Научная статья на тему 'Формирование мотивации на здоровый образ жизни'

Формирование мотивации на здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3035
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л. Е. Чудинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации на здоровый образ жизни»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Л. Е. Чудинова, преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

Так что же такое мотивация на здоровый образ жизни?

На первый взгляд, это формирование индивидуальной системы разумного поведения человека: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек.

Забота о здоровье, его укрепление должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими образ жизни.

Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся — это создание лич-ностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой; если говорить конкретнее, то речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если нет осознанной мотивации на здоровый образ жизни.

Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном.

Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.

Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека.

Человечество жизнедействовало, учась жизне-действию исключительно на своем опыте.

На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами:

- мотивация самосохранения: человек

не совершает того или иного действия, т. к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни, например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

- мотивация подчинения этнокультурным требованиям: полезные привычки передавались из поколения в поколение в виде требований или традиций определенного этноса, например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

- мотивация получения удовольствия от здоровья: дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, т. к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение — все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формирова-

нию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой;

- мотивация возможности самосовершенствования — формулировка: здоровье помогает подняться на более высокую ступень общественной лестницы; эта мотивация весьма существенна для выпускников, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания;

- мотивация возможности маневрировать: здоровый человек может по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение, менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий;

- мотивация возможности сексуальной реализации: сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья;

- мотивация достижения максимально возможной комфортности: когда здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

В техникуме проведен ряд исследований, в которых мотивация на здоровый образ жизни рассматривается как интегративная характеристика, ядро направленности личности обучающегося на жизнедеятельность с позиции ценностей здоровья и является приоритетной целью образования.

Обучающиеся первого курса следующим образом ответили на вопросы анкеты (в %):

обучающиеся оценивают состояние своего здоровья как

- хорошее — 50,6;

- удовлетворительное — 24,6;

- затрудняются ответить — 22,2;

нужно быть здоровым

- чтобы быть сильным — 13,5;

- чтобы хорошо выглядеть — 22,2;

- чтобы быть успешным в жизни — 38,2;

обучающихся интересуют следующие темы о здоровье:

- физическая культура и спорт — 28,3;

- рациональное питание — 11,1;

- о вреде табакокурения — 24,6;

- о вреде алкоголя — 32;

- злоупотребление наркотиками — 20,9;

- половое воспитание — 7,4;

- никакие — 1;

на вопрос, помогает ли тебе техникум заботиться о здоровье, были получены ответы:

- да, помогает — 25,9;

- немного помогает — 19,7;

- совсем не помогает — 8,6;

- не знаю — 9,8.

Анализ анкет показал, что обучающиеся понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и выявил такие проблемы, как:

- отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, что не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности);

- низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у подростка не создается представление о жизненных приоритетах; слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья;

- низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения, приводит к тому, что человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности.

Только формирования установки (готовности) вести здоровый образ жизни недостаточно. Необходимо реализовать эту установку. Это одна из важнейших целей жизни обучающегося, ибо она определяет здоровое поведение на многие годы.

Здоровьесберегающие технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни.

Хочется верить, что, научившись ценить и беречь свое здоровье, обучающиеся в нашем техникуме будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду и будут твердо убеждены в неприкосновенности как собственного, так и чужого достоинства и благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.