Научная статья на тему 'Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бальной хореографией'

Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бальной хореографией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1983
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / БАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / MOTIVATION / MOTIVATED PERSON / CHILDREN UNDER SCHOOL AGE / BALLROOM DANCE CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашов Андрей Геннадьевич

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты мотивационной сферы личности и практические приемы ее формирования у детей старшего дошкольного возраста на занятиях современными бальными танцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурашов Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бальной хореографией»

УДК 372.3:792.5:151 ББК 74.100.551.4:85.32:88.8

Чурашов Андрей Геннадьевич

кандидат педагогических наук заведующий кафедрой хореографии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Churaschov Andrey Gennadyevich Сandidate of pedagogical science head of Chair of choreography Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk tchuraschov@yandex.ru Формирование мотивации у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бальной хореографией

Formation of the motivation in children under school age classes of choreography

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты мотивационной сферы личности и практические приемы ее формирования у детей старшего дошкольного возраста на занятиях современными бальными танцами.

This article discusses the theoretical aspects of motivational sphere of personality and practical methods of its formation and development in children under school age classes of modern ballroom dancing.

Ключевые слова: мотивация, мотивированная личность, дети старшего дошкольного возраста, бальная хореография.

Key words: motivation, motivated person, children under school age, Ballroom Dance choreography.

В настоящее время бальный танец является одним из популярнейших видов хореографии. Благодаря тому, что его развитие идет в различных направлениях. Родители ребенка могут выбирать, в каком направлении бальной хореографии он будет развиваться: или ему достаточно привить хорошие манеры поведения в обществе, дать общее развитие, а может, избавиться от комплексов как психологического так и физического характера или приложить усилия для высоких достижений в танцевальном спорте. Несомненно, что современный бальный танец успешно решает все вышеперечисленные задачи. На сегодняшний день существует большое количество танцевальных школ, клубов и др., которые могут удовлетворить самые разные запросы, предъявляемые родителями. Но одной из главных проблем, с которой сталкиваются родители и педагог, -

это личная заинтересованность ребенка в эффективных и результативных занятиях.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению

и и "1—г и и

определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются [6 и др.]:

• мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

• мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

• мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация, которая может компенсировать многие недостатки

других функций, например, недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Выделяют два основных типа [6 и др.] мотивирования:

• внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату;

• формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Мотивировать человека - означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек, по меньшей мере, должен быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Современная бальная хореография обладает широким спектром средств мотивации ребёнка к успешным занятиям танцами. Прежде всего, это, конечно же, музыка, используемая на занятиях. Ритмы и мелодии, которые слышит ребенок, заставляют его тело делать первые робкие, неловкие танцевальные движения. На сегодняшний день существует огромное количество музыкального

материала по бальному танцу, соответствующего различным возрастным категориям. Это и мелодии, популярные в данный момент в обществе, саундтреки из знаменитых фильмов, а также песни любимых мультфильмов, переработанные под программу спортивных бальных танцев. Несомненно, что данный фактор не только привлекает детей в танцевальные клубы, но и поддерживает их интерес к занятиям на положительном эмоциональном уровне. Помимо этого музыка, используемая на занятиях бальными танцами, формирует утонченную личность с развитыми эстетическими ценностями, что, в свою очередь, является важным аспектом в современном обществе. При этом необходим дифференцированный подход при подборе музыкального материала, соответствующего уровню физического и эмоционального развития ребенка. [2]При изучении сложных комбинаций или танцев с быстрым темпом используется либо ритм в чистом виде (возможно, замедленном), либо мелодии с ярко выраженным ритмом и без вокала. Перечисленные условия позволяют ребенку свободнее двигаться и добиваться определенных результатов на занятиях, что, в свою очередь, является также важным фактором мотивирования ребенка к занятиям современным бальным танцем.

Одним из важнейших условий результативных занятий является психологический микроклимат в коллективе. Руководителю необходимо создать такие условия для занятий, которые позволили бы воспитанникам чувствовать себя раскрепощенно, так как основной проблемой при обучении являются психологические зажимы и "барьеры" и это отмечают многие ведущие специалисты в области хореографии. На групповых занятиях необходимо формировать у детей коммуникативные навыки, которые в дальнейшем помогут им быстрее "акклиматизироваться" в коллективе.[4] Этот фактор, несомненно, сформирует у ребенка положительные ассоциации, связанные с танцевальными занятиями. При таких условиях ребенок с большим удовольствием будет посещать занятия. Чувство собственной идентичности, самодостаточности и уверенности в своих силах будет результатом выполнения данного условия.

Следующим важным фактором формирования мотивации к занятиям бальными танцами является, по данным проведенного нами исследования, создание учебной программы, основанной на принципах систематичности, доступности, прогрессивности и т.д.[3] Разумно выстроенный урок, в частности и программа обучения в целом позволяют воспитывать в детях стремление к дальнейшему развитию. Постепенное усложнение получаемой информации будет способствовать качественному усвоению учебного материала. Хорошо усвоенные базовые принципы современной бальной хореографии будут стартовой площадкой для становления танцоров высокого класса. Результативность занятий, определяемых новыми танцевальными навыками, в свою очередь, выступает, несомненно, одной из главных мотиваций детей старшего дошкольного возраста.

Детям старшего дошкольного возраста в силу особенностей, характерных для данного возрастного периода, необходимо прививать дисциплину. [5] Эффективным средством достижения этой цели будет являться танцевальная форма, которая приучает ребенка к более требовательному отношению к исполнению различных упражнений, комбинаций и заданий. Помимо этого танцевальная форма формирует основы гендерной культуры, давая ребенку возможность адекватно осознавать свои гендерные особенности, определенный эстетический вкус, что в результате приводит его к комплексному, разностороннему развитию.

Стоит отметить, что вышеперечисленные условия не смогут в течение долгого времени быть эффективными мотиваторами к приобщению детей занятиями бальными танцами. Необходимо на определённом этапе дать возможность ребенку продемонстрировать свои умения окружающим.[1] На начальном этапе, когда у воспитанников появились первые успехи, нужна грамотно разработанная программа выступлений. Она может включать в себя тематические вечера (новогодний праздник, открытый урок, отчетный концерт и др.). Но мы бы хотели выделить среди этого многообразия средств систему танцевальных

экзаменов, разработанных в Англии. Ее особенность заключается в том, что, достигнув каких-либо результатов в занятиях бальными танцами, воспитанник проходит танцевальные экзамены или испытания, которые оценивают ведущие специалисты в области бальной хореографии. Данная система формирует в ребенке стремление к постоянному совершенствованию. В отличие от танцевального спорта, который является также мощнейшим средством мотивации, система танцевальных экзаменов позволяет более широкому кругу детей успешно и с удовольствием заниматься бальными танцами.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Коллектив бального танца обладает большим количеством как прямых, так и косвенных факторов формирования мотивации у ребенка к занятиям бальной хореографией. В первую очередь это активный образ жизни, наполненный событиями разного характера: различные конкурсы, фестивали, концерты, тренировочные сборы, семинары и др. Такой стиль жизни эффективно и основательно воспитывает высокомотивированную личность, способную мобилизовать свои возможности для достижения определенных целей.

Потребности личности тесно связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. Для понимания сущности мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста (ее состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо, прежде всего, рассматривать связи и отношения ребенка с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Библиографический список

1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритм. пластике для детей дошк. и мл. шк. возраста / А. И. Буренина. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

2. Колодницкий, Т. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст] : учеб.-метод. пособие для педагогов / Т.А. Колодницкий. - Москва : Гном-пресс, 2000. - 64 с.

3. Мартыненко, Е.В. педагогические условия формирования хореографических умений детей 5-6 летнего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]: дис. канд. пед. наук / Мартыненко Елена Владимировна. - Бердянск, 2005. - 240 с.

4. Никитина, Е.Ю. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / Никитина Е.Ю., Мишанова О.Г. - Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 59-63.

5. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. - Москва: ВЛАДОС, 2003.-256с.

6. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html

Bibliography

1. Burenina, A.I. Rhythmic mosaic [text]: program on rhythm. Kids plastic planks. and ml. NIS. age/a. i. Burenin. -2-nd ed., Corr. and extras. -St. Petersburg: LOIRO, 2000. -220 p.

2. Kolodnic'kiy,T.A. Music games, rhythmic exercises and dances for kids [text]: Stud-method. Handbook for teachers/T. Kolodnic'kiy. -Moscow: Gnome press, 2000. -64 p.

3. Purtova, T.V. Teach children to dance [text]: Stud. Manual/T.V. Luczyuk, A.N. Belikova, O.V. Kvetnaa. -Moscow: VLADOS, 2003. -256 p.

4. Martynenko,E.V. Pedagogical conditions of choreographic skills in children 5-6 years of age in day-care centres [text]: DIS. ... Cand. ped. Science/Elena Martynenko. -BERDYANSK, 2005. -240 p.

5. Nikitin, E.Y. Obsedidakticeskie methods of pedagogical management of communication education elementary school students/Nikitina E.Y., Misanova O.G.-Primary school plus before and after. 2012. - № 2. -P. 59-63.

6. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.