8. Брынцева Г. Кому идут гранты? // Российская газета. 2007. 2 ноября. С. 13.
9. Президент: Сначала свободный человек, потом свободная страна // Российская газета. 2010. 11 ноября. С. 2.
10. Кэндюро Я. Философские свободы. М., 1958. С. 120.
12. Тимченко В. Местное самоуправление - ресурс для развития страны. URL: http://tyumen.er.ru/news/ tr/?news=3815
УДК 316.354.2
А. Б. Буханцев
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье анализируется процесс формирования мотивов, которые влияют на прохождение военной службы. Изучаются факторы, обусловливающие формирование этих мотивов, и их трансформация в процессе обучения в военном вузе.
The paper analyzes the formation of motives that influence performing military service. This article also studies the factors of forming these motives and their changes in the course of training in the military college.
Ключевые слова: мотивы, ценности, военная служба, курсанты, военные вузы.
Keywords: motivations, values, military service, cadets, military schools.
Изучение состояния и динамики развития мотивационно-ценностной структуры личности курсанта высшего военно-учебного заведения в настоящее время представляется важным и необходимым как с точки зрения научного анализа, так и с позиции создания основания для определения направлений деятельности органов военного управления по формированию оптимальной системы военного образования. Только на основе научной оценки и констатации реального состояния и динамики формирования мотивов и ценностей у курсантов, выявления факторов, негативно влияющих на процесс привития курсантам ценностей военной службы и активацию негативных мотивов прохождения военной службы, можно обосновать направления и пути воздействия на процесс формирования мотива-ционно-ценностной структуры личности у курсанта высшего военно-учебного заведения.
Одним из этапов исследования мотивацион-но-ценностной структуры личности курсанта высшего военно-учебного заведения является
© Буханцев А. Б., 2012
изучение мотивов как выбора молодым человеком военного образовательного учреждения для продолжения своего образования, так и последующего продолжения военной службы.
Исследование проводилось на базе трех военных вузов, дислоцированных в г. Москве. Выборка исследования рассчитана исходя из следующих принципов:
- требования по точности данных - на уровне 5% ошибок;
- группами репрезентации определены курсанты специальностей:
1) командная - курсанты Московского ВВО-КУ (ВИ);
2) техническая - курсанты Военной академии РВСН им. Петра Великого;
3) гуманитарная - курсанты Военного университета;
- объем выборки определен для доверительной вероятности 0,95 и ошибке 5%, при максимальной дисперсии для качественных вопросов S = 0,25 - 360 человек;
- квоты выборки по группам репрезентации распределены:
1-я группа - 120 человек;
2-я группа - 120 человек;
3-я группа - 120 человек.
На первой ступени единицами отбора являлись факультеты высших военно-учебных заведений. В каждом из высших военно-учебных заведений отбиралось по одному факультету, который представлял в выборке все факультеты своего ввуза. Отбор факультетов из высших военно-учебных заведений осуществляется случайным способом путем жеребьевки.
На второй ступени отбирались курсы выбранных факультетов. Для уточнения трансформации мотивов курсанта в процессе обучения были выбраны I, III и V курсы обучения. В высших военно-учебных заведениях, где на момент проведения исследования I курс отсутствовал, отбор производится со второго курса.
Распределение выборки осуществлялось равномерным способом по 40 курсантов на курс. Данное количество опрошенных предполагалось достигнуть в ходе сплошного опроса двух учебных групп с курса. В случае, если численности двух учебных групп при опросе недостаточно для достижения необходимого численного значения, то производится довыборка в соседних учебных группах.
Сконструированная модель выборки является, таким образом, двухступенчатой, на первой ступени - случайной, на последней ступени -сплошной.
Для проведения социологического анализа данных было проведено ранжирование мотивов учебно-служебной и профессиональной деятель-
ности, которые были объединены по следующим группам: профессиональные, общественно значимые, самореализации, меркантильно-личностные. Далее группы были объединены в два блока: профессиональные и общественно значимые - в блок духовных мотивов, а самореализация и меркантильно-личностные - в блок материальных мотивов (см. табл. 1).
Усредненное изменение мотивов, входящих в данные блоки, можно увидеть на следующем графике (см. рисунок).
80,00% 70,0096 60,00%
50,00% 40,00%
- Материальные мотивы -Духовные мотивы
30,00%
0,00%
II: курс
Ш курс
от социального статуса, т. е. от семейного положения, социального происхождения, военной специальности, срока выслуги, региона проживания до поступления.
Для этого вычислялся индекс мотивированности, лежащий в интервале от -1 до 1, по фор-
(+1]шдп-^С- От^Кг
муле /м = ■
N
-, где т - число выб-
Как видно из графика, духовные мотивы снижаются на протяжении всего процесса обучения, достигая минимума к моменту выпуска. Наибольшее падение показывает группа общественно-значимых мотивов, снижаясь за время обучения более чем на 60%. В свою очередь, материальные мотивы показывают устойчивый рост, который происходит за счет группы меркантильно-личностных мотивов, в то время как группа мотивов самореализации незначительно снижается. Особенно заметно увеличение доли мотива государственного обеспечения, обучения в крупном городе и, конечно, мотива решения жилищной проблемы, который с I курса по V демонстрирует рост на 134% от первоначального значения.
Таким образом, анализ структуры мотивов респондентов показывает, что общественное в процессе обучения уходит в сознании личности на второй план, а мотивы учебно-служебной деятельности определяются потребностями и ценностными ориентациями личного характера.
Однако для получения полной картины, выявления ряда зависимостей необходимо провести двухмерный анализ наиболее важных показателей.
На данном этапе исследования необходимо было выявить зависимость структуры мотивов от различных условий, факторы, наиболее влияющие на них, проанализировать их зависимость
ранных мотивов, входящих в блок «духовные», тм - число выбранных мотивов, входящих в блок «материальные», и т. д., N - общее число показателей, используемых для построения индекса.
Анализ уровня мотивированности в группах курсантов, сформированных по наличию опыта военной службы до поступления в военный вуз, показал, что уровень мотивированности возрастает с ростом информированности личности о военной службе и сознательности выбора офицерской профессии. Более высоким уровнем мотивированности на фоне курсантов, не имеющих опыта военной службы до поступления в вуз (0,05), отличаются в современных условиях курсанты, поступившие в ввуз после окончания суворовских (нахимовских) военных училищ (0,19), прохождения службы по призыву (0,13) и службы по контракту (0,41).
В социальных группах курсантов, сформированных по профилю получаемой специальности, можно отметить следующие тенденции относительно уровня мотивированности. Наиболее высоким уровнем мотивированности в современных условиях отличаются курсанты, проходящие службу в инженерных военных вузах (0,22). Чуть меньшее значение уровня мотивированности зафиксировано у курсантов, обучающихся в командных вузах (0,14). В гуманитарных военных вузах значение индекса мотивированности имеет отрицательное значение (-0,08).
Исследование уровня мотивированности по социально-демографическим признакам позволило также определить, что наиболее высоким уровнем мотивированности отличаются группы курсантов, проживавшие до выбора профессии офицера в сельском населенном пункте (0,20); с социальным происхождением из семьи военнослужащих (0,24) и женатые (0,23). Наиболее низким уровнем мотивированности характеризуются группы курсантов, проживавшие до поступления в вуз в г. Москве и Санкт-Петербурге (-0,21), с социальным происхождением из предпринимателей (-0,28).
Изучение динамических характеристик формирования мотивации личности.
Оценка динамических характеристик процесса формирования мотивации личности курсанта осуществлялась на основе анализа типовых моделей ее развития на предварительном и текущем этапах.
Изучение выявленных моделей показывает, что уже на предварительном этапе, т. е. при поступлении в военный вуз, материальные мотивы преобладали у 51% сегодняшних курсантов (см. табл. 2), другими словами, каждый второй курсант, до того как начал подготовку в системе военного образования, не желал проходить офицерскую службу и профессиональный выбор сделал под влиянием других мотивов и ценностей, не связанных с желанием продолжать службу в качестве кадрового офицера. Еще у 6% респондентов до вуза духовные и материальные мотивы равны. Характерно, что приверженность материальным мотивам, сформированная на предварительном этапе, чаще всего сохраняется и на последующих этапах обучения в военном вузе. Результаты исследования показывают, что почти у 80% курсантов, руководствующихся материальными мотивами до поступления в вуз, сохраня-
ется желание и стремление уволиться с военной службы после выпуска (см. табл. 2).
Сравнительный анализ типовых моделей развития мотивации в процессе обучения у курсантов, различающихся профилями обучения, показывает, что современная система отбора абитуриентов не способствует в должной мере отбору лиц, нацеленных на бескорыстное обучение и дальнейшую службу в качестве кадрового офицера. Это явно проявляется в том, что значительная часть абитуриентов, изначально мотивированных материальными, корыстными мотивами, проходит через сито вступительных испытаний и профессионального психологического отбора.
Результаты социологического опроса курсантов-выпускников показывают, что до поступления в военный вуз материальные мотивы преобладали у 44% из них, еще у 4% материальные и
Таблица 1
Мотив I курс III курс V курс
К поступлению в военный вуз К прохождению службы в ВС РФ К поступлению в военный вуз К прохождению службы в ВС РФ К поступлению в военный вуз К прохождению службы в ВС РФ
ДУХОВНЫЕ
Профессиональные
Содержательность и интересностъ профессии 78,3% 71,7% 71,7% 65,2% 61,7% 59,5%
Работа в коллективе 75,0% 77,5% 63,3% 65,0% 55,2% 57,8%
Физическое совершенствование 81,7% 89,2% 80,8% 85,8% 79,2% 83,3%
Желание принадлежности к офицерскому корпусу 80,0% 82,5% 75,8% 75,8% 54,2% 51,5%
Самосовершенствование в области дисциплины 68,3% 70,0% 59,2% 65,0% 52,7% 50,5%
Общественно значимые
Патриотический долг 77,5% 75,0% 61,2% 55,2% 52,2% 49,8%
Семейная традиция 40,0% 41,7% 44,2% 48,3% 45,8% 45,8%
Продолжение традиций русского воинства 62,5% 59,2% 53,3% 49,7% 41,3% 35,5%
Общественная значимость профессии 62,5% 61,7% 51,2% 50,3% 43,8% 39,8%
Желание лично участвовать в обороне Отечества 75,8% 76,7% 59,3% 65,0% 43,5% 49,5%
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
Самореализация
Достичь определенного соц. положения 83,3% 87,5% 81,8% 82,2% 80,5% 80,0%
Материальная заинтересованность 64,2% 54,2% 56,7% 47,5% 55,8% 42,5%
Возможность творчества 60,8% 60,0% 48,3% 50,8% 49,2% 49,2%
Меркантильно-личностные
Уверенность в трудоустройстве после выпуска 72,5% 80,8% 66,7% 70,0% 63,3% 73,3%
Бесплатное образование 71,7% 78,3% 73,7% 81,7% 77,0% 84,7%
Желание уклониться от службы по призыву 11,7% 13,3% 21,7% 24,2% 20,8% 18,3%
Государственное обеспечение 54,2% 55,8% 62,5% 63,5% 77,5% 79,5%
Настояние родителей 29,2% 29,2% 26,7% 30,0% 29,2% 32,5%
Обучение в крупном городе 40,0% 43,3% 48,3% 51,3% 67,8% 71,5%
Решение жилищной проблемы 44,2% 39,2% 81,8% 83,2% 88,8% 91,8%
духовные мотивы были равнозначны. В процессе обучения, однако, мотивация трансформировалась таким образом, что материальные мотивы стали преобладать у 66% выпускников, причем данное количество формировалось постепенно, с увеличением курса обучения. Снижение доли курсантов, у которых преобладают духовные мотивы, вероятнее всего связано в числе прочих причин с тем, что определенное количество курсантов отчисляется в процессе обучения, разочаровавшись в военной службе.
Анализ моделей развития мотивации у курсантов высших военно-учебных заведений у различных профилей обучения свидетельствует о
том, что в вузах гуманитарного профиля процесс формирования мотивации будущих офицеров носит более деструктивный характер. По результатам проведенного исследования выяснилось, что более чем у половины респондентов гуманитарного профиля (52%) материальные мотивы преобладали еще до поступления, а к пятому курсу это количество достигает почти 80% от общего числа выпускников.
Несмотря на более высокие показатели формирования мотивации у курсантов инженерного и командного профилей, остается фактом, что сегодняшний процесс обучения и воспитания курсантов не в полной мере отвечает формирова-
Таблица 2
Модели развития мотивированности курсантов на предварительном и текущем этапах
(% по столбцам)
Мотивация к поступлению в военный вуз Изменение мотивации к дальнейшему прохождению службы в процессе обучения Наименование моделей развития мотивации Среди курсантов первых курсов Среди курсантов третьих курсов Среди курсантов пятых курсов
+ Т Мотивированные духовными мотивами до вуза, в вузе мотивация усилилась 9% 11% 11%
+ = Мотивированные духовными мотивами до вуза, в вузе мотивация не изменилась 7% 6% 8%
+ 1 Мотивированные духовными мотивами до вуза, в вузе стали преобладать материальные мотивы 27% 31% 33%
0 т До вуза духовные и материальные мотивы равнозначны, в вузе стали преобладать духовные мотивы 2% 3% 2%
0 = До вуза духовные и материальные мотивы равнозначны, в вузе мотивация не изменилась 1% 0 0
0 1 До вуза духовные и материальные мотивы равнозначны, в вузе стали преобладать материальные мотивы 3% 7% 2%
- т Мотивированные материальными мотивами до вуза, в вузе стали преобладать духовные мотивы 0 0 0
- = Мотивированные материальными мотивами до вуза, в вузе мотивация не изменилась 6% 8% 13%
- 1 Мотивированные материальными мотивами до вуза, в вузе мотивация усилилась 45% 34% 31%
Мотивация к поступлению в военный вуз Изменение мотивации к дальнейшему прохождению службы в процессе обучения
+ Преобладают духовные мотивы Т Стали преобладать духовные мотивы
0 Духовные и материальные мотивы равнозначны = Духовные и материальные мотивы остались равнозначны
- Преобладают материальные мотивы 1 Стали преобладать материальные мотивы
нию курсанта, отвечающего потребностям нового перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, треть курсантов в ходе анкетного опроса признались, что за время обучения их мотивы сменились с духовных на материальные, причем обратного преобразования не произошло ни у кого. Несмотря на то что у более чем 10% курсантов преобладают духовные мотивы, очевидно, что этого недостаточно.
Результаты проведенного военно-социологического исследования показали, что существует противоречие между современной мотивацион-но-ценностной структурой личности курсанта высшего военно-учебного заведения и требованиями, предъявляемыми к курсантам высшего военно-учебного заведения новым перспективным обликом Вооруженных Сил РФ.
Включение курсанта в учебно-служебную деятельность в военном вузе позволяет ему расширить свои представления об избранной военной специальности, о военной службе в общем, о характере и условиях будущей офицерской службы. В этом новом статусе, как никогда ранее, начинают обостряться противоречия между действительным и желаемым, между идеальным и реальным. Отметим, что несмотря на изменение мотивов с курсом обучения практически не изменятся процент курсантов, желающих уволиться сразу после выпуска (табл. 3).
Как видно из табл. 3, процент желающих служить после выпуска из военного вуза увеличивается с 66% на I курсе до почти 71% - на V. Незначительно, на 3%, растет количество желающих уволиться, происходит это за счет уменьшения доли неопределившихся, к V курсу таких менее 17%.
По нашим заключениям, современный процесс формирования мотивации курсантов к прохождению военной службы может принимать устойчивый и неустойчивый характер развития. Устойчивым он является тогда, когда направленность, сложившаяся на предыдущих этапах формирования, сохраняет свое значение на последующих. Если же мотивация меняет свою направленность на последующих этапах, то про-
цесс формирования мотивации курсанта является неустойчивым.
Для выявления наиболее распространенных моделей была сконструирована теоретическая матрица возможных моделей формирования мотивации на протяжении изучаемого периода. Сопоставление мотивации в период поступления в вуз, в период среднего этапа обучения (III курс) и перед выпуском (V курс), а также группировка моделей по критерию «устойчивые - неустойчивые» позволили выявить, что неустойчивость формирования мотивации в период обучения в вузе проявляется у каждого третьего (37%) курсанта (см. табл. 4).
Анализ неустойчивых моделей формирования мотивации курсантов показывает, что только каждый пятидесятый курсант (2%) развивается по неустойчиво-духовной модели, имеющей тенденцию к преобладанию духовных мотивов продолжения военной службы после выпуска из военного вуза. Значительная часть изменений (35%), протекающих в процессе формирования мотивации курсантов в период обучения, направлена в сторону преобладания материальных мотивов.
Анализ устойчивых моделей формирования мотивации в современных условиях указывает на то, что доля стабильно развивающихся моделей преобладает среди курсантов. Так, устойчиво-духовная модель формирования мотивации, которая характеризуется стабильным преобладанием духовных мотивов продолжения военной службы, свойственна только для одной пятой части курсантов (19%). Для 44% курсантов характерна устойчиво-материальная модель, особенностью которой является стабильное преобладание материальных мотивов на всех этапах формирования мотивации у курсантов. Изучение результатов исследования, исходя из опыта военной службы до поступления, показало, что для 80% курсантов, поступающих из числа военнослужащих, проходящих срочную и контрактную военную службу, и 65% курсантов, окончивших перед поступлением в военный вуз суворовские и нахимовские училища, характерна устойчиво-духовная модель формирования мотивации.
Таблица 3
Планы после выпуска
Служить на офицерской должности Служить на любой должности Уволиться Не определился
% по строке % по строке % по строке % по строке
I 58,5% 7,6% 9,3% 24,6%
Курс обучения III 54,2% 1,7% 14,2% 30,0%
V 61,7% 9,2% 12,5% 16,7%
Таблица 4
Модели формирования мотивации у курсантов в современных условиях
Модели В ретроспективе В период среднего этапа В перспективе (до поступления в вуз) обучения (после окончания вуза) %
устойчивые
Устойчиво-духовная Мотивированность Мотивированность Мотивированность духов, мотивами духов, мотивами духов, мотивами 19
Устойчиво-материальная Мотивированность Мотивированность Мотивированность матер, мотивами матер, мотивами матер, мотивами 44
неустойчивые
Неустойчиво-духовная Мотивированность Мотивированность ., , , , , Мотивированность духов. / матер. / - духов. / матер. / неопред. - Г г духов, мотивами неопред, мотивами мотивами 2
Неустойчи-во-мате-риальная Мотивированность Мотивированность ,, . , . . Мотивированность духов. / матер. / - духов. / матер. / неопред. - г г матер, мотивами неопред, мотивами мотивами 35
Уровень устойчивости и направленности формирования мотивации у курсантов во многом определяется образовательной системой, в которой подготавливается курсант. Социологический анализ устойчивости и направленности мотивации в зависимости от профиля обучения свидетельствует о том, что устойчивость и направленность формирования мотивации курсантов, обучающихся по различным профилям обучения, практически не изменяется, что свидетельствует об идентичности факторов, влияющих на преоб-
ладание устойчиво-материальной модели формирования мотивации.
Таким образом, социологический анализ формирования мотивации у курсантов свидетельствует о длительном, неустойчивом и преимущественно деструктивном характере ее функционирования, что приводит к недостаточному количеству молодых офицеров, обладающих выраженными духовными мотивами продолжения военной службы в современных условиях.