего на внешние конкретно-ситуативные признаки и отвлечение от существенных, более абстрактных признаков. Исследование операции обобщения свидетельствует о существенном отставании и своеобразии в развитии этой операции у старших дошкольников, не посещающих детский сад, существенной диспропорции в развитии интуитивно-практического и словесно-логического обобщения. Для данной категории детей характерны недостаточное умение дифференцировать существенное от второстепенного, отражение в суждениях случайной стороны предметов или явлений, а не существенных отношений между ними, затруднения в установлении сложных обобщений, обусловленные недоразвитием симультанных процессов. Отмечались

наличие ситуационного принципа объединения объектов, трудности при выделении основания для группировки объектов, неточное употребление обобщающих понятий, тенденция к необоснованному их расширению, упрощению, смешение близких понятий. Основной особенностью развития операции классификации у детей, не посещающих дошкольное учреждение, является неравномерность ее функционирования на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях. Выявлена существенная диспропорция показателей вербальных и невербальных тестовых заданий, направленных на исследование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации. При классификации невербального и вербального материала у детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечались недостаточное развитие умения относить объект к классу, выделять основание классификации, трудности речевого выражения выделенного основания классификации. Задания, предъявляемые на невербальном материале, выполнялись «домашними» детьми лучше, чем задания в речевой форме. Участие речи в большей степени снижало уровень выполнения заданий детьми экспериментальной группы, чем у детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

К первой группе были отнесены дети, имевшие низкие вербальные и невербальные показатели (8 % детей, посещающих дошкольное учреждение, и 31 % - не посещающие детский сад). Они затруднялись в соотношении отдельных частей и целого, определении величины и количества частей в составе целого. Отмечался низкий уровень сформированности умения устанавливать закономерности построения рядов, выделять существенные признаки предметов, обобщать предметы на основе выделенных признаков. Суждения детей отражали случайные стороны объектов, обобщающие

208

понятия употреблялись неточно. Во вторую группу вошли дети, имевшие относительно высокие невербальные и средние вербальные показатели (41 % детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, и 54 % - не посещающих детский сад). Выполнение большинства заданий на наглядно-практическом уровне характеризовалось достаточной целенаправленностью, умением выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать предметы на основе этих признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения рядов и т. п. При выполнении детьми данной группы заданий на вербально-логическом уровне отмечались, как правило, недостатки, характерные для детей первой группы. Дети затруднялись оперировать представлениями об объектах, находить закономерности в расположении абстрактных объектов, выделять существенные признаки объектов, представленных в речевой форме. Третью группу составили дети, у которых отмечались относительно высокие невербальные и вербальные показатели (15 % детей, не посещающих детский сад, и 51 % - посещающие детский сад). Деятельность детей данной подгруппы характеризовалась достаточной целенаправленностью и осознанностью, они предпринимали попытки планировать действия в соответствии с определенным замыслом.

Таким образом, большинство детей, не посещающих дошкольное учреждение, оказались во второй группе, что говорит о неравномерности развития мыслительных операций как на вербальном, так и на невербальном уровне, в то время как в выборке детей, посещающих дошкольное учреждение, была достаточно большая доля имевших относительно высокие вербальные и невербальные показатели.

Полученные экспериментальные данные, обработанные с помощью и-критерия

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

Манна - Уитни, выявили значимые корреляции между уровнем развития симультанного анализа и синтеза и уровнем развития операций классификации и обобщения, между уровнем развития сукцессивного анализа и синтеза и операцией классификации. Этот факт позволил рассматривать развитие сукцессивных и симультанных процессов в качестве необходимых предпосылок для формирования мыслительных операций.

Испытуемые экспериментальной группы (89 чел.), участвовавшие в констатирующем эксперименте, приняли участие в формирующем эксперименте. Экспериментальная группа включала 44 дошкольника, с которыми проводилась специальная работа, в том числе по формированию мыслительных операций. Контрольную группу составили 45 детей, с которыми проводились занятия по традиционной программе работы дошкольного образовательного учреждения.

Приступая к формирующему эксперименту, проведенному в 2019/2020 учебном году на базе дошкольных общеобразовательных учреждений № 55, 64, 65, 70, 72 г. Саранска, в подготовительной группе, мы проанализировали программы, по которым осуществлялась учебно-воспитательная и образовательная деятельность в дошкольном учреждении: «Радуга», «Детство», «Программа обучения и воспитания детей в детском саду» и «Дошкольная группа». Успешная реализация данных программ возможна лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающей наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования; спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой могут проявляться задатки и способности ребенка, а также условий, способствующих развитию мыслительной и речевой деятельности. В целях систе-

матизации содержания программ и учета особенностей мыслительных операций, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана структурно-содержательная модель, которая включает цель, принципы, содержание, методы и приемы обучения, способы интенсификации образовательного процесса. Формирование мыслительных операций дошкольников в группе кратковременного пребывания явилось целью данной модели. Основное содержание структурно-содержательной модели отражено в программе формирования мыслительных операций, которая реализуется сквозь призму системы учебно-игровых заданий на анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д., подобранных с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, дополнительности и др. Значение для нашего исследования представляли вопросы, связанные с определением оптимальных способов интенсификации образовательного процесса. В исследовании выявлено, что наиболее адекватными являются оказание дифференцированной помощи детям, психолого-педагогическая поддержка, выполнение домашнего задания, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7 до 30 мин), гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам.

Экспериментальное обучение по формированию мыслительных операций старших дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, происходило по следующим направлениям: формирование системного анализа; формирование дробного анализа; соотносительное сравнение частей объектов; соотносительное сравнение в рамках определенного свойства (например, при сравнении машинок, различающихся только по цвету, толь-

ко по величине, только по форме). Усвоение учебного материала осуществлялось поэтапно (согласно теории П. Я. Гальперина [5]): сначала происходят конкретные действия с материальными предметами, которые постепенно замещаются различными схемами, изображениями. Затем ребенок выполняет действия в плане «громкой речи» без опоры на наглядность. Овладев действием в плане «громкой речи», ребенок формирует действие во внутренней речи («про себя»). Он учится рассуждать, делать выводы, формулируя их в вербальном плане; на основе приобретенного опыта устанавливает новые способы действия, переносит умения с одного действия на другое. В результате происходит качественное преобразование действий; действия свертываются, совершаются мгновенно, становятся действиями «в уме».

Учебно-игровые задания включались в содержание каждого занятия (изобразительная деятельность, конструирование, лепка, развитие речи и т. д.). Модернизация технологического оснащения заключалась в структурировании всех занятий в контексте формирования мыслительных операций детей. Реализация каждого учебного задания происходила либо по определенному предлагаемому нами алгоритму (рассмотрим предмет; что это? расскажите о свойствах этого предмета (при этом экспериментатор указывает на первый пункт схемы): цвете, форме, величине и его назначении; перечислите и покажите в определенной последовательности крупные части этого предмета (указывается второй пункт схемы); в данной последовательности расскажите о каждой части (указывается третий пункт схемы); что мы узнали о предмете?), либо с элементами творчества. В ходе занятий детям оказывалась дифференцированная помощь: подсказка, напоминание инструкции; наводящие вопросы для стимулирования деятельности испытуемых; показ дей-

20

ствия на примере; совместное выполнение задания и др.

В результате формирующего эксперимента испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Дошкольникам стало доступно планирование действий в соответствии с определенным замыслом. Они научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения. После обучения действия детей стали целенаправленными и осознанными.

Для определения эффективности проведенных нами учебно-игровых занятий старших дошкольников, не посещающих дошкольное учреждение, был проведен контрольный эксперимент. В нем приняли участие 89 детей старшего дошкольного возраста.

Содержание методики контрольного эксперимента было аналогичным методике констатирующего эксперимента. Изучение динамики состояния мыслительных операций старших дошкольников в группе кратковременного пребывания после проведения экспериментального обучения выявило значительную динамику формирования мыслительных операций детей экспериментальной группы. В зависимости от соотношения вербальных и невербальных показателей были выделены три группы детей: 1) низкие невербальные и вербальные показатели; 2) относительно высокие невербальные и средние вербальные показатели; 3) относительно высокие невербальные и вербальные показатели.

Обсуждение

Исследование показало, что «домашние» дети, посещавшие группу кратковремен-

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

ного пребывания, показали наибольшую динамику в формировании мыслительных операций по сравнению с испытуемыми, не проходившими специальное обучение. Так, у 31 % дошкольников отмечались низкие вербальные и невербальные показатели. После специального обучения данный уровень наблюдался только у 10 % испытуемых, в то время как у не обучавшихся по специальной программе - у 30 %. Относительно высокие невербальные и вербальные показатели до обучения наблюдались у 15 % детей, после обучения - у 32 %. У детей, с которыми проводилась работа по формированию мыслительных операций, результаты значительно выше по сравнению с детьми, у которых формирование мыслительных операций происходило без специального обучения. Вместе с тем после обучения действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Дошкольникам стало доступно планирование действий в соответствии с определенным замыслом. Они научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.

Заключение

Таким образом, нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике формирования мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция), об эффективности проведенных нами занятий по формированию мыслительных операций у дошкольников, не посещающих детский сад. Экспериментальное обучение, основанное на идее интенсификации образовательного процесса, доказало эффективность разработанной нами структурно-содержательной модели развития мыслительных операций у дошкольников в группе кратковременного пребывания. Итоги работы послужили основанием для формулирования теоретических положений собственно экспериментальной фазы исследования.

Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это зависимость социопсихического развития ребенка от уровня образования родителей, возможность координирования усилий родителей и педагогов по оптимизации психолого-педагогического процесса в группах кратковременного пребывания в дошкольном учреждении, привлечение специалистов различного профиля с целью реализации комплексного сопровождения при обучении детей в дошкольном учреждении.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Общая психология : хрестоматия : учебно-методический комплекс / авт. и сост. О. А. Куприна. - М. : Издательский Центр ЕАОИ, 2011. - С. 94-99.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М. : Педагогика, 2015. - 479 с.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна ; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М. : Национальное образование, 2016. - 368 с.

5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. : Издательство МГУ, 1985. - 45 с.

ПСИХОЛОГИЯ

6. Давыдова О. И. Адаптационные группы в дошкольном учреждении. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 112 с.

7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 112 с.

8. Кодикова Е. С. Интенсификация обучения в условиях экстерната // Педагогика. - 2004. -№ 1. - С. 49-55.

9. Лурия А. Р. Язык и сознание. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 416 с.

10. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка. - М. : Академический проект, 2004. -188 с.

11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М. : Академия, 2011. - 335 с.

12. Усанова О. Н. Специальная психология. - М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 2015. - 236 с.

References

1. Ananiev B. G. The psychological structure of the personality and its formation in the process of individual development of a person. Moscow, 2011, 99 p. (In Russ.).

2. Babanskiy Jy. K. Pedagogy. Moscow, 2015, 479 p. (In Russ.).

3. Bojovich L. I. Problems of personality formation. Moscow, 1997, 351 p. (In Russ.).

4. Vigotskiy L. S. Thinking and speech. Moscow, 2016, 368 p. (In Russ.).

5. Galiperin P. Ja. Teaching methods and mental development. Moscow, 1985, 45 p. (In Russ.).

6. Davidova O. I. Adaptation groups in preschool institutions. Moscow, 2009, 112 p. (In Russ.).

7. Zabramnaia S. D. Psychological and pedagogical diagnostics of children mental development. Moscow, 1995, 168 p. (In Russ.).

8. Kodikova E. S. Intencification of training in the conditions of external studies. Pedagogika = Pedagogy. 2004; 1: 49-55. (In Russ.).

9. Luria A. R. Language and consciousness. Rostov/n/Dony, 1998, 416 p. (In Russ.).

10. Ovchinnikova T. N. Personality and thinking of the child. Moscow, 2004, 188 p. (In Russ.).

11. Uruntaeva G. A. Preschool psychology. Moscow, 2011, 335 p. (In Russ.).

12. Usanova O. N. Special psychology. Moscow, 2015, 236 p. (In Russ.).

Поступила 12.01.2021.

Сведения об авторах

Лашмайкина Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - педагогическая психология. Автор 25 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3871.

E-mail: L.Lashmaikina@yandex.ru

Кулешова Наталья Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (Москва, Россия). Сфера научных интересов: психология конфликта, специальная психология. Автор более 30 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1260-5237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: Lobanova80.80@mail.ru

Submitted 12.01.2021.

About the authors

Liiidmila I. Lashmaikina - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ _ „„„„

interests: pedagogical psychology. The author 25 science and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3871.

E-mail: L.Lashmaikina@yandex.ru

Natalia E. Kuleshova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia). Research interests: psychology of conflict, special psychology. The author has more than 30 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1260-5237.

E-mail: Lobanova80.80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.