Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамов Вагиф Дейрушевич, Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Литвиненко Инна Леонтьевна

Исследуются проблемы формирования мультикультурной среды в высших учебных заведениях инклюзивного образования. Исследуются вопросы основных факторов, способствующих развитию и реализации личностного потенциала обучаемых на основе обеспечения в вузах особой социальной, образовательной и культурной среды, способствующей преодолению различий в физическом состоянии, эмоциональном мировосприятии и культуре студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамов Вагиф Дейрушевич, Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Литвиненко Инна Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN HIGHERINCLUSIVE EDUCATION

The article examines the problems of formation of multicultural environment in higher educational institutions for inclusive education. It examines the main factors contributing to the development and realization of personal potential of students by providing special social, educational and cultural environment in the universities that is helpful in overcoming the differences in physical condition, emotional perception of the world and culture of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ления и действия. Треть указали на то, что на их будущее будут иметь влияние внешние факторы. Можно утверждать, что в настоящее время молодое поколение верит в свое светлое и благоприятное будущее, которого оно сможет достичь своими силами.

Список литературы_

1. Дыдров А. А. Основополагающие черты образа и фрагментарность образа будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://futurologija.ru/texts/osnovopolagayushhiecherty-obraza-i-fragmentarnost-obraza-budushhego (дата обращения: 28.04.2017).

2. Гуреев М. В. Человечество на распутье: образы будущего. Моральный аспект проблемы [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 5. - Режим доступа http://human.snauka.ru/2012/05/1054 (дата обращения: 27.04.2017).

3. Легостаева Н. И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 8 (114). - С. 92-98.

4. Лаца Я. Г. Социальная ситуация социализации и самореализации молодежи современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.omua.ru/content/socialnaya-situaciya-socializacii-i-samorealizacii-molodezhi-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.04.2017).

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_111/Main.htm (дата обращения: 28.04.2017).

_Сведения об авторе

Сотков Олег Леонидович, аспирант направления «Социология культуры» кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129295550, e-mail: olegsotkov@gmail.com

Sotkov O. L., Post-graduate student of Sociology of Culture at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89129295550, e-mail: olegsotkov@gmail.com_

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE FORMATION OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN HIGHER

INCLUSIVE EDUCATION

В. Д. Байрамов, Л. М. Аллахвердиева, И. Л. Литвиненко

V. D. Bayramov, L. M. Allahverdiyeva, I. L. Litvinenko

Ключевые слова: мультикультурализм; инклюзивное образование; особые образовательные потребности; социально-культурная среда; образовательный процесс Key words: multiculturalism; inclusive education; special educational needs;

socio-cultural environment; educational process

Исследуются проблемы формирования мультикультурной среды в высших учебных заведениях инклюзивного образования. Исследуются вопросы основных факторов, способствующих развитию и реализации личностного потенциала обучаемых на основе обеспечения в вузах осо-

бой социальной, образовательной и культурной среды, способствующей преодолению различий в физическом состоянии, эмоциональном мировосприятии и культуре студентов.

The article examines the problems of formation of multicultural environment in higher educational institutions for inclusive education. It examines the main factors contributing to the development and realization of personal potential of students by providing special social, educational and cultural environment in the universities that is helpful in overcoming the differences in physical condition, emotional perception of the world and culture of students.

В современной России осуществление коренного преобразования социально-политических институтов общества стимулировало принятие Федерального закона от 24.11.1995 № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональной основе политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ» [8].

Наряду с этим, осуществление последовательной гуманизации российской системы образования стало благоприятной основой для отказа от сегрегационной политики в сфере обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предопределяло ее большую гибкость и адаптивность к образовательным запросам таких лиц, а также к своеобразию их образовательных потребностей и более успешной их последующей социальной адаптации.

Привносимые в образовательную практику принципы инклюзии стали продолжением процесса развития и изменения ценностных и нравственных основ системы образования. Важным шагом в этом направлении стало принятие в 2012 году нового Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где в статье 2 пунктом 27 было дано определение инклюзивного образования как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9].

Хотя новый закон «Об образовании» достаточно четко обозначил формулировку инклюзивного образования, но в России превалирует трактовка этого понятия только как обучение инвалидов в смешанных или коррекционных группах образовательных организаций.

В то же время, если обратиться к документам Организации Объединенных Наций (ООН), а также Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), то обращая внимание на практический опыт стран Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня, можно понять, что формулировка понятия инклюзивного образования является значительно более широкой. В ней выделяются помимо инвалидов и иные группы лиц, относящихся к инклюзии, такие как представители этнических меньшинств, мигранты, студенты-иностранцы и ряд других.

В отношении определения теоретических основ и предпосылок инклюзии в настоящее время выступают следующие основные концепции и идеи:

• принцип отсутствия дискриминации по любому признаку в образовании;

• идея о необходимости самореализации каждого человека в обществе;

• модель «включающего» общества, или так называемая «социальная модель».

В рамках последней концепции культурные различия воспринимаются не как некая преграда, а как условие дальнейшего развития и взаимодействия.

В основе такого понимания лежит концепция социального конструктивизма, утверждающая, что познание социальной действительности в своих главных чертах совпадает с ее конструированием. Здесь следует отметить, что развитие социального конст-

руирования тесно связано с формированием исторического мышления, поэтому сферой его приложения традиционно выступали исторически изменчивые социально-политические формы и связанные с ними цивилизационные механизмы. В гораздо меньшей степени социальное конструирование затрагивало культуру, которая развивается органически, естественным образом [7]. В результате внедрения методологии социального конструктивизма само общество и его институты благожелательно встречают нетипичного, адекватно включая его в социальное функционирование, тем самым способствуя его росту, развитию и самовыражению на равных правах [4].

Инклюзивное образование — это концепция, которая требует изменения привычных, формировавшихся десятки лет представлений всех участников о системе образования. Его гуманистическая и правозащитная составляющие подразумевают изменение комплекса социальных отношений и основываются на иных ценностях, чем традиционное образование [3]. Инклюзия способна активизировать участие любого, безотносительно его индивидуальных отличий, студента в академической, социальной, а также культурной жизни вуза, преодолевая возможную его изоляцию от других членов коллектива, в том числе обусловленную их национально-культурными особенностями.

Основное значение инклюзии в образовании лежит в поле зрения гуманистической идеологии, суть которой заключается в том, что все люди — это индивидуумы с разными потребностями в образовании [5]. Таким образом, исходя из этого основополагающего принципа гуманизма, в студенческой среде следует формировать восприятие людей с ОВЗ не как «иных», а как разных, но равных, что является одним из элементов культуры межличностного общения в современном обществе.

В этом отношении хотелось бы особо отметить, что развитие научной мысли в сфере инклюзивного образования в своих основных направлениях приходит к следующему выводу: инклюзия представляет собой не только образовательную концепцию, но в значительной мере концепцию социальную, связанную в своей основе с ведущими тенденциями общественного развития в целом.

Соответственно, развитие отечественной системы образования напрямую зависит от ведущих и наиболее характерных тенденций развития самого российского общества. Находясь под этим влиянием, отечественному образованию необходимы такие серьезные изменения, которые бы соответствовали современным вызовам.

По мнению ряда специалистов, это должно быть не только приведение системы образования в соответствие закону, не только реализация государственных программ, связанных с внедрением доступной среды, но и качественное изменение мировоззрения руководителей, профессионального мышления педагогов, общественных стереотипов родителей. Социальные изменения на уровне ценностных, нравственных оснований меняют методологические основы образовательной деятельности, рождают новое осмысление ее отношений [1].

В соответствии с этим, в условиях инклюзии одной из основных задач высших учебных заведений инклюзивного образования должна стать работа по формированию такой образовательной среды, так же как и среды межличностного общения, которая бы способствовала развитию и реализации личностного потенциала каждого из обучаемых вне зависимости от их индивидуальных отличий, будь то отличия по состоянию здоровья или социальные различия по национальным признакам и пр.

В современных российских условиях одной из особенностей функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. В этом смысле среда университета должна стать важным фактором качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности и в учреждениях инклюзивного образования. В то же время, как известно,

социокультурная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.

Среда вуза определяет условия, необходимые для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ. А эти требования предполагают, что она должна обладать соответствующими характеристиками, которые призваны обеспечивать развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. При этом развитие таких компетенций выпускников является процессом, в котором формируются их духовно-нравственная, интеллектуальная, действенно-практическая и волевая сферы. Соответствующим основанием для личностно-профессионального становления студентов служит воспитательная среда.

К примеру, в основных образовательных программах специалитета, реализуемых Московским государственным гуманитарно-экономическим университетом (МГГЭУ), воспитательная среда вуза рассматривается в контексте ее таких основных характеристик, как динамичная целостность, построенная на культурных и нравственных ценностях общества; духовная общность, ориентированная на здоровый образ жизни; интеллектуальная среда, ориентированная на привлечение в фундаментальную и прикладную науку молодых одаренных ученых; контекст становления личности профессионала и т. д.

Таким образом, на становление личности молодого человека оказывают влияние многие факторы, среди которых важная роль принадлежит социокультурной среде учебного заведения. Процесс обучения в вузе, как правило, совпадает с периодом становления ценностного сознания молодых людей, их моральных и профессиональных качеств. Социокультурная среда вуза призвана помочь молодому человеку войти в новое общество, освоить его ценности и нормы и успешно действовать в данной среде [6]. При этом влияние вузовской среды на студентов с точки зрения целей воспитания должно быть не стихийным, подверженным различным субъективным факторам, а системным, нацеленным на решение практических задач высшего учебного заведения, а также достаточно эффективным и продуктивным с точки зрения достижения целей вуза в профессиональной подготовке молодых людей.

Социокультурная среда вуза должна отвечать следующим требованиям:

• способствовать самореализации личности;

• способствовать удовлетворению потребностей, интересов личности;

• способствовать адаптации к социальным изменениям;

• выступать инструментом формирования ценностей и моделей поведения;

• определять перспективы развития организации.

Социокультурная среда вуза способствует формированию не только позитивного восприятия атмосферы вуза, но и позитивному настрою на будущую профессиональную деятельность [10].

Изучение социально-культурной среды современного университета важно с точки зрения решения практических задач. Комплексный подход к оценке ее влияния на формирование личности — основа анализа основных ее элементов и компонентов, а также характеров их воздействия на процессы социализации студенческой молодежи.

Особо важным в развитии социокультурной среды выступает включение в функционирование данной среды всех участников образовательного процесса, как студентов и преподавателей, так и технического персонала.

В свою очередь, в высших учебных заведениях инклюзивного образования в связи с их спецификой объективно необходимо создание особой (в отличие от обычных вузов) образовательной среды, в рамках которой стимулируется особое социальное взаимодействие, причем как между самими студентами, так и между студентами и преподавателями. Отличительной характеристикой социальной среды вузов, где осуществляются прин-

ципы инклюзивного образования, становится то, что она является более индивидуализированной в отношении обучаемых, выполняя для студентов роль благоприятного социального пространства.

Инклюзия, как известно, удовлетворяет особые потребности в образовании, раскрывает и развивает индивидуальные способности, особенно в отношении студентов с ОВЗ. Она призвана поддерживать их, придать им уверенность в своих силах. Все это способствует лучшей последующей адаптации в реальных жизненных условиях и самореализации в профессиональной деятельности не только их, но и всех остальных студентов.

Формирование мультикультурной среды в высших учебных заведениях инклюзивного образования происходит особым образом и по причине того, что в содержание самого понятия «инклюзия» входят различия как в особенностях мировосприятия, связанных с имеющимися ограничениями по здоровью, так и национально-культурных особенностях. Соответственно, признавая инклюзию, общество признает все многообразие мира и людей с любыми особенностями (не только с ОВЗ). Инклюзия сама в широком ее смысле есть педагогическое следствие принципа, при котором следует анализировать общество как целостное социокультурное многообразие. Поскольку члены общества различаются по этнокультурным корням, социальным возможностям, то условия и области деятельности в обществе должны быть доступны для всех, невзирая на различия [2].

В настоящее время в высших учебных заведениях инклюзивного образования сформировалась такая специфическая форма организации процесса обучения, при которой все студенты, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования, учитывающую их особые образовательные потребности, и при необходимости им оказывается особая социальная поддержка.

В то же время практика показывает, что социокультурная среда в инклюзивных вузах более активно социализирует студентов, нацеливая их на соблюдение необходимых в обществе правил и порядка, используя средства самоконтроля и личной ответственности. Вузовская среда здесь, как и во многих других вузах, не только многонациональна, но более толерантна и демократична. Все это позволяет сформировать у студентов, которые обучались в инклюзивных вузах, твердо воспринятые социальные компетенции, которые порой значительно выше, чем у выпускников обычных вузов. Они могут успешнее заниматься бизнесом, более способны к управлению людьми, потому что у них в процессе обучения в вузе сформировались такие качества, как толерантность, понимание особенностей своих контрагентов в бизнесе или подчиненных, а также гибкость в социальных отношениях, в понимании социально-культурных особенностей других людей.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что в конечном итоге создание мультикультурной среды в высших учебных заведениях инклюзивного образования является в своей сущности одним из направлений практической реализации социальной политики российского государства, нацеленной на реальное обеспечение гражданских прав и свобод личности, реализацию принципа социальной справедливости, которая в то же время обеспечивает процессы гуманизации нашего общества.

Список литературы__

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-6.

2. Горюнова Л. В., Гутерман Л. А. Внедрение инклюзивного образования как инновационный проект развития университета // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 316-320.

3. Кашапова Л. М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2012. - № 1 - С. 105-110.

4. Коршунова О. В. Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании [Электронный ресурс] // Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 16-20. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/ (дата обращения: 22.04.2017).

5. Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю. Создание инклюзивной образовательной среды в вузе: проблемы и перспективы // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 130-134.

6. Рудакова О. В. Влияние социокультурной среды современного вуза на формирование ценностей студента // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2016. - № 1. - С. 13-1S.

7. Токарева С. Б. Методология социального конструирования и социальный конструктивизм методология //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2011. - № 2. - С. 113-119.

8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - 1995 г., 2 декабря.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 22.04.2017).

10. Филатова М. Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://discollection.ru/ (дата обращения: 22.04.2017).

___________________________________________________________________________Сведения об авторах

Байрамов Вагиф Дейрушевич, д. социол. н., профессор, ректор Московского государственного гуманитарно-экономического университета, г. Москва, e-mail: info@mggei.ru.

Аллахвердиева Лейла Мадаткызы, д. э. н., профессор кафедры менеджмента организации, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва, e-mail: leila26uz@mail.ru.

Литвиненко Инна Леонтьевна, к. э. н., доцент, кафедра менеджмента организации, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва, e-mail: innalitvinenko@yandex.ru

Bayramov V. D., Doctor of Sociology, Professor, Rector, Moscow State University of Humanities and Economics, e-mail: info@mggei.ru.

Allahverdiyeva L. M., Doctor of Economics, Professor at the Department of Management of the Organization», Moscow State University of Humanities and Economics, e-mail: leila26uz@mail.ru

Litvinenko I. L., Candidate of Economics, Associate Professor, the Department of Management of the Organ-ization», Moscow State University of Humanities and Economics, e-mail: innalitvinenko@yandex.ru

УДК 378

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) REFORMS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN KAZAKHSTAN AS A FACTOR OF FORMING RELIGIOUS LITERACY AMONG STUDENTS

(SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

Е. В. Игнатова, Н. Г. Хайруллина

E. V. Ignatova, N. G. Khairullina

Ключевые слова: государственная политика; система высшего образования; реформирование системы высшего образования; религиозная грамотность; нетрадиционные религиозные объединения и течения; религиозный экстремизм Key words: Key words: state policy; higher education system; higher education reform; religious literacy; non-traditional religious associations and trends; religious extremism

Нынешние условия развития казахстанской системы высшего образования, разрешение вопросов духовного обновления общества создали ряд довольно непростых проблем. Одна из таких проблем — это возникновение новой религиозной ситуации в студенческой среде. В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного с целью выяв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.