8. Makarenko A. A. Pedagogicheskiy dizayn kak sredstvo povy-sheniya effektivnosti organizatsii uchebnogo protsessa [Pedagogical design as a means of improving the efficiency of the organization of the educational process]. Bulletin of Kostroma State University, 2017, no. 3, pp. 13-16. (In Russian).
9. Osipov M. V., Gafurova N. V. Identifikatsiya studenta - pred-stavitelya tsifrovogo pokoleniya [Identification of a student representative of the digital generation]. Youth Scientific Forum: Humanities: electr. collection of articles based on the materials of the XV Students' International correspondence science, Moscow: MCCME, 2014, no.8 (15). URL: http://www.nauchforum. ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (accessed 18.01.2022). (In Russian).
10. Polyakova T. Yu. Uchet osobennostey sovremennogo pokoleniya studentov v protsesse sovershenstvovaniya sistemy podgotovki po inostrannomu yazyku v vuze [Taking into account the peculiarities of the modern generation of students in the process of improving the system of training in a foreign language at a university]. Bulletin of Moscow State Linguistic University, 2018, iss. 2 (796), pp. 43-54. (In Russian).
11. Rozhneva E. M. Practical English Grammar (in multilevel exercises). Prakticheskaya anglijskaya grammatika (v mnogourov-nevyh uprazhneniyah) [Elektronnyj resurs]: uchebnoe posobie po anglijskomu yazyku dlya - Elektronnye dannye - Kemerovo: KuzG™, 2016. - 1 el. opt. disk (CD-ROm). (In Russian).
12. Uvarov A. Yu. Pedagogicheskiy dizayn [Pedagogical design]. Informatics: supplement to the newspaper «The first of September», 2003, no. 30, pp. 2-31. (In Russian).
13. Khakimov E. R. Etnopedagogika kak nauka: predmet, funktsii, osnovnyye kategorii [Ethnopedagogy as a science: subject, functions, main categories]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 2007, no. 9. p. 46. (In Russian).
14. Gagne R. M. The conditions of learning and Theory of Instruction, 4th ed. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1985. 352 p. (In English).
15. Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design. Educational Technology: ID2 Research Group, 36(5), 1996. 5-7. - Rezhim dostupa: URL: https://mdavidmer-rill.files.wordpress.com/2019/04/reclaiming.pdf (data obra-shcheniya 18.01.2022). - Primechanie («Elektron. versiya pech. publikacii»). (In English).
УДК/ийС 378.4 ЕйМ МЕиУОР
Басий Раиса Васильевна
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Мурейси Каринэ Арутюновна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Basiy Raisa V.
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of prof. N. D. Dovgyallo, Human Anatomy, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
Mureisi Karine A.
Candidate of Medical Sciences, Docent of the Department of N. D. Dovgyallo, Human Anatomy, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
FORMATION OF MOTIVATION IN FIRST YEAR STUDENTS WHEN STUDYING THE ACADEMIC DISCIPLINE "HUMAN ANATOMY"
Аннотация. «Анатомия человека», как важнейшая учебная дисциплина, является основой для изучения медицины. Задачей дисциплины «Анатомия человека» в медицинских вузах состоит в том, чтобы помочь студенту в приобретении основных структур-
ных и функциональных концепций человеческого тела, а в перспективе, для формирования клинического мышления, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности. Целью работы стало изучение мотивационной составляющей в процессе преподава-
ния учебной дисциплины «Анатомия человека» студентам ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Актуальность обусловлена повышением мотивации к обучению, интереса к профессии студентов как показателем профессионального мастерства преподавателя. Исследование проводилось в 2022-2023 учебном году на базе кафедры анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России на основе анкетирования студентов вуза. В нем приняли участие 100 студентов 1-го курса лечебных факультетов. Анкетирование проводилось с помощью новых информационных технологий: использовалась Google-форма. Научная новизна была выявлена на основании собственного исследования, отражающего следующие педагогические условия к формированию положительной мотивации к обучению у студентов-медиков 1-го курса: профессиональная педагогическая подготовка преподавателя; вовлечение студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность; использование современного специализированного программного обеспечения для умения находить, анализировать и структурировать информацию с целью повышения мотивации будущего врача. Такие методики позво\ляют интегрировать знания, умения и навыки по нескольким предметам, подготовить студентов к учебным предметам на втором году обучения и максимально приблизить цели обучения к будущей профессиональной деятельности.
Abstract. "Human anatomy", as the most important academic discipline, is the basis for the study of medicine. The task of the discipline "Human Anatomy" in medical universities is to help the student acquire the basic structural and functional concepts of the human body, and in the future, to form clinical thinking, which is necessary in further professional activity. The aim of the work was to study the motivational component in the process of teaching the discipline "Human Anatomy" to students of the M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. The relevance is due to the increased motivation to study, interest in the profession of students as an indicator of the professional skill of the teacher.
The study was conducted in the 2022-2023 academic year on the basis of the Prof. N. D. Dovgyallo Department of Human Anatomy of the DonGMU, the Health Ministry of Russia on the basis of a questionnaire of university students. It was attended by 100 1st year students of medical faculties. The survey was conducted using new information technologies: Google form was used. The scientific novelty was revealed on the basis of our own research, reflecting the fol-
lowing pedagogical conditions as the formation of positive motivation to study among medical students of the 1st year: professional pedagogical training of a teacher; involvement of students in independent research activities; the use of modern specialized software for the ability to find, analyze and structure information in order to increase the motivation of a future doctor. Such methods make it possible to integrate knowledge, skills and abilities in several subjects, prepare students for academic subjects in the second year of study and bring the learning goals as close as possible to future professional activity.
Ключевые слова: мотивация студентов, анкетирование, дисциплина «Анатомия человека».
Keywords: student motivation, questioning, discipline "Human Anatomy".
Введение
«Анатомия человека» - это фундаментальная медицинская наука, которая позволяет получить подробное и детальное представление о человеческом теле. Данная дисциплина обеспечивает основу, необходимую для других наук. Анатомия была, есть и будет значимой частью в медицинской подготовке.
Систематическое и структурированное изучение строения тела человека, общий взгляд на органы, системы, сосуды и нервы, распознавание строения тканей и органов тела, формы и размеров внутренностей -вот лишь некоторые направления анатомии человека. Сложный путь познания человеческого организма начинается на первом курсе медицинского вуза и продолжается все последующее время. Трудно переоценить важность знания строения органов и их функцию в процессе формирования клинического мышления будущих врачей.
В разделе устава Флорентийского университета (1388 г.) говорилось, что никто не может быть хорошим врачом и иметь соответствующую подготовку, если он не знаком с анатомией человеческого тела [1, с. 18].
Одними из основных целей вузовского преподавания являются не только приобретение студентами теоретических знаний, но и формирование у обучающихся практических умений анализа клинического мышления, а также развитие у будущих врачей интереса к исследовательской работе.
Мотивация является важным фактором, предопределяющим достижение данных целей [2, с. 63]. Она определяет результативность учебной деятельности студента, успешность его адаптации к будущей профессии. Студенты с высокой внешней мотивацией руководствуются оценками, рангом в группе и, в перспек-
тиве, высокими заработками, в то время как учащиеся с высокой внутренней мотивацией рассматривают обучение и самосовершенствование как самоцель. Было показано, что более высокая внутренняя мотивация связана с улучшением успеваемости [7, с. 20].
Процесс обучения трудоемкий, как и любая работа, ориентированная на успех. Потребности являются источником активности человека, интеллектуальные потребности студента в первую очередь направлены на его профессиональный рост. Комплекс мотивов обеспечивает путь к достижению профессиональной цели и удовлетворению этих потребностей.
По мнению некоторых авторов [4, с. 287; 5, с. 14], понятие компетентности определяет неотъемлемую часть личности. По мнению Т. Зеленецкой, «компетентность» интерпретируется как неотъемлемое качество личности, ее способность к обучению, основанная на знаниях, опыте и социализации, а также ориентированная на самостоятельную и успешную деятельность. Д. Ермаков [3, с. 104] рассматривает определение компетентности в терминах непрерывного целостного личностного роста и самообразования. Последнее, в свою очередь, основано на умении: выстроить полученные знания и умения в оперативном порядке.
Мотивационная служба в системе высшего медицинского образования - это формирование у студентов мотивации к будущей профессиональной деятельности с учетом современной медицинской практики и развития инновационных технологий [8, с. 15]. На первое место ставится вопрос о поиске и выборе приоритетных мотивов, а также определение оптимальной структуры мотивационной сферы учащегося [9, с. 60]. Поэтому, несмотря на наличие в современной науке значительного количества научно-педагогических работ по проблеме формирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов, этот вопрос до сих пор остается актуальным.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к обучению, являются: содержание учебного материала и организация учебной деятельности, разнообразие форм и методов обучения, оценка успеваемости учащихся и стиль педагогической деятельности преподавателя, т. е. его мастерство.
Медицинская практика показывает, что необходимо готовить студентов к жизни, где доминирует инициатива, креативность, деловитость, настойчивость, гибкость мышления. Студентам нужно научиться решать задачи, возникающие в области информационного поля.
Одним из актуальных способов проверки знаний является решение ситуационных задач, ориентированных на междисциплинарные знания, эрудицию, развитие клинического мышления [6, с. 153]. Именно тесное сотрудничество преподавателя и студента, высокий профессиональный уровень преподавания с использованием инновационных методов обучения является резервом повышения мотивации студентов к обучению.
В данной статье на основании четырехлетнего опыта преподавателей, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, рассматриваются факторы, демонстрирующие весомое влияние на формирование мотивации у будущих врачей при изучении важнейшего предмета медицинского образования - анатомии человека.
Целью работы стало изучение мотивационной составляющей в процессе преподавания учебной дисциплины «Анатомия человека» студентам ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Методология и результаты
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение опыта преподавателей кафедры анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России; наблюдение за процессом преподавания анатомии человека на практических занятиях; анкетирование студентов и собеседование с ними; анализ данных констатирующего эксперимента.
В 2022-2023 учебном году на базе кафедры анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло ФГОУ ВО ДонГМУ Минздрава России было проведено анкетирование студентов вуза. В нем приняли участие 100 студентов 1-го курса лечебных факультетов. Анкетирование проводилось с помощью новых информационных технологий: использовалась Ооод!е-форма.
Результаты анкетирования явились материалом исследования. Ответы студентов на вопросы помогли удостовериться, насколько респонденты оценивают важность изучения дисциплины «Анатомия человека»; выявить предпочтительные способы подготовки к практическим занятиям по анатомии человека; определить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения; узнать, используют ли студенты знания по базисной дисциплине для укрепления и формирования здорового образа жизни; оценить, каким образом знания по данной дисциплине помогают изменить мировоззрение;
провести анализ работы преподавателей кафедры анатомии «глазами студентов».
В анкетирование были включены следующие вопросы:
- Является ли знание учебной дисциплины «Анатомия человека» важной в структуре компетенций будущего врача?
- Каковы предпочтительные способы подготовки к дисциплине?
- С какими проблемами Вы сталкиваетесь при обучении в вузе?
- Используете ли Вы знания по дисциплине для достижения физического здоровья?
- Помогают ли полученные знания изменить Ваше мировоззрение?
- Помогают ли полученные знания в борьбе с недостатками?
- Оцените качество преподавания дисциплины «Анатомия человека» в вузе.
По результатам исследования, 90 % опрошенных студентов ФГОУ ВО ДонГМУ Минздрава России считают, что знание учебной дисциплины «Анатомия человека» является важнейшим и первоочередным в компетенции будущего врача (рис. 1).
При подготовке к практическим занятиям по анатомии человека, студенты прибегают к использованию различных средств обучения: 51 % предпочитают пользоваться атласом, в том числе ЭР, и основным учебником; видеоуроки преподавателей кафедры анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло помогают освоить материал 80 % студентам; практикумом по дисциплине как вспомогательным материалом для изучения пользуется 95% опрошенных; 19% студентов при подготовке к занятию используют методические указания (рис. 2).
□ Да
■ Нет И Не знаю
Рис. 1. Результаты опроса студентов о значимости дисциплины в компетенции будущего врача
Необходимо отметить, что в процессе изучения данной дисциплины студенты испытывают существенные затруднения: это связано не только с большим объемом материала на русском и латинском языках (как ответили 73 % студентов), но и с отсутствием очного обучения (54% респондентов), использования анатомических препаратов, «живого» общения с преподавателем (вопрос «С какими проблемами Вы сталкиваетесь при обучении в вузе?»).
К сожалению, полученные знания по основополагающей дисциплине используют для своего физического здоровья только лишь 29 % опрошенных (вопрос «Используете ли Вы знания по дисциплине для достижения физического здоровья?»), однако 72% обучающихся отмечают, что благодаря дисциплине «Анатомия человека» они меняют свое мировоззрение (вопрос «Помогают ли полученные знания изменить Ваше мировоззрение?») и 49 % используют приобретенные знания на борьбу с недостатками (вопрос «Помогают ли полученные знания в борьбе с недостатками?»). Отсюда
Атлас
Основная литература
Видеоуроки
Методические указания
□ Кол-во студентов,
выбравших данный ответ
■ Общее кол-во опрашиваемых
100 120
Рис. 2. Результаты опроса студентов о предпочтительных способах подготовки к практическим занятиям по дисциплине
2%
□ «Отлично» И «Хорошо» Н «Удовлетворительно» В «Неудовлетворительно»
□ «Абсолютно неудовлетворительно»
Рис. 3. Оценка качества преподавания дисциплины «Анатомия человека» в вузе
можно сделать вывод, что на практических занятиях по анатомии человека следует акцентировать больше внимания формированию у студентов привычек, ведущих к здоровому образу жизни.
Студентам было предложено оценить качество преподавания дисциплины «Анатомия человека» по шкале от 1 до 5, где 1 - это «абсолютно неудовлетворительно», 2 - «неудовлетворительно», 3 - «удовлетворительно», 4 - «хорошо», 5 - «отлично». Оценка студентов в большей степени оценивалась на «отлично»: 56 человек из 100 опрошенных. 42 опрашиваемых оценили уровень преподавания на оценку «хорошо». Лишь два респондента ответили на данный вопрос «удовлетворительно» (рис. 3). Следует заметить, что ни один студент не оценил качество преподавания ниже оценки «удовлетво -рительно».
82 % студентов на вопрос «Делает ли преподаватель предмет более интересным?» ответили утвердительно, что подтверждает профессиональное педагогическое мастерство преподавателей кафедры. Соответственно, предмет, несмотря на некоторые ограничения, подается в полном объеме, что положительно сказывается на уровне подготовки студентов.
Заключение
На основании обобщенного опыта педагогов и психологов, а также собственного исследования, мы сформулировали следующие педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации к обучению у студентов-медиков 1-го курса:
- уровень профессиональной педагогической подготовки преподавателя;
- вовлечение студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность;
- использование современного специализированного программного обеспечения для умения находить,
анализировать и структурировать информацию с целью повышения мотивации будущего врача.
Такой подход позволяет интегрировать знания, умения и навыки по нескольким предметам, подготовить студентов к дальнейшей учебной деятельности и максимально приблизить к формированию необходимых для будущей профессиональной деятельности компетенций.
Литература
1. Геец Н. Ф., Ерохин А. К. Мотивация студентов медицинских вузов к образовательной и профессиональной деятельности // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 15-19.
2. Давыдова Т. Е. Мотивация учебной деятельности студентов университета в условиях дистанта // Цифровая и отраслевая экономика. 2020. № 3 (20). С. 59-68.
3. Ермаков В. В. Принцип междисциплинарности нативная интеграция и априорная мотивация в чрезвычайных ситуациях лекарство // Медицинские перспективы. 2014. Т. XIX. № 2 (1). С. 103-105.
4. Митрофанова К. А. Понятия компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании России // Научный диалог. 2016. Т. № 1 (49). С. 285-297.
5. Павлов А. К. Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа развития современного образования с позиций методики проблемно-модульного обучения: учеб. пособие. Петрозаводск: Издательский центр НИОАНИ-УИДСНИА «МАПИ», 2021. 66 с.
6. Estai M., Bunt S. Best teaching practices in anatomy education: A critical review // Ann. Anat. 2016. Vol. 208. P. 151-157.
7. Levitt H. M., Motulsky S. L., Wertz F. J., Morrow S. L., Ponterotto, J. G. Recommendations for designing and reviewing qualitative research in psychology: Promoting methodological integrity // Qualitative Psychology. 2017. N 4. P. 2-22.
8. Park K. The criminal and the saintly body: autopsy and dissection in Renaissance Italy // Renaiss. Q. 1994. Vol. 47 (1). P. 1-33.
9. Ruiz Cerrillo S. Enseñanza de la anatomía y la fisiología a través de las realidades aumentada y virtual // Innovación educativa (México, DF). 2019. Vol. 19 (79). P. 57-76.
References
1. Geec N. F., Erohin A. K. Motivaciya studentov medicinskih vuzov k obrazovatel'noj i professional'noj deyatel'nosti [Motivation of medical students for educational and professional activities]. Karelian Scientific Journal, 2020, vol. 9, no 4 (33), pp. 15-19. (In Russian).
2. Davydova T. E. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studen-tov universiteta v usloviyah distanta [Motivation of educational activities of university students in remote conditions]. Digital and industry economy, 2020, no. 3 (20), pp. 59-68. (In Russian).
3. Ermakov V. V. Princip mezhdisciplinarnosti nativnaya integraciya i apriornaya motivaciya v chrezvychajnyh situaciyah lekarstvo [Principle of interdisciplinary native integration and a priori motivation in emergency medicine]. Medical perspectives, 2014, vol. XIX, no. 2 (1), pp. 103-105. (In Russian).
4. Mitrofanova K. A. Ponyatiya kompetencii i kompetentnosti v vysshem medicinskom obrazovanii Rossii [Concepts of competence and competency in higher medical education in Russia]. Scientific dialogue, 2016, vol. 1 (49), pp. 285-297. (In Russian).
5. Pavlov A. K. Kompetentnostnyj podhod kak teoretiko-metodologicheskaya osnova razvitiya sovremennogo obrazo-vaniya s pozicij metodiki problemno-modul'nogo obucheniya: ucheb. posobie [Competence-based approach as a theoretical and methodological basis for the development of modern education from the perspective of problem-modular teaching methods: a manual]. Petrozavodsk: Izdatel'skij centr NIOANIUID-SNIA «MAPI», 2021. 66 p. (In Russian).
6. Estai M., Bunt S. Best teaching practices in anatomy education: A critical review. Ann. Anat, 2016, vol. 208, pp. 151-157. (In English).
7. Levitt H. M., Motulsky S. L., Wertz F. J., Morrow S. L., Pon-terotto, J. G. Recommendations for designing and reviewing qualitative research in psychology: Promoting methodological integrity. Qualitative Psychology, 2017, no. 4, pp. 2-22. (In English).
8. Park K. The criminal and the saintly body: autopsy and dissection in Renaissance Italy. Renaiss. Q. 1994, vol. 47(1), pp. 1-33. (In English).
9. Ruiz Cerrillo S. Enseñanza de la anatomía y la fisiología a través de las realidades aumentada y virtual. Innovación educativa (México, DF), 2019, Vol. 19(79), P. 57-76. (In Spanish).