Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Людмила Викторовна, Гамова Нина Андреевна, Гирина Анна Николаевна

Появление новых производственных технологий выдвигают новые требования к выпускнику вуза. В обучении актуализируется формирование мотивации профессиональной деятельности подготовки студента. Мотивация, выступая в качестве осознанного побуждения, является необходимым фактором волевого поведения личности, основой профессионального развития личности. Нами были изучены материалы теоретических и экспериментальных исследований, отраженные в психолого-педагогической литературе по данной теме. Выявлены и охарактеризованы ценностные ориентации и личностные особенности студентов экономических направлений, влияющие на характер мотивации к профессиональной деятельности. У студентов повысилось эмоционально-познавательное отношение к профессии, усилилась мотивация, связанная с дальнейшей профессиональной деятельностью. Возросла мотивация достижения успеха от выполняемой работы; повысилась привлекательность будущей профессии. Полученные результаты позволят педагогам учитывать характер мотивов студентов экономических направлений к профессиональной деятельности при организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубова Людмила Викторовна, Гамова Нина Андреевна, Гирина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF ECONOMIC DIRECTIONS OF THE UNIVERSITY

The emergence of new production technologies put forward new requirements for a university graduate. In training, the formation of motivation for the professional activity of student training is actualized. The relevance of the phenomenon under consideration is due to the fact that motivation, acting as a conscious motivation, is a necessary factor in the volitional behavior of an individual, the basis for the professional development of an individual. To solve this problem, the authors studied the materials of theoretical and experimental research, reflected in the psychological and pedagogical literature on this topic. The content, forms and methods of motivation formation of professional activity of students of economic directions of the university have been developed. The analysis of curricula of special, economic, humanitarian and social disciplines at the university is carried out. An experimental check of the successful formation of motivation for the professional activity of students of economic directions of the university is carried out. As a result of the research, the value orientations and personal characteristics of students of economic directions, influencing the nature of motivation for professional activity, have been identified and characterized. The students’ emotional-cognitive attitude to the profession has increased, the motivation associated with further professional activity has increased. The motivation for achieving success from the work performed has increased; the attractiveness of the future profession has increased. The practical significance of the study is that the results obtained will allow teachers to take into account the nature of the motives of students of economic directions to professional activity when organizing the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА»

DOI:10.25198/1814-6457-227-26 УДК 378.01:159.923

Зубова Л.В., Гамова Н.А., Гирина А.Н.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail girina-anna@ya.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА

Появление новых производственных технологий выдвигают новые требования к выпускнику вуза. В обучении актуализируется формирование мотивации профессиональной деятельности подготовки студента. Мотивация, выступая в качестве осознанного побуждения, является необходимым фактором волевого поведения личности, основой профессионального развития личности. Нами были изучены материалы теоретических и экспериментальных исследований, отраженные в психолого-педагогической литературе по данной теме. Выявлены и охарактеризованы ценностные ориентации и личностные особенности студентов экономических направлений, влияющие на характер мотивации к профессиональной деятельности. У студентов повысилось эмоционально-познавательное отношение к профессии, усилилась мотивация, связанная с дальнейшей профессиональной деятельностью. Возросла мотивация достижения успеха от выполняемой работы; повысилась привлекательность будущей профессии. Полученные результаты позволят педагогам учитывать характер мотивов студентов экономических направлений к профессиональной деятельности при организации образовательного процесса.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, потребности, формирование, профессиональная деятельность, личностный потенциал, компетенции.

Для цитирования: Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза / Л.В. Зубова, Н.А. Гамова, А.Н. Гирина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №4 (227). - С. 26-32.

Zubova L. V., Gamova N. A., Girina A. N.

Orenburg state University E-mail girina-anna@ya.ru

FORMATION OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF ECONOMIC DIRECTIONS OF THE UNIVERSITY

The emergence of new production technologies put forward new requirements for a university graduate. In training, the formation of motivation for the professional activity of student training is actualized. The relevance of the phenomenon under consideration is due to the fact that motivation, acting as a conscious motivation, is a necessary factor in the volitional behavior of an individual, the basis for the professional development of an individual. To solve this problem, the authors studied the materials of theoretical and experimental research, reflected in the psychological and pedagogical literature on this topic. The content, forms and methods of motivation formation of professional activity of students of economic directions of the university have been developed. The analysis of curricula of special, economic, humanitarian and social disciplines at the university is carried out. An experimental check of the successful formation of motivation for the professional activity of students of economic directions of the university is carried out. As a result of the research, the value orientations and personal characteristics of students of economic directions, influencing the nature of motivation for professional activity, have been identified and characterized. The students' emotional-cognitive attitude to the profession has increased, the motivation associated with further professional activity has increased. The motivation for achieving success from the work performed has increased; the attractiveness of the future profession has increased. The practical significance of the study is that the results obtained will allow teachers to take into account the nature of the motives of students of economic directions to professional activity when organizing the educational process.

Key words: motivation, motives, needs, formation, professional activity, personal potential, competence.

В современной экономике потенциал развития предприятия зависит в большей степени от человеческой воли, квалификации, организационных усилий специалистов, обеспечивающих приемлемый бизнес-климат. Подготовка студентов экономических направлений должна быть направлена на формирование самостоятельных, творческих, инициативных

специалистов. При формировании мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза необходимо вырабатывать психологическую готовность пополнять свои знания, повышать квалификацию.

Анализ научных исследований показал, что в современной науке имеется богатый опыт зна-

ний, для постановки и решения данной проблемы с новых позиций.

Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и удовлетворенность профессией.

Мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения. Мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Профессиональный мотив - это осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих к профессиональной деятельности.

В исследовании профессиональная деятельность определяется нами, с одной стороны, как побуждения в мотивационной сфере и является предпосылкой для эффективного трудоустройства после окончания учебы. С другой стороны, помогает студентам успешно пополнять свои знания, выполнять поставленные учебные и творческие задачи, применить свои знания и опыт на практике. Сохранить самоконтроль, координировать работу и развивать навыки трудовой деятельности.

Для формирования мотивации профессиональной деятельности студентов на первом этапе нами были выделены экспериментальная и контрольная учебные группы студентов. На втором этапе проведен мониторинг уровня познавательного интереса к будущей профессии. На третьем - определялся уровень качества их знаний. На четвертом этапе - проведены занятия, с применением инновационного обучения у экспериментальной группы, а в контрольной группе применялось традиционное обучение. В завершении эксперимента определен уровень качества знаний в обеих группах.

Для повышения интереса к изучаемому материалу, занятия проводились в форме учебной дискуссии.

В исследовании мы использовали методику Б. Басса диагностики направленности личности на трудовую деятельность. Использование этой методики позволяет выявить, что является главным для человека и при необходимости подкорректировать свое поведение. Анализ результатов, полученных по результатам методики

диагностики направленности личности Б. Басса (рисунок 1), показывает, что:

- 53% респондента заявили, что они сосредоточены на предпринимательстве, много внимания они уделяют достижению собственных целей в интересах работы.

- 23% респондента ориентированы на себе. Все их действия направлены на достижение личного успеха.

- 24% респондента заявили, что для них важны ценности выбранной профессии. Для них важным является обшение с коллегами, участие в общей работе, команде.

Таким образом, мы выяснили, что направленность личности на профессиональную деятельность студентов экономических направлений различаются в ведущих мотивах профессиональной деятельности мотив собственного труда, мотив социальной значимости труда, мотив самоутверждения в труде, мотив профессионального мастерства.

Нами было установлено, что целенаправленная работа повысила качество подготовки бакалавров в эксперементальной группе. У обучающихся вырос интерес к будущей профессии, что способствовало активности в учебной деятельности, приобретению новых научных и профессиональных знаний и обеспечило развитие коммуникативных умений и навыков. Студенты, в ходе экспериментальной работы, могли объективно оценить личностный потенциал, раскрыть перспективы и возможности развития, реализовать средства повышения самостоятельности в учебной и вне учебной деятельности. У студентов эксперементальной группы сформировались способности применять знания и навыки полученные в ходе обучения в профессиональной деятельности, о чем говорят результаты производственной практики. Студенты научились осознавать социальную значимость своей будущей профессии, быстро реагировать на внешние условия и изменять их в нужном направлении.

В результате исследования у студентов экономических направлений вуза были сформированы мотивы: формирование компетенций будущей профессиональной деятельности, направленность на достижение высоких результатов в учебе; стать высококвалифицированным специалистом имеющим прочные знания. Было

показано, что более успешное формирование мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза обеспечивается: прохождением практики, целенаправленным воздействием при изучении дисциплин профессионального цикла.

Современный этап развития общества, связанный с появлением новых производственных технологий, выдвигает новые требования к выпускнику вуза. Главным требованием становится профессиональное становление студента. Будущий экономист должен уметь приносить прибыль, предлагать идеи, находить нетрадиционные решения вопросов и реализовывать экономически выгодные проекты. Обладать фундаментальными знаниями, умением воплотить их в производство [1].

В результате исследования мы изучили, какие требования предъявляются к результатам освоения программы бакалавриата по направлениям экономических специальностей в области высшего профессионального образования. Анализ показал, что в процессе подготовки особое значение приобретают задачи анализа (расчета) и моделирования, решение которых основано на интеграции и взаимосвязи знаний из дисциплин профессиональных циклов. В современной экономике потенциал развития региона или предприятия зависит не от географического положения, не от капитала предприятия, а в большей степени от человеческой воли, квалификации, организационных усилий специалистов, обеспечивающих приемлемый бизнес-климат. Очевидно, что подготовка в вузе студентов экономических направлений должна в первую очередь быть направлена на формирование самостоятельных, творческих, инициативных специалистов.

При отборе содержания по формированию мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза необходимо постоянно уделять внимание формированию умений широкого профиля. Вырабатывать психологическую готовность пополнять свои знания, повышать квалификацию. Воспитывать активность, творческие профессиональные способности, инициативу [3]. Современные исследования показывают, что 15% успеха в трудовой жизни происходит из-за специальных знаний и 85% от того, насколько

сформированы его практические навыки, способность общаться с сотрудниками, толерантно относиться к взгядам других людей.

Целью нашего исследования является: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий формирования мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза.

В ходе исследования данной проблемы нами решались следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории и практике.

2. Разработать содержание, формы, методы и средства обучения для формирования мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза.

3.Осуществить экспериментальную проверку условий формирования мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза.

Анализ научных исследований, а также практика работы вузов показали, что в современной науке имеется богатый опыт знаний, для постановки и решения данной проблемы с новых позиций. Практические истоки профессионально-личностного развития и профессионального самосовершенствования исследуются отечественными (А.А. Бодалёв, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, В. А. Сластёнин,) и зарубежными (К.Х. Браун, А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс) авторами. Профессиональную направленность Н.И. Крылов, Л.А. Мойсеенко, Н.В. Кузьмина, Я.Л. Коломин-ский рассматривают как готовность к действию, к деятельности, к труду. Работы А.В. Кирья-ковой, Б.П. Жизневского посвящены этапам формирования готовности к новым условиям общения и функционированию в новых группах и коллективах. П.М. Новиков, В.М. Зуев требуют такого конструирования учебно-воспитательного процесса в вузе, который обеспечивает готовность к выполнению разнообразных профессиональных обязанностей [2].

Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и удовлетворенность профессией.

Мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения.

Мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональный мотив - это осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих к профессиональной деятельности. Таким образом, формирование мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза возможно при использовании во время учебно-воспитательного процесса наличия заданий с профессиональной направленностью.

В исследовании профессиональная деятельность определяется нами, с одной стороны, как побуждения в мотивационной сфере, возможность непрерывного роста личности. Является предпосылкой для эффективного трудоустройства после окончания учебы. С другой стороны, помогает студентам успешно пополнять свои знания, выполнять поставленные учебные и творческие задачи, применить свои знания и опыт на практике. Сохранить самоконтроль, координировать работу и развивать навыки трудовой деятельности.

Для формирования мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза нами был составлен алгоритм действий, состоящий из следующих этапов: на первом этапе были выделены две учебные группы студентов - экспериментальная и контрольная. Второй этап - провели мониторинг уровня познавательного интереса к будущей профессии. Третий этап - определили уровень качества их знаний до применения эксперимента. Четвертый этап — проводили занятия, с применением инновационного обучения у экспериментальной группы, а с применением традиционного обучения у контрольной группы. Пятый этап - определили уровень качества знаний в обеих группах в конце учебного года. Шестой этап — проанализировали и представили результаты.

В процессе обучения в экспериментальной группе проводились интегративные фор-

мы занятий (лекции, семинары, консультации), комплексные межпредметные задания, связывающие профессиональные и специальные дисциплины [11]. В основу разработки инте-гративных форм занятий положены дидактические требования к таким видам занятий (для межпредметного занятия - Зверев И. Д., для интегративного занятия - Махмутов М.И., для межпредметных семинаров и конференций -Усова А. В.). Каждая форма такого занятия связана с достижением конкретных целей, направленных на формирование научных понятий.

Комплексные межпредметные задания обеспечивали организацию деятельности каждой личности по усвоению знаний, связанных с будущей профессией. Практика показала, что студенты с интересом воспринимают задания практического содержания. Они самостоятельно составляют практические задачи и показывают как должен в этой ситуации поступить будущий специалист. В этом случае процесс управления знаниями можно разделить на создание знаний, проверку знаний, представление знаний, распространение знаний и действия по применению знаний. Чтобы извлечь выгоду из знаний, студент должен быстро сбалансировать свою деятельность по управлению знаниями. В целом такой баланс требует изменений в организационной культуре, технологиях и методах [13].

При формировании мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза мы уделяли особое внимание научно-исследовательской работе, что способствовало высокой мотивации к саморазвитию и постижению нового в различных областях познания. Данная работа велась параллельно учебному процессу. Студент изначально включался в ту или иную систему связей. Научно-исследовательская работа, исследований дополняла учебный процесс. Данная работа предполагала участие в научных кружках, в предметных олимпиадах и конкурсах в коллективах или самостоятельно в качестве исполнителя; научно-практических конференциях, семинарских занятиях с докладами [1]. Решение данной проблемы по формированию мотивации профессиональной деятельности возлагалось на педагогические коллективы. Они создавали условия для участия студентов в Неделе науки; встречах с учеными, организовывали экскурсии

на предприятия; выставки достижений и изобретений; круглые столы. Для более успешного решения данной проблемы студенты готовили рефераты и сообщения, публикации и были вовлечены в другие формы работы, которые являлись основой формирования профессиональной направленности студентов вуза [12].

При учете особенностей профессиональной деятельности, а также условий, в которых велась данная работа в учебном и вне учебном процессе, у студентов экспериментальных групп экономических направлений был выявлен не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и зафиксированы новые возможности ведения бесед, овладение творческой деятельностью и поведенческими качествами личности.

В организации учебной и вне учебной деятельности мы уделяли внимание использованию полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Студенты должны научиться формировать поведение в социуме, в конкретных психологически значимых ситуациях, понимать, что качество профессиональной деятельности определяются и психологической волей специалиста. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности включала оценку рабочего процесса, личного поведения, самостоятельной работы над собой. Деятельность студента организовывали на занятиях так, чтобы обеспечить осмысленное стремление к участию в индивидуальной и совместной деятельности, навыки которой пригодятся в будущем [2]. Основное направление этой работы было направлено на приобретение информативной составляющей содержания образования, знакомство с использованием приобретаемых знаний в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Систематическое использование заданий, связанных с профессиональной деятельностью, являющихся связующей нитью между теорией и практикой, способствовало более глубокому освоению профессии, развитию интереса к профессионально значимой дисциплине [15].

Для повышения интереса к изучаемому материалу, занятия проводились в форме учебной

дискуссии. Данные занятия способствовали поиску, расширению и углублению уже известной информации, ее систематизации, эффективному вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность и личностному росту. Во время беседы преподаватель включал студентов в активную информационно-познавательную деятельность, что делает данный вид работы доступным и интересным. Студенты находили различные способы применения данных знаний в будущей профессиональной деятельности. Эта деятельность была направлена на творческое, исследовательское решение поставленных задач. А также подбор методик исследования и практические рекомендации по использованию полученного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [3].

В условиях быстро меняющихся экономических преобразований возникает острая необходимость пополнять и обновлять собственные знания. Одна из самых важных задач преподавателя - приучить студентов к самостоятельному чтению учебной и профессиональной литературы [5]. Чтение литературы по специальности, умение подготовить обзор научной литературы, характеризует уровень познавательных возможностей, профессиональный потенциал будущего специалиста. Студенты во время практических занятий делали сообщения по выбранной теме, вынесенной рабочей программой для самостоятельного изучения, устанавливали связь полученной информации с применением в практической деятельности.

При формировании мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза все зависило от того, насколько удачно смоделирована педагогическая деятельность. Для выполнения целей исследования мы использовали методику диагностики направленности личности Б. Басса на трудовую деятельность. Использование этой методики позволяет выявить, что является главным для человека и при необходимости подкорректировать свое поведение. Анализ результатов, полученных по результатам методики диагностики направленности личности Б. Басса (рисунок 1), показывает, что:

- 53% респондента заявили, что они сосредоточены на предпринимательстве, много

23%

Рисунок

внимания они уделяют достижению собственных целей в интересах работы.

- 23% респондента ориентированы на себе. Все их действия направлены на достижение личного успеха.

- 24% респондента заявили, что для них важны ценности выбранной профессии. Для них важным является об-шение с коллегами, участие в общей работе, команде.

Таким образом, мы выяснили, что направленность личности на профессиональную деятельность студентов экономических направлений (направленность на дело, на себя, на общение) различаются в ведущих мотивах профессиональной деятельности (мотив собственного труда, мотив социальной значимости труда, мотив самоутверждения в труде, мотив профессионального мастерства).

Наше исследование дает возможность шире посмотреть на проблемы подготовки специалистов экономических направлений, оценить качество работы различных звеньев вуза и дать некоторые рекомендации по формированию мотивации профессиональной деятельности на основе эмпирических исследований. На первых этапах освоения профессии помочь понять социальную значимость выбранной профессии, создать условия успешной адаптации к учебной деятельности. В течение всех лет обучения осуществлять знакомство с профессиональной деятельностью; обучать профессиональным навыкам и профессиональному поведению. Совершенствовать волевую активность в познавательной и практической деятельности.

Нами было установлено, что целенаправленная работа повысила качество подготовки бакалавров в эксперементальной группе. У обучающихся вырос интерес к будущей профессии, что способствовало активности в учебной

53%

I направленность на дело

направленность

на себя

направленность на общение

1 - Результаты методики направленности личности Б. Басса

деятельности, приобретению новых научных и профессиональных знаний и обеспечило развитие коммуникативных умений и навыков. Студенты, в ходе экспериментальной работы, могли объективно оценить личностный потенциал, раскрыть перспективы и возможности развития, реализовать средства повышения самостоятельности в учебной и вне учебной деятельности. У студентов эксперементальной группы сформировались способности применять знания и навыки полученные в ходе обучения в профессиональной деятельности, о чем говорят результаты производственной практики. Студенты научились осознавать социальную значимость своей будущей профессии, быстро реагировать на внешние условия и изменять их в нужном направлении.

В результате исследования у студентов экономических направлений вуза были сформированы мотивы: формирование компетенций будущей профессиональной деятельности, направленность на достижение высоких результатов в учебе; стать высококвалифицированным специалистом имеющим прочные знания. Было показано, что более успешное формирование мотивации профессиональной деятельности студентов экономических направлений вуза обеспечивается: прохождением практики, целенаправленным воздействием при изучении дисциплин профессионального цикла.

14.05.2020

Список литературы:

1. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2006. - 267 с.

2. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева. - М.: Изд-во Логос, 2006. - 184 с.

3. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С.Я. Батышев; под ред. А.М. Новикова. - 3-е изд., перераб. - Москва : ЭГВЕС, 2010. - 456 с.

4. Байлук, В.В. Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации: монография / В.В. Байлук. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. - 95 с.

5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Изд-во Наукова думка, 2008. - 310 с.

6. Ермолаева, Е.П. Социальные функции и стратегии реализации профессионализма в системе «человек - профессия - общество» / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2005. - №4. - С. 30-40.

7. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ критерия «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - №6. - С. 117-121.

8. Спирина, М.Л. Использование технологий интерактивного обучения в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования / М.Л. Спирина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №4 (26).

9. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 576 с.

10. Alden, B. Using student experience as a model for designing an automatic feedback system for short essays / B. Alden, N. Van Labeke, D. Field, S. Pulman, J. T. E. Richardson, D. Whitelock // International Journal of e-Assessment. - 2014. - 4(1). - Article no. 68.

11. Cowie, B. Leveraging disciplinary practices to support students' active participation in formative assessment. / B. Cowie, J. Moreland // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. - 2015. - 22. - С. 247-264. D0I:10.1080/0969594X.2015.1015960

12. Gotch, C.M. A systematic review of assessment literacy measures. / C.M. Gotch, B.F. French // Educational Measurement: Issues and Practice. - 2014. - 33. - С. 14-18. D0I:10.1111/emip.12030

13. Ganesh, D. Bhatt. Knowledge management in organizations: examining the interaction between technologies, techniques, and people / D. Bhatt. Ganesh // Journal of Knowledge Management. - 2014. - V. 5.- № 1.

14. Felder, R.M. Effective Strategies for Cooperative Learning / R.M. Felder, R. Brent // J. Cooperation & Collaboration in College Teaching. - 2010. - №10(2). - Р. 69-75.

15. Holland, J.L. Explorations of a theory of vocational choice and achievement. II. A four-year prediction study / J.L. Holland // Psychol. Rep. - 1963. - V. 12. - P. 547-594.

16. Collin A., Young R. New Directions for Theories of Career / A. Collin, R. Young // Hum. Relat. - 1986. - V. 39. - No 9. - P.837-853.

References:

1. Aseev V.G. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti i formirovanie lichnosti [Motivation of educational activity and personality formation]. M .: Education, 2006, 267 p.

2. Bakshaeva N.A. Psihologiya motivacii studentov [Psychology of student motivation]. M.: Publishing house Logos, 2006, 184 p.

3. Batyshev S.Ya., ed. by Novikova A.M. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayushchihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam [Professional pedagogy: a textbook for students enrolled in pedagogical specialties and areas]. 3rd ed., Rev. Moscow: EGVES, 2010, 456 p.

4. Bayluk V. V. Formirovanie gotovnosti budushchih specialistov v vuze k professional'noj samorealizacii: monografiya [Formation of the readiness of future specialists in the university for professional self-realization: monograph]. Ural. state ped. un-t. Yekaterinburg, 2016, 95 p.

5. Golovakha E.I. ZHiznennayaperspektiva iprofessional'noe samoopredelenie molodezhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Kiev: Naukova Dumka Publishing House, 2008, 310 p.

6. Ermolaeva E.P. Social functions and strategies for the implementation of professionalism in the system "person - profession - society". Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2005, no. 4, pp. 30-40.

7. Zhukova V.F. Psychological and pedagogical analysis of the criterion "psychological readiness". Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 2012, no. 6, pp. 117-121.

8. Spirina M.L. The use of interactive learning technologies in training bachelors of psychological and pedagogical education. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought], 2014, no. 4 (26)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N.; ed. by Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnik po discipline «Pedagogika» dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij, obuchayushchihsya po ped. special'nostyam [Pedagogy: a textbook on the discipline "Pedagogy" for students of higher education. study. institutions studying on ped. Specialties]. 8th ed., Erased. Moscow: Academy, 2008. 576 p.

10. Alden B., Van Labeke N., Field D., Pulman S., Richardson J.T.E., & Whitelock D. Using student experience as a model for designing an automatic feedback system for short essays. International Journal of e-Assessment, 2014, 4 (1), article no. 68.

11. Cowie B., & Moreland J. Leveraging disciplinary practices to support students 'active participation in formative assessment. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 2015, 22, pp. 247-264, doi: 10.1080 / 0969594X.2015.1015960

12. Gotch C.M., & French, B.F. (). A systematic review of assessment literacy measures. Educational Measurement: Issues and Practice, 2014, 33, pp. 14-18. doi: 10.1111 / emip.12030

13. Ganesh D. Bhatt. Knowledge management in organizations: examining the interaction between technologies, techniques, and people. Journal of Knowledge Management, 2014, vol. 5, no. 1.

14. Felder R.M., Brent R.Effective Strategies for Cooperative Learning. J. Cooperation & Collaboration in College Teaching, 2010, no. 10 (2), pp. 69-75.

15. Holland J.L. Explorations of a theory of vocational choice and achievement. II. A four-year prediction study. Psychol. Rep., 1963, vol. 12, pp. 547-594.

16. Collin A., Young R. New Directions for Theories of Career. Hum. Relat, 1986, vol. 39, no 9, pp. 837-853.

Сведения об авторах:

Зубова Людмила Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор

Гамова Нина Андреевна, доцент кафедры прикладной математики Оренбургского государственного

университета, кандидат педагогических наук

Гирина Анна Николаевна, ведущий инженер кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

E-mail: girina-anna@ya.ru 460018, Россия, г Оренбург, пр-т Победы,13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.