УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
© 2009 В. С. Яковлев
аспирант каф. непрерывного профессионального образования e-mail: FPKKursk@yandex.ru
Курский государственный университет
В статье рассмотрена проблема компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании, рассмотрена структура данного понятия. Особый акцент сделан на выделение специфических компонентов музыкально-исполнительской компетентности, особенности их развития у будущих учителей музыки.
Ключевые слова: компетентностный подход, музыкально-исполнительская компетентность, музыкально-педагогическая компетентность.
Современная система профессиональной подготовки будущих педагогов требует проявления все большего внимания к формированию их профессиональной компетентности. На первый план выходит ряд первостепенных задач, от решения которых зависит дальнейшее развитие музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки.
Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только как специалиста, профессионала своего дела, но и как личности, члена коллектива и социума, данный подход является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это составляет специфику и компетентностного подхода. В целом компетенции можно разделить на две составляющих: общие и специальные.
Однако, прежде чем обратиться к рассмотрению содержания музыкальной компетенции, следует определить ее структуру, поскольку «с позиций музыкальной педагогики это понятие практически не изучено» [Сизова 2007: 36]. Как отмечают исследователи, важнейшими составляющими компетентности являются «мотивационный и ценностно-смысловой» компоненты [Зимняя, 2006: 21]. Однако, помимо общих для всех компетенций составляющих, музыкально-исполнительская компетенция имеет и свои характерные компоненты. Рассмотрим их подробнее.
К общим компетенциям можно отнести:
1) инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности - способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности - способность понимать окружающую среду и управлять ею, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения - умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. К инструментальным компетенциям относят способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, базовые знания в различных областях, тщательную подготовку по основам профессиональных знаний;
письменную и устную коммуникацию на родном языке; знание второго языка, элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников), решение проблем, принятие решений;
2) межличностные компетенции - индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Сюда включаются способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям;
3) системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системная компетенция - это способность применять знания на практике, учиться, адаптироваться к новым ситуациям; порождать новые идеи (креативность), работать самостоятельно, разрабатывать проекты и управлять ими; это лидерство, понимание культур и обычаев других стран; это инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве; это стремление к успеху.
К специальным (профессиональным) компетенциям первой и второй степени (высшего образования) относят навыки, которые получают бакалавры и магистры.
Бакалавр обязан демонстрировать знание истории своей основной дисциплины, понимание ее общей структуры и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами, умение реализовывать методы критического анализа и развития теорий, качества исследований, относящихся к дисциплине, понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий; обязан ясно и логично излагать полученные базовые знания, оценивать новые сведения, интерпретировать их в контексте этих знаний, точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии.
Магистру необходимо обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями; умение практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике. Магистр должен быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне; быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины (например, подготовить диссертацию); должен демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной; обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.
Попробуем разобраться в структуре музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки. Она подразделяется на виды. В нашем случае это виды профессиональной компетентности, которые, в свою очередь, состоят из нескольких компонентов: личностного, когнитивного, музыкально-деятельностного и социально-коммуникативного.
Первой в структуре видов музыкальных компетенций мы выделяем музыкально-слуховую компетенцию.
Личностный компонент музыкально-слуховой компетенции определяет наличие развитой эмоционально-образной сферы и мотивации восприятия музыки. Когнитивный компонент музыкально-слуховой компетенции характеризуется наличием банка
музыкально-слуховой информации (музыкально-слуховая эрудиция, память). В состав музыкально-деятельностного компонента входят развитый музыкальный слух, музыкально-слуховые представления. Социально-коммуникативный компонент представляет собой наличие навыков невербальной коммуникации (слуховое восприятие музыкальной информации).
Следующий вид - музыкально-грамматическая компетенция. Личностный компонент - система художественно-эстетических ценностей, мотивация музыкальноаналитической деятельности, рефлексия; когнитивный компонент - система общих эстетических, историко-теоретических и специальных знаний; музыкально-
деятельностный компонент - рационально-логическое мышление, музыкальноаналитический аппарат, исследовательские навыки; социально-коммуникативный компонент - навыки вербальной коммуникации (трансляция музыкальной информации посредством речи), опыт индивидуального и группового общения.
Третий вид музыкальных компетенций - музыкально-исполнительская.
Личностный компонент - это эмоционально-волевая сфера, артистизм, мотивация музыкально-исполнительской деятельности, рефлексия; когнитивный компонент -система музыкально-исполнительских приемов и способов организации исполнительского аппарата; музыкально-деятельностный компонент - художественно-образное мышление, музыкально-слуховые представления, исполнительские умения и навыки; социально-коммуникативный компонент - владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации слушателям, опыт сценического поведения.
И заключительный вид музыкальных компетенций - музыкальнопедагогическая, включающая личностный компонент - систему социальнокультурных ценностей, организационно-управленческие качества, мотивацию музыкально-педагогической деятельности, рефлексию; когнитивный компонент - систему общих и специальных музыкальных, психолого-педагогических знаний; музыкальнодеятельностный компонент - рационально-логическое и художественно-образное мышление, музыкально-слуховые представления, исследовательские навыки; социально-коммуникативный компонент - владение средствами вербальной и невербальной коммуникации для организации педагогического общения, межличностного взаимодействия, индивидуального и группового общения.
Применение компетентностного подхода в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что можно говорить о различных аспектах его проявления. Новизна в практической работе педагога может проявляться в нестандартных подходах к решению проблем, в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний, в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции, в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы, в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.
Библиографический список
Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26.
Сизова Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование. 2007. № 11. С. 36-38.