Научная статья на тему 'Формирование мотивации физической активности в разные периоды жизни человека'

Формирование мотивации физической активности в разные периоды жизни человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
985
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кислицын М. Н.

В статье рассмотрена одна из основных целей физической активности на всех этапах жизни человека поддержание своего физического потенциала на уровне, достаточном для успешной и эффективной жизнедеятельности во всех ее личных и общесоциальных проявлениях. Физическая активность человека через тренировку и явление адаптации обеспечивают изменение состояния организма, приобретение нового уровня физических кондиций, преобразование природы человека на этой основе и усиление роли физической культуры в процессе формирования культурных ценностей человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации физической активности в разные периоды жизни человека»

время. Итак, здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья - кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности [3].

Особое внимание в настоящее время следует уделять формированию здорового образа жизни курсантов. В частности, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Мы выяснили, что на здоровье влияют многие факторы, среди которых выделяют: правильное питание, здоровый сон, закаливание организма и др.

Существенное значение для формирования здорового образа жизни курсантов имеет режим дня. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у курсантов и слушателей в образовательном процессе отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

А А А

ЛИТЕРАТУРА

^ 1. Россия-2012 : стат. справочник / Р76 Росстат. М., 2012. 59 с.

2. mzrb.bashmed.ru.

® 3. Чешихина В. В. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой моло-

а дежи : учебное пособие. М. : Изд-во МГСУ «Союз», 2004. 250 с. а

У

cg © Бакиев Д. А.

fer © Кошевец Г. В.

и s а

у

а -с а

I

УДК 796 М* Н. КИСЛИЦЫН, преподаватель

кафедры физической подготовки Уфимского юридического института МВД России

§ ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ФИЗИЧЕСКОИ АКТИВНОСТИ

§ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье рассмотрена одна из основных целей физической активности на всех этапах жизни человека - поддержание своего физического потенциала § на уровне, достаточном для успешной и эффективной жизнедеятельности во всех ее | личных и общесоциальных проявлениях. Физическая активность человека через трени-I ровку и явление адаптации обеспечивают изменение состояния организма, приобрете-^ ние нового уровня физических кондиций, преобразование природы человека на этой ос-« нове и усиление роли физической культуры в процессе формирования культурных цен-

« ностей человечества. §

о

Ключевые слова и словосочетания: физическая активность, физические занятия, физические упражнения, мотивация.

Основы физической культуры человека закладываются в самом раннем детстве, интенсивно расширяются и углубляются в детские и юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в молодом возрасте. Поэтому главная цель управления физической активностью на первом этапе воспитания физической культуры человека, в основном совпадающем по времени с первым этапом возрастной эволюции его физического потенциала, состоит в формировании и интенсивном развитии всех компонентов физической культуры личности.

Формирование мотивов, а затем и интереса к систематическим физическим занятиям - дело весьма сложное, требующее решения многих задач, существенно отличающихся для разного возраста первых двух десятилетий жизни.

В раннем детстве закладываются в большей мере сенситивные основы будущих мотиваций физкультурной активности. Задача здесь состоит в том, чтобы дать ребенку почувствовать радость движений. Уже в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать формирование в сознании и психике комплекса представлений о необходимости, а затем и о желаемости занятий физическими упражнениями, воспитывать понимание, что ощущения бодрости, жизнерадостности, силы и ловкости - следствие физических нагрузок и, наоборот, ощущения дискомфорта, вялости, скуки - следствие их отсутствия.

В младшем школьном возрасте формирование мотивов и интереса к физической активности в большей мере должно быть связано с воспитанием ответственности ребенка за уровень своей физической подготовленности, т. е. формируется гражданская мотивация физической активности. Ответствен-

ность за результат, показанный в играх или состязаниях командой, классом, для ребенка неизмеримо более значительна, чем для взрослого. Именно в первых радостях победы или в горестях поражения на детской спортивной или игровой площадке рождается понимание своих возможностей действовать на пользу коллектива и вместе с коллективом. В этом возрасте мотивы к физической активности редко перерастают в стойкие и осознанные интересы к спортивным занятиям. Эмоциональный фактор остается ведущим для приобщения к ним, но вместе с тем привычки, способствующие систематичности занятий физическими упражнениями, уже могут быть достаточно устойчивыми.

В подростковом возрасте мотивы физической активности во многом обусловлены особенностями психики и новыми моментами, связанными со становлением характера и утверждением себя в обществе. Формирование интересов в этом возрасте определяется учителем физкультуры, родителями и товарищами, поэтому физкультурное образование и самообразование родителей, их психолого-педагогическое воспитание, профессиональная зрелость и соответствующая специальная подготовка учителей физкультуры наиболее важны для достижения целей физического воспитания детей.

Юношеский возраст - самый сложный в формировании мотивов и интересов к физической активности. Именно в этот период чаще всего происходит переоценка ценностей, в результате юноша или девушка покидает спортивную секцию или спортивную школу. Вероятно, существующие типы спортивных школ не перекрывают всех мотивов и интересов к физической активности молодежи, а уровень культурной подготовленности тренеров не по-

<ч а а

и

и ^

э"

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

зволяет им шире взглянуть на социальные функции физической активности и многообразие конкретных мотивов занятий физическими упражнениями. В этой связи становится весьма актуальным формирование новых общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и моторной подготовленности как альтернатива популярности спорта высших достижений, альтернатива не для противопоставления, а для сосуществования этих двух основных форм физкультурного воспитания молодежи.

Зрелый возраст охватывает значительный период жизни человека - от 18 до 55-60 лет. Ясно, что мотивы и интересы к физической активности существенно различны для людей молодого, среднего и старшего возраста.

Для молодых людей важным мотивом может оставаться стремление к спортивным достижениям. При этом успех в цеховых соревнованиях или ^ матчевой встрече между студентами ^ разных факультетов для личности не 3 менее значителен, чем победа спортив-а ного аса на всероссийских соревнованиях [1].

£ Многое в структуре мотиваций

физической активности меняют служба ^ юношей в рядах Вооруженных Сил, | взросление девушек, их подготовка к Л семейной жизни и материнству. Наибо-| лее существенной целью управления ■е процессом формирования мотивов и ин-^ тересов к физической активности в этом | возрасте является воспитание стремлена ния к долгосрочной физической активна ности, к поиску таких ее форм, которые Ц бы удовлетворили запросы жизни, а | также трудовой, военной, учебной дея-| тельности взрослеющего человека. ^ Для людей среднего и старшего

возраста цели физической активности ^ связаны с осознанной потребностью в а занятиях физическими упражнениями и | закаливанием. Из этого следуют и частей ные целевые установки формирования

мотиваций к систематическим к регулярным занятиям физическими упражнениями. Они сводятся к воспитанию дисциплины занятий, пониманиию личного примера аккуратности в этом отношении для младших членов семьи.

В пожилом и старческом возрасте главный мотив физической активности - поддержание удовлетворительного уровня состояния здоровья и дееспособности, а также желание не стареть раньше времени, быть способным помочь детям, стремление служить примером для молодежи, особенно для самых младших родственников - внуков и внучек.

Важную роль в физкультурном воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации как личности.

В раннем детском возрасте это элементарные знания, скорее, сведения об элементарных слагаемых физической активности: об утренней зарядке, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях так же, как и в любых других. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны осваивать знания, непосредственно связанные с физическими упражнениями, в том числе знать правила подвижных и упрощенных спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания.

Для младших школьников требования к багажу их физкультурных знаний существенно повышаются. Выполнение индивидуальных заданий учителя физкультуры, работа на школьном уроке физкультуры или в спортивной секции, самостоятельная утренняя зарядка требуют специальных знаний, умений и навыков. Поэтому учителям физкультуры, родителям необходимо заботиться о том, чтобы дети знали основные правила проведения самостоятельного тренировочного занятия, элементарные приемы контроля своего состояния, после-

довательность проведения закаливающих и гигиенических процедур.

Дети этого возраста должны уметь сохранять правильную основу, знать назначение отдельных упражнений, разбираться в устройстве и методах использования некоторых видов спортивно-тренировочного инвентаря и оборудования. Правила некоторых соревнований и игр, в том числе и спортивных, нормы этики отношений с товарищами по команде и спортивными соперниками также должны быть усвоены младшими школьниками. Дети этого возраста должны также знать отдельные интересные факты из истории спорта, высшие спортивные достижения, спортивные биографии героев российского и зарубежного спорта, примеры высокого благородства, гражданского и военного мужества и героизма выдающихся спортсменов разных периодов истории нашей страны.

Физкультурные знания подростков серьезно углубляются за счет освоения основных правил тренировки, накопления большого числа известных упражнений, знания их специального назначения и ожидаемого от их выполнения эффекта. Основные моменты организации тренировочного занятия и некоторые методические приемы обучения физическим упражнениям познаются учащимися этого возраста непосредственно на физических тренировках, школьных уроках физкультуры, физкультпаузах и рекреационных мероприятиях [2].

Среди целей управления интеллектуальным аспектом физического воспитания подростка в рамках реализации его физической активности должна быть установка на усвоение знаний о приемах самоконтроля и формирования интереса к текущей спортивной информации и специального интереса к истории какого-либо вида спорта и особенностям его развития в текущей период. Следует всячески способствовать рас-

ширению и углублению того аспекта физкультурного значения у подростков, который касается постижения нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры и спорта, воспитывает патриотические чувства.

В юношеском возрасте завершается процесс наиболее интенсивного освоения основ физкультурного знания. Для старших школьников важно иметь достаточный круг знаний в области начал теории общеразвивающей тренировки, ясно представлять себе механизм достижения тренировочного эффекта и суть законов рационального, результативного и экономного движения. Юноши и девушки должны владеть приемами изучения движений и совершенствования ключевых элементов спортивной техники, знать приемы анализа техники физических упражнений. Количество известных тренировочных упражнений должно быть достаточно велико, а методы их применения хорошо усвоены. Юноше и девушке следует самостоятельно составить программу тренировки с целью развития основных сторон своего физического потенциала. Для них не должно составлять особого труда использование новых, неизвестных ранее тренажеров после ознакомления с инструкциями и методическими указаниями. Они должны свободно владеть физкультурной и спортивной терминологией, знать текущую спортивную жизнь коллектива, города, страны, интересоваться международными спортивными событиями.

Для людей зрелого возраста наступает тот период жизни, когда как будто можно только пользоваться тем запасом физкультурных знаний, который был накоплен за десятилетия жизни. Однако ее новые условия и требования побуждают молодого и зрелого человека постоянного заботиться о расширении и углублении своей физкультурной грамотности.

<ч а а

и и

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

§

и

50

щ

<ч а а

и

и ^

э"

Для людей молодого возраста в этот период важно узнать как можно больше о профессионально-прикладной специфике своей физической активности в связи с планируемой в будущем или текущей трудовой деятельностью. Многое нужно узнать молодым людям, вступающим в третье десятилетие жизни, и о физическом воспитании в семье, о роли родителей и их задачах в организации физической активности детей. Следует подготовиться и к правильной организации своей собственной физической активности в предстоящий долгий период стационарного состояния.

Людям старшего возраста необходимо сделать акцент на уяснении правил оптимизации двигательной активности, расширении своих знаний в области тех видов спорта или физкультурных занятий, о которых известно недостаточно или вообще ничего не известно. Такая особенность формирования физкультурного знания в старшем периоде зрелого возраста связана с изменением стратегии многолетней физической подготовки в этот период в сторону усиления требований к разнообразию средств физической активности.

Особое внимание человека старшего возраста должно быть обращено на углубление морфофункционального аспекта физкультурного знания, с тем чтобы уверенно владеть методами диаг-

ностики своего физического состояния, глубоко понимать как возможности, так и ограничения в тренировке.

Одной из основных целей физической активности на всех этапах жизни человека является поддержание своего физического потенциала на уровне, достаточном для успешной и эффективной жизнедеятельности во всех ее личных и общесоциальных проявлениях [3].

Уже те полезные привычки, которые закладываются у детей в процессе их организованной в семье физической активности, во многом определяют становление черт характера и убеждений будущего взрослого человека. Привычка к определенному распорядку жизни, физической активности становится сначала основой для регулярных занятий физическими упражнениями, а затем и для упорядоченного режима жизни подростка, юноши и взрослого человека.

Физическую активность человека следует считать одним из важнейших естественных организаторов здорового образа его жизни, мощным средством воспитания здорового духа и вместе с тем нетерпимости к антикультурным и антиобщественным явлениям. Именно физическая активность может являться универсальным рычагом управления образом жизни человека.

и «

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 21-22.

2. Бельсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого // Физкультура и спорт. 1988. 208 с.

3. Виленский М. Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9-11.

© Кислицын М. Н.

X « X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.