педагогика
© НЕДЕЛЬКО Н.Ф., ИСАЕВ Ю.С. - 2013 УДК 614.256:616-035.7
формирование мотивации учебной деятельности студентов на примере предмета судебной медицины
Николай Федорович Неделько, Юрий Сергеевич Исаев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины с основами правоведения, зав. - к.м.н., доц. А.В. Воропаев)
Резюме. При организации и совершенствовании учебного процесса одной из главных задач является предельно четкая мотивация необходимости изучения студентами судебной медицины. В статье рассматриваются вопросы формирования и психологические основы интенсификации учебно-познавательной деятельности обучающихся на примере преподавания судебной медицины.
Ключевые слова: внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности, направленность и динамика учебной мотивации.
formation of training motivation of students on the example of the subject of forensic medicine
N. Nedel'ko, Y. Isaev (Irkutsk State Medical University)
Summary. In organizing and improving the learning process one of the main problems is very clear motivation of necessity of study of forensic medicine by the students. The paper deals with the formation and intensification of the psychological foundations of educational-cognitive activity of students on the example of teaching the forensic medicine.
Key words: external and internal motivation of educational activity, orientation and dynamics of the educational motivation.
Главной побудительной силой любых действий, любой деятельности человека, в том числе и учебно-познавательной деятельности студентов, являются личностные потребности. Потребность, «нашедшая» свой предмет, преобразуется в мотив (как бы осознанную потребность), на основе которого формируется мотивация той или иной силы.
Б.Ф.Ломов [11] относит мотивы к системообразующим факторам личности; мотивация является глубоко личностным образованием; деятельности без мотива не бывает (А.Н. Леонтьев), следовательно, мотив является неотъемлемым структурным компонентом деятельности [1]; мотив выступает основной категорией всех теорий мотивации (П.М. Якобсон).
Деятельность - это процесс, «побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность»; «за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов» [9].
Наряду с мотивами и потребностями, которые выражаются в желаниях и намерениях, побудителем человеческой познавательной деятельности может быть и интерес. Именно данное мотивационное состояние, как показали наши исследования [14], играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний, в формировании познавательного интереса и профессиональной ориентации студентов.
Мотивация - это как источник активности человека, как система побудителей любой деятельности. Мотивация - это сложная психологическая категория, под которой понимается как один конкретный мотив; как целостная система мотивов поведения и деятельности человека; как особая сфера, включающая в себя потребности, цели, интересы, познавательные и профессиональные мотивы в их сложном динамическом взаимодействии. В процессе усвоения материала мотивация выступает определенной потребностью и входит в структуру учебной деятельности студентов в качестве внутреннего мотива [3].
Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении [1].
В связи с вышеизложенным становится очевидно, что во многих психолого-педагогических и андрагогических исследованиях на передний план выступает проблема мотивации учебной деятельности [1-10,12,13,18].
Проведенное нами исследование [17] показало, что особую значимость в формировании мотивации приобретает выделение (диагностирование) познавательных мотивов - внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов.
Внутренние мотивы (познавательный интерес, профессиональный интерес и осознание практической и теоретической значимости получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности, особенности ее, уровень профессиональной подготовленности преподавателя, эмоциональная насыщенность практических занятий, любознательность, любопытство, стремление повысить культурный и образовательный уровень, мотивы вхождения в группу, общения в ходе обучения, доминирования и др.) носят личностный характер, побуждают студента относиться к процессу обучения как к своей осознанной цели, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием и удовлетворением, получаемым от процесса познания и реализации своего личного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется высокой познавательной активностью обучающегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом для него является и мотивом, и целью обучения. Студент непосредственно вовлечен в познавательный процесс и это доставляет ему эмоциональное удовольствие.
По мнению В.Я. Галшьперина, под влиянием внутренней мотивации «построение и динамика объекта усвоения раскрывается как поле свободной деятельности личности, достигается стойкий интерес к обучению» [2].
Мотивация внутреннего типа, которая характеризуется социализованным личным смыслом, - это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структурной учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации [13].
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью обучения, а выступает средством достижения других целей. Например, создание ситуации успеха, или осознание неудачи и ее причин, соревновательность, получение стипендии, подчинение требованиям преподавателя, получение похвалы, признание товарищей, наказание и награда, угроза и требование, давление группы, избегание неприятностей, ожидание бу-
дущих благ и т.д. При внешней мотивации студент, как правило, отчужден от процессов познания, он пассивен, переживает бессмысленность происходящего, либо его активность носит вынужденный характер.
При доминировании внешней мотивации создается неадекватная, инвертированная (перевернутая) предметная структура учебной деятельности [13].
Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности качества учебного процесса является мотивация студента к учебно-познавательной деятельности и личностным достижениям, которая определяется внутренними и внешними мотивами, а преподавателя - к совершенствованию содержания преподаваемого предмета и методов организации учебного процесса. Преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, конечно, обращает внимание на мотивацию учебной деятельности обучающихся и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Но он не имеет диагностического инструментария, который позволил бы ему определить характер (ее направленность, динамику) учебной мотивации, проявляемой на практическом занятии.
В связи с вышеизложенным мы поставили перед собой цель - исследовать направленность мотивации и уровни развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов при изучении предмета судебной медицины.
Материалы и методы
Для решения этой цели мы использовали методику, разработанную Т.Д. Дубовицкой [4]. Подробности методики исследования при изучении мотивации учебной деятельности студентов представлены в нашей ранее выполненной работе [17].
В настоящем психологическом исследовании участвовали студенты лечебного (340 студ.), педиатрического (180 студ.) и медико-профилактического (198 студ.) факультетов. Всего в эксперименте участвовало 712 человек.
Полученный в процессе исследования цифровой материал обрабатывали с использованием компьютерной программы Excel, критерием статистической значимости получаемых результатов считали величину р<0,05.
результаты и обсуждение
Общие результаты экспериментального исследования студентов медико-профилактического, лечебного и педиатрического факультетов представлены в таблице 1. Анализ полу-
Таблица 1
Сравнительные результаты направленности и динамики учебной мотивации (М±т)
Факультет Внешняя мотивация Внутренняя мотивация Уровень внутренней мотивации
Низкий Средний Высокий
Медико- профилактический 7,20±0,28 14,63±0,15 2,10 ±0,13 11,26±0,17 16,13+0,14
Лечебный 7,33±0,41 14,78±0,13 4,37 ±0,15 11,71+0,19 16,55+0,11
Педиатрический 8,94±0,32 15,08±0,19 2,40±0,16 11,86±0,22 16,47+0,13
ченных в ходе исследовании данных свидетельствует, что на педиатрическом, лечебном и медико-профилактическом факультетах показатели внутренней мотивации статистически значимо доминируют над внешней (р<0,05). Выявлено существенное различие между показателями внешней мотивации на педиатрическом факультете по сравнению с таковыми на лечебном и медико-профилактическом факультетах (р<0,05). Наблюдается статистически значимое изменение показателей внутренней мотивации от низкого к среднему и от среднего к высокому уровням у студентов трех факультетов (р<0,01). Выявлен более низкий уровень внутренней мотивации на медико-профилактическом и педиатрическом факультетах по сравнению с лечебным факультетом (р<0,05).
Явное доминирование внутренней мотивации над внешней, а также превалирование высокого уровня мотивации над средним и низким на всех факультетах, по нашему мнению, можно объяснить тем, что в целях повышения эффективности учебного процесса, активации роли обучающегося в его организации нами были созданы и использованы научно-обоснованные психолого-педагогические и андрога-гические принципы (технологии) обучения и оценивания качества знаний, умений и навыков студентов, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей.
Достижению этих целей конкретно также способствовали следующие обстоятельства: создание физических и психологических условий обучения; создание благоприятных современных учебно-методических условий обучения; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую, развивающую деятельность студентов; использование бально-рейтинговой системы и тестовой методики для объективной оценки учебной деятельности и качества знаний студентов [14-17].
Таким образом, используя предложенную методику, представляется возможным определить (диагностировать) характер учебной мотивации (ее направленность и динамику). Это может способствовать выявлению различных категорий студентов в зависимости от направленности и уровня мотивации, формировать у них познавательные и профессиональные мотивы и управлять их учебно-познавательной деятельностью.
литература
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Университет: Высшая школа, 2002. - 400 с.
3. Дианкина М.С. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогический аспект): учеб. пособие. -Чебоксары, 2008. - 274 с.
4. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С.73-78.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - Мн.: Харвест, 2006. - 416 с.
6. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 198 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
8. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 319 с.
9. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по педагогической психологии. - М.,1975. - 304 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
11. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №9. - С.31-45.
12. Маркова А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности // Советская педагогика. - 1979. - №22.
- С.63-71.
13. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - №5.
- С.129-138.
14.Неделько Н.Ф., Исаев Ю.С., Алексеев И.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса и профессиональной ориентации у студентов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2003.
- №4. - С.103-107.
15.Неделько Н.Ф., Пашинян Г.А. О содержании, структуре и эффективности использования пособий управляющего типа в учебном процессе // Альманах судебной медицины. -СПб., 2001. - №1. - С.45-46.
16.Неделько Н.Ф., Исаев Ю.С., Алексеев И.В. О некоторых аспектах психолого-педагогической организации и управления самостоятельной работой студентов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2002. - №3. - С.94-98.
17.Неделько Н.Ф., Исаев Ю.С., Алексеев И.В. и др. Некоторые аспекты в изучении мотивации учебной деятельности студентов на примере предмета судебной медицины // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - №8. -С.184-187.
18. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. - М.: Изд-во. Моск.. Ун-та, 1986. - 303 с.
информация об авторах: Неделько Николай Федорович - доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1;
Исаев Юрий Сергеевич - профессор, д.м.н.