Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальные знания / народное искусство / народные музыкальные инструменты / среда / поликультурная образовательная среда / musical knowledge / folk art / folk musical instruments / environment / multicultural educational environment

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Козлова Тамара Алексеевна, Заварыкина Альбина Рифятовна

В статье отмечается важность приобщения обучающихся к народному искусству. Этот процесс будет способствовать воспитанию любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, укреплению межэтнических и межкультурных отношений. В работе рассматривается поликультурная образовательная среда, обеспечивающая формирование у обучающихся готовности к межэтническому и межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. В результате проведенного исследования было выявлено, что поликультурная образовательная среда обеспечивает формирование музыкальных знаний, приобретаемых на основе изучения народного музыкального искусства (о роли народного музыкального искусства в жизни родного края, России, в жизни людей, об особенностях музыкального языка разных народов; о жанрах песенного фольклора своего народа, русского народа и других народов России, о народных инструментов и др.). Состав музыкальных инструментов каждого этноса, проживающего В России, очень разнообразен. Их особенности определяются своеобразием фольклорной традиции и бытования фольклора. В современном инструментоведении признается одна из классификационных систем, в которой инструменты градируются по двум признакам: источник звука и способ его извлечения. В связи с этим особо важно представить классификацию народных музыкальных инструментов и их характеристику, для более полного знакомства педагогической общественности. В статье характеризуются музыкальные инструменты русского, мордовского, татарского народов. В ходе исследования были использованы диалектический, сравнительно-сопоставительный, логический подходы, а также, теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Козлова Тамара Алексеевна, Заварыкина Альбина Рифятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes the importance of familiarizing students with folk art, especially folk musical art. This process will contribute to fostering love for the Motherland, for one's people, respect for the traditions, history, culture of different ethnic groups, strengthening interethnic and intercultural relations. The paper considers a multicultural educational environment that ensures the formation of students' readiness for interethnic and intercultural interaction and cooperation. As a result of the study, it was revealed that a multicultural educational environment provides the formation of musical knowledge acquired on the basis of the study of folk musical art (about the role of folk musical art in the life of the native land, Russia, in the lives of people, about the features of the musical language of different peoples; about the genres of song folklore of their people, the Russian people and other peoples of Russia, about folk instruments, etc.). The composition of musical instruments of each ethnic group living in Russia is very diverse. Their features are determined by the originality of the folklore tradition and the existence of folklore. In modern instrumentation, one of the classification systems is recognized, in which instruments are graded according to two criteria: the source of the sound and the way it is extracted. In this regard, it is especially important to present the classification of folk musical instruments and their characteristics, for a more complete acquaintance of the pedagogical community. The article characterizes the musical instruments of the Russian, Mordovian, Tatar peoples. In the course of the study, dialectical, comparative, logical approaches were used, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific and methodological literature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Педагогика

УДК 78:373.3(045)

доктор педагогических наук, профессор Карпушииа Лариса Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Заварыкина Альбина Рифятовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье отмечается важность приобщения обучающихся к народному искусству. Этот процесс будет способствовать воспитанию любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, укреплению межэтнических и межкультурных отношений. В работе рассматривается поликультурная образовательная среда, обеспечивающая формирование у обучающихся готовности к межэтническому и межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. В результате проведенного исследования было выявлено, что поликультурная образовательная среда обеспечивает формирование музыкальных знаний, приобретаемых на основе изучения народного музыкального искусства (о роли народного музыкального искусства в жизни родного края, России, в жизни людей, об особенностях музыкального языка разных народов; о жанрах песенного фольклора своего народа, русского народа и других народов России, о народных инструментов и др.). Состав музыкальных инструментов каждого этноса, проживающего В России, очень разнообразен. Их особенности определяются своеобразием фольклорной традиции и бытования фольклора. В современном инструментоведении признается одна из классификационных систем, в которой инструменты градируются по двум признакам: источник звука и способ его извлечения. В связи с этим особо важно представить классификацию народных музыкальных инструментов и их характеристику, для более полного знакомства педагогической общественности. В статье характеризуются музыкальные инструменты русского, мордовского, татарского народов. В ходе исследования были использованы диалектический, сравнительно-сопоставительный, логический подходы, а также, теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы.

Ключевые слова: музыкальные знания, народное искусство, народные музыкальные инструменты, среда, поликультурная образовательная среда.

Annotation. The article notes the importance of familiarizing students with folk art, especially folk musical art. This process will contribute to fostering love for the Motherland, for one's people, respect for the traditions, history, culture of different ethnic groups, strengthening interethnic and intercultural relations. The paper considers a multicultural educational environment that ensures the formation of students' readiness for interethnic and intercultural interaction and cooperation. As a result of the study, it was revealed that a multicultural educational environment provides the formation of musical knowledge acquired on the basis of the study of folk musical art (about the role of folk musical art in the life of the native land, Russia, in the lives of people, about the features of the musical language of different peoples; about the genres of song folklore of their people, the Russian people and other peoples of Russia, about folk instruments, etc.). The composition of musical instruments of each ethnic group living in Russia is very diverse. Their features are determined by the originality of the folklore tradition and the existence of folklore. In modern instrumentation, one of the classification systems is recognized, in which instruments are graded according to two criteria: the source of the sound and the way it is extracted. In this regard, it is especially important to present the classification of folk musical instruments and their characteristics, for a more complete acquaintance of the pedagogical community. The article characterizes the musical instruments of the Russian, Mordovian, Tatar peoples. In the course of the study, dialectical, comparative, logical approaches were used, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific and methodological literature.

Key words: musical knowledge, folk art, folk musical instruments, environment, multicultural educational environment.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Формирование музыкальной культуры обучающихся в поликультурной образовательной среде»

Введение. В настоящее время большое значение уделяется изучению народного искусства, которое, обогащая обучающихся знаниями о своеобразии декоративно-прикладного искусства, устно-поэтического творчества, музыкального фольклора, способствует укреплению межэтнических и межкультурных отношений, воспитанию у обучающихся любви к Родине, к своему народу, уважение к традициям, истории, культуре разных этносов [41. Школьники должны приобретать этнический, социальный и культурный опыт, основанный на постижении народного искусства [131.

Не менее актуально и приобщение школьников к народному музыкальному искусству - исполнение песен разных народов, причем на языке того этноса, кому принадлежит песня, знакомство с народными музыкальными инструментами, слушание инструментальных наигрышей и др. [7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования третьего поколения, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ, отмечается важность воспитания у обучающихся интереса к «познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России», уважение к «традициям разных народов, проживающих в родной стране» [10]. В качестве задач эстетического воспитания необходимо формировать восприимчивость к «традициям и творчеству своего и других народов», понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества» [10]. В связи в вышеизложенным стоит отметить важность формирования музыкальных знаний в процессе изучения музыкальных инструментов разных народов России [51.

Изложение основного материала статьи. Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика[2]. Поликультурную образовательную среду можно рассматривать как «часть образовательной среды учебного заведения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию, сохраняющей свою

этническую идентичность, стремящейся к пониманию и уважению других культур и общностей, умеющей жить в мире и согласии с представителями иных национальностей» [11.]. Поликультурная образовательная среда включает в себя художественно-образовательную среду, обеспечивающую формирование в том числе, и музыкальных знаний о музыкальных инструментах разных народов.

Э.Б. Абдуллин выделял в своих работах включал в содержание музыкального образования музыкальные знания, включающие в себя знания самой музыки и знания о музыке (музыкально-исторические и музыкально-теоретические), приобретаемые обучающимися в процессе музыкального образования [1]. Музыкальные знания, приобретаемые обучающимися в контексте изучения народного музыкального искусства, включают в себя знания: о роли народного музыкального искусства и музыки композиторов в жизни родного края, России, в жизни людей; о значимости народного музыкального искусства как способа выражения духовности и творческого начала народа, отражения в нем этнических и общечеловеческих ценностей; знания о своеобразии музыки народов, населяющих Россию, мир, об особенностях музыкального языка разных народов; о взаимосвязи русского музыкального искусства и музыки других народов; о жанрах песенного фольклора своего народа, русского народа и других народов России; народных песен, танцевальных движений, народных инструментов, исполнителей народной музыки своего народа, региона, русского народа и народов России; о творческом претворении принципов народного музыкального мышления в профессиональном музыкальном искусстве [8].

Народные музыкальные инструменты составляют значительную часть этнической музыкальной культуры, поэтому важно приобщать обучающихся, проживающих в поликультурном регионе, с народными музыкальными инструментами этносов, приживающих в нем. Состав музыкальных инструментов каждого этноса, проживающего В России, очень разнообразен. Их особенности определяются своеобразием фольклорной традиции и бытования фольклора. Однако существуют инструменты, которые возникли как результат деятельности профессионалов-инструменталистов: баян, домра, балалайка, гитара, аккордеон и другие, которые можно отнести к народным инструментам. В современном инструментоведении признается одна из классификационных систем, в которой инструменты градируются по двум признакам: источник звука и способ его извлечения.

В Республике Мордовия в рамках программы «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных школах» (1-8 классы) (автор Л.П. Карпушина) предполагается изучение музыкальных инструментов русского, мордовского, татарского народов [9]. В связи с этим особо важно представить классификацию народных музыкальных инструментов и их характеристику, для более полного знакомства педагогической общественности.

У русского народа были известны довольно разнообразные музыкальные инструменты, которые подразделялись на следующие группы:

I. Самозвучащие (идиофоны).

а) Ударные (трещетки, ложки, колокола, бубенцы и др.).

б) Щипковые (варганы).

в) Фрикционные, когда звук извлекается трением (стиральная доска и др.).

г) Язычковые (береста, гармоники разных систем и др.).

д) Губовиднощелевые - различные виды свистулек.

II. Духовые (аэрофоны):

а) Свистковые (кугиклы, дудки, парные флейты).

б) Язычковые (жалейки, сурна, волынка, берестяной рог).

в) Мундштучные (различные трубы, рога).

III. Струнные (хордофоны):

а) Щипковые (гусли, балалайка, домра и др.).

б) Фрикционные, когда звук возникает от трения (смычковые (гудок, скрипка), колесные (лира, донской гудок)).

в) Ударные (цимбалы).

IV. Мембранные (мембранофоны).

а) Ударные (бубен, барабан).

б) Фрикционные (особый прием игры на бубне) [6, С. 259-260].

Мордовские народные инструменты подразделялись на следующие группы:

I. Идиофоны:

1.1. Ударяемые:

а) Шавома (м), чавома (э).

б) Предметы домашней утвари.

в) Куцюфт (м), пенчт (э) - ложки.

г) Пеелем (м), пелюма (э) - коса.

д) Кальхциямат (м), кальцаемат (э).

1.2. Потряхиваемые:

а) Пайгонят (м), баягинеть (э) - колокольчики.

б) Шавома (м), чавома (э) второго вида.

1.3. Скребковые:

а) Кальдердема (м) - трещотка.

1.4. Варганы.

1.5. Фрикционные:

а) Двухручная пила.

II. Мембранофоны:

2.1. Свободные мирлитоны:

а) Сюрьхцем (м), срафтома пелькс (э) - гребенка.

б) Лопа (м, э) - лист дерева.

III. Хордофоны:

3.1. Дощатые цитры:

а) Тип гуслей.

3.2. Составные:

а) Гарьзе, стрепка (м), кайга (э) - скрипка.

IV. Аэрофоны:

4.1. Аэрофоны с прерывателем:

а) Шпулька (м), (э) - катушка для ниток.

б) Акацань видьмекс (э) - стручок акации.

4.2. Продольные флейты:

а) Сендиень морама (м), еандеень морама (э) - флейта из тростника.

б) Пяшень морама (м), пекшень морама (э) - флейта из липы.

в) Гуень почконь морама (э) - флейта.

г) Вяшкома (м), вешкема (э) - флейта.

4.3. Флейты с внутренней щелью:

а) Кевонь тутушка (м), кевень дудушка (э) - свистулька.

4.4 Шалмеи:

а) Нюди (м), нудей (э) - нюди.

б) Фам, уфам (м), пувама (э) - пузырь, волынка.

4.5 Натуральные трубы:

а) Дорама (м), торама (э) [3, С. 150-153].

У татарского народа существуют довольно разнообразные музыкальные инструменты, которые подразделялись на следующие группы.

I. Духовые инструменты:

1. Флейтовые. Кепшэ курай. Название получено от зонтичного растения с полым стеблем (кепшэ кура). Позднее курай изготавливались из дерева, жести, меди, алюминия. По форме - конусные и цилиндрические, игровых отверстий два или шесть, реже четыре или пять. Диапазон курая при передувании достигает двух октав. Тембр - светлый, в нижнем регистре - холодноватый, а в высоком - прозрачный. Курай использовался как сольный инструмент, иногда в качестве сопровождения пляски. Кураистам нравилось исполнять мелодии жанра озын кой (протяжная песня), потому что при этом их исполнительское мастерство проявлялось в полной мере.

Таш сыбызгы (каменная свистулька) - «керамическая пустотелая свистулька в виде птицы или животного, снабженная свистковым приспособлением и двумя (тремя) отверстиями, позволяющими исполнять несложные наигрыши в объеме квинты» [12, С. 160].

Тал сыбызгы (ивовая свистулька) - закрытая продольная флейта из цельной ивовой коры со свистковым устройством в виде деревянного поршня у основания, без отверстий [12, С. 161].

2. Язычковые. Камыл сыбызгы (свисток из соломы) - соломенная трубка из ржи или пшеницы с цилиндрическим каналом с одинарным язычком. Тембр инструмента мягкий и жужжащий. Динамические возможности ограничены.

Сурнай (дуда) - камышовая трубка с надрезным язычком и игровыми отверстиями, которых пять или шесть.

Сурнай - сур (дуда, рог), най (тростник). Звук резкий, похожий на кларнет. У инструментов с пятью отверстиями звукоряд ангемитонный, а с жестью - диатонический. Инструмент пастушеский, но иногда на нем играли плясовые и песенные мелодии.

Мегез (рог) изготавливался из ствола борщевика, на нижний конец которого надевался раструб из коровьего рога. Пищик с одинарным язычком изготавливался из гусиного пера. Количество игровых отверстий не более трех. Звук сильный и резкий. Тембр гнусовато-жужжащий [12, С. 161] Инструмент преимущественно пастушеский.

Кубыз (губная арфа) - древний инструмент, который ученые относят к каменному веку. Древние инструменты были пластинчатые с прорезанным язычком, изготавливаемые из дерева, кости. Позднее стали использоваться дугообразные из металла с припаянным язычком. Во время игры инструмент прикладывали ко рту, приводя язычок пальцами в колебательное движение (бурдон) и исполняя мелодию голосом.

Гармун (гармонь). Принцип звукоизвлечения гармоники (звучание свободно колеблющегося язычка с помощью «вдувания»). По такому принципу были изготовлены инструменты: органовиолы, элодиконы, аэрофоны. Антон Хеккел изобрел в 1818 году инструмент - фисгармонию, Фридрих Бушман - губную и ручную гармонику. В России у ручной гармоники был расширен мелодический звукоряд, увеличено число аккомпанирующих аккордов, улучшено качество звучания [12, С. 61].

Этот инструмент был популярен у народов Поволжья, Приуралья, особенно у татар-мусульман. К концу XIX века гармоника пользовалась спросом в татарской деревне, особенно саратовская и вятская. Особенностью саратовской гармоники являются два колокольчика, расположенные на левой части корпуса. На гармонике любили исполнять танцевальные наигрышы, а также песни позднетрадиционных жанров (авыл кейлэрэ - деревенские напевы, салмак -умеренные напевы, кыска кейлэр - короткая песня) [12, С. 162-163].

II. Струнные инструменты:

1. Щипковые. Думбра (домра).

Геслэ (гусли) - распространен у народов Волго-Камья (кроме татар-мусульман), у крещеных татар, на котором играли только женщины. По форме близки к русским гуслям (шлемовидным).

2. Смычковые. Кыл кубыз. Смычковый кубыз изготовлялся из цельного куска дерева (березы, сосны) в виде ковша с кожаной декой и струнами из конского волоса, который бытовал преимущественно в городской среде до конца XVIII века, затем был вытеснен скрипкой.

Эскрипкэ (скрипка). Русская скрипка появилась у татарского народа в конце XVII столетия и постепенно вытеснила кыл кубыз. У татар-мусульман этот инструмент закрепился с русским названием (эскрипкэ), у православных татар осталось древнее название кубыз [12, С. 163-165].

Выводы. Таким образом, чтит отметить, что для воспитания уважения к традициям разных народов, понимания роли народного творчества в жизнедеятельности государства, в существовании этнических традиций необходимо формировать музыкальные знания в процессе изучения музыкальных инструментов разных народов России, в частности, русского, мордовского, татарского народов, особенно в тех регионах, где представители данных этносов составляют большинство, что будет способствовать активизации организации поликультурной образовательной среды.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М., 2020. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1232897 (дата обращения: 18.06.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баева, H.A. Психологическая безопасность в образовании: монография / H.A. Баева. - Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2002.-271 с.

3. Бояркин, Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство / Н.И. Бояркин. - Саранск: Красный Октябрь, 1986.- 137 с.

4. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы / С.Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4,- С. 10-13

5. Горшенина, С.Н. Процессуальные основы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников / С.Н. Горшенина, П.Ю. Соколова//Перспективы науки. -2014. -№7 (58). - С. 29-31

6. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 304 с.

7. Карпушина, Л.П. Этнокультурный подход к образованию как фактор успешной социализации представителей полиэтнического социума / Л.П. Карпушина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. -№ 2 (22). - С. 29-33

8. Карпушина, Л.П. Организация поликультурной среды в учреждениях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Т.А. Козлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65 (4). - С. 172-176.

9. Карпушина, Л.П. Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных школах (1-8 классы): программа / Л.П. Карпушина. - URL: https://lkarpushina.ru/docs/programma-muzykalnoe-iskusstvo-mordovii-v-obshcheobr-shkole-l-8-klassy-karpushina.pdf/ (дата обращения: 15.05.2023)

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ №287 [утвержден Минпросвещения РФ 31 мая 2021 г.]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 15.05.2023)

11. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: диссертация ... докт. пед. наук:13.00.01 / Поштарева Татьяна Витальевна; Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2009. - 383 с.

12. Сайдашева, З.Н. Татарская музыкальная этнография / З.Н. Сайдашева. - Казань: Татарское кн. изд-во, 2007.-222 с.

13. Шукшина, Т.П. Педагогическая поддержка формирования этнического, социального и культурного опыта у учащихся начальных классов / Т.П. Шукшина, С.Н. Горшенина, П.А. Неясова // Человек в Индии. - 2017. - Вып. 97. -С. 309-322

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры иностранных языков Касумова Гуля Адиловна

Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)

АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТОВЫЙ ДОКУМЕНТ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Основной целью данного исследования является определение роли аутентичных текстовых документов в обучении иностранному языку в неязыковых вузах. В статье дается дефиниция термина «аутентичный документ» (происхождение этого понятия). Определены причины и преимущества использования аутентичных документов, дана классификация подлинных текстовых документов. Результаты исследования показали, что использование подлинных документов способствует развитию иноязычных коммуникативных навыков, дает возможность преподавателю параллельно работать над развитием лингвистических навыков обучающихся и знакомить с культурой страны изучаемого языка, содействует реальному общению и непринужденному взаимодействию. В заключении автор приходит к выводу о том, что подлинные документы являются дидактическим инструментом, который помогает в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: аутентичный письменный материал, иностранный язык, коммуникация, текст.

Annotation. The main purpose of this study is to determine the role of authentic text documents in teaching a foreign language in non-linguistic universities. The article defines the term "authentic document" (the origin of this concept). The reasons and advantages of using authentic documents are determined, the classification of authentic text documents is given. The results of the study showed that the use of authentic documents contributes to the development of foreign language communication skills, enables the teacher to work in parallel on the development of linguistic skills of students and introduce them to the culture of the country of the language being studied, promotes real communication and relaxed interaction. In conclusion, the author comes to the conclusion that the original documents are a didactic tool that helps in learning a foreign language.

Key words: authentic written material, foreign language, communication, text.

Введение. Преподавание и изучение иностранного языка является продуктивной областью применения теорий функционирования языков. Овладение языком связано с коммуникативными целями, то есть «язык служит для передачи сообщений, следовательно, для выражения коммуникативных намерений партнерам, с которыми мы находимся во взаимодействии...» [2, С. 6]. Общение в значительной степени осуществляется с помощью вербального языка (устные и письменные тексты) и невербального языка (жесты, мимика, эмоции). Опираясь на понятие текста («любая устная или письменная дискурсивная последовательность, которую пользователи получают, производят или обмениваются») [1, с. 75], данное исследование будет сосредоточено на изучении аутентичных письменных текстов в рамках преподавания французского языка. Поскольку одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие у студентов способности изъясняться на языке, будут представлены типы аутентичных документов и текстовые задания, способствующие формированию и развитию навыков устной речи.

Изложение основного материала статьи. В конце 60-х годов в зарубежной педагогике впервые появляется понятие «аутентичный материал» как одно из методических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В переводе с греческого языка аутентичный означает подлинный, исходящий из первоисточника и чаще всего используется как синоним к словам «документальный», «реальный» «подлинный». Е.В. Носонович и Р.П. Мильруд под аутентичными материалами понимают «материалы, взятые из оригинальных источников и не предназначенные для учебных целей» [10]. Аутентичные документы представляют собой особый дидактический жанр, который является дискурсивным образцом целевого письменного или устного языка.

Аутентичный материал - это подлинные документы, представляющие собой огромное разнообразие текстов, в контексте определенной коммуникативной ситуации. Зарубежные исследователи Cuq J.-P. и Gruca I. дают следующую классификацию аутентичных текстов:

-документы повседневной жизни (карта города, расписание поездов и т.д.);

- административные документы (регистрационный лист, формы, объявления);

- письменные массовой информации (статьи, сводки погоды, объявления, реклама и т.д.);

- иконографические (фотографии, картины и т.д.) [3, С. 432].

В эту классификацию необходимо включить и художественный текст, поскольку литературный текст представляет собой интересный лингводидактический инструмент, который отражает литературу и культуру страны изучаемого языка [7, С. 42].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.