Научная статья на тему 'Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки в условиях уровневой подготовки в вузе'

Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки в условиях уровневой подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / musical–pedagogical competence / competence approach / music performing competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев В. С.

В статье рассмотрена проблема компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании, рассмотрена структура данного понятия. Особый акцент сделан на выделение специфических компонентов музыкально-исполнительской компетентности, особенности их развития у будущих учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MUSIC PERFORMING COMPETENCE OF A FUTURE MUSIC TEACHER IN TERMS OF LEVEL TRAINING AT UNIVERSITIES

In this article the problem of competence approach in higher pedagogical education, and the structure of this concept is being examined. A special accent is made on underlining specific components of music performing competence, and the peculiarities of their development of future music teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки в условиях уровневой подготовки в вузе»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

© 2009 В. С. Яковлев

аспирант каф. непрерывного профессионального образования e-mail: FPKKursk@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрена проблема компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании, рассмотрена структура данного понятия. Особый акцент сделан на выделение специфических компонентов музыкально-исполнительской компетентности, особенности их развития у будущих учителей музыки.

Ключевые слова: компетентностный подход, музыкально-исполнительская компетентность, музыкально-педагогическая компетентность.

Современная система профессиональной подготовки будущих педагогов требует проявления все большего внимания к формированию их профессиональной компетентности. На первый план выходит ряд первостепенных задач, от решения которых зависит дальнейшее развитие музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки.

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только как специалиста, профессионала своего дела, но и как личности, члена коллектива и социума, данный подход является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это составляет специфику и компетентностного подхода. В целом компетенции можно разделить на две составляющих: общие и специальные.

Однако, прежде чем обратиться к рассмотрению содержания музыкальной компетенции, следует определить ее структуру, поскольку «с позиций музыкальной педагогики это понятие практически не изучено» [Сизова 2007: 36]. Как отмечают исследователи, важнейшими составляющими компетентности являются «мотивационный и ценностно-смысловой» компоненты [Зимняя, 2006: 21]. Однако, помимо общих для всех компетенций составляющих, музыкально-исполнительская компетенция имеет и свои характерные компоненты. Рассмотрим их подробнее.

К общим компетенциям можно отнести:

1) инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности - способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности - способность понимать окружающую среду и управлять ею, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения - умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. К инструментальным компетенциям относят способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, базовые знания в различных областях, тщательную подготовку по основам профессиональных знаний;

письменную и устную коммуникацию на родном языке; знание второго языка, элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников), решение проблем, принятие решений;

2) межличностные компетенции - индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Сюда включаются способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям;

3) системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системная компетенция - это способность применять знания на практике, учиться, адаптироваться к новым ситуациям; порождать новые идеи (креативность), работать самостоятельно, разрабатывать проекты и управлять ими; это лидерство, понимание культур и обычаев других стран; это инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве; это стремление к успеху.

К специальным (профессиональным) компетенциям первой и второй степени (высшего образования) относят навыки, которые получают бакалавры и магистры.

Бакалавр обязан демонстрировать знание истории своей основной дисциплины, понимание ее общей структуры и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами, умение реализовывать методы критического анализа и развития теорий, качества исследований, относящихся к дисциплине, понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий; обязан ясно и логично излагать полученные базовые знания, оценивать новые сведения, интерпретировать их в контексте этих знаний, точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии.

Магистру необходимо обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями; умение практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике. Магистр должен быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне; быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины (например, подготовить диссертацию); должен демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной; обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.

Попробуем разобраться в структуре музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки. Она подразделяется на виды. В нашем случае это виды профессиональной компетентности, которые, в свою очередь, состоят из нескольких компонентов: личностного, когнитивного, музыкально-деятельностного и социально-коммуникативного.

Первой в структуре видов музыкальных компетенций мы выделяем музыкально-слуховую компетенцию.

Личностный компонент музыкально-слуховой компетенции определяет наличие развитой эмоционально-образной сферы и мотивации восприятия музыки. Когнитивный компонент музыкально-слуховой компетенции характеризуется наличием банка

музыкально-слуховой информации (музыкально-слуховая эрудиция, память). В состав музыкально-деятельностного компонента входят развитый музыкальный слух, музыкально-слуховые представления. Социально-коммуникативный компонент представляет собой наличие навыков невербальной коммуникации (слуховое восприятие музыкальной информации).

Следующий вид - музыкально-грамматическая компетенция. Личностный компонент - система художественно-эстетических ценностей, мотивация музыкальноаналитической деятельности, рефлексия; когнитивный компонент - система общих эстетических, историко-теоретических и специальных знаний; музыкально-

деятельностный компонент - рационально-логическое мышление, музыкальноаналитический аппарат, исследовательские навыки; социально-коммуникативный компонент - навыки вербальной коммуникации (трансляция музыкальной информации посредством речи), опыт индивидуального и группового общения.

Третий вид музыкальных компетенций - музыкально-исполнительская.

Личностный компонент - это эмоционально-волевая сфера, артистизм, мотивация музыкально-исполнительской деятельности, рефлексия; когнитивный компонент -система музыкально-исполнительских приемов и способов организации исполнительского аппарата; музыкально-деятельностный компонент - художественно-образное мышление, музыкально-слуховые представления, исполнительские умения и навыки; социально-коммуникативный компонент - владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации слушателям, опыт сценического поведения.

И заключительный вид музыкальных компетенций - музыкальнопедагогическая, включающая личностный компонент - систему социальнокультурных ценностей, организационно-управленческие качества, мотивацию музыкально-педагогической деятельности, рефлексию; когнитивный компонент - систему общих и специальных музыкальных, психолого-педагогических знаний; музыкальнодеятельностный компонент - рационально-логическое и художественно-образное мышление, музыкально-слуховые представления, исследовательские навыки; социально-коммуникативный компонент - владение средствами вербальной и невербальной коммуникации для организации педагогического общения, межличностного взаимодействия, индивидуального и группового общения.

Применение компетентностного подхода в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что можно говорить о различных аспектах его проявления. Новизна в практической работе педагога может проявляться в нестандартных подходах к решению проблем, в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний, в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции, в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы, в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

Библиографический список

Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26.

Сизова Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование. 2007. № 11. С. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.