Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ АККОРДЕОНИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ АККОРДЕОНИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивационная готовность / специализированный подготовительный этап / обучающиеся аккордеонисты / аккордеон / формирование / педагоги / начальное обучение / motivational readiness / specialized preparatory stage / learning accordionists / accordion / formation / teachers / initial training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Блок

В статье обосновывается актуальность процесса формирования мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов в учреждениях дополнительного образования детей. Рассматриваются сложности и трудности начального этапа обучения, который связан с постановкой исполнительского аппарата, освоением необходимого комплекса артикуляционной подачи, основных штрихов, исполнительских приемов и способов звукоизвлечения, звуковедения, а также эргономикой инструмента, топографией его клавиатур. Раскрывается физическая, физиологическая и психологическая природа исполнительского искусства аккордеонистов. Обосновывается целесообразность организации специализированного подготовительного этапа, направленного на формирование мотивационной готовности начинающих обучающихся аккордеонистов, в рамках которого осуществляется комплексное преодоление физических, физиологических и психологических трудностей и сложностей. Доказывается, что на его основе появляется возможность, не выпуская из поля зрения деталей технологического и психологического порядка, осваивать скрупулезно, постепенно и последовательно азы звукоизвлечения и звуковедения, активных и инерционных, репродуктивных и продуктивных исполнительских действий-движений, учитывая единство формы и содержания, стилистического и жанрового, технического и художественно-образного, артикуляционного и штрихового, эмоционально-чувственного и логико-смыслового, канонического и специфического, традиционного и новационного начал. Высказывается предположение о том, что обучение юных аккордеонистов на смежных инструментах, включая фортепиано, может оптимизировать, сделать более эффективным процесс формирования их мотивационной готовности. В заключение делается вывод: изучение рассматриваемых вопросов представляет перспективное направление в области педагогики и психологии музыкально-инструментального исполнительства, во многом определяет процесс реформирования и модернизации современной системы дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS OF ACCORDION PLAYERS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article substantiates relevance of the process of formation of motivational readiness of students of accordion players in institutions of additional education of children. The article deals with difficulties of the initial stage of training, which is associated with the setting of the performing apparatus, the development of the necessary complex of articulation, basic strokes, performing techniques and methods of sound production, sound science, as well as the ergonomics of the instrument, the topography of its keyboards. It reveals the physical, physiological and psychological nature of the performing art of accordionists. The expediency of organizing a specialized preparatory stage aimed at forming the motivational readiness of novice accordion players, within which a complex overcoming of physical, physiological and psychological difficulties is carried out, is justified. It is proved that on its basis it becomes possible, without losing sight of the details of the technological and psychological order, to master scrupulously, gradually and consistently the basics of sound production and sound science, active and inertial, reproductive and productive performing actions-movements, taking into account the unity of form and content, stylistic and genre, technical and artistic-figurative, articulation and stroke, emotional-sensory and logical-semantic, canonical and specific, traditional and innovative principles. It is suggested that the training of young accordionists to play the related instruments, including the piano, can optimize and make more effective the process of forming their motivational readiness. In conclusion, the study of the issues under consideration is a promising direction in the field of pedagogy and psychology of musical and instrumental performance, which largely determines the process of reforming and modernizing the modern system of additional education for children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ АККОРДЕОНИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

также узнаете, что преподаватель ожидает от своего курса и от вас лично, и сможете выполнить эти требования.

5. Скорректируйте свой день и находите время для отдыха.

Некоторые студенты из других регионов уезжают домой на время карантина. И тут гибкость онлайн-классов можно рассматривать как преимущество, но если вы живете в часовом поясе, который резко отличается от того, в котором проходят ваши синхронные занятия, это приводит к сдвигу ваших биологических часов. В этой ситуации необходимо находить время для сна и отдыха. И хотя это далеко не идеальная ситуация, помните, что ваш курс - это временное явление, а сон необходим для вашего здоровья и успеха.

6. Находите возможность общения.

Тот факт, что университеты переведены на работу онлайн, не означает, что все другие мероприятия отменены. Есть сообщества и клубы, которые все еще работают, поэтому попробуйте выбрать тот, который связан с вашей областью интересов, и участвуйте в его мероприятиях. Это единственно возможная альтернатива социализации внутри кампуса.

Высшее образование, без сомнения, изменилось (возможно, навсегда) в результате пандемии СШ019. Хотя когда-то дистанционное обучение рассматривалось как уступающий вариант очному обучению, сейчас это единственный вариант для многих университетов.

На одних студентов дистанционное обучение оказало большее влияние, чем на других. Это может быть связано с личными особенностями. Некоторые студенты, в частности интроверты, предпочитают онлайн-обучение очному; другие никогда не допускали мысли, что можно учиться, целый день сидя перед компьютером. Но, несмотря на гибкость и небрежный дресс-код, присущие дистанционной модели, остаются некоторые серьезные проблемы. Они обусловлены недостаточной подготовленностью персонала и отсутствием проверенных методик, рассчитанных на университетские программы.

Независимо от степени вашей удовлетворённости, важно помнить, что вы не можете изменить ситуацию; дистанционное обучение в университетах останется, по крайней мере, в ближайшее время. Однако если вы сможете увидеть положительные моменты, научитесь справляться с ситуацией: время, проведенное онлайн, не станет потерянным, и полученный диплом будет на деле соответствовать степени и статусу выбранного университета.

В заключение хотелось бы обобщить мнения студентов Финансового университета (г. Москва), которые, на мой взгляд, очень точно передают социальные,

Библиографический список

профессиональные и бытовые проблемы, возникшие при переходе вузов на дистанционное обучение.

Вторая волна дистанционного обучения внесла некоторые изменения в образовательный процесс, эти изменения исходят из глубин человеческого сознания, которому пришлось переосмыслить многие аспекты учебной деятельности и адаптироваться под формат виртуального социального поведения. Результатом стала быстрая мобилизация человеческого мозга под дистанционное обучение, за которым стоят многие послабления привычной жизни - это и меньшее количество домашнего задания, и ограниченный личный контакт с учащимися и преподавателями. Большое количество свободного времени - ценный ресурс, распоряжаться им могут далеко не все, отсюда вытекают и проблемы онлайн-об-учения: снижение продуктивности, нежелание трудиться, общаться. Возвращение в стены университета - очередной стресс для нервной системы, которая только что заставила организм быстро адаптироваться к онлайн-формату. За этим последовали изменения учебного процесса, которые выражаются в стремлении преподавателей озадачивать учеников большим объемом домашнего задания и прочими делами, ведь наш мозг, настроившийся отдыхать в дистанционной форме, теперь вынужден работать в полном объеме. А ученики, отвыкшие от общества, вынуждены быстро интегрировать в него, привнося все свои прежние ценности и принимая их от других ребят. Скорее всего, данные тенденции имеют свой логический конец, который произойдет летом. Должно пройти время, прежде чем былые образовательные процессы вступят в силу, и учеба приобретет свою былую привлекательность.

Представляется важным отметить одну особенность, связанную с внедрением дистанционного образования. Тотальная смена модели произошла не в силу естественных причин, а явилась вынужденной мерой в критических условиях. Сущность этой модели только в процессе изучения и, без сомнения, появится много новых исследований, новые интересные гипотезы. Однако уже сейчас возникает вопрос: возможно, и само дистанционное образование не является естественным методом и противоречит гуманитарным основам образовательного процесса?

Дистанционное обучение, как форма педагогического процесса, будет еще долго исследоваться и корректироваться. Очевидно сдно: в настоящий момент мир столкнулся с тяжелой проблемой, затронувшей все сферы жизни. При всей сложности момента нам следует превратить эту чрезвычайную ситуацию в возможность для дальнейшего развития международного сотрудничества и обмена опытом, навыками и капиталом для создания глобальной сети онлайн-образования.

1. Than C.M., Werner J.M. Designing and Evaluating E-Learning in Higher Education: A Review and Recommendations. Journal of Leadership and Organizational Studies. 2005; Vol. 11, № 2, 15 - 25.

2. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. Санкт-Петербург: Астерион, 2004.

3. Цыгалов Ю.М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе. Управленческое консультирование. 2020; № 10: 61 - 73.

4. Horn M. Covid-19 Boost to Online Learning May Backfire Education. Next. 2020.

5. Харари Ю.Н. 21 урок для 21 века. Синдбад, 2018.

References

1. Than C.M., Werner J.M. Designing and Evaluating E-Learning in Higher Education: A Review and Recommendations. Journal of Leadership and Organizational Studies. 2005; Vol. 11, № 2, 15 - 25.

2. Zajchenko T.P. Invariantnaya organizacionno-didakticheskaya sistema distancionnogo obucheniya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2004.

3. Cygalov Yu.M. 'Effekty i riski distancionnogo obrazovaniya v vysshej shkole. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020; № 10: 61 - 73.

4. Horn M. Covid-19 Boost to Online Learning May Backfire Education. Next. 2020.

5. Harari Yu.N. 21 urok dlya 21 veka. Sindbad, 2018.

Статья поступила в редакцию 18.05.21

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS OF ACCORDION PLAYERS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The article substantiates relevance of the process of formation of motivational readiness of students of accordion players in institutions of additional education of children. The article deals with difficulties of the initial stage of training, which is associated with the setting of the performing apparatus, the development of the necessary complex of articulation, basic strokes, performing techniques and methods of sound production, sound science, as well as the ergonomics of the instrument, the topography of its keyboards. It reveals the physical, physiological and psychological nature of the performing art of accordionists. The expediency of organizing a specialized preparatory stage aimed at forming the motivational readiness of novice accordion players, within which a complex overcoming of physical, physiological and psychological difficulties is carried out, is justified. It is proved that on its basis it becomes possible, without losing sight of the details of the technological and psychological order, to master scrupulously, gradually and consistently the basics of sound production and sound science, active and inertial, reproductive and productive performing actions-movements, taking into account the unity of form and content, stylistic and genre, technical and artistic-figurative, articulation and stroke, emotional-sensory and logical-semantic, canonical and specific, traditional and innovative principles. It is suggested that the training of young accordionists to play the related instruments, including the piano, can optimize and make more effective the process of forming their motivational readiness. In conclusion, the study of the issues under consideration is a promising direction in the field of pedagogy and psychology of musical and instrumental performance, which largely determines the process of reforming and modernizing the modern system of additional education for children.

Key words: motivational readiness, specialized preparatory stage, learning accordionists, accordion, formation, teachers, initial training.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки,

E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ АККОРДЕОНИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье обосновывается актуальность процесса формирования мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов в учреждениях дополнительного образования детей. Рассматриваются сложности и трудности начального этапа обучения, который связан с постановкой исполнительского аппарата, освоением необходимого комплекса артикуляционной подачи, основных штрихов, исполнительских приемов и способов звукоизвлечения, звуковедения, а также эргономикой инструмента, топографией его клавиатур. Раскрывается физическая, физиологическая и психологическая природа исполнительского искусства аккордеонистов. Обосновывается целесообразность организации специализированного подготовительного этапа, направленного на формирование мотивационной готовности начинающих обучающихся аккордеонистов, в рамках которого осуществляется комплексное преодоление физических, физиологических и психологических трудностей и сложностей. Доказывается, что на его основе появляется возможность, не выпуская из поля зрения деталей технологического и психологического порядка, осваивать скрупулезно, постепенно и последовательно азы звукоизвлечения и звуковедения, активных и инерционных, репродуктивных и продуктивных исполнительских действий-движений, учитывая единство формы и содержания, стилистического и жанрового, технического и художественно-образного, артикуляционного и штрихового, эмоционально-чувственного и логико-смыслового, канонического и специфического, традиционного и новационного начал. Высказывается предположение о том, что обучение юных аккордеонистов на смежных инструментах, включая фортепиано, может оптимизировать, сделать более эффективным процесс формирования их мотивационной готовности. В заключение делается вывод: изучение рассматриваемых вопросов представляет перспективное направление в области педагогики и психологии музыкально-инструментального исполнительства, во многом определяет процесс реформирования и модернизации современной системы дополнительного образования детей.

Ключевые слова: мотивационная готовность, специализированный подготовительный этап, обучающиеся аккордеонисты, аккордеон, формирование, педагоги, начальное обучение.

Начальный этап обучения аккордеонистов был и остается во многом непредсказуемым, «загадочным», сложным как для педагогов, так и для самих исполнителей. Об этом высказывался целый ряд исследователей, педагогов класса аккордеона (баяна): В.П. Власов, М.А. Двилянский, А.И. Дмитриев, Ю.П. Дранга, Б.М. Егоров, М.И. Имханицкий, Н.А. Кравцов, Ф.Р Липс, А.М. Мирек, В.М. Назимов, В.Е. Орлов, В.А. Семенов, Б.Д. Тихонов, РЮ. Шайхутдинов, О.М. Шаров, Г И. Шахов, Ю.П Ястребов и др.

Чем обусловлена подобная педагогическая ситуация? Первые трудности, связанные с постановкой исполнительского аппарата, освоением принципов, способов звукоизвлечения, звуковедения, снятия звуков, артикуляционной подачи, видов аппликатуры, часто «убивают» не только первый порыв к освоению игры на инструменте, но и перманентный музыкальный интерес, перспективность художественно-образовательного процесса в целом. Почему приятные ожидания, заветную мечту начинающих аккордеонистов порой сменяют разочарование, неверие в собственные силы, потеря перспективности обучения, уход из класса в конечном итоге? Каковы причины неудач юных музыкантов? Каким образом можно им помочь и что для этого следует предпринять? Перечисленные вопросы в значительной степени сегодня актуализируются, ждут своего скорейшего разрешения.

Данную проблематику следует рассматривать на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях, в русле формирования мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов. Однобокий подход не позволит до конца исправить сложившуюся ситуацию в учреждениях дополнительного образования детей. Соответственно станет невозможным получение педагогами и учащимися необходимых целостных знаний.

Неслучайно Е.С. Рапацевич указывал: «Среди основных задач, стоящих в настоящее время пред нашей школой и перед каждым педагогом, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной» [1, с. 445].

Начинающие аккордеонисты без предварительной подготовки, как правило, не справляются с физическими, физиологическими и психологическими нагрузками. Бремя «сопротивления» инструмента, требования педагогов, учебные планы, ожидания родителей скорейших результатов в большинстве случаев выбивают их из колеи. Часто превращают, казалось бы, увлекательный процесс в мучительные занятия, сплошное неудовлетворение.

Дети, попадая в класс, начинают знакомиться с инструментом. Вес инструмента (от 5 до 9 кг), его габариты, наличие двух клавиатур, предназначенных для левой и правой руки, соответствующих ремней (требующих подгонки), плюс поперечного ремня, а также - для тяги меха - создают большие трудности в физическом и интеллектуальном плане. Процесс звукоизвлечения, звуковедения оказывается в достаточной степени трудоемким. Только одно движение меха предполагает наличие большой физической силы. Чтобы извлечь нужный звук, надо сначала правильным пальцем (согласно аппликатуре) попасть на требуемую клавишу или кнопку, определенным способом воздействовать на них (нажим, удар, толчок, скольжение /glissando/) и при этом потянуть мех соответствующим образом. Техника ведения меха представляет отдельный вид, активно влияющий на характер звука, его художественно-образную наполненность. О классификации исполнительской техники убедительно высказывался Ф.Р. Липс: «Вся техника

баяниста (аккордеониста) может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, все, чем занимается исполнитель, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и ар-педжированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты; к крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника» [2, с. 73].

В исполнительской практике юных музыкантов еще осваиваются основные виды артикуляции, исполнительские приемы (например, вибрато, репетиции, тремоло мехом), штрихи (legato, staccato, non legato, tenuto), музыкальные сочинения гамофонно-гармонического и полифонического склада, относящиеся к кантилене, моторике, дикломации. М.И. Имханицкий указывал, что «систематизацию штрихов в качестве важнейших деталей артикуляции логичнее осуществлять, как и саму артикуляцию, на основе определенной степени твердости или мягкости рождения тонов. При артикуляционном детализировании представляется возможным выделить семь универсальных штрихов. Они объединяются в две контрастные группы. Одна группа - мягкие legato, tenuto, portato и non legato, другая - твердые marcato, staccato, martelé» [3, с. 222].

Выбор и нажатие регистров - тоже процесс, связанный со вниманием исполнителей, координацией движений, представлениями звуков-образов с конкретными тембральными свойствами. В этом смысле учащемуся нужно знать возможности своего инструмента. В настоящее время получили распространение конструкции аккордеона, имеющие от 5 до 13 регистров на органно-фортепи-анной клавиатуре и от 3 до 5 - на кнопочной клавиатуре, предназначенной для левой руки. Существуют варианты с размещением регистров-подбородников в верхней части грифа инструмента.

Помимо художественно-образной составляющей в исполнительском процессе начинающему аккордеонисту важно получить навыки включения и переключения регистров в различных местах, на двух клавиатурах с учетом имеющегося свойства транспонирования (например, регистр «фагот» транспонирует на октаву вниз, а «пикколо» - на октаву вверх, «челеста» - loco /в своей октаве/, без транспонирования и т.д.). Нажатие регистра следует производить соразмерно с метроритмической и темпоритмической конфигурацией музыкального произведения. Применение регистров не должно быть назойливым, наносить урон технической стороне исполнения. Говоря об исполнении клавирных сочинений на аккордеоне, В.Е. Орлов подчеркивал: «Несомненно определенное тембровое соответствие аккордеона клавиру, конечно, при условии грамотно подобранных регистров. Сама структура звукоизвлечения, когда со снятием пальца звук исчезает, также очень роднит аккордеон и клавир» [4, с. 19].

Становится очевидным, что тембральные возможности инструмента могут не только представлять богатство звуковых красок, но и позволяют расширить диапазон за счет верхней и нижней тесситуры. Получить соответствующие навыки уже на начальном этапе обучения - значить встать на путь интересных творческих поисков, обеспечить развитие потребности к исполнительскому искусству на аккордеоне.

О трудностях исполнения на аккордеоне многократно высказывался Н.А. Кравцов: «1. Для органно-фортепианной клавиатуры аккордеона ограничивается выбор композиционно-технических структур с широко разнесенными голосами. 2. Не всегда доступно слитное соединение голосов аккордовой фактуры, например, в условиях скольжения пальцев с белой на черную клавишу. 3. В пассажах, состоящих из двойных нот, с возрастанием интервала параллельных голосов, начиная с кварты, невозможно достигнуть истинного legato, кроме того, при этих же условиях резко сокращается выбор исполнительских аппликатур. 4. Различие белых и черных клавиш (размещение узких частей игровых площадок белых клавиш в углублениях между боковыми ребрами черных) требует от исполнителя напряженного контроля над игровыми действиями, высокой пси-

хологической организации игры, что, в частности, усложняет процессы транспозиции и чтения нот с листа» [5, с. 12]

Сразу все взять под контроль, удерживать в памяти большое количество процессов (физических, физиологических, психологических, а также технических и художественно-образных) начинающий аккордеонист не в состоянии. Но, ему необходимо одновременно:

• контролировать себя в плане постановки исполнительского аппарата (адекватно использовать опорные точки, не допуская скованности, зажимов, технологических сбоев);

• ориентироваться в топографии клавиатур (клавишной, кнопочной);

• чувствовать и знать эргономические свойства инструмента (например, качество меха, трудоемкость нажатия на клавишу (кнопку) в момент появления звука, возможности звуковой палитры, ощущение мензуры (расстояния от «до» до соседнего «до» другой октавы) и т.п.;

• быть внимательным в отношении процессов звукоизвлечения, звукове-дения, снятия звука (применять необходимые способы игры, исполнительские приемы, штрихи);

• играть при помощи рациональной аппликатуры;

• координировать исполнительские действия-движения, делать их более управляемыми, выразительными;

• держать в памяти искомые звуки-образы;

• соразмерно с художественно-образным содержанием, технично (без ущерба для исполнения) использовать регистры;

• постепенно готовить себя к публичному выступлению (в техническом, психологическом и художественно-образном плане) [6].

Донотный период в традиционном понимании, получивший распространение в современной практике предварительной подготовки музыкантов-исполнителей, не в состоянии помочь в решении вопросов рассматриваемой проблематики.

Речь должна идти о специализированном подготовительном этапе, направленном на формирование мотивационной готовности начинающих обучающихся аккордеонистов. В рамках этого процесса следует учитывать трудности, сложности физического, физиологического и психологического порядка. На базе подобной детализировано-целостной работы появляется возможность, не выпуская из поля зрения «мелочей» технологического и психологического порядка, скрупулезно, постепенно и последовательно осваивать азы звукоизвлечения и звуко-ведения, активных и инерционных исполнительских действий, репродуктивных и продуктивных движений в единстве:

- стилистического и жанрового;

- формы и содержания;

- технического и художественно-образного;

- артикуляционного и штрихового;

- эмоционально-чувственного и логико-смыслового;

- канонического и специфического;

- традиционного и новационного.

Для формирования и сохранения мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов, помимо общеоздоровительных мероприятий (режим, зарядка, гигиена, прогулки, сбалансированное питание, спорт /например, легкая атлетика, плавание/), музыкально-теоретических занятий, следует применять в образовательной практике:

• упражнения для развития культуры звукообразования, звуковедения (например, рождение звуков на pp /pianissimo/ с постепенным переходом к f / forte/ в медленном темпе, на legato, размер 4/4, на разжим и сжим меха);

• упражнения для освоения музыкальной речи (мотив, фраза, предложение, период и т.д.) с соблюдением четкой и незаметной смены меха;

• упражнения для отработки смены позиций на базе диатонической и хроматической гаммаобразной фактуры, арпеджированных, терцовых и аккордовых построений в аппликатурных режимах с подкладыванием первого пальца (1-21...; 1-3-1...; 1-4-1...);

• упражнения для освоения основного штрихового спектра (legato, staccato, non legato) в разных темпах, от медленного до быстрого;

Библиографический список

• упражнения для отработки разнообразной артикуляционной подачи (слитно-раздельного и акцентно-безакцентного исполнения);

• инструктивно-тренировочный материал (упражнения, этюды, творческие задания) для игры в рамках простых, сложных и смешанных размеров (например, 2/4, 3/4, 4/4, 5/4, 3/8, 6/8, 7/8) и т.п.;

• упражнения для освоения разнообразной мелизматики (трелей, мордентов, форшлагов, тремоло);

• упражнения для развития умения играть в различных метроритмических и темпоритмических структурах [6];

• упражнения вне инструмента на базе идеомоторных актов для развития внутреннего слуха, моторно-двигательного контроля в разнообразных аппликатурных режимах (например, на столе).

Специализированный подготовительный этап, направленный на формирование мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов, может и должен включать в себя процесс освоения фортепиано. Его родственная клавиатура, чуть большая трудоемкость нажатия клавиш по сравнению с аккордеоном, несколько увеличенная мензура и вместе с тем удобное, комфортное расположение инструмента, находящегося почти целиком в поле зрения, создают эффект тренажера. Развитие мышц пальцев, кистевой эластичности, координации, независимости исполнительских действий-движений, а также удобные условия для визуального, слухо-двигательного контроля на этом этапе обучения игре на фортепиано приобретают первостепенное значение для юных аккордеонистов. Большую пользу может принести не только развитие правой руки, но и левой. Кнопочная клавиатура аккордеона (готовый вариант) в начале обучения предусматривает, в основном, примитивные, схематичные движения левой руки, Их развивающий физиологический эффект достаточно мал. Поэтому, как правило, более развитая фактура, предназначенная для исполнения левой рукой на фортепиано, может служить важным развивающим звеном в процессе технического становления юных аккордеонистов.

Перспективы обучения на смежных инструментах, имеющих органно-фор-тепианную клавиатуру (фортепиано, электропиано, гармошка рояльная, металлофон, ксилофон), участие в концертах, конкурсах, применение игровых элементов на занятиях специализированного подготовительного этапа («Музыкальные путешествия по странам и континентам», «Мы рисуем звуками», «Угадай инструмент, мелодию» и др.) могут оптимизировать, сделать более эффективным процесс формирования мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов.

На основе изложенного выше следует заключить:

1. Формирование мотивационной готовности обучающихся аккордеонистов в учреждениях дополнительного образования детей представляет актуальную проблему для исследователей.

2. В русле решения заявленной проблематики целесообразным является организация специализированного подготовительного этапа, направленного на формирование мотивационной готовности начинающих обучающихся аккордеонистов, в рамках которого осуществляется комплексное преодоление физических, физиологических и психологических трудностей и сложностей.

3. На основе специализированного подготовительного этапа появляется возможность, не выпуская из поля зрения «мелочей» технологического и психологического порядка, скрупулезно, постепенно и последовательно осваивать азы звукоизвлечения и звуковедения, активных и инерционных, репродуктивных и продуктивных исполнительских действий-движений, учитывая единство формы и содержания, стилистического и жанрового, технического и художественно-образного, артикуляционного и штрихового, эмоционально-чувственного и логико-смыслового, канонического и специфического, традиционного и новационного начал.

4. Обучение юных аккордеонистов на смежных инструментах, включая фортепиано, может оптимизировать, сделать более эффективным процесс формирования их мотивационной готовности.

5. Изучение рассматриваемых вопросов представляет перспективное направление в области педагогики и психологии музыкально-инструментального исполнительства, во многом определяет процесс реформирования и модернизации современной системы дополнительного образования детей.

1. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2006.

2. Липс Ф.Р Искусство игры на баян. Москва: Музыка, 1998.

3. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2014.

4. Орлов В.Е. Некоторые вопросы исполнения клавирных произведений XVI - XVII веков на аккордеоне. Аккордеонно-баянное исполнительство: Вопросы методики, теории и истории. Санкт-Петербург: Композитор, 2006: 17 - 52.

5. Кравцов Н.А. Аккордеон XXI века. Санкт-Петербург: МСТ, 2004.

6. Блок О.А. Путь к техническому совершенству аккордеонистов: Учебно-методическое пособие. Москва: ВИНИТИ, 2012.

7. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: Сборник трудов. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2010.

8. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства: учебное пособие. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2006.

9. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2004. References

1. Rapacevich E.S. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. Minsk: Sovremennoe slovo, 2006.

2. Lips F.R. Iskusstvo igry na bayan. Moskva: Muzyka, 1998.

3. Imhanickij M.I. Novoe ob artikulyacii ishtrihah v muzykal'nom intonirovanii. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2014.

4. Orlov V.E. Nekotorye voprosy ispolneniya klavirnyh proizvedenij XVI - XVII vekov na akkordeone. Akkordeonno-bayannoe ispolnitel'stvo: Voprosy metodiki, teorii i istorii. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2006: 17 - 52.

5. Kravcov N.A. Akkordeon XXI veka. Sankt-Peterburg: MST, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Blok O.A. Put'ktehnicheskomu sovershenstvu akkordeonistov: Uchebno-metodicheskoeposobie. Moskva: VINITI, 2012.

7. Voprosy sovremennogobayannogo iakkordeonnogo iskusstva: Sborniktrudov. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2010.

8. Imhanickij M.I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva: uchebnoe posobie. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2006.

9. Imhanickij M.I. Muzyka zarubezhnyh kompozitorov dlya bayana iakkordeona: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov i uchilisch. Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2004.

Статья поступила в редакцию 17.05.21

УДК 785.1

Romanova M.A., MA, orchestra conductor (Moscow, Russia), E-mail: conductorcomposermaria@gmail.com

ABOUT THE SPECIFICS AND THE CONTENT OF THE IMPROVING OF PERFORMING SKILLS OF STUDENTS IN CLASS OF LYRIC OPERA AND SYMPHONY ORCHESTRA CODUCTING. The process of improving of performing skills of students in class of lyric opera and symphony orchestra conducting takes an important place in educational practice. It is necessary to raise the quality level of orchestral performance. Improving students' conducting skills is a laborious, mul-tifaceted, multi-layered, multi-element process that requires attention, comprehension, and a deep methodological approach on the part of the teacher. The included spiritual and creative conductor's performance activates the accuracy and artistic fullness of the musical fabric, affects the individualization of the orchestral sound. The contemporary performing art of the conducting is a strategically important, dominant link in the context of the orchestral performance. The process covers a whole palette of aspects: management of a musical group, individual work (preparatory, pre-orchestral), the art of interpretation, the conductor's language, artistic, oratory data, the presence of philosophical, as well as analytical, intuitive, visual-figurative, visual-effective, substantive, tactile thinking. This phenomenon is a summative component that largely determines the quality of education. The task deserves understanding both on the part of teachers and on the part of students. At present, the practical experience of conducting is in many ways ahead of its theoretical understanding. The pedagogical process needs methodological support aimed at disclosing conducting skills and deepening skills.

Key words: performing skill, orchestra conducting, lyric opera conducting, educational practice, orchestral performance, methodological approach, musical fabric, orchestral sound, art of interpretation, conductor's language, artistic thinking, tactile thinking, quality of education, practical experience, theoretical understanding, pedagogical process, methodological support, conducting skills, deepening skills.

М.А. Романова, магистр, оркестровый дирижер, г. Москва, E-mail: conductorcomposermaria@gmail.com

О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

Процесс совершенствования исполнительского мастерства обучающихся в классе оперно-симфонического дирижирования занимает важное место в учебной практике. Он необходим для подъема качественного уровня оркестрового исполнения. Повышение дирижерского мастерства обучающегося -трудоемкий, многогранный, многослойный, многоэлементный процесс, требующий внимания, осмысления, глубокого методического подхода со стороны преподавателя. Включенное духовно-творческое дирижерское исполнение активизирует точность и художественную наполненность музыкальной ткани, влияет на индивидуализированность оркестрового звучания. Современное исполнительское искусство дирижирования - стратегически важное, доминантное звено в контексте оркестрового исполнения. Данный процесс охватывает целую палитру аспектов: управление музыкальным коллективом, индивидуальная работа (подготовительная, предоркестровая), искусство интерпретации, язык дирижера, артистические, ораторские данные, наличие философского, а также аналитического, интуитивного, наглядно-образного, наглядно-действенного, предметно-действенного, тактильного мышления. Этот феномен представляет собой итогово-образующую составляющую, которая во многом определяет качество обучения. Данная задача заслуживает осмысления как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся. В настоящее время практический опыт дирижирования во многом опережает его теоретическое понимание. Педагогический процесс нуждается в методическом обеспечении, направленном на раскрытие дирижерского мастерства и углубление навыков.

Ключевые слова: исполнительское мастерство, оркестровое дирижирование, лирическое оперное дирижирование, образовательная практика, оркестровое исполнение, методологический подход, музыкальная ткань, оркестровый звук, искусство интерпретации, дирижерский язык, художественное мышление, тактильное мышление, качество обучения, практический опыт, теоретическое понимание, педагогическое процесс, методическое обеспечение, навыки проведения, навыки углубления.

Искусство дирижирования опирается на развитую систему жестов, организованное движение руками, за которым стоит процесс психологического взаимодействия с музыкантами. Этот процесс связан с передачей информации - дирижерской интерпретацией посредством «информационного носителя» - рук.

Важнейшую роль играют дирижерский импульс, атака и ауфтакт. От импульса зависит характер и точность дальнейшего звуковедения.

Дирижирование - искусство сознательно-бессознательное. В процессе дирижирования дирижер заранее осмысливает процесс, разрабатывает наиболее, на его взгляд, рациональный план и корректирует на месте в процессе действия.

Дирижер - лидер, «полководец», «военный», стратег, который должен завершить действие до конца, привести его к логичному знаменателю. Он не только умеет контролировать время, но и «останавливать» его, извлекать душевное переживание из звучности.

Выходя работать с оркестром, дирижер уже имеет в голове сформировавшуюся музыкальную идею, а также четкий план работы, учитывающий специфические особенности конкретного музыкального коллектива.

Понятие «дирижер» происходит от английского «conductor», что в переводе обозначает «проводник» метафизического плана.

Феномен великих дирижеров в том, что они несут в себе свое, особое звучание оркестра. Они способны менять внутренние взаимоотношения элементов, сохраняя при этом индивидуальное звучание оркестра.

Дирижирование есть отдельный, особый, уникальный, многогранный музы-кально-жестовый, психофизический, невербальный язык.

В плане внушения (суггестии), дирижер является суггестором, который внушает и является источником суггестии. А оркестранты - это суггеренды, т.е. те, кто поддается суггестии, ее объекты.

Участвуя в организации музыкального мероприятия, дирижеру необходимо представлять, насколько музыкальная информация будет соответствовать потребностям и интересам общества (целевой аудитории).

Дирижер в качестве воздействия может использовать приемы фасцинации и фиксации взгляда. Фасцинация (от англ. Fascination) - очарование, завораживание.

Оркестр - это инструмент дирижера на расстоянии, которым он управляет, который он чувствует, осязает (тактильное чувство), воспринимает.

Дирижирование - это коммуникативный процесс: вербальный (речь) и невербальный (жест). Дирижерское искусство - это социальное явление по природе и по функции. Сама фигура дирижера социальна, а язык дирижера социально выразителен.

Воплощение дирижерской идеи и интерпретации в качественное звучание оркестра есть суть дирижерско-оркестрового синтеза, сотворчества. Диалектика индивидуального и коллективного творчества есть сущность дирижерско-орке-стрового искусства [1, с. 19].

Дирижерско-оркестровое исполнительство - это художественный процесс с элементами диалектики: «согласия» и «сопротивления». Это искусство «соперничества», «состязания», единства многообразия.

Б.Ф. Смирнов приводит семь типологических групп слушателей симфонических концертов: «антимузыкальный человек» (Т. Адорно); «малокультурный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.