Научная статья на тему 'Формирование мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников'

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2555
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL TRAINING / MOTIVATION / HIGH SCHOOL / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дутов Сергей Юрьевич

Рассмотрена проблема внутренней мотивации у школьников к занятиям физической культурой с точки зрения теории физического воспитания. На основе результатов анкетирования старшеклассников сформирована технология личностно-ориентированного физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дутов Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION BUILDING TO PHYSICAL TRAINING STUDIES OF SENIOR STUDENTS

The problem of schoolchildren inner motivation to physical culture lessons from through physical education is considered. On the base of the results of schoolchildren questionnaire the technology of personal-oriented physical education is based.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников»

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© Сергей Юрьевич ДУТОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, e-mail: osmanov@bk.ru

Рассмотрена проблема внутренней мотивации у школьников к занятиям физической культурой с точки зрения теории физического воспитания. На основе результатов анкетирования старшеклассников сформирована технология личностно-ориентированного физкультурного образования.

Ключевые слова: физическая культура; мотивация; старшеклассники; здоровье; здоровый образ жизни.

Формирование физической культуры человека как научно-практическая проблема требует изучения ее глубинной сущности. В теории физического воспитания уже давно сформулировано положение о необходимости разработки внутренней мотивации у школьников к физическим занятиям. При этом решающим фактором в приобщении к физической культуре должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях, потребности школьников постоянно заботится о своем здоровье [1-3].

Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность школьников обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемое им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности [4-9].

В поведении человека выделяют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях и реализуется посредством психических проявлений (ощущение, восприятие, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции и др.) Побудительная - обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием

мотивации. Понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

1) мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека, включающих следующие образования: потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления;

2) мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне, т. е. мотивирование.

С целью выявления отношения старшеклассников к физической культуре было проведено анкетирование в школах г. Тамбова среди 118 учащихся 10-11 классов, которое носило анонимный характер. В инструкции подчеркивалась важность личного мнения каждого старшеклассника и необходимость ответов, исходящих из собственных представлений, а не из общепринятых установок и пропаганды. В процессе изучения мотивационных аспектов поведения школьников нами были выделены такие базовые вопросы, как: интересно ли проходят уроки физической культуры, нравятся ли им эти уроки, нужны ли эти занятия вообще, есть ли необходимость в увеличении количества данных занятий в течение учебной недели. Качественной стороне данной проблемы также было уделено внимание: выяснялись виды спорта, наиболее интересные для старшеклассников, которыми бы они хотели заниматься во внеурочное время и какими видами спорта они в основном уже занимаются, и, кроме того, мы попытались узнать при-

чины и побудительные мотивы у школьников к занятиям физической культурой.

Результаты исследований показывают, что во всех классах более 50 % школьников не занимаются спортом или физкультурнооздоровительными занятиями во внеурочное время.

Подавляющее большинство опрошенных из числа тех, кто не занимается спортом во внеурочное время, хотели бы им заниматься (10 классы - 46,17 %; 11 классы - 48,20 %). В то же время спектр видов спорта, которым хотели бы заниматься школьники - достаточно широк. Можно отметить устойчивую тенденцию в желании заниматься легкой атлетикой и шейпингом (девушки) учеников всех исследуемых классов (10 классы - 27,12 и 54,10 %; 11 классы - 22,24 и 48,33 % соответственно). Побуждают заниматься спортом старшеклассников совершенно разные причины.

Показательно то, что подавляющее большинство школьников основными целями в занятиях физическими упражнениями видят совершенствование форм тела и улучшение состояния здоровья. В ходе обследования выявлено положительное влияние занятий физической культурой и спортом на учебную деятельность, построение межличностных отношений. Среди причин, мешающих заниматься спортом или физической культурой, учащиеся называют главной -недостаток времени (10 классы - 72,41 %; 11 классы - 72,9 %).

Проблема привлечения молодежи к спорту была актуальна всегда, но на сегодняшний день, когда рыночные отношения прослеживаются во всех областях деятельности, еще более осложнила решение этого вопроса, поэтому нас интересовало мнение старшеклассников по разрешению данной проблемы. Как свидетельствуют результаты анкетирования, многие учащиеся считают, что необходимо лучше проводить информационную работу, пропагандировать различные виды спорта через средства массовой информации и, самое главное - специализированные занятия спортом и физической культурой должны быть доступны всем и каждому. Переход физической культуры и спорта на коммерческую основу резко сокращает численность занимающихся физической культурой и спортом. Самостоятельно

многие не могут заниматься физической культурой, а тем более спортом в связи с вышеперечисленными причинами, а также по другим различным причинам (нехватка знаний в этой области, отсутствие инвентаря и т. д.).

Кроме того, в настоящее время занятия физической культурой и спортом стали дорогим удовольствием для многих занимающихся: секционные занятия в основном платные и не все родители имеют возможность оплатить такие занятия, и поэтому единственным выходом из данного положения являются регулярные посещения уроков физической культуры и участие во внеклассных спортивных мероприятиях.

Основная масса учеников оценивает свое здоровье, как хорошее (10 классы - 55,14 %; 11 классы - 61,21 %).

Одной из задач физического воспитания в школе является укрепление здоровья школьников, и от того, насколько эффективно оно организовано и проводится, зависит решение этой задачи. Большинство школьников на вопрос: «Нравятся ли Вам занятия по физической культуре?», дали положительный ответ.

В процессе анкетирования более половины старшеклассников (55,4 %) считают, что количество уроков в неделю нужно увеличить до трех раз, 20,0 % склонны к двух разовым занятиям и 24,6 % учащихся хотели бы увеличить количество уроков физической культуры до четырех раз в неделю. Кроме того, на вопрос: «Как Вы считаете, надо ли увеличить количество уроков по физической культуре?» 82,1 % опрошенных дали утвердительный ответ, что свидетельствует о том, что два занятия в неделю для старшеклассников недостаточно.

Для оценки эффективности уроков физической культуры был задан вопрос: «Что Вас не устраивает на уроках по физической культуре?» Большинство старшеклассников указали на то, что уроки физической культуры проходят неинтересно, мало выделяется времени на спортивные игры (10 классы -32,46 % и 67,54 %; 11 классы - 38,24 % и 61,76 % соответственно).

По мнению школьников, повысить привлекательность и авторитет учебной дисциплины Физическая культура могут следующие факторы (рис. 1):

- возможность заниматься любимым видом спорта - 51,4 %;

- хорошая материально-техническая база (спортивные залы, плавательный бассейн, стадион, инвентарь, оборудование) -28,6 %;

- разнообразие средств и методов тренировки - 20,0 %.

По данным анкетирования учителей физической культуры, основными недостатками организации и методики преподавания физической культуры в общеобразовательной школе являются:

- недостаточный объем двигательной активности, связанный с двумя уроками физической культуры в течение учебной недели - 54,8 %;

- слабая обеспеченность спортивной базой и инвентарем - 25,6 %;

- безразличное или негативное отношение учащихся и их родителей к предмету Физическая культура - 19,6 %.

В ходе проведенных исследований нами получены результаты, которые позволили обозначить основные, на наш взгляд, мотивационные характеристики отношения стар-

шеклассников к занятиям физической культурой и спортом. Данные нашего исследования позволяют говорить о необходимости коррекции не только программы по физической культуре для старшеклассников, но и коррекции организации и проведения различных форм физического воспитания в школе с целью повышения его эффективности. Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития обучающихся нуждается в совершенствовании, разработке и внедрении инновационных программ и технологий, вызывающих у подростков и молодежи интерес. Требуется включение в содержание программ по физической культуре нетрадиционных средств и методов: расширение внеучеб-ной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на основе создания спортивных клубов или организации спортивных секций в каждом образовательном учреждении; улучшение материально-технического обеспечения процесса физического воспитания.

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

51,40%

54,61 %

20,08 %

Возможность заниматься любимым видом спорта

Хорошая материальнотехническая база

Разнообразие средств и методов тренировки

Класс 10

Класс 11

Рис. 1. Факторы, повышающие авторитет дисциплины Физическая культура

Таким образом, для формирования мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников как учебной дисциплины, необходима актуализация педагогических воздействий на все компоненты личности школьников, ориентация на гуманистические и демократические идеалы. Подобная направленность учебного процесса определяет технологию личностно ориентированного физкультурного образования детей и подростков: обеспечивающую освоение учащимися базовых ценностей физической культуры (духовных, нравственных, интеллектуальных, информационных, двигательных). Технология личностно-ориентированного физкультурного образования включает:

- формирование у учащихся принципов и навыков здорового образа жизни;

- использование в учебном процессе различных вариантов личностно развивающих и здоровьесберегающих методик в зависимости от интересов и мотивации учащихся;

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

1. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002.

2. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура, спорт и здоровье нации: материалы Международного конгресса. СПб., 1996. С. 2533.

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002.

4. Барбашов С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000.

5. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. М., 2004.

6. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме изучения мотивационно-потребностной сферы школьников и студентов как системообразующей основы воспитания у них физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 6. С. 48-52.

7. Дутов С.Ю., Османов Э.М. Курение как вредная привычка и его профилактика средствами физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 9 (77). С. 234-239.

8. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 2004.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 11.09.2012 г.

UDC 796.011

MOTIVATION BUILDING TO PHYSICAL TRAINING STUDIES OF SENIOR STUDENTS

Sergey Yuryevich DUTOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Public Health and Health Keeping Department, e-mail: osmanov@bk.ru

The problem of schoolchildren inner motivation to physical culture lessons from through physical education is considered. On the base of the results of schoolchildren questionnaire the technology of personal-oriented physical education is based.

Key words: physical training; motivation; high school; health; healthy lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.